Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Кузмин М.А. / Стихотворения

Стихотворения [13/47]

  Скачать полное произведение

    Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1990 год. СПб., 1993;
    Материалы М.А.Кузмина в Рукописном отделе Пушкинского Дома (Некоторые
    дополнения) // Ежегодник... на 1991 год. СПб., 1994), ИМЛИ, РНБ, ГАМ, РГБ,
    ГРМ, Музея А.А.Ахматовой в Фонтанном Доме (С.-Петербург), а также в ряде
    личных собраний, доступных нам лишь частично. Полное выявление автографов
    Кузмина является делом будущего, и настоящий сборник не может претендовать
    на исчерпывающую полноту как подбора текстов (по условиям издания тексты, не
    включенные в авторские сборники, представлены весьма выборочно), так и учета
    их вариантов. В соответствии с принципами "Библиотеки поэта" ссылки на
    архивные материалы даются сокращенно: в случаях, если автограф хранится в
    личном фонде Кузмина (РГАЛИ, Ф. 232; РНБ, Ф. 400; ИМЛИ, Ф. 192; ГЛМ, Ф.
    111), указывается лишь название архива; в остальных случаях указывается
    название архива и фамилия фондообразователя или название фонда.
     На протяжении многих лет, с 1929 и до середины 1970-х годов, ни поэзия,
    ни проза Кузмина не издавались ни в СССР, ни на Западе, если не считать
    появившихся в начале 1970-х годов репринтных воспроизведений прижизненных
    книг (ныне они довольно многочисленны и нами не учитываются), а также
    небольших подборок в разного рода хрестоматиях или антологиях и отдельных
    публикаций единичных стихотворений, ранее не печатавшихся.
     В 1977 г. в Мюнхене было издано "Собрание стихов" Кузмина под редакцией
    Дж.Малмстада и В.Маркова, где первые два тома представляют собою
    фотомеханическое воспроизведение прижизненных поэтических сборников (в том
    числе "Курантов любви", "Вторника Мэри" и "Леска"; "Занавешенные картинки"
    воспроизведены без эротических иллюстраций В.А.Милашевского), а третий (ССт)
    состоит из чрезвычайно содержательных статей редакторов, большой подборки
    стихотворений, не входивших в прижизненные книги (в том числе текстов к
    музыке, стихов из прозаических произведений, переводов и коллективного),
    пьесы "Смерть Нерона" и театрально-музыкальной сюиты "Прогулки Гуля" (с
    музыкой А.И.Канкаровича под названием "Че-пу-ха (Прогулки Гуля)" была
    исполнена в 1929 г. в Ленинградской Академической капелле. См.: "Рабочий и
    театр". 1929. Э 14/15), а также примечаний ко всем трем томам (дополнения и
    исправления замеченных ошибок были изданы отдельным приложением подзагл.
    "Addenda et errata", перечень необходимых исправлений вошел также в Венский
    сборник).
     Названное издание является, бесспорно, наиболее ценным из
    осуществленных в мире до настоящего времени как по количеству включенных в
    него произведении, так и по качеству комментариев, раскрывающих многие
    подтексты стихов Кузмина. Однако оно не лишено и отдельных недостатков,
    вызванных обстоятельствами, в которых оно готовилось: составители не имели
    возможности обращаться к материалам советских государственных архивов,
    бывшие в их распоряжении копии ряда неизданных стихотворений являлись
    дефектными, по техническим причинам оказалось невозможным внести необходимую
    правку непосредственно в текст стихотворений и т.п. Ряд стихотворений
    остался составителям недоступным.
     Из изданий, вышедших на родине Кузмина до 1994 г. включительно,
    серьезный научный интерес имеют прежде всего "Избранные произведения" (Л.,
    1990) под редакцией А.В.Лаврова и Р.Д.Тименчика, представляющие творчество
    Кузмина далеко не полно, но оснащенные в высшей степени ценным комментарием;
    в частности, особый интерес вызывают обзоры критических откликов на
    появление книг поэта, которые из соображении экономии места в предлагаемом
    томе не могут быть представлены. Добросовестно откомментирован е оминав-
    шийся нами сборник "Арена" под редакцией А.Г.Тимофеева, хотя его композиция не может быть, с нашей точки зрения, принята в качестве удовлетворительной. Книги, вышедшие под редакцией С.С.Куняева (Ярославль, 1989; иной вариант - М., 1990) и Е.В.Ермиловой (М., 1989), научной ценностью не обладают (см. рецензию Л.Селезнева // "Вопросы литературы". 1990. Э 6).
     Настоящее издание состоит из двух больших частей. В первую, условно
    называемую "Основным собранием", вошли прижизненные поэтические сборники
    Кузмина, с полным сохранением их состава и композиции, графического
    оформления текстов, датировок и прочих особенностей, о чем подробно сказано
    в преамбулах к соответствующим разделам. Во вторую часть включены избранные
    стихотворения, не входившие в авторские сборники. При составлении этого
    раздела отдавалось предпочтение стихотворениям завершенным и представляющим
    определенные этапы творчества Кузмина. Более полно представлено
    послеоктябрьское творчество поэта.
     Обращение к рукописям Кузмина показывает, что для его творческой
    практики была характерна минимальная работа над рукописями: в черновых
    автографах правка незначительна, а последний ее слой практически совпадает с
    печатными редакциями. Это дает возможность отказаться от традиционного для
    "Библиотеки поэта" раздела "Другие редакции и варианты" и учесть их
    непосредственно в примечаниях. При этом варианты фиксируются лишь в тех
    случаях, когда они представляют значительный объем текста (как правило, 4
    строки и более), или намечают возможность решительного изменения хода
    поэтической мысли, или могут свидетельствовать о возможных дефектах
    основного текста. Следует отметить, что далеко не всегда функция автографа -
    беловой или черновой - очевидна. В тех случаях, которые невозможно разрешить
    однозначно, мы пользуемся просто словом "автограф".
     В тексте основного собрания сохранена датировка стихотворений,
    принадлежащая самому Кузмину, со всеми ее особенностями, прежде всего -
    часто применяемыми поэтом общими датировками для целого ряда стихотворений,
    а также заведомо неверными датами, которые могут обладать каким-либо особым
    смыслом (как правило, в списках своих стихотворений Кузмин обозначает даты
    весьма точно, что говорит о его внимании к этому элементу текста).
    Исправления и дополнения к авторским датировкам вынесены в примечания. Лишь
    в нескольких случаях в текст внесены датировки, намеренно опущенные самим
    автором (чаще всего - при включении в книгу стихотворений, написанных
    задолго до ее издания); такие даты заключаются в квадратные скобки. В
    разделе "Стихотворения, не вошедшие в прижизненные сборники", произведения
    датировались на основании: 1) дат, проставленных самим автором в печатных
    изданиях или автографах; 2) различных авторских списков произведений; 3)
    археографических признаков или разного рода косвенных свидетельств; 4)
    первых публикаций. В двух последних случаях даты заключаются в ломаные
    скобки; во всех случаях, кроме первого, обоснование датировки приводится в
    примечаниях. Даты, между которыми стоит тире, означают время, не раньше и не
    позже которого писалось стихотворение или цикл.
     Орфография текстов безоговорочно приведена к современной, за
    исключением тех немногих случаев, когда исправление могло войти в
    противоречие со звучанием или смыслом стиха. Кузмин постоянно писал названия
    месяцев с прописных букв - нами они заменены на строчные. В то же время в
    текстах поздних книг Кузмина слова "Бог", "Господь" и др., печатавшиеся по
    цензурным (а нередко и автоцензурным, т. к. такое написание встречается и в
    рукописях) соображениям со строчной буквы, печатаются с прописной, как во
    всех прочих текстах. Пунктуация Кузмина не была устоявшейся, она сбивчива и
    противоречива. Поэтому мы сочли необходимым в основном привести ее к
    современным нормам, оставив без изменения в тех местах, где можно было
    подозревать определенно выраженную авторскую волю, или там, где однозначно
    толковать тот или иной знак препинания невозможно.
     Примечания содержат следующие сведения: указывается первая публикация
    (в единичных случаях, когда стихотворение практически одновременно
    печаталось в нескольких изданиях, - через двойной дефис указываются эти
    публикации; если впервые стихотворение было опубликовано в книге,
    воспроизводимой в данном разделе, ее название не повторяется). В тех
    случаях, когда стихотворение печатается не по источнику, указанному в
    преамбуле к сборнику, или не по опубликованному тексту, употребляется
    формула: "Печ. по ...". Далее приводятся существенные варианты печатных
    изданий и автографов, дается реальный комментарий (ввиду очень большого
    количества реалий разного рода, встречающихся в текстах, не комментируются
    слова и имена, которые могут быть отысканы читателем в "Большом (Советском)
    энциклопедическом словаре" и в "Мифологическом словаре", М., 1990), а также
    излагаются сведения, позволяющие полнее понять творческую историю
    стихотворения и его смысловую структуру. При этом особое внимание уделено
    информации, восходящей к до сих пор не опубликованным дневникам Кузмина и
    его переписке с Г.В.Чичериным, тоже лишь в незначительной степени введенной
    в научный оборот. При этом даже опубликованные в различных изданиях отрывки
    из этих материалов цитируются по автографам или по текстам, подготовленным к
    печати, дабы не загромождать комментарий излишними отсылками. Для
    библиографической полноты следует указать, что отрывки из дневника Кузмина
    печатались Ж.Шероном (WSA. Bd. 17), К.Н.Суворовой (ЛН. Т. 92. Кн. 2) и
    С.В.Шумихиным (Кузмин и русская культура. С. 146-155). Текст дневника 1921
    года опубликован Н.А.Богомоловым и С.В.Шумихиным (Минувшее: Исторический
    альманах. [Paris, 1991]. Вып. 12; М., 1993. Вып. 13), текст дневника 1931
    года - С.В.Шумихиным (НЛО. 1994. Э 7), дневник 1934 года - Г.А.Моревым
    (М.Кузмин. Дневник 1934 года. СПб., 1998). Обширные извлечения из писем
    Кузмина к Чичерину приводятся в биографии Кузмина (Богомолов Н.А., Малмстад
    Дж.Э. Михаил Кузмин: Искусство, жизнь, эпоха. М., 1996). Две подборки писем
    опубликованы А.Г.Тимофеевым ("Итальянское путешествие" Михаила Кузмина //
    Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1992. М., 1993; "Совсем
    другое, новое солнце...": Михаил Кузмин в Ревеле // "Звезда". 1997. Э 2),
    фрагменты двусторонней переписки опубликованы С.Чимишкян ("Cahiers du Monde
    Russe et sovietique". 1974. T. XV. Э 1/2).
     Особую сложность представляло выявление историко-культурных и
    литературных подтекстов стихотворений Кузмина. Как показывает
    исследовательская практика, в ряде случаев они не могут быть трактованы
    однозначно и оказываются возможными различные вполне убедительные
    интерпретации одного и того же текста, основанные на обращении к реальным и
    потенциальным его источникам. Большая работа, проделанная
    составителями-редакторами ССт и Избр. произв., не может быть признана
    исчерпывающей. В данном издании, в связи с ограниченностью общего объема
    книги и, соответственно/комментария, указаны лишь те трактовки ассоциативных
    ходов Кузмина, которые представлялись безусловно убедительными; тем самым
    неминуемо оставлен без прояснения ряд "темных" мест. По мнению комментатора,
    дальнейшая интерпретация различных текстов Кузмина, особенно относящихся к
    1920-м годам, может быть осуществлена только коллективными, усилиями ученых.
     При составлении примечаний нами учтены опубликованные комментарии
    А.В.Лаврова, Дж.Малмстада, В.Ф.Маркова, Р.Д.Тименчика и А.Г.Тимофеева. В тех
    случаях, когда использовались комментарии других авторов или же
    опубликованные в других изданиях разыскания уже названных комментаторов, это
    оговаривается особо.
     Редакция серии приносит благодарность А.М.Луценко за предоставление им
    ряда уникальных материалов (автографов и надписей Кузмина на книгах),
    использованных в данном издании. Редакция благодарит также Музей Анны
    Ахматовой в Фонтанном Доме за помощь, оказанную при иллюстрировании
    настоящего издания впервые публикуемыми материалами из фонда Музея и его
    библиотеки.
     Составитель приносит свою глубокую благодарность людям,
    способствовавшим ему в поиске и предоставившим возможность получить
    материалы для издания: С.И.Богатыревой, Г.М.Гавриловой, Н.В.Котрелеву,
    А.В.Лаврову, Е.Ю.Литвин, Г.А.Мореву, М.М.Павловой, А.Е.Парнису, В.Н.Сажину,
    М.В.Толмачеву, Л.М.Турчинскому. Особая благодарность - АТ.Тимофееву,
    рецензировавшему рукопись книги и высказавшему ряд важных замечаний.
     Список условных сокращений
     А - журн. "Аполлон" (С.-Петерб.-Петроград).
     Абр. - альм. "Абраксас". Вып. 1 и 2 - 1922. Вып. 3 - 1923 (Петроград).
     АЛ - собр. А.М.Луценко (С. - Петерб.).
     Арена - Кузмин М. Арена: Избранные стихотворения / Вст. ст., сост.,
    подг. текста и комм. А.Г.Тимофеева. СПб.: "СевероЗапад", 1994.
     Ахматова и Кузмин - Тименчик Р.Д., Топоров В.Н., Цивьян Т.В. Ахматова и
    Кузмин // "Russian Literature". 1978. Vol. VI. Э 3.
     Бессонов - Бессонов П.А. Калеки перехожие: Сборник стихов и
    исследование. М., 1861. Вып. 1-3 (с общей нумерацией страниц).
     В - журн. "Весы" (Москва).
     Венский сборник - Studies in the Life and Works of Mixail Kuzmin / Ed.
    by John E.Malmstad. Wien, 1989 (WSA. Sonderband 24).
     ГГ-1 - Кузмин М. Глиняные голубки: Третья книга стихов / Обл. работы
    А.Божерянова. СПб.: Изд. М.И.Семенова, 1914.
     ГГ-2 - Кузмин М. Глиняные голубки: Третья книга стихов. Изд. 2-е / Обл.
    работы Н.И.Альтмана. [Берлин]: "Петрополис", 1923.
     ГЛМ - Рукописный отдел Гос. Литературного музея (Москва).
     ГРМ - Сектор рукописей Гос. Русского музея (С. - Петерб.).
     Дневник - Дневник М.А.Кузмина // РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 51-67а.
    Дневники 1921 и 1931 гг. цитируются по названным в преамбуле публикациям, за
    остальные годы - по тексту, подготовленному Н.А.Богомоловым и С.В.Шумихиным
    к изданию с указанием дат записи.
     ЖИ - газ. (впоследствии еженедельный журн.) "Жизнь искусства"
    (Петроград - Ленинград).
     Журнал ТЛХО - "Журнал театра Литературно-художественного общества" (С.
    - Петерб.).
     ЗР - журн. "Золотое руно" (Москва).
     Изборник - Кузмин М. Стихи (1907-1917), избранные из сборников "Сети",
    "Осенние озера", "Глиняные голубки" и из готовящейся к печати книги "Гонцы"
    // ИМЛИ. Ф. 192. Оп. 1. Ед. хр. 4.
     Избр. произв. - Кузмин М. Избранные произведения / Сост., подг. текста,
    вст. ст. и комм. А.В.Лаврова и Р.Д.Тименчика. Л.: "Худож. лит.", 1990.
     ИМЛИ - Рукописный отдел Института мировой литературы РАН.
     ИРЛИ - Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинского Дома)
    РАН.
     Кузмин и русская культура - Михаил Кузмин и русская культура XX века:
    Тезисы и материалы конференции 157 мая 1990 г. Л., 1990.
     Лесман - Книги и рукописи в собрании М.С.Лесмана: Аннотированный
    каталог. Публикации. М.: "Книга", 1989.
     Лит. прил. - "Русская мысль" (Париж): Лит. прил. Э 11 к Э 3852 от 2
    ноября 1990.
     ЛН - Лит. наследство (с указанием тома).
     Лук. - журн. "Лукоморье" (С.-Петерб. - Петроград).
     Майринк - Густав Майринк. Ангел западного окна: Роман. СПб., 1992.
     НЛО - журн. "Новое литературное обозрение" (Москва).
     П - Кузмин М. Параболы: Стихотворения 1921 -1922. Пб.; Берлин:
    "Петрополис", 1923.
     Пример - Кузмин М., Князев Всеволод. Пример влюбленным: Стихи для
    немногих / Украшения С.Судейкина // РГБ. Ф. 622. Карт. 3. Ед. хр. 15 (часть
    рукописи, содержащая стихотворения Кузмина [без украшений, которые,
    очевидно, и не были выполнены], предназначавшейся для изд-ва "Альциона";
    часть рукописи со стихами Князева - РГАЛИ, арх. Г.И.Чулкова).
     Ратгауз - Ратгауз М.Г. Кузмин - кинозритель // Киноведческие записки.
    1992. Э 13.
     РГАЛИ - Российский гос. архив литературы и искусства.
     РГБ - Отдел рукописей Российской гос. библиотеки (бывш. Гос. Библиотеки
    СССР им. В.И.Ленина).
     РНБ - Отдел рукописей и редких книг Российской Национальной библиотеки
    (бывш. Гос. Публичной библиотеки им. М.Е.Салтыкова-Щедрина).
     РМ - журн. "Русская мысль" (Москва).
     РТ-1 - Рабочая тетрадь М.Кузмина 1907-1910 гг. // ИРЛИ. Ф. 172. Оп. 1.
    Ед. хр. 321.
     РТ-2 - Рабочая тетрадь М.Кузмина 1920-1928 гг. // ИРЛИ. Ф. 172. Оп. 1.
    Ед. хр. 319.
     Рук. 1911 - Кузмин М. Осенние озера, вторая книга стихов. 1911 // ИМЛИ.
    Ф. 192. Оп. 1. Ед. хр. 5-7 (рукопись).
     С-1 - Кузмин М. Сети: Первая книга стихов / Обл. работы Н.феофилактова.
    М.: "Скорпион", 1908.
     С-2 - Кузмин М. Сети: Первая книга стихов. Изд. 2-е / Обл. работы
    А.Божерянова. Пг.: Изд. М.И.Семенова, 1915 (Кузмин М. Собр. соч. Т. 1).
     С-3 - Кузмин М. Сети: Первая книга стихов. Изд. 3-е / Обл. работы
    Н.И.Альтмана. Пб.; Берлин: "Петрополис", 1923.
     СевЗ - журн. "Северные записки" (С.-Петерб.-Петроград).
     СиМ - Богомолов Н.А. Михаил Кузмин: Статьи и материалы. М., 1995.
     Списки РГАЛИ - несколько вариантов списков произведений Кузмина за
    1896-1924 гг. // РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 43.
     Список РТ - Список произведений Кузмина за 1920 - 1928 гг.//РТ-2
     ССт - Кузмин Михаил. Собрание стихов / Вст. статьи, сост., подг. текста
    и комм. Дж.Малмстада и В.Маркова. Munchen: W.Fink Verlag, 1977. Bd. III.
     ст. - стих.
     ст-ние - стихотворение.
     Стихи-19 - Рукописная книжка "Стихотворения Михаила Кузмина, им же
    переписанные в 1919 году" // РГАЛИ. Ф. 232. Оп. 1. Ед. хр. 6.
     Театр - М. Кузмин. Театр: В 4 т. (в 2-х книгах) / Сост. А.Г. Тимофеев.
    Под ред. В. Маткова и Ж. Шерона. Berkly Slavic Specialties, [1994].
     ЦГАЛИ С.-Петербурга - Центральный гос. архив литературы и искусства
    С.-Петербурга (бывш. ЛГАЛИ).
     WSA - Wiener slawistischer Almanach (Wien; с указанием тома).
     ОСЕННИЕ ОЗЕРА
     Единственное издание, по которому сборник печатается, вышло в августе
    1912 г. в издательстве "Скорпион" с обложкой С.Ю.Судейкина. Рук. 1911 по
    всем признакам является наборной, однако в ней есть значительное количество
    разночтений, вероятно, указывающих на обширную правку автора в корректуре. В
    Рук. 1911 вся книга была посвящена В.Г.Князеву (см. ниже).
     109. Адресат посвящения (в Рук. 1911 посвящения нет, сохранился лишь
    лист с надписью "Посвящение"), очевидно, поэт Всеволод Гавриилович Князев
    (1891-1913), первая запись о котором в Дневнике относится ко 2 мая 1910 г.
    "Мне очень понравился проходивший Князев. Вдруг он мне приносит дЪе розы от
    Паллады <Богдановой-Бельской>. Пошел ее поблагодарить. Звала слушать стихи
    Князева". Отношения Кузмина с Князевым завершились в сентябре 1912 г.
    Подробнее об истории этих взаимоотношений см.: Тименчик Р. "Рижский эпизод"
    в "Поэме без героя" Анны Ахматовой // "Даугава". 1984. Э 2, а также в
    примеч. к отдельным ст-ниям этого и следующего сборников.
     * ЧАСТЬ ПЕРВАЯ *
     I. 110-121. Первоначально цикл был опубликован в составе ст-ний: 1 из
    цикла 110-121, 5 из цикла 183-192, 4-6 из цикла 110-121 под общим загл.
    "Осенние озера" и с общей датой: октябрь 1908. В Рук. 1911 после ст-ния 5
    следует еще одно, обозначенное (не рукой Кузмина) номером 5Ь:
     О, райских дней слепительный венок,
     Ночей любви пленительная смена!
     Опять со мной веселая Камена,
     Поет, склонясь: "Вот ты - не одинок!"
     Теперь весь день склонен у милых ног,
     Несу ярмо целительного плена.
     Как далека нам кажется измена,
     Ты, ревность, прочь! не нужен твой клинок.
     Зачем шептать: "Любовь и мир - крылаты,
     Вспорхнут опять, присев на краткий миг,
     Заплачешь вновь, как прежде, одинокий"?
     Нет, верю я: надежны эти латы,
     И страха нет, чтоб я главой поник,
     Вдвоем с тобой, перед судьбой безокой.
     1909. Март.
     1. В. 1909. Э 3, ст. 9 и 22 заключены в скобки. Беловой автограф (РНБ,
    арх. А.И.Тинякова), под загл. "Канцона". Первые три строки составляют
    акростих, резко контрастирующий с завершающим всю книгу циклом "Праздники
    Пресвятой Богородицы" (отмечено в: Ахматова и Кузмин. С. 252).
     2. ЗР. 1909. Э 1. Черновой автограф - РТ-1 под загл. "Канцонетта".
     3. Журнал ТЛХО, вторая половина сезона 1908-1909. Э 7. Беловой автограф
    - Изборник. Черновой автограф - РТ-1 под загл. "Сицильяна".
     4. ЗР. 1909. Э 1. Разночтения в ст. 2: "Поля уж сжаты" и в ст. 13:
    "Осенняя заря, пылая, догорает". Черновой автограф - РТ-1 под загл.
    "Канцона".
     5. В. 1909. Э 3, с подзаг. "Акростих" и с разночтениями в ст. 4:
    "Горят, мерцая, снежные вершины", ст. 6: "И песни вьются, песни прошлых
    бед", ст. 8: "Они развеют ждущие кручины", ст. 12: "Каким весельем трубит
    рог: "Пора"". Черновой автограф - РТ-1. В Рук. 1911 - вариант, промежуточный
    между журнальным и книжным (ст. 1: "Снега покрыли гладкую равнину"). В
    книжном варианте акростих разрушен в ст. 4. Позняков Сергей Сергеевич (1889
    -1940-е?) в 1908-1909 гг. был студентом Петербургского университета.
    М.А.Волошин записал в Дневнике его слова: "Мне 18 лет. Это мое единственное
    достоинство. Я русский дворянин. Мне нечего делать" (Волошин М. История моей
    души. М., 1999. С. 195). В Дневнике имя Познякова появляется с начала
    декабря 1907 г. 7 декабря Кузмин записал: "Пришел Ауслендер и Позняков,
    оставшийся с твердым намерением довести дело до конца, в чем он и успел. Вот
    случай. Но я не скажу, что это было без приятности. <...> Он и не надеется,
    что это не для времяпрепровождения". 24 января 1908 г. Кузмин писал
    А.М.Ремизову: "Он ничего себе, только очень много говорит" (РНБ, арх.
    А.М.Ремизова), 12 ноября 1908 г. он сообщал Брюсову: "...я посылаю Вам вещи
    совсем никому не известного писателя, которые, по моему мнению, не только
    обещают, но и дают уже нечто. Его имя - Сергей Сергеевич Позняков, он стоит
    вне всяческих кружков Петербурга, и только действительно возбужденный во мне
    интерес заставил меня впервые обеспокоить Вас просьбою об "устройстве" этих
    опытов" (РГБ, арх. В.Я.Брюсова). 20 ноября, получив благосклонный ответ
    Брюсова (см.: WSA. Bd. 7. S. 74) относительно судьбы посланных ему
    "Диалогов" Познякова (опубликованы - В. 1909. Э 2, с посвящ. Кузмину), он
    написал: "Этот же молодой человек мог бы быть небесполезен для заметок о
    книгах, будучи знаком хорошо с литературой, образован и не глуп, притом он
    на верном пути в смысле вкуса (к чужим вещам), и не думаю, чтобы его статьи
    расходились со взглядами "Весов"" (РГБ, арх. В.Я.Брюсова). В конце 1908 и
    начале 1909 г. Кузмин переживал особо острый период увлечения Позняковым.
    Последний раз имя Познякова фиксируется в 1923 г., когда он издавал в
    Краснодаре журнал "Театр и жизнь" (см. также: НЛО. 1993. Э 3. С. 120-123).
    Два других сонета-акростиха, обращенных к Познякову, см.: НЛО. 1993, Э 3. С.
    124, 128. / Публ. А.Г.Тимофеева. Рог трубит: "Пора!" См. первый стих "Графа
    Нулина" А.С.Пушкина: "Пора, пора! рога трубят".
     6. В. 1909. Э 3. Черновой автограф - РТ-1. В Рук. 1911 ст. 1: "Мою
    любовь никто не сможет смерить".
     7. В. 1909. Э 3, с разночтениями в ст. 8: "Светило всходит, зло смеясь
    закату", ст. 19-22:
     Мое стремленье - не видать отливу!
     Мое желанье - не кидать долину!
     Мои обеты - не идти на убыль!
     Твержу одно лишь: "Сердце вечно любит
     Черновой автограф - РТ-1 (под загл. "Сестина"). В Рук. 1911 -
    журнальный вариант.
     8. Журнал ТЛХО, вторая половина сезона 1908/1909. Э 7. Черновой
    автограф - РТ-1 (под загл. "Canzoniere. Канциона").
     9. Черновой автограф - РГАЛИ. Я маски пел. См. ст-ние 4 в цикле 2-1 3,
    а также: "Маски ловятся слепо в повязке жмурок" (Кузмин М. Куранты любви.
    М., 1910. С. 2).
     10. Журнал ТЛХО. 1908/1909. Э 8 с пометой: "Пара^ино, 25 февраля
    1909"). - Альманах для всех. СПб., 1911. Кн. 2. Черновой автограф - РГАЛИ.
     11. Журнал ТХЛО. 1909/19 Ю.Э 1 (факсимильное воспроизведение автографа)
    с датой: декабрь 1908. Беловой и черновой автографы - РГАЛИ. См. в письме к
    Г.В.Чичерину от 13 октября 1898 г.: "Моя душа вся вытоптана, как огород
    лошадьми. И иногда мне кажется таким прекрасным, таким желательным -
    умереть. <...> я, здоровый и смеющийся, умираю от жажды любви, и никогда не
    люблю, и боюсь любить, хотя я знаю, что воскрес бы от этого" (РНБ, арх.
    Г.В.Чичерина). Ср. также в Дневнике 2 апреля 1908: "Приехал Сапунов. Заезжал
    к Людмиле, не застал. Были Макс, Ремизов, Новицкий, князь, Сухотин, Серг<ей>
    Серг<еевич> и Сапунов, очень милый и дорогой. Было не скучно. Сапунов и
    Позняков сидели долго. Сговорились завтра встретиться. Московские всегда
    меня привлекают. Ничего не делаю. Как неполотый огород".
     12. ЗР. 1909. Э 1 с датой: 1908. Черновой автограф - РТ-1.
     II. 122-132. Весь цикл - Антология. М., 1911. Черновой автограф цикла -
    РГАЛИ, с пометой: "Стихи Всеволоду Князеву посвящаются, как и все, что я
    имею написать". Участвовать в сборнике Кузмина пригласил Андрей Белый в
    недатированном письме (РНБ, арх. П.Л.Вакселя). Всеволод Князев - см. примеч.
    109.
     2. В первой публ. ст. 27: "Сердце все дрожит и пламенеет". В Рук. 1911
    ст. 1: "Трижды в темный склеп тюрьмы томящей". Черновой автограф - РГАЛИ.
     3. Беловой автограф - Изборник.
     8. В краю Эстляндии пустынной. Лето 1910 г. Князев проводил в
    Аренсбурге на о. Эзель (ныне Сааремаа).
     III. 133-137. В Рук. 1911 раздел, посвященный Всеволоду Князеву (см.
    примеч. 109) и датированный мартом 1911 г., состоял из двух частей, первая
    из которых лишена нумерации отдельных ст-ний и состоит из ст-ний: 1 данного
    цикла; 4 из цикла 614-621 (без загл.); 2 и 5 данного цикла. Вторая часть
    пронумерована: 4-6 и состоит из ст-ний 3 из цикла 614-621 (без загл.); 3 и 4
    из данного цикла.
     1. "Московская газета". 1911, 4 сентября. Черновой автограф с датой: 26
    февраля <1911> - РГАЛИ. "Проходит все, и чувствам нет возврата" - неточно
    цитируемая первая строка романса С.В.Рахманинова на стихи Д.М.Ратгауза:
    "Проходит все, и нет к нему возврата".
     2. Черновой автограф с датой: 4 марта <1911> - РГАЛИ. Мне не страшен
    дальний Псков. См.: "Явился и Всеволод, мил, но суховат, синяки под глазами:
    что он там делал во Пскове?" (Дневник, 25 марта 1911). "Сорок мученик" - 9
    марта ст. ст.
     3. Беловой автограф - Стихи-19. В Рук. 1911 дата - 1911, апрель.
    Черновой автограф с датой: 5 апреля <1911> - РГАЛИ. Пойдем сниматься к
    Буасона. Имеется в виду фотография "Боасон и Эглер" на Невском пр., 24. См.:
    "Князев пришел и вдруг стал разводить разные теории о девстве, плутовстве и
    т.д. <...> Вышла сцена: не знаю, понял ли он, но все слухи о нем ожили в
    моем воспоминаньи. Кое-как примирились. Снимались уже весело. <...>
    Всев<олод> всех пленил. Гум<илев> говорит, что это самый красивый мущина,
    которого бы он видел" (Дневник, 4 апреля 1911).
     4. Беловой автограф - Стихи-19. В Рук. 1911 дата - 1911, май. Черновой
    автограф с датой: 7 мая 1911 - РГАЛИ. Окна неясны очертанья... см. в ст-нии
    В.Г.Князева "М.А.К-ну": "Можем снова найти потерянный Рай при смутном
    мерцаньи окна" (Князев В. Стихи. СПб., 1914. С. 50).
     5. А. 1911. Э 5. Черновой автограф с датой: 8 марта 1911 - РГАЛИ.
     IV. 138-145. В Рук. 1911 цикл, датированный: "1911. Февраль",
    разделился на две части. Первая из них лишена нумерации (в нее входят ст-ния
    1-5), вторая состоит из пронумерованных ст-ний 6-8, из которых ст-ния 6-7
    переписаны рукой Кузмина, а 8 - неизвестной нам. Кузнецов Николай Дмитриевич
    (ум. 1942) - актер театра "Дом интермедий". См. ретроспективную запись в
    Дневнике от 28 октября 1910 г.: "...сколько здесь произошло: весь блеск и
    вся трагедия нашего театра <"Дома интермедий">, любовь к Кузнецову, приезд
    Князева, работы, надежды, разочарование, деньги и безденежье. Москвичи,
    ссоры, дружбы. Я теперь с Ник. Дмитр. всех и все растерял".
     1. "Gaudeamus". 1911. Э 3. Черновой автограф с датой: 30 января 1911 -
    РГАЛИ.
     2. А. 1911. Э 5. Черновой автограф, относящийся, судя по расположению
    на листах из тетради, к началу февраля 1911 г. - РГАЛИ.
     3. Гамаюн. СПб., 1911 с датой: январь 1911. Черновой автограф - РГАЛИ.
    В нем между ст. 16 и 17 читается:
     Протянет к дровам он руки,
     Но видит в окошко снег,
     Как будто, не слыша скуки,
     Веселья лишен навек.
     "О третьем ведь мы тоскуем,
     Кто обоих держит в плену,
     Кто может своим поцелуем
     Вернуть нам в келью весну".
     Отрок нагой - Амур (Эрот).
     4. Беловой автограф - Изборник. Черновой автограф с датой: 13 февраля
    1911 - РГАЛИ.
     5. А. 1911. Э 5. Черновой автограф с датой: 29 января 1911 - РГАЛИ.
     6. Беловой автограф - Изборник. Черновой автограф с. датой: 21 апреля
    1911 - РГАЛИ. В нем вторая строфа первоначально открывалась стихом: "Ночной
    грозою освеженный", потом строка была зачеркнута и записано: "Ни жалобы, ни
    жалкой пени" (и также зачеркнуто).
     7. Беловой автограф с датой: май 1911 - РГАЛИ. Черновой автограф - ГЛМ.
    Площадь Сан-Марка - Piazza di San Marco, центральная площадь Венеции.
     8. Черновой автограф - РГАЛИ. В нем первоначальный вар. строфы 3:
     [Что нам тучи? ветер встанет,
     Ветер прянет и сметет,
     Парус облач<ный>
     И направит на восток.]
     В Рук. 1911 дата - 26 октября 1911.


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]

/ Полные произведения / Кузмин М.А. / Стихотворения


2003-2022 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis