Есть что добавить?
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru! |
|
/ Полные произведения / Кузмин М.А. / Стихотворения
Стихотворения [6/47]
такой же, как и прежде. И нос Пьеро, и лукавые глаза, и сочный рот - все на
месте" (СиМ. С. 236; далее в том же письме цитируются и другие фрагменты
ст-ния). Иль Мариво капризное перо. В Дневнике зафиксировано, что Кузмин
купил пьесы Мариво 21 сентября 1905 г. и неоднократно их перечитывал.
"Свадьба Фигаро" - опера Моцарта на сюжет комедии Бомарше "Безумный день,
или Женитьба Фигаро".
2. Беловой автограф - РГАЛИ. Второй беловой автограф - РГАЛИ, колл.
Я.Е. Тарнопольского, подп. "Антиной" (см. след, примеч.).
3. Беловые автографы - там же. Антиной - фаворит римского императора
Адриана (нач. II в.), обладавший необыкновенной красотой. Кузмин нередко
идентифицировал себя с ним; в кружке "гафизитов" (подробнее см.: СиМ. С.
57-98) по инициативе Л.Д.Зиновьевой-Аннибал он получил прозвище "Антиной",
печатью с изображением Антиноя запечатывал свои письма. В 1899г. им была
написана вокальная сюита "Антиной" на стихи А.Н.Майкова (цикл "Альбом
Антиноя" из незавершенной драматической поэмы "Адриан и Антиной"). По
предположению Е.Г.Рабинович, образ Антиноя, каким он предстает в сочинениях
Кузмина, восходит к роману Г.Эберса "Император" (Рабинович Елена. Ресницы
Антиноя // "Вестник новой литературы". 1992. Э 4. С. 232-242). См. также
примеч. 80-86(7). Ферсит (Терсит) - персонаж "Илиады", обладавший
безобразной внешностью. Ср.: "Нет великого Патрокла, жив презрительный
Терсит" (В.А.Жуковский, "Торжество победителей").
4. Беловые автографы - РГАЛИ (в том числе - Стихи-19). См.: "Вставали,
умывались, я старательно накрывал стол, былопо чему-то выметено, зятя уже не
было. И здороваясь поцелуем, и сидя за чаем, будто с каким-то родственником,
племянником, гостем, милым, услужливым, скромным, угощать, занимать после
любовной ночи - было прелестно. У меня именно страсть, чтобы любимый человек
существовал и был не только для моментов любви. <...> Потом поиграл Faust и
Шуберта и поехали" (Дневник, 25 июня 1906).
5. Беловой автограф - в письме к К.А.Сомову от 5 августа 1906 г. из
Васильсурска (ГРМ, арх. К.А.Сомова). См.: "Обедал у Нувель, несколько
объяснились, собирались завтра к Сомову, а сегодня ненадолго к Ивановым и в
Тавр<ический> сад. Пошел дождь совершенно неожиданно, будто весной <...>. И
мне казалось, что В.Ф.<Нувелю>, который был довольно меланхоличен, не
хочется идти в сад, хотя я был почти уверен, что Павлик там, и очень скучал
о нем. Пели арию Розины; поднесенный когда-то букет от "друзей среды" уныло
сох на рояли, горели свечи, шел уже настоящий дождь, и мы сидели до третьего
часа" (Дневник, 1 июля 1906). Ария Розины - каватина из второго акта оперы
Д.Россини "Севильский цирюльник". Пезарский лебедь - Россини, уроженец г.
Пезаро. Моцарт, как и "Севильский цирюльник", - реальный музыкальный фон
лета 1906 г. для "гафизитов". Рафаэлев "Парнас" - фреска в Ватиканском
дворце. См. в письме Г.В.Чичерина от 18 августа 1906 г.: "...Стихи в духе
XVIII в. - где пели как ту арию Розины Io sono docile, io sono rispettosa -
прелестны, полны остроты, настроения; только я нахожу, что свойственная тебе
оргиастичность, пряность, пантеистическая и страстная морбидность
<болезненность> более соответствует мирам эллинистически-азиатским,
египетски-азиатским или наистрастнейшим (хотя и морбидно тающим)
ренессансным. В XVIII в. было больше простой веселости и здоровости. А
свежесть этих стихов - не свежесть Парни илипушкинской "Красавицы, нюхающей
табак"" (РГАЛИ).
6. Беловой автограф - в письме к В.Ф.Нувелю от 25 июля 1906 г. (РГАЛИ,
арх. В.Ф.Нувеля).
7. Беловые автографы - в письмах к В.Ф.Нувелю от 25 июля 1906 г.
(РГАЛИ, арх. В.Ф.Нувеля) и к К.А.Сомову от 5 августа 1906 г. (ГРМ, арх.
К.А.Сомова). В ССт (С. 620) приведены пародийные вставки К.А.Бальмонта,
сделанные на экземпляре С-1. По поводу ст-ний 6 и 7 В.Ф.Нувель писал
Кузмину: "Ваши стихотворения мне понравились, хотя в первом чувствуется
некоторая искусственность, а второе (первые 2 строфы очень хороши) написано
несколько небрежно; мне не нравится тавтология: не могу я, мне невмочь, а
"Паладин" нарушает стих" (СиМ. С. 237).
8. Беловой автограф - в письме к К.А.Сомову от 30 июля 1906г. (ГРМ,
арх. К.А.Сомова). 10 августа Сомов писал Кузмину по поводу ст-ний 6, 7 и 8:
"Ваши последние три стихотворения обсуждались нами после их прочтения вслух
у Эль-Руми <В.И.Иванова>. Мне многое нравится по образам и музыке в "Зачем
луна" и "Мне не спится", но в них много мыслей не "сделанных" и
диссонансных. "Мне не спится" - слишком разностилен. Стихи о почтовом
пароходе понравились только Иванову, и то с ограничениями, он нашел в них
музыкальный, чисто Вам свойственный ритм. Мне же они, хотя в них и включено
ярко выраженное чувство грусти, не понравились" (Константин Андреевич Сомов:
Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979. С. 95-96). Каменский,
Волжский или Любимов. Названы суда, принадлежавшие различным пароходствам:
Любимова, бр. Каменских и "По Волге 1843 г." (см.: Нехотин В.В. Из реального
комментария к стихотворениям М.А.Кузмина //" De Visu. 1994. Э 1/2. С. 68).
"Всегда Вас вспоминаю, Будучи с одним, будучи с другим". См. в письме
Кузмина к В.Ф.Нувелю от 30 июля 1906 г.: "Я не ревную его <Маслова> теперь
ни к Вам, ни к Сомову, хотя я знаю, что он был с вами, и я люблю его больше,
чем прежде, больше, чем думал, больше, чем кого-нибудь прежнего" (СиМ. С.
236).
9. Беловой автограф - РГАЛИ.
10. Беловой автограф - РГАЛИ. В В и автографе ст. 14: "Когда ж тебя
увижу вновь?". Вода сад, где прыгают гимнасты. Видимо, имеется в виду
Таврический сад в Петербурге, где Кузмин чаще всего встречался с Масловым.
11. Беловой автограф - РГАЛИ.
12. Беловой автограф - РГАЛИ.
II. 14-23. Весь цикл - Белые ночи. [СПб.], 1907, с общей датой: 1907.
Ст-ния не нумерованы. Цикл посвящен отношениям Кузмина и художника Сергея
Юрьевича Судейкина (18821946), разворачивавшимся в конце 1906 г. Они
познакомились 14 октября (см.: ЛН. Т. 92. Кн. 2. С. 152), быстротечный роман
окончился 26 декабря, когда Кузмин записал в Дневнике: "Получил письмо от
С<ергея> Ю<рьевича>: "Мое долгое молчание считаю извинительным; теперь я
спокойнее. Я женюсь на О.А.Глебовой. Шлю Вам привет, мой дорогой друг. Если
бы Вы приехали, мы были бы очень рады" <...> Сегодня большой день для меня,
несмотря на видимую легкость. Это потяжеле смерти князя Жоржа. Быть так
надутым! Но отчего такая легкость? разве я совсем бессердечный? Вчера еще я
мог броситься из окна из-за него, сегодня - ни за что. Но впереди - ничего"
(Князь Жорж - любовник Кузмина в первой половине 1890-х гг., офицер
конногвардейского полка, личность которого установить нам не удалось. См.:
Кузмин и русская культура. С. 150-151). Сохранившаяся в собрании М.С.Лесмана
копия письма Судейкина (Избр. произв. С. 505) довольно близка к изложению в
Дневнике. В тот же день, в 10 часов вечера, С.А.Ауслендер писал
Л.Н.Вилькиной: "Многоуважаемая Людмила Николаевна, по просьбе Кузмина,
который не в состоянии писать лично, находясь в положении, близком к смерти,
сообщаю Вам, что С.Ю.Судейкин женится на О.А.Глебовой. Мне кажется,
несчастный Кузмин, хотя, несомненно, скоро имеющий возродиться, в данную
минуту являет вид достаточно плачевный и нуждающийся в участии и утешении.
Извиняюсь за беспокойство, думая все-таки, что Вам как его "приятелю" это
небезынтересно" (ИРЛИ, арх. Н.М.Минского и Л.Н.Вилькиной). В январе 1907 г.
Кузмин развил "прерванную повесть" в прозаической повести "Картонный домик",
опубликованной в том же альманахе без 4-х последних глав, утерянных в
типографии. (С неточностями полный текст опубликован: Кузмин М. Проза / Ред.
и прим. В.Маркова и Ф.Шольца. Berkeley, 1990. Т. VIII. С. 243-277; наборная
рукопись всей повести - РГАЛИ; авторский список утерянных глав - ИМЛИ;
подробнее см. в письме Кузмина в редакцию (В. 1907. Э6); а также: ЛН. Т. 92.
Кн. 3. С. 286; СиМ. С. 130-139), где под достаточно прозрачными
"псевдонимами" (см.: Ахматова и Кузмин. С. 285) выведены те же действующие
лица. Цикл вызвал одобрительную реакцию в кругах, близких к "Скорпиону" и В,
о чем 19 июля 1907 г. Кузмину писал секретарь В М.Ф.Ликиардопуло: "Мне очень
понравилась "Прерванная повесть". Когда я купил "Белые Ночи", я сейчас же ее
прочитал Брюсову, Белому и Эллису, кот<орые> были все в восторге" (СиМ. С.
196).
1. В первой публикации ст. 11: "Не поразят мой слух ни гром, ни трубы".
Этот... портрет Кузмина работы Судейкина, очевидно, не был написан. См.:
"Судейкин делал набросок, портрет он будет писать без меня; очень черный, en
face, за головой венок, в глубине серебряные 2 ангела" (Дневник, 30 октября
1906). Упоминаний в литературе о портрете нам не удалось обнаружить.
2. В ст-нии описан театр В.Ф.Коммиссаржевской на Офицерской, где
Судейкин и Кузмин часто встречались.
3. В ст-нии описан вечер у Вяч.Иванова 22 ноября 1906 г., о котором см.
в Дневнике: "Первое представление "Беатрисы" <...> Маленькие актрисы тащили
куда-нибудь после спектакля, но мы поехали к Ивановым. <...> Мы не пошли в
зал, где, потом' оказалось, говорили о театре Коммиссаржевской. А я с
Судейкиным, бывшим все время со мною и Сераф<имой> Павловной, удалясь в
соседнюю комнату, занялись музыкой; приползла кое-какая публика; Вилькина с
Нувель <так!> и Сомовым так громогласно говорили, хотя рядом были 2 пустые
комнаты, что музыку пришлось прекратить. С<ергей> Ю<рьевич> сказал, что мог
бы заехать ко мне, что меня побудило уйти раньше, инкогнито, хотя я думал,
что меня будут искать". Толстая дама - Серафима Павловна Ремизова-Довгелло
(1876-1943), жена писателя А.М.Ремизова. "Куранты" - вокально-музыкальный
цикл Кузмина "Куранты любви". Тонкая модница - поэтесса Людмила Николаевна
Вилькина (1873-1920), жена поэта Н.М.Минского, с которой Кузмин в это время
часто виделся.
4. Имеется в виду день 3 декабря 1906 г., когда Кузмин записал в
Дневнике: "Сегодня, в воскресенье <...> я был утешен, не только утешен, но в
радости, не только в радости, но и счастлив". "Шабли во льду" - автоцитата
из ст-ния 1 цикла 2-13. "Вена" - известный петербургский ресторан (ул.
Гоголя, 13/2), место встреч литературной богемы. Сапунов - см. примеч. 409.
5. Ср. Запись в Дневнике: "Приехавши домой, нашел программу от
современников <кружка "Вечера современной музыки"> и святочный домик с
прозрачной цветной бумагой, сквозящей от вставляемой свечки, оставленный
приезжавшим Сергеем Юрьевичем" (1 декабря 1906). Картонный домик - см.
одноименную повесть Кузмина. Короли-маги - волхвы, приносившие в дар
новорожденному Христу золото, ладан и смирну.
7. Ст-ние явно связано с неоконченным наброском 1904г. (РГАЛИ):
Эти весенние теплые дыхания
Будят уснувшие в сердце воспоминания.
Мысли влекут меня, солнцем тем влекомые,
В город чужой теперь, в улицы же знакомые.
Будто Москва-река, будто как Неглинная,
Розовый дом стоит, церковь рядом старинная.
Благовест слышится, солнце встает багровое,
Ждет меня лошадь; попона на ней ковровая.
Кто-то поедет, и [с кем-то] я должен встретиться,
Кем-то любовь моя скоро должна приветиться.
Солнце весеннее, мысли же холодные,
В сердце живут моем змеи лишь подколодные.
Все там по-прежнему, так же там Неглинная,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Так же люблю тебя, так же я все думаю,
Что не узнать тебе думу мою угрюмую.
Розовый дом с голубыми воротами. См.: "В конце концов Судейкин
согласился ко мне ехать; сестра еще не спала; снова стали пить чай и
ужинать, я много играл. Судейкин рассказывал об их розовом доме с голубыми
воротами, о своих комнатах, семье, знакомых, собаках..." (Дневник, 27 ноября
1906).
8. Ст. 2 исправлен по первой публ. и С-1 (в С-3 "Купив такую шапку, как
у Вас"). В первой публикации ст. 15: "Но тотчас же пройду опять понуро". См.
в Дневнике: "Ездил с Сережей <С.А.Ауслендером> покупать шапку и перчатки.
Купил фасон "Гоголь" и буду носить отогнувши козырек, как Сергей Юрьевич"
(16 декабря 1906).
9. Беловой автограф - Стихи-19. Сережа - племянник Кузмина, писатель
Сергей Абрамович Ауслендер (1886 или 18881937). Сестра Кузмина - Варвара
Алексеевна Мошкова (в первом браке Ауслендер, 1857-1922). С ее семьей Кузмин
в то время жил. Далайрак Никола Мария (1753-1809) - французский композитор.
Не вполне точно цитируемые Кузминым слова (в оригинале: helas, helas, Le
bien aime ne revient pas") входят в арию Нины из оперы "Нина, или Лишенная
разума любовью". 10. См. запись Кузмина в дневнике 26 декабря, после
окончания романа с Судейкиным: "Опять свободен? пуст? легок? написал эпилог
к циклу". Арман, Элиза. См. в поэме А.С.Пушкина "Граф Нулин":
Пред ней открыт четвертый том
Сентиментального романа:
Любовь Элизы и Армана,
Иль Переписка двух семей.
III. 24-31. В отличие от большинства циклов книги, данный не
представляет сюжетного единства, чем и определена авторская датировка
каждого ст-ния в отдельности, а не всего цикла.
1. Список с нотами - РНБ, дата (очевидно, относящаяся к созданию
музыки): "24 апреля 1903 г., Св. Саввы Стратилата" и помета Г.В.Чичерина:
"Кузминская проблематика, как в Ал<ександрийских> Песнях".
2. Белые ночи. [СПб.], 1907, в тексте рассказа С.А.Ауслендера,
названного в подзаг., без загл., подзаг. и эпиграфа. В рассказе стихи читает
поэт Жарди, и они встречаются репликой: "Стишки недурны, но я не заметил
необходимой рифмы - гильотина". Эпиграф - из песни И.П.Э.Шварцендорфа на
стихи Ж.П.К. де Флориана, начинающейся этими строками. Очевидно, к этому
ст-нию относится запись: "...я ему <Ауслендеру> для рассказа написал стишки"
(Дневник, 20 сентября 1906).
3. В. 1907. Э 11, в тексте рассказа С.А.Ауслендера "Корабельщики, или
Трогательная повесть о Феличе и Анжелике". Уж давно сказал поэт. По
предположению А.В.Лаврова и Р.Д.Тименчика, имеется в виду фрагмент Семонида
Аморгского (VII в. до н.э.). См.: Античная лирика. М., 1968. С. 122-123.
Биче - сокращенное имя Беатриче Портинари (ок. 1266-1290), воспетой Данте в
"Божественной комедии". Лиза - видимо, героиня повести Н.М.Карамзина "Бедная
Лиза".
4. "Перевал". 1907. Э 8/9, в тексте повести С.А.Ауслендера "Флейты
Вафила". Имя Вафилла есть у Анакреона (см. также: Гораций, эпод 14). Ср.
ст-ние 5 в цикле 604-608.
5. ЗР. 1907. Э 5. Два беловых автографа - РГАЛИ. Я вижу странно,
прозревая. Ср. в ст-нии А.А.Фета "Измучен жизнью, коварством надежды...": "И
как-то странно порой прозреваю".
6. Первая публ. не разыскана, хотя в оглавл. книги ст-ние обозначено
как уже публиковавшееся.
7. "Перевал". 1907. Э 10, как второе ст-ние цикла "На фабрике" (другие
ст-ния этого цикла, первоначально предполагавшегося быть более обширным,
см.: 175-182(4) и 612). Лист из С-2 со вписанными строками - Изборник.
Отвода - "ворота, заворы в околице и в городьбе" (Словарь В.И.Даля, с
пометой "н<о>вг<ородское>". Указано М.Л.Гаспаровым). Каноник - очевидно,
каноник Мори, под духовным руководством которого Кузмин провел некоторое
время в Италии. Пейзаж ст-ния связан с пребыванием Кузмина в Окуловке
Новгородской губ., где его зять, П.С.Мошков, служил на бумагоделательной
фабрике. Память сердца. Ср.: "О память сердца! ты сильней Рассудка памяти
печальной" (К.Н.Батюшков, "Мой гений").
8. Вероятно, относится к В.А.Наумову (см. примеч. к циклам 32-40 и
52-60).
* ЧАСТЬ ВТОРАЯ *
1. 32-40. Виктор Андреевич Наумов - юнкер Инженерного училища, в
которого был влюблен Кузмин; однокашник поэта и литературоведа М.Л.Гофмана,
знакомого Кузмина. Его имя встречается в Дневнике с февраля 1 907 г.
Последнее известие - письмо к Кузмину с фронта 14 апреля 1915 г. (ЦГАЛИ С. -
Пе-тербурга). Цикл писался в Окуловке (см. ст-ние 7 в цикле 24-31). См.:
"Любовь к радугам и фейерверкам, к мелочам техники милых вещей - причесок,
мод, камней, Сомовщина мною овладела" (Дневник, 6 июля 1907); "Написал
романс на слова Брюсова и кончил цикл стихов XVIII века" (Дневник, 16 июля
1907). Ср. также: "У Солюс имянины, прошлый год в этот день у них был
фейерверк, породивший "Ракеты"" (Дневник, 5 июля 1908).
Первая публикация - В. 1908. Э 2, без посвящ. и эпиграфа, с опечатками,
исправленными в следующем номере журнала на основании письма Кузмина к
М.Ф.Ликиардопуло от 17 марта 1908 г. (присоединено к письмам к В.Я.Брюсову;
РГБ, арх. В.Я.Брюсова) со словами: "Простите, что я так сутяжничаю, но,
право, у Вас так редко бывают небрежности, что эти меня очень огорчили,
т<ем> более, что, не неся явной нелепости, они могут сойти за мои
намерения". Эпиграф - из ст-ния В.Я.Брюсова "Фонарики" (1904). Согласно
списку РГАЛИ, в 1908 г. Кузмин написал к циклу музыку.
2. Роброн - старинное женское платье.
3. В журнальном тексте слово "любовь" (ст. 3) набрано с прописной
буквы.
5. Ср. одноименную картину К.А.Сомова.
II. 41-45. Цикл обращен к В.А.Наумову (см. примеч. 3240), но на его
содержании, видимо, отразилась смерть жены Вяч.Иванова
Л.Д.Зиновьевой-Аннибал, о которой Кузмин узнал 18 октября 1907 г.
2. "Русский артист". 1908. Э 1. "Manon" опера Ж.Массне (1884) на сюжет
романа аббата Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско" или же сам этот
роман.
4. Родина Гольдони - Венеция. О темных тайных сестрах. Имеются в виду
мойры (греч. миф.) или парки (рим. миф.) - богини судьбы, изображавшиеся в
виде трех сестер, прядущих нити человеческих жизней.
5. День рожденья и т.д. См.: "Сегодня день не только рожденья, но и
крещенья, но и обрученья. Я со слезами благодарю Небо, пославшее мне такое
счастье. В.А. <Наумов> благословил меня на любовь к нему, чистую и
уничтожающую другие амуретки" (Дневник, 6 октября 1907).
III. 46-51. Цикл обращен к В.А.Наумову (см. примеч. 3240)
2. Высоко горит рассветная звезда - см. след, ст-ние.
3. "Русский артист". 1908. Э 14. Лист из С-2 - Изборник.
4. Беловой автограф - Стихи-19.
6. "Русский артист". 1908. Э 7. Беловой автограф - Изборник.
* ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ *
Специально о семантике этой части см.: Гаспаров М.Л. Художественный мир
писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный (М.Кузмин, "Сети",
ч. III) // Проблемы структурной лингвистики 1984. М., 1988. С. 125-136.
I. 52-60. Беловой автограф всего цикла - ИРЛИ, арх.. П.Е.Щеголева, с
надписью: "Посвящается навсегда дорогому Вячеславу Ивановичу Иванову". Ср. в
письме к В.В.Руслову от 6 февраля 1908 г.: ""Мудрая встреча"" посвящена
Вяч.Иванову, т.к. ему особенно нравится, но по-настоящему посвящается, как и
все с весны 1907 г., тому лицу, имя которого Вы прочтете над "Ракетами" и
над "Вожатым"" (т. е. В.А. Наумову) (СиМ. С. 214). См. также: "Наверху <у
Вяч. Иванова> у меня нашли вид Аббата и шарлатана, пел, новые стихи посвятил
Вяч.Иван." (Дневник, 14 декабря 1907). Значительная часть цикла, если не
весь он, была положена на музыку: указанные в примеч. к отдельным ст-ниям
автографы из писем к Андрею Белому представляют собою нотные записи с
текстами. Лексика цикла в значительной степени ориентирована на библейскую,
и особенно на евангельскую.
1. Беловой автограф - в письме к В.В.Руслову от 29 января 1908 г.
(ИМЛИ).
2. Беловой автограф - там же. Вы ждете трепетно трубы? Ср.: "...Сам
Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и
мертвые во Христе воскреснут прежде" (1-е Фесс. 4, 16; ср.: 1-е Кор. 15,
52).
3. Беловые автографы - в письме к В.В.Руслову от 29 января 1908 г.
(ИМЛИ), в письме к Андрею Белому от 2 февраля 1908г. (РГБ, арх. Андрея
Белого) и в Изборнике. На весах высоких взвешены и т.д. Ср.: "Пусть взвесят
меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность" (Иов. 31, 6).
4. Беловые автографы - в письме к В.В.Руслову от 6 февраля 1908 г.
(ИМЛИ), в письме к Андрею Белому от 2 февраля 1908 г. (РГБ, арх. Андрея
Белого) и в Изборнике. Как посох странничий - ср. ст-ние 644. Поспешник -
покровитель (Словарь В.И.Даля). Знаю вес и знаю меру я. Вероятно, комбиниванная отсылка к легенде о пире Валтасара (Дан. Гл. 5) и к Апокалипсису: "...Я взглянул, и вот, конь вороный, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей" (Откр. 6, 5).
5. Беловые автографы - там же. О милые други, дорогие костыли. См.
запись в Дневнике 17 декабря 1907 г.: "Мои друзья мне дороги; с такими
костылями можно идти на небо".
6. Беловые автографы - там же.
7. Беловые автографы - письмо к В.В.Руслову от 6 февраля 1908 г.,
Изборник.
8. Беловой автограф - в письме к В.В.Руслову от 8 февраля 1908 г.
(ИМЛИ). В автографе ИРЛИ ст. 11: "(Клятвы не сказаны)". Разделение. Ср.:
"Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение"
(Лк. 12, 51) Время и тление - слова, в разных контекстах часто встречающиеся
в Новом Завете.
9. Беловые автографы - в письме к Андрею Белому от 2 февраля 1908 г.
(РГБ, арх. Андрея Белого) и в Изборнике. Свет - вероятно, имеется в виду
свет Преображения Господня (Мф. 17, 2).
II. 61-67. Посвящ. относится к В.А.Наумову (см. примеч. 32-40). Беловой
автограф всего цикла - ИРЛИ, арх. П.Е.Щеголева. Конец декабря 1907 и январь
1908 г. были для Кузмина временем постоянных медитаций под водительством
А.Р.Минцловой и следовавших за ними видений. Многие ст-ния данного и след,
циклов связаны именно с этим.
1. Сестры вертят веретенами. Имеются в виду парки (мойры) (см. примеч.
41-45, 4). Рядом ты в блистаньи лат. См.: "Молился. Днем видел ангела в
золот<исто->коричневом плаще и золот<ых> латах с лицом Виктора и, м<ожет>
б<ыть>, князя Жоржа. Он стоял у окна, когда я вошел от дев. Длилось это
яснейшее видение секу<нд> 8" (Дневник, 29 декабря 1907). Очевидно, тем самым
Наумов идентифицируется со святым Кузмина, архистратигом Михаилом,
изображавшимся в латах и с мечом.
2. Беловой автограф - Изборник. "Лето Господнее - благоприятно". См.:
"Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал Меня <...> проповедовать лето
Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих"
(Ис. 61, 1-2; ср.: Лк. 4, 21, где Иисус, прочитав эти слова, произносит:
"...ныне исполнилось писание сие, слышанное вами"). Белым камнем отмечен
этот день. Так древние отмечали счастливый день. Меч. См.: "Вернувшись <от
А.Р.Минцловой> я долго видел меч, мой меч и обрывки пелен" (Дневник, 16
февраля 1908).
3. В автографе ИРЛИ ст. 1: "Издалека пришел жених и друг". Жених и
друг. См.: Ин. 3, 27-30, где Жених - Христос, а его друг - Иоанн Предтеча.
Целую ноги твои. См. слова Демьянова (ср. традиционную пару святых Кузьма и
Демьян) в повести "Картонный домик": "Благодарю наши иконы, что они Вас
послали сюда, и целую Ваши ноги, приведшие Вас на мое счастье, на мою
радость" (Белые ночи. [СПб.], 1907. С. 141). Аналогичная сцена между
Кузминым и Судейкиным описана в Дневнике 8 ноября 1906). 30 января 1908 г.
Блок послал это ст-ние матери со словами: "Переписываю тебе новое, нена-
танное стихотворение Кузмина. По-моему - очень замечательно" (Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1963. Т. 8. С. 227).
4. Лист из С-2 со вписанными строками - Изборник. В автографе ИРЛИ -
без строфы 3. Пред сиянием лица Я пал. См.: "...и просияло лице Его как
солнце" (Мф. 17, 2; имеется в виду Преображение Господне).
5. Горит в груди Блаженства рана. Ср.: "Днем ясно видел, прозрачные 2
розы, и будто из сердца у меня поток крови на пол" (Дневник, 7 февраля
1908); "Болит грудь, откуда шла кровь" (Там же. 8 февраля).
6. Лист из С-2 - Изборник. Божья купина. См.: "И явился ему Ангел
Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый
куст горит огнем, но куст не сгорает" (Исх. 3, 2).
7. Лист из С-2 - Изборник.
III. 68-76. Ни в одном из изданий цикл не датирован, однако он явно
относится к началу 1908 г. (см. преамбулу к сборнику "Сети" и примеч. к
предыдущему циклу) и обращен к В.А.Наумову (см. примеч. 32-40). Согласно
списку произведений в РТ-1, написано в феврале-марте 1908.
1. Лист из С-2 - Изборник. Точит кровь. См. примеч. 61-67 (5).
2. Истекай, о сердце, истекай! См. примеч. 61-67 (5).
3. Александры. Имеется в виду Александр Македонский. Саламандры - по
средневековому поверью, животные, обитающие в пламени.
4. Ст-ние связано с долгой болезнью Наумова. А мне мерещатся латы. См.
примеч. 61-67 (1).
7. Ладана тебе не надо. См. описание видения Кузмина: "Видение. В
большой комнате, вмещающей человек 50, много людей, в разных платьях, но
неясных и неузнаваемых по лицам - туманный сонм. На кресле, спинкою к
единствен < ному > окну, где виделось прозрачно-синее ночное небо, сидит
ясно видимая Л<идия> Д<митриевна Зиновьева-Аннибал> в уборе иплатье
византийских императриц, лоб, уши и часть щек и горло закрыты тяжелым
золотым шитьем; сидит неподвижно, но с открытыми, живыми глазами и живыми
красками лица, хотя известно, что она - ушедшая. Перед креслом пустое
пространство, выходящие на которое становятся ясно видными; смутный,
колеблющийся сонм людей по сторонам. Известно, что кто-то должен кадить. На
ясное место из толпы быстро выходит Виктор в мундире, с тесаком у пояса.
Голос Вячеслава <Иванова> из толпы: "Не трогайте ладана, не Вы должны это
делать". Л<идия> Дм<итриевна>, не двигаясь, громко: "Оставь, Вячеслав, это
все равно". Тут кусок ладана, около которого положены небольшие нож и
молоток, сам падает на пол и рассыпается золотыми опилками, в которых -
несколько золотых колосьев. Наумов подымает не горевшую и без ладана
кадильницу, из которой вдруг струится клубами дым, наполнивший облаками весь
покой, и сильный запах ладана. Вячеслав же, выйдя на середину, горстями
берет золотой песок и колосья, а Л<идия> Дм<итриевна> подымается на кресле,
причем оказывается такой огромной, что скрывает все окно и всех превосходит
ростом. Все время густой розовый сумрак. Проснулся я, еще долго и ясно слыша
запах ладана, все время медитации и потом" (Дневник, 31 января 1908). Из
дневниковых записей В.К.Шварсалон (СиМ. С. 333) известно, что Кузмин в
начале 1909г. жег ладан у себя в комнате. Небесного града. См.: Откр. 21, 2.
* ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ *
Александрийские песни
Помимо публикаций в периодике, указанных в примечаниях к отдельным
ст-ниям, весь цикл был издан отдельно [СПб.: "Прометей", [б.г.]; по поводу
этого издания см.: "В 1919 году изд. "Прометей" выпустило их
<"Александрийские песни"> отдельным изданием, теперь распроданным.
По-видимому, рецензируемая книга представляет собой новый запас старого
издания с перелицованной обложкой" ([б.п.] // "Книга и революция". 1922. Э 7
(19). С. 59)]. В 1921 г. было осуществлено издание ряда песен с нотами (М.:
Гос. музыкальное изд-во. Художественный отдел), куда вошли ст-ния 3 из цикла
7 7-79,4,2, 1 из цикла 93-97; 7 из цикла 80-86; 5 из цикла 93-97 (тетрадь I)
и 2 из цикла 77-79; 5, 2, 1 из цикла 80-86; 1, 5 из цикла 87-92 (тетрадь
II).
Начало работы над циклом может быть отнесено к 1904 г., когда часть
ст-ний оказывается включена в "Комедию из Александрийской жизни" (другое
название "Евлогий и Ада", апрель 1904 г. - РГАЛИ; опубл. - Театр. Кн. 2). 5
сентября 1905 г. "Александрийские песни" впервые упоминаются в письмах
Г.В.Чичерина (ст-ния 7 из цикла 80-86; 1 из цикла 98-102 и 5 из цикла
103-107), в письме от 27 октября того же года упоминается ст-ние 5 из цикла
98- 102. В Списке РГАЛИ работа над циклом отнесена к апрелю-октябрю 1905 г.,
при этом названы ст-ния 1 и 2 из цикла 604-608; 2 и 3 из цикла 80-86; 2 из
цикла 87-92; 4, 1, 5 из цикла 80-86; 5 из цикла 87-92; 6 из цикла 80-86; 3
из цикла 77-79; 3 и 4 из цикла 604-608; 1 (и/или 2) из цикла 77-79; 1 из
цикла 87-92; 1 из цикла 93-97, не опубликованное при жизни ст-ние "Три
платья", известное по записи со слов И.А.Лихачева (ССт., особое приложение
"Addenda et errata". С. 4), одно ст-ние, которое нам неудалось
идентифицировать; 4 из цикла 93-97; 3 из цикла 87-92; 5 из цикла 604-608; 7
из цикла 80-86; 4 из цикла 87-92. 20 января 1906 г. с циклом ознакомился
В.Я.Брюсов. 9 февраля 1906 г. В.Ф.Нувель сообщил Кузмину, что Брюсов готов
взять "Александрийские песни" для В. 3 марта 1906 г. Кузмин извещает
Брюсова: "...одновременно с этим письмом посылаю Вам переписанными
"Алекс<андрийские> п<есни>", которые Вы находили возможным поместить в
"Весах". Посылаю их почти все, чтобы Вы сами могли сделать выбор годного,
что, равно как и перестановку их, предоставляю на полнейшее Ваше усмотрение"
(РГБ, арх. В.Я.Брюсова). Брюсов воспользовался этим правом, отобрав для
публикации 11 ст-ний и соответственно перенумеровав их (наборный оригинал -
ИМЛИ); остальные, под общим загл.: "Александрийские песни Михаила Кузмина.
1905 г. Лето - осень", сохранились в его архиве (из них одно осталось не
опубликованным при жизни - см. ст-ние 5 из цикла 604-608). Часть не принятых
[ 1 ]
[ 2 ]
[ 3 ]
[ 4 ]
[ 5 ]
[ 6 ]
[ 7 ]
[ 8 ]
[ 9 ]
[ 10 ]
[ 11 ]
[ 12 ]
[ 13 ]
[ 14 ]
[ 15 ]
[ 16 ]
[ 17 ]
[ 18 ]
[ 19 ]
[ 20 ]
[ 21 ]
[ 22 ]
[ 23 ]
[ 24 ]
[ 25 ]
[ 26 ]
[ 27 ]
[ 28 ]
[ 29 ]
[ 30 ]
[ 31 ]
[ 32 ]
[ 33 ]
[ 34 ]
[ 35 ]
[ 36 ]
[ 37 ]
[ 38 ]
[ 39 ]
[ 40 ]
[ 41 ]
[ 42 ]
[ 43 ]
[ 44 ]
[ 45 ]
[ 46 ]
[ 47 ]
/ Полные произведения / Кузмин М.А. / Стихотворения
|
|