Есть что добавить?
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru! |
|
/ Полные произведения / Кузмин М.А. / Стихотворения
Стихотворения [20/47]
Ахматова и Кузмин - Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Ахматова и
Кузмин // "Russian Literature". 1978. Vol. VI. Э 3.
Бессонов - Бессонов П.А. Калеки перехожие: Сборник стихов и
исследование. М., 1861. Вып. 1-3 (с общей нумерацией страниц).
В - журн. "Весы" (Москва).
Венский сборник - Studies in the Life and Works of Mixail Kuzmin / Ed.
by John E.Malmstad. Wien, 1989 (WSA. Sonderband 24).
ГГ-1 - Кузмин М. Глиняные голубки: Третья книга стихов / Обл. работы
А.Божерянова. СПб.: Изд. М.И.Семенова, 1914.
ГГ-2 - Кузмин М. Глиняные голубки: Третья книга стихов. Изд. 2-е / Обл.
работы Н.И.Альтмана. [Берлин]: "Петрополис", 1923.
ГЛМ - Рукописный отдел Гос. Литературного музея (Москва).
ГРМ - Сектор рукописей Гос. Русского музея (С. - Петерб.).
Дневник - Дневник М.А.Кузмина // РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 51-67а.
Дневники 1921 и 1931 гг. цитируются по названным в преамбуле публикациям, за
остальные годы - по тексту, подготовленному Н.А.Богомоловым и С.В.Шумихиным
к изданию с указанием дат записи.
ЖИ - газ. (впоследствии еженедельный журн.) "Жизнь искусства"
(Петроград - Ленинград).
Журнал ТЛХО - "Журнал театра Литературно-художественного общества" (С.
- Петерб.).
ЗР - журн. "Золотое руно" (Москва).
Изборник - Кузмин М. Стихи (1907-1917), избранные из сборников "Сети",
"Осенние озера", "Глиняные голубки" и из готовящейся к печати книги "Гонцы"
// ИМЛИ. Ф. 192. Оп. 1. Ед. хр. 4.
Избр. произв. - Кузмин М. Избранные произведения / Сост., подг. текста,
вст. ст. и комм. А.В.Лаврова и Р.Д.Тименчика. Л.: "Худож. лит.", 1990.
ИМЛИ - Рукописный отдел Института мировой литературы РАН.
ИРЛИ - Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинского Дома)
РАН.
Кузмин и русская культура - Михаил Кузмин и русская культура XX века:
Тезисы и материалы конференции 157 мая 1990 г. Л., 1990.
Лесман - Книги и рукописи в собрании М.С.Лесмана: Аннотированный
каталог. Публикации. М.: "Книга", 1989.
Лит. прил. - "Русская мысль" (Париж): Лит. прил. Э 11 к Э 3852 от 2
ноября 1990.
ЛН - Лит. наследство (с указанием тома).
Лук. - журн. "Лукоморье" (С.-Петерб. - Петроград).
Майринк - Густав Майринк. Ангел западного окна: Роман. СПб., 1992.
НЛО - журн. "Новое литературное обозрение" (Москва).
П - Кузмин М. Параболы: Стихотворения 1921 -1922. Пб.; Берлин:
"Петрополис", 1923.
Пример - Кузмин М., Князев Всеволод. Пример влюбленным: Стихи для
немногих / Украшения С.Судейкина // РГБ. Ф. 622. Карт. 3. Ед. хр. 15 (часть
рукописи, содержащая стихотворения Кузмина [без украшений, которые,
очевидно, и не были выполнены], предназначавшейся для изд-ва "Альциона";
часть рукописи со стихами Князева - РГАЛИ, арх. Г.И.Чулкова).
Ратгауз - Ратгауз М.Г. Кузмин - кинозритель // Киноведческие записки.
1992. Э 13.
РГАЛИ - Российский гос. архив литературы и искусства.
РГБ - Отдел рукописей Российской гос. библиотеки (бывш. Гос. Библиотеки
СССР им. В.И.Ленина).
РНБ - Отдел рукописей и редких книг Российской Национальной библиотеки
(бывш. Гос. Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина).
РМ - журн. "Русская мысль" (Москва).
РТ-1 - Рабочая тетрадь М.Кузмина 1907-1910 гг. // ИРЛИ. Ф. 172. Оп. 1.
Ед. хр. 321.
РТ-2 - Рабочая тетрадь М.Кузмина 1920-1928 гг. // ИРЛИ. Ф. 172. Оп. 1.
Ед. хр. 319.
Рук. 1911 - Кузмин М. Осенние озера, вторая книга стихов. 1911 // ИМЛИ.
Ф. 192. Оп. 1. Ед. хр. 5-7 (рукопись).
С-1 - Кузмин М. Сети: Первая книга стихов / Обл. работы Н.феофилактова.
М.: "Скорпион", 1908.
С-2 - Кузмин М. Сети: Первая книга стихов. Изд. 2-е / Обл. работы
А.Божерянова. Пг.: Изд. М.И.Семенова, 1915 (Кузмин М. Собр. соч. Т. 1).
С-3 - Кузмин М. Сети: Первая книга стихов. Изд. 3-е / Обл. работы
Н.И.Альтмана. Пб.; Берлин: "Петрополис", 1923.
СевЗ - журн. "Северные записки" (С.-Петерб.-Петроград).
СиМ - Богомолов Н.А. Михаил Кузмин: Статьи и материалы. М., 1995.
Списки РГАЛИ - несколько вариантов списков произведений Кузмина за
1896-1924 гг. // РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 43.
Список РТ - Список произведений Кузмина за 1920 - 1928 гг.//РТ-2
ССт - Кузмин Михаил. Собрание стихов / Вст. статьи, сост., подг. текста
и комм. Дж.Малмстада и В.Маркова. Munchen: W.Fink Verlag, 1977. Bd. III.
ст. - стих.
ст-ние - стихотворение.
Стихи-19 - Рукописная книжка "Стихотворения Михаила Кузмина, им же
переписанные в 1919 году" // РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 6.
Театр - М. Кузмин. Театр: В 4 т. (в 2-х книгах) / Сост. А.Г. Тимофеев.
Под ред. В. Маткова и Ж. Шерона. Berkly Slavic Specialties, [1994].
ЦГАЛИ С.-Петербурга - Центральный гос. архив литературы и искусства
С.-Петербурга (бывш. ЛГАЛИ).
WSA - Wiener slawistischer Almanach (Wien; с указанием тома).
ГЛИНЯНЫЕ ГОЛУБКИ
Третья книга стихов
Первое издание (ГГ-1) появилось во второй половине мая 1914 г. См.:
"Евд<окия> Ап<оллоновна Нагродская> привезла "Голубок"" (Дневник, 20 мая
1914). Печ. по ГГ-2, в некоторых частностях отличающемуся от первого
издания. На фортитуле ГГ-2 указано: "...отпечатано в Берлине <...> в <...>
мае 1923 г.". Разночтения не могут быть отброшены, т.к. есть значительная
вероятность того, что в текст автором были внесены коррективы.
244. Беловой автограф без посвящ. - Изборник. Нагродская Евдокия
Аполлоновна (1866-1930) - романистка, поэтесса, автор скандально известного
романа "Гнев Диониса". Покровительствовала Кузмину, тот в 1913-1914 гг. жил
у нее в квартире. Сюжет ст-ния восходит к апокрифическому Евангелию детства
Христова, гл. 17.
* ЧАСТЬ ПЕРВАЯ *
Веселый путь.
I. 245-257. Юркун Юрий (Иосиф) Иванович (1895-1938) - прозаик и
художник, ближайший спутник Кузмина на протяжении долгих лет, с конца 1912
г. и до самых последних лет жизни. См.: "Никак не налажусь с писаньем; самая
тесная дружба с Нагродскими, любовь к Юркуну, отъезд от Судейкиных, - вот
все, что произошло" (Дневник, 3 марта 1913). Подробнее о Юркуне см.: Письмо
Б.Пастернака Ю.Юркуну / Публ. Н.А.Богомолова // Вопросы литературы. 1981. Э
7; Художники группы "Тринадцать": Из истории художественной жизни
1920-1930-х годов. М., 1986. С. 201-202; Никольская Т.Л. Творческий путь
Ю.Юркуна // Кузмин и русская культура. Л.,. 1990. С. 101-102;
О.Н.Гильдебрандт-Арбенина. Письмо Ю.И.Юркуну. 13.02.1946 / Публ. Г.А.Морева
// Там же. С. 244-256.
1. Беловой автограф - РГАЛИ. Bel-ami - видимо, отсылка к известному
роману Г. де Мопассана "Милый друг".
2. Беловой автограф - Стихи-19. Дориан - Дориан Грей, герой романа
О.Уальда "Портрет Дориана Грея". Дорианом часто называли Юркуна за долго
сохранявшийся молодой вид. Саше - сухие духи, ароматические подушечки.
6. Беловой автограф - Стихи-19. Тот стройный пастушок - герой поэмы
Д.Бокаччо "Фьезоланские нимфы" Африка. Царица Арно - Флоренция,
расположенная на берегу реки Арно.
7. "Новая жизнь". 1914. Э 1. Беловой автограф - Изборник.
8. "Веснам. 1914. Э 2, под загл. "Разве можно?" (вероятнее всего, не
авторским). Беловой автограф - Изборник.
9. Беловой автограф - Изборник. Благая весть - точный перевод
греческого слова "Евангелие".
10. Беловой автограф - Изборник. Склоненный ангел на соборе. Имеются в
виду фигуры ангелов с факелами на Исаакиевском соборе в Петербурге.
Растоптанная смертью смерть. Отсылка к началу пасхального тропаря: "Христос
воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Ловец людей. См. в рассказе о
призвании первых апостолов: "И говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас
ловцами человеков" (Мф., 4, 19). Вдали пальба. В Петербурге во время
пасхальной заутрени одновременно с началом колокольного звона начиналась
стрельба из пушек Петропавловской крепости. Купина- см. примеч. 61-67 (6).
13. Очевидно, в ст-нии имеется в виду ситуация, обозначенная в Дневнике
20 июня 1913 г.: "Сегодня случилось нечто совершенно неожиданное. Я
расстался с Юркуном". Впрочем, расхождение оказалось недолгим.
II. 258-269. Цикл обращен к В.Г.Князеву (см. о нем примеч. 109).
1. В ст-нии описана Рига, где Кузмин был у Князева в первой половине
сентября 1912 г. Сходным образом город описан и в романе Кузмина "Плавающие
путешествующие". Страницы из Гонкура. Имеется в виду начало романа Э. де
Гонкура "Актриса" ("Актриса Фостэн"). В Дневнике зафиксировано, что Кузмин с
Князевым в Риге читали французские романы.
2. Беловой автограф - Пример (цикл "Сердце зеркальное". Э 13). Эпиграф
- из ст-ния Князева "Плененный прелестью певучей..." (первая строка которого
стала последней строкой стихотворения Кузмина). См.: Князев В. Стихи. СПб.,
1914. С. 79.
3. Беловой автограф - Пример (цикл "Зеленый доломан". Э 11). "Зеленый
доломан" (т. е. гусарский мундир) - форма 16-го гусарского Иркутского полка,
где служил Князев. Слова заключены в кавычки, т. к. нередко повторяются в
стихах как Князева, так и самого Кузмина.
4. Беловой автограф - Пример (цикл "Зеленый доломан". Э 12); РНБ, арх.
В.С.Спиридонова, с датой: 9 июля 1912 и посвящ. Вс. Князеву. Ср.: "Вечером
был у Князева. Он меня провожал и мечтал, что завтра долго будет со мною.
Ходили мирно и тихо по пустынным, милым улицам. Написал 4 стихотворения"
(Дневник, 10 июля 1912).
5. Беловые автографы - Стихи-19; РНБ, арх. В.С.Спиридонова, с датой: 23
июля <1912> и посвящ.: "Милому Всеволоду".
6. "Гиперборей". 1912. Э 2. Беловые автографы - Пример (цикл "Зеленый
доломан", Э 10); Изборник. "Коль славен наш господь в Сионе" - старинный
гимн (ел. М.М.Хераскова, муз. Д.С.Бортнянского).
7. Беловой автограф - РНБ, арх. В.С.Спиридонова. Митава (ныне Елгава,
Латвия) - город, где Кузмин и Князев были в гостях у И. фон Гюнтера (см.
примеч. 230) в сентябре 1912 г. См.: "Были в Митаве, в гостинице, где
останавливались Карамзин, Казанова и Калиостро, с чудной мебелью, старый
дом" (Дневник, 16-18 сентября 1912). Саше - см. примеч. 245-257 (2).
8. Беловой автограф - Пример (цикл "Зеленый доломан". Э 2). Был и я в
чужих краях. Имеется в виду итальянское путешествие Кузмина весной-летом
1897 г. (подробнее см.: Тимофеев А.Г. "Итальянское путешествие" Михаила
Кузмина // Памятники культуры: Новые открытия. Ежегодник 1992. М., 1993. С.
40-55). Чикчиры - гусарские штаны.
9. Беловые автографы - Пример (цикл "Зеленый доломан". Э 4); Стихи-19.
10. Беловой автограф - РГБ, арх. В.Я.Брюсова, как второе ст-ние в
неозаглавленном цикле из трех ст-ний с общим посвящ. Всеволоду Князеву и
датой: июль 1912. Эпиграф - из ст-ния 1 цикла 14-23.
11. Беловой автограф - Пример (цикл "Зеленый доломан", под загл.
"Вступление. Баллада"), с перестановкой ст. 4 и 5.
12. Беловые автографы - РГБ, арх. В.Я.Брюсова; Пример (цикл "Сердце
зеркальное", Э 2, под загл. "Сонет (акростих)". В обоих автографах ст. 11 :
"Я вдруг увидел сердце, все в крови". После ссоры с Князевым Кузмин решил
разрушить акростих, и в ГГ-1 изменил чтение ст. 11 и ст. 14 ("Зови меня! я -
твой, я - твой, я - твой!").
III. 270-276. Цикл обращен к Вс.Князеву (см. примеч. 109).
1. "Сатирикон". 1913. Э 32, под загл. "К часам, играющим "Ах, очи, очи
голубые"". Беловой автограф - Изборник. "Очи, очи голубые". Из песни на
стихи Ф.Н.Глинки "Тройка" (см.: Песни русских поэтов. Л., 1988. Т. 1. С.
312).
2. Беловые автографы - Пример (цикл "Сердце зеркальное". Э 10) и два -
в РГАЛИ (один - в книге Стихи-19). Стихотворение производило на
современников впечатление очень эротического. См. в письме заведующего
редакцией издательства М. и С. Сабашниковых М. Лукина к Кузмину,
предлагавшему включить ст-ние в первонач. вар. Изборника: "Выбор, сделанный
Вами, кажется издательству односторонним в том смысле, что стихотворения
специального рода, как "Девять родинок" и т. п., получают в сборнике
преобладание" (РГАЛИ).
4. Беловой автограф - Стихи-19.
5. Ср. ст-ние Вс. Князева "Сонет" ("Пьеро, Пьеро, - счастливый, но
Пьеро я..." - Князев В. Стихи. СПб., 1914. С. 89), а также определение
персонажа "Поэмы без героя" А.А.Ахматовой, прототипом которого в
значительной степени был Князев: "драгунский Пьеро".
6. Черновой автограф - РТ-1.
7. Зноско-Боровская Надежда Александровна - актриса, сестра
Е.А.Зноско-Боровского (см. прим. 183-192, 1), жена С.А.Ауслендера (см.
примеч. 14-23, 9). В ГГ-1 ст. 7: "Все равно ты любил другую". Следует
отметить, что, согласно Дневнику Кузмина, у Н.А.Зноско-Боровской был роман с
Ю.И.Юркуном.
IV. 277-285. 1. Беловой автограф - Изборник.
2. "Златоцвет". 1914. Э 9. Беловой автограф - РГБ, арх. В.Я.Брюсова,
как третье ст-ние в неозаглавленном цикле, посвященном В.Г.Князеву.
3. "Златоцвет". 1914. Э 5. Беловые автографы - Пример (цикл "Сердце
зеркальное". Э 12); РГБ, арх. В.Я.Брюсова, как первое ст-ние в
неозаглавленном цикле, посвященном В.Г.Князеву; РНБ, арх. В.С.Спиридонова, с
датой: 15 июля 1912 и посвящ.: "Милому Вс.Князеву". Написано вскоре после
крупной размолвки, случившейся 11 июля (Дневник).
4. Беловой автограф - Пример (цикл "Сердце зеркальное", Э 6); Изборник,
с датой: 1912.
5. Беловой автограф - РНБ. На листе внизу приписано: "Милому
Всеволоду". Память сердца. См. примеч. 24-31 (7).
6. Беловой автограф - Изборник, с датой: 1913.
7. Беловой автограф - Пример (цикл "Сердце зеркальное". Э 3).
8. Беловые автографы - Пример (цикл "Сердце зеркальное". Э 4); Изборник
(с датой: 1913).
9. Беловые автографы - Изборник (без посвящ.); РНБ, арх. А.А.Дернова,
без посвящ., с датой: 6 июня 1913. Нагродская ЕЛ. - см. примеч. 244.
Буонаротова Сивилла - одно из изображений сивилл в росписи Сикстинской
капеллы, выполненной Микельанджело Буонарроти.
V. 286-289. Юркун Юр. - см. прим. к разделу "В дороге".
1. Еще Верлен сравнивал душу с пейзажем. - Имеется в виду стихотворение
П.Верлена "Clair de lune" из сборника "Fetes galantes". Монтраше и шабли -
названия французских вин.
2. Беловой автограф - РНБ, арх. В.С.Спиридонова, под загл. "Любовь", с
посвящ. Всеволоду Князеву и датой: 16 сентября<1912>. В автографе между ст.
36 и 37:
И я хотел бы,
чтобы никто не знал,
никто, никто,
кроме Вас,
которому это известно и без моих слов,
что такова моя любовь к Вам,
хотя все лучшее во мне
через Вас,
для Вас,
для одного Вас,
без Вас не может быть.
Между ст. 45 и 46: "как коршуны Прометея". Юнонина птица - павлин.
Написано во время пребывания с Князевым в Риге, описание которого в Дневнике
завершается записью: "Всеволод нежен, предан и мил, мил, мил! <...> Господи,
благодарю тебя за все!" (18 сентября 1912).
4. Беловой автограф - Стихи-19.
* ЧАСТЬ ВТОРАЯ *
I. 290-304. 1. РМ. 1912. Э 11, без посвящ. Ст. 5 исправлен по первой
публ. и беловому автографу (в ГГ-1 и ГГ-2 - "Все так же траурны гондолы").
Беловой автограф - РГАЛИ с датой: 1912 [Август]. Беловой автограф (начиная
со ст. 20) - РГБ, арх. В.Я.Брюсова. В нем ст. 21-24:
Твои лобзанья - мне поэма,
И каждый сердца стук - сонет.
Плыви, плыви, моя трирэма:
Тебе нигде преграды нет.
Рукой Брюсова ст. 2-3 этого четверостишия исправлены:
Когда с тобою на корме мы,
- Что мне все песни прошлых лет.
Очевидно, первоначальная редакторская правка Брюсова была более
обширной. См. в письме Кузмина к Брюсову от 11 сентября 1912 г.:
"Относительно данного стихотворения: 1) я оставил бы "стесненье мер" в
фразе, вообще несколько отвлеченной. 2) если позволите, я воспользуюсь Вашим
стихом
"И ни на миг не позабудем".
Относительно "трирэмы" строфа переделана так:
Когда с тобой на корме мы,
Что мне все песни прошлых лет?!
Твои лобзанья мне - поэмы,
И каждый сердца стук - сонет.
но выбрасывать строфу жалко. Последний фиговый листок, если он
необходим, конечно, возможен, и я благодарен Вам за подсказанный так удачно
временный стих:
Все тот же я, все так же твой" (РГБ, арх. В.Я.Брюсова).
2. Беловой автограф - в альбоме А.А.Ахматовой (РГАЛИ, арх,
А.А.Ахматовой). С Ахматовой Кузмин познакомился, по всей видимости, 10 июня
1910 г., когда записал в Дневнике: "Приехали Гумилевы, она манерна, но потом
обойдется". Особенно тесно Кузмин общался с ней в начале 1912 г., когда в
феврале некоторое время жил у Гумилевых в Царском Селе. Вероятно, тогда и
было написано стихотворение, как и предисловие к первой книге Ахматовой
"Вечер". Более подробно см.: Ахматова и Кузмин. Филомела - соловей.
3. "Гиперборей". 1912. Э 2, под загл.: "Послание Ю.Ракитину". Ракшпин
Ю.Л. - см. примеч. 146-154 (6). Ужпрожилгода двадцать три я. Кузмин был в
Александрии в 1895г., когда ему шел 23-й год. Траурный левкой. В Египте
Кузмин был со своим возлюбленным, "князем Жоржем", который ер Вене, воз-
вращаясь из путешествия (см.: Кузмин и русская культура. С. 151). Каноб - см. примеч. 103-107. Вернешься счастливо в Одессу. Через Одессу пролегал наиболее удобный морской путь в Египет. Кузмин путешествовал именно этим путем.
4. Беловой автограф - РГАЛИ. Юрьев Юрий Михайлович (1872-1948) -
знаменитый актер Александрийского театра, впоследствии народный артист СССР.
20-летний юбилей его сценической деятельности праздновался 14 января 1912 г.
Калиостро Алессандро (1743-1795) и граф Сен-Жермен (ум. 1784) - знаменитые
авантюристы. Оба утверждали, что им более двух тысяч лет.
5. "Сатирикон". 1914. Э 1, под загл. "1914". Беловой автограф - РГАЛИ.
Испанская мелодрама. Возможно, имеется в виду "Поклонение кресту"
Кальдерона, поставленное В.Э.Мейерхольдом в 1910 г. на "башне" Вяч. Иванова
(в этой постановке Кузмин играл роль отца Курсио) и в Териокском театре в
1912г. Воровской роман Жиль Блаз - плутовской роман А.Р.Лесажа "История Жиль
Блаза де Сантильяны" (1715-1735). Лекок Александр Шарль (1832-1918) -
французский композитор, автор оперетт. Кузмин написал о нем статью (Кузмин
М. Условности. Пг., 1923. С. 128-129).
6. "День", бесплатное приложение к Э 350 от 25 декабря 1913 под загл.
"Волхвы и пастыри". Беловые автографы - Изборник; РГАЛИ. Ст. 1 исправлен по
автографам (в ГГ-1 и ГГ-2 - "тайноведеньем"). Возможно, нуждается в
исправлении и ст. 12 (в автографах - "смуглый Мельхиор"). Легенда о
поклонении волхвов - Мф., 2, 7-12. Имена волхвов заимствованы Кузминым из
западной традиции. Бредит царь угрозой. Имеется в виду царь Ирод. Сюжет
стихотворения связан с пьесой Кузмина "Рождество Христово. Вертеп кукольный"
(WSA. Bd. 14 / Публ. Ж.Шерона; Театр. Кн. 1), поставленной 6 января 1913 г.
в кабаре "Бродячая собака". Подробнее о постановке см.: Парнис А.Е.,
Тименчик Р.Д. Программы "Бродячей собаки" // Памятники культуры: Новые
открытия. Ежегодник 1983. Л., 1985. С. 203-204.
7. Беловые автографы - РНБ, арх. В.С.Спиридонова, с датой: 16 сентября
1912 и посвящ.: "Милому Всеволоду"; РГАЛИ, без посвящ. и с зачеркнутым
обозначением дня и месяца. См. примеч. 2 к циклу 286-289.
8. "Гиперборей". 1913. Э 9/10, с существенными пунктуационными
отличиями в ст. 7: "Трудиться? - я не полководец" (аналогично - в ст. 9 и
10) и ст. 13: "Любовь! единая отрада". Ракитин Ю.Л. - см. примеч. 146-154
(6). Дым отечества... мне сладок. Парафраз стиха из "Горя от ума"
А.С.Грибоедова: "И дым отечества нам сладок и приятен", являющегося, в свою
очередь, вариантом стиха Г.Р.Державина "Отечества и дым нам сладок и
приятен" (из ст-ния "Арфа"). Об этом выражении в широком историческом
контексте см.: Ерофеева Н.Н. О культурной толще крылатого выражения "Дым
отечества - сладок" // Диалог культур: Материалы научной конференции
"Випперовские чтения - 1992".М., 1994. С. 77-87. Лукреция - героиня
римской истории (VI в. до н.э.). Обесчещенная, она закололась, призвав перед
этим к мести.
9. "Огонек". 1914. Э 12, без посвящ.. Панье - фижмы. Маркиз - см.
ст-ния 32-40.
10. Беловой автограф - РГАЛИ с датой: [20 августа] 1912. Посвящение
зачеркнуто карандашом. Картина С.Ю.Судейкина "Балет" (1910) хранится в Гос.
Русском музее (воспроизведена: Коган Д. Сергей Юрьевич Судейкин. М., 1974.
С. 50).
11. Беловой автограф - Изборник. Возможно, имеется в виду картина
"Гулянье" (1906, Гос. Третьяковская галерея; воспроизведена: Коган Д. Цит.
соч. С. 14). Ансельмы. Отсылка к имени героя повести Э.Т.А.Гофмана "Золотой
горшок".
12. Проталина. СПб., 1907, под загл. "Пугачев". После ст. 21 в
альманахе следовало:
Плывут, плывут молодчики,
Не живые, мертвые,
Плывут-колыхаются
По реке вниз по Яику.
В списке РГАЛИ ст-ние (вероятно, в музыкальном варианте) отнесено к
октябрю 1900 г. Беловой автограф - РГАЛИ. Сюжет построен на рассказе
А.С.Пушкина в "Истории Пугачевского бунта": "В Озерной старая казачка каждый
день бродила над Яиком, клюкою пригребая к берегу плывущие трупы и
приговаривая: Не ты ли, мое детище? не ты ли, мой Степушка? не твои ли
черные кудри свежа вода моет? и видя лицо незнакомое, тихо отталкивала труп"
(Пушкин А.С. Поли. собр. соч.: В 16 т. М., 1950. Т. 9. Ч. 1. С. 51).
14. Беловой автограф - Изборник. "Слова в вышних" - первые слова
Великого славословия: "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех
благоволение" (поется во время утрени, после слов священника: "Слава Тебе,
показавшему нам свет").
15. Беловые автографы - Изборник, РГАЛИ. Замятнина Мария Михайловна
(1862-1919) - друг и домоправительница Вяч. Иванова, заботившаяся и о быте
Кузмина. Ст-ние написано ко дню ее именин. Мария-Египтянка (Мария
Египетская, кон. V-VI в.) была блудницей в Александрии, потом отправилась с
паломниками в Иерусалим, где не смогла по своим грехам войти во храм. После
этого она покаялась и провела 47 лет в пустыне. Зосима - отшельник, укрывший
Марию своей милотью (овчиной).
II. 305-307. Весь цикл - СевЗ. 1914, январь. Бисерные кошельки - один
из постоянных мотивов в творчестве Кузмина (см. ст-ние 1, рассказ "Набег на
Барсуковку"). Чтение этого цикла входило в постоянный репертуар
О.А.Глебовой-Судейкиной.
1. Беловой автограф - РНБ, арх. В.С.Спиридонова, под загл. "Верная", с
датой: 2 сентября <1912>. См. в Дневнике за это число: "Стихи писали вместе
<с В.Г.Князевым:"". Мой корнет. В "Поэме без героя" А.А.Ахматовой, где
использованы рассказы близко знавшей Князева О.А.Глебовой-Судейкиной, он
назван "драгунский корнет", хотя реально до этого чина и не дослужился.
Малиновый, зеленый, желтый - цвета Князева. Полоской этих цветов украшена
обложка посмертного сборника его стихов.
2. Беловой автограф - РНБ, арх. В.С.Спиридонова, под загл. "Ревнивая",
с датой: сентябрь 1912. Геридон - столик с одной ножкой.
3. Беловой автограф - РГАЛИ, под загл. "Бисерный кошелек". Беловой
автограф последних трех строф - Гос. архив Ярославской области, арх.
К.Ф.Некрасова (сообщено А.Г.Тимофеевым со ссылкой на сотрудницу архива
И.В.Ваганову). Ст-ние (или весь цикл), очевидно, предназначалось для
планировавшегося изд-вом К.Ф.Некрасова альманаха "Старые усадьбы" (см.:
Книгоиздательство К.Ф.Некрасова и русские писатели начала XX века / Публ.
И.Вагановой // Российский архив. М., 1994. Вып. V. С. 458). Ст. 3 нами
исправлен по журнальному тексту (в ГГ-1 и ГГ-2 - "дамы"). В ст-нии,
очевидно, отразились отношения между родителями Кузмина (см.: Кузмин и
русская культура. С. 147). Сохнуть по косе - т.е. по девичеству. Перед
замужеством косу расплетали.
III. 308-315. Восстанавливаем огласовку ("Песеньки") заглавия раздела
по ГГ-1 (в ГГ-2 - "Песенки) в соответствии со стабильным написанием Кузмина.
1. Беловые автографы - РГАЛИ; РНБ, арх. В.С.Спиридонова, с датой: 23
июля 1912 и посвящ.: "Моему Всеволоду".
3. Беловые автографы - Пример (цикл "Сердце зеркальное", Э 8); РГАЛИ с
датой: [И июля] 1912; РНБ, арх. В.С.Спиридонова, с той же датой. В этот
день, согласно Дневнику, между Кузминым и Князевым была сильная ссора.
4. Беловой автограф - Пример (цикл "Сердце зеркальное". Э 1); РГАЛИ, с
датой: [10 июля] 1912; РНБ, арх. В.С.Спиридонова, с той же датой (не
зачеркнута). См. примеч. 258-269 (6).
5. Два беловых автографа - РГАЛИ, с датой: 13 сентября 1911. В Дневнике
за этот день зафиксировано "увлечение Сабининым" (певцом, исполнявшим
песенки Кузмина).
6. "Сатирикон". 1913. Э 35.
7. Там же. Зюлейка - см. примеч. 200-229 (19).
* ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ *
316. Беловой автограф (без отрывков 1-5, 7 и 10-11 главы третьей,
частично - расклейка) - РГАЛИ. Черновые автографы отрывков из частей (так
они обозначены в оригинале) II и III (с первоначальным, впоследствии
зачеркнутым посвящ. С.С.Познякову) - РТ-1. Черновые автографы отрывков 3-5
гл. II - собр. М.С.Лесмана (см.: Лесман. С. 302). Черновой автограф гл. III
и IV - РГАЛИ. Первое упоминание о поэме в Дневнике - 1 июня 1908 г.: "Кончил
первую часть "Ролла" плана" потом 22 июня, 7 августа 1 908, 20 и 24 августа,
23 сентября, 2 ноября 1909 г. Для истории текста существенны дневниковые
записи Вяч. Иванова: "Кузмин рассказывал, что думает представить в 6-й и 7-й
частях Rolla, который очень меня занимает. Я ему дал в общих чертах сюжет
4-й и 5-й части, а потом требовал еще продолжения - до 7 части. Что он
задумал, нежно и изящно; но, б<ыть> м<ожет>, опасно (и даже не наверно ли?),
поскольку может содержать намек на мои мистические искания и, как он, б<ыть>
м<ожет>, подозревает, увлечение и разочарование" (Иванов Вячеслав. Собр.
соч. Брюссель, 1974. Т. II. С. 783; запись от 5 августа 1909). И далее, 22
августа: "Этот <Кузмин> пишет Ролла; мы обсуждали каждое стихотворение,
которое потом иногда изменяется" (Там же. С. 794) и 2 сентября: "К<узмин>
кончил 3-ю часть "Rolla". <...> я бы хотел видеть "Rolla" в издании "Ор""
(Там же. С. 799). Следует отметить также запись от 14 августа, отнесенность
которой к точному месту поэмы трудно определить: "С Кузминым ссорюсь, бракуя
новый Э из Rolla, монолог венецианки, и прекословя его планам. Но, кажется,
вырабатывается согласие" (Там же. С. 789).
Поэма публиковалась отдельными отрывками: глава I, 1 : "Весна". 1908.
Э4; 2 - "Весна". 1908. Э 5, подзагл. (вероятно, не принадлежащим Кузмину)
"Поцелуй"; 4 - А. 1909. Э 3 (с иллюстрациями В.П.Белкина, любовника
Кузмина), а также - "Весна". 1909. Э 16, под загл. "Собор" (вероятно,
Кузмину не принадлежащим); 6 - А. 1909. Э 3 и - "Весна". 1909. Э 17. Глава
II, 1 - "Межа". 1908, 20 октября; 4 - А. 1909. Э 3; 6 - "Весна". 1909. Э 13;
7 - "Весна". 1908. Э 12. Глава III, 2 - А. 1909. Э 3; 7 - Там же; 11 - Там
же. Глава IV, 1-2, 4-6 - Литературный альманах. СПб., 1912 (второе изд. -
1914); 3 - "Дэнди". 1910. Э 2.
"Ролла" - поэма Альфреда де Мюссе. В дальнейших комментариях к поэме
римской цифрой обозначается глава, арабской - отрывок.
I, 1. Веспер - Венера.
I, 2. Дездемона, Разина - героини опер Дж.Россини "Отелло" и
"Севильский цирюльник" (опера "Отелло" есть также у Дж.Верди, и не
исключено, что в виду имеется она). Песня о печальной иве - из оперы
"Отелло". Письмо... Альмавиве - из "Севильского цирюльника".
II, 2. Голконда - легендарная страна несметных сокровищ.
II, 4. В А разночтение в ст. 18: "Беглый блеск трепещущих зарниц" (так
же в расклейке, входящей в состав автографа РГАЛИ). В тексте книги,
возможно, ошибка наборщика.
II, 5. В ГГ-1 ст. 4: "Срок жгучий меж тем зрел", ст. 14: "Лепет
невинный - твоя речь".
III, 1. Беловой автограф с датой: 6 марта 1910 - ИРЛИ (указано
А.Г.Тимофеевым). Ст. 17 и 19 исправлены, исходя из общего ритма. В ГГ-1 и
ГГ-2 конечные слова в них - "тяжелой" и "гондолой". Колокольня Маркова -
базилика Сан-Марко в Венеции.
III, 2. "Севильский брадобрей" - опера Дж. Россини "Севильский
цирюльник".
IV, 2. Локуста (Лукуста, ум. 68) - римская отравительница, служившая
Агриппине и Нерону. Казнена Гальбой.
IV, 3. В журнале и беловом автографе ст. 30: "Мне голос слышался иной".
IV, 5. Редова - богемский танец. Де Местр, Жозеф - гр. Ж. де Местр
(1753-1821), известный французский публицист, автор книги "О папе" (1819).
IV, 6. Ст. 16 исправлен по первой публ. В ГГ-1 и ГГ-2 он выглядел: "Но
я - уж не борец любовной рати".
Вожатый
----------------------------------------------------------------------------
Случится все, что предназначено,
Вожатый нас ведет.
М. К<узмин>
I
317-325. ПЛОД ЗРЕЕТ
1
Мы в слепоте как будто не знаем,
Как тот родник, что бьется в нас, -
Божественно неисчерпаем,
Свежей и нежнее каждый раз.
Печалью взвившись, спадает весельем...
[ 1 ]
[ 2 ]
[ 3 ]
[ 4 ]
[ 5 ]
[ 6 ]
[ 7 ]
[ 8 ]
[ 9 ]
[ 10 ]
[ 11 ]
[ 12 ]
[ 13 ]
[ 14 ]
[ 15 ]
[ 16 ]
[ 17 ]
[ 18 ]
[ 19 ]
[ 20 ]
[ 21 ]
[ 22 ]
[ 23 ]
[ 24 ]
[ 25 ]
[ 26 ]
[ 27 ]
[ 28 ]
[ 29 ]
[ 30 ]
[ 31 ]
[ 32 ]
[ 33 ]
[ 34 ]
[ 35 ]
[ 36 ]
[ 37 ]
[ 38 ]
[ 39 ]
[ 40 ]
[ 41 ]
[ 42 ]
[ 43 ]
[ 44 ]
[ 45 ]
[ 46 ]
[ 47 ]
/ Полные произведения / Кузмин М.А. / Стихотворения
|
|