Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Кузмин М.А. / Стихотворения

Стихотворения [6/47]

  Скачать полное произведение

    такой же, как и прежде. И нос Пьеро, и лукавые глаза, и сочный рот - все на
    месте" (СиМ. С. 236; далее в том же письме цитируются и другие фрагменты
    ст-ния). Иль Мариво капризное перо. В Дневнике зафиксировано, что Кузмин
    купил пьесы Мариво 21 сентября 1905 г. и неоднократно их перечитывал.
    "Свадьба Фигаро" - опера Моцарта на сюжет комедии Бомарше "Безумный день,
    или Женитьба Фигаро".
     2. Беловой автограф - РГАЛИ. Второй беловой автограф - РГАЛИ, колл.
    Я.Е. Тарнопольского, подп. "Антиной" (см. след, примеч.).
     3. Беловые автографы - там же. Антиной - фаворит римского императора
    Адриана (нач. II в.), обладавший необыкновенной красотой. Кузмин нередко
    идентифицировал себя с ним; в кружке "гафизитов" (подробнее см.: СиМ. С.
    57-98) по инициативе Л.Д.Зиновьевой-Аннибал он получил прозвище "Антиной",
    печатью с изображением Антиноя запечатывал свои письма. В 1899г. им была
    написана вокальная сюита "Антиной" на стихи А.Н.Майкова (цикл "Альбом
    Антиноя" из незавершенной драматической поэмы "Адриан и Антиной"). По
    предположению Е.Г.Рабинович, образ Антиноя, каким он предстает в сочинениях
    Кузмина, восходит к роману Г.Эберса "Император" (Рабинович Елена. Ресницы
    Антиноя // "Вестник новой литературы". 1992. Э 4. С. 232-242). См. также
    примеч. 80-86(7). Ферсит (Терсит) - персонаж "Илиады", обладавший
    безобразной внешностью. Ср.: "Нет великого Патрокла, жив презрительный
    Терсит" (В.А.Жуковский, "Торжество победителей").
     4. Беловые автографы - РГАЛИ (в том числе - Стихи-19). См.: "Вставали,
    умывались, я старательно накрывал стол, былопо чему-то выметено, зятя уже не
    было. И здороваясь поцелуем, и сидя за чаем, будто с каким-то родственником,
    племянником, гостем, милым, услужливым, скромным, угощать, занимать после
    любовной ночи - было прелестно. У меня именно страсть, чтобы любимый человек
    существовал и был не только для моментов любви. <...> Потом поиграл Faust и
    Шуберта и поехали" (Дневник, 25 июня 1906).
     5. Беловой автограф - в письме к К.А.Сомову от 5 августа 1906 г. из
    Васильсурска (ГРМ, арх. К.А.Сомова). См.: "Обедал у Нувель, несколько
    объяснились, собирались завтра к Сомову, а сегодня ненадолго к Ивановым и в
    Тавр<ический> сад. Пошел дождь совершенно неожиданно, будто весной <...>. И
    мне казалось, что В.Ф.<Нувелю>, который был довольно меланхоличен, не
    хочется идти в сад, хотя я был почти уверен, что Павлик там, и очень скучал
    о нем. Пели арию Розины; поднесенный когда-то букет от "друзей среды" уныло
    сох на рояли, горели свечи, шел уже настоящий дождь, и мы сидели до третьего
    часа" (Дневник, 1 июля 1906). Ария Розины - каватина из второго акта оперы
    Д.Россини "Севильский цирюльник". Пезарский лебедь - Россини, уроженец г.
    Пезаро. Моцарт, как и "Севильский цирюльник", - реальный музыкальный фон
    лета 1906 г. для "гафизитов". Рафаэлев "Парнас" - фреска в Ватиканском
    дворце. См. в письме Г.В.Чичерина от 18 августа 1906 г.: "...Стихи в духе
    XVIII в. - где пели как ту арию Розины Io sono docile, io sono rispettosa -
    прелестны, полны остроты, настроения; только я нахожу, что свойственная тебе
    оргиастичность, пряность, пантеистическая и страстная морбидность
    <болезненность> более соответствует мирам эллинистически-азиатским,
    египетски-азиатским или наистрастнейшим (хотя и морбидно тающим)
    ренессансным. В XVIII в. было больше простой веселости и здоровости. А
    свежесть этих стихов - не свежесть Парни илипушкинской "Красавицы, нюхающей
    табак"" (РГАЛИ).
     6. Беловой автограф - в письме к В.Ф.Нувелю от 25 июля 1906 г. (РГАЛИ,
    арх. В.Ф.Нувеля).
     7. Беловые автографы - в письмах к В.Ф.Нувелю от 25 июля 1906 г.
    (РГАЛИ, арх. В.Ф.Нувеля) и к К.А.Сомову от 5 августа 1906 г. (ГРМ, арх.
    К.А.Сомова). В ССт (С. 620) приведены пародийные вставки К.А.Бальмонта,
    сделанные на экземпляре С-1. По поводу ст-ний 6 и 7 В.Ф.Нувель писал
    Кузмину: "Ваши стихотворения мне понравились, хотя в первом чувствуется
    некоторая искусственность, а второе (первые 2 строфы очень хороши) написано
    несколько небрежно; мне не нравится тавтология: не могу я, мне невмочь, а
    "Паладин" нарушает стих" (СиМ. С. 237).
     8. Беловой автограф - в письме к К.А.Сомову от 30 июля 1906г. (ГРМ,
    арх. К.А.Сомова). 10 августа Сомов писал Кузмину по поводу ст-ний 6, 7 и 8:
    "Ваши последние три стихотворения обсуждались нами после их прочтения вслух
    у Эль-Руми <В.И.Иванова>. Мне многое нравится по образам и музыке в "Зачем
    луна" и "Мне не спится", но в них много мыслей не "сделанных" и
    диссонансных. "Мне не спится" - слишком разностилен. Стихи о почтовом
    пароходе понравились только Иванову, и то с ограничениями, он нашел в них
    музыкальный, чисто Вам свойственный ритм. Мне же они, хотя в них и включено
    ярко выраженное чувство грусти, не понравились" (Константин Андреевич Сомов:
    Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979. С. 95-96). Каменский,
    Волжский или Любимов. Названы суда, принадлежавшие различным пароходствам:
    Любимова, бр. Каменских и "По Волге 1843 г." (см.: Нехотин В.В. Из реального
    комментария к стихотворениям М.А.Кузмина //" De Visu. 1994. Э 1/2. С. 68).
    "Всегда Вас вспоминаю, Будучи с одним, будучи с другим". См. в письме
    Кузмина к В.Ф.Нувелю от 30 июля 1906 г.: "Я не ревную его <Маслова> теперь
    ни к Вам, ни к Сомову, хотя я знаю, что он был с вами, и я люблю его больше,
    чем прежде, больше, чем думал, больше, чем кого-нибудь прежнего" (СиМ. С.
    236).
     9. Беловой автограф - РГАЛИ.
     10. Беловой автограф - РГАЛИ. В В и автографе ст. 14: "Когда ж тебя
    увижу вновь?". Вода сад, где прыгают гимнасты. Видимо, имеется в виду
    Таврический сад в Петербурге, где Кузмин чаще всего встречался с Масловым.
     11. Беловой автограф - РГАЛИ.
     12. Беловой автограф - РГАЛИ.
     II. 14-23. Весь цикл - Белые ночи. [СПб.], 1907, с общей датой: 1907.
    Ст-ния не нумерованы. Цикл посвящен отношениям Кузмина и художника Сергея
    Юрьевича Судейкина (18821946), разворачивавшимся в конце 1906 г. Они
    познакомились 14 октября (см.: ЛН. Т. 92. Кн. 2. С. 152), быстротечный роман
    окончился 26 декабря, когда Кузмин записал в Дневнике: "Получил письмо от
    С<ергея> Ю<рьевича>: "Мое долгое молчание считаю извинительным; теперь я
    спокойнее. Я женюсь на О.А.Глебовой. Шлю Вам привет, мой дорогой друг. Если
    бы Вы приехали, мы были бы очень рады" <...> Сегодня большой день для меня,
    несмотря на видимую легкость. Это потяжеле смерти князя Жоржа. Быть так
    надутым! Но отчего такая легкость? разве я совсем бессердечный? Вчера еще я
    мог броситься из окна из-за него, сегодня - ни за что. Но впереди - ничего"
    (Князь Жорж - любовник Кузмина в первой половине 1890-х гг., офицер
    конногвардейского полка, личность которого установить нам не удалось. См.:
    Кузмин и русская культура. С. 150-151). Сохранившаяся в собрании М.С.Лесмана
    копия письма Судейкина (Избр. произв. С. 505) довольно близка к изложению в
    Дневнике. В тот же день, в 10 часов вечера, С.А.Ауслендер писал
    Л.Н.Вилькиной: "Многоуважаемая Людмила Николаевна, по просьбе Кузмина,
    который не в состоянии писать лично, находясь в положении, близком к смерти,
    сообщаю Вам, что С.Ю.Судейкин женится на О.А.Глебовой. Мне кажется,
    несчастный Кузмин, хотя, несомненно, скоро имеющий возродиться, в данную
    минуту являет вид достаточно плачевный и нуждающийся в участии и утешении.
    Извиняюсь за беспокойство, думая все-таки, что Вам как его "приятелю" это
    небезынтересно" (ИРЛИ, арх. Н.М.Минского и Л.Н.Вилькиной). В январе 1907 г.
    Кузмин развил "прерванную повесть" в прозаической повести "Картонный домик",
    опубликованной в том же альманахе без 4-х последних глав, утерянных в
    типографии. (С неточностями полный текст опубликован: Кузмин М. Проза / Ред.
    и прим. В.Маркова и Ф.Шольца. Berkeley, 1990. Т. VIII. С. 243-277; наборная
    рукопись всей повести - РГАЛИ; авторский список утерянных глав - ИМЛИ;
    подробнее см. в письме Кузмина в редакцию (В. 1907. Э6); а также: ЛН. Т. 92.
    Кн. 3. С. 286; СиМ. С. 130-139), где под достаточно прозрачными
    "псевдонимами" (см.: Ахматова и Кузмин. С. 285) выведены те же действующие
    лица. Цикл вызвал одобрительную реакцию в кругах, близких к "Скорпиону" и В,
    о чем 19 июля 1907 г. Кузмину писал секретарь В М.Ф.Ликиардопуло: "Мне очень
    понравилась "Прерванная повесть". Когда я купил "Белые Ночи", я сейчас же ее
    прочитал Брюсову, Белому и Эллису, кот<орые> были все в восторге" (СиМ. С.
    196).
     1. В первой публикации ст. 11: "Не поразят мой слух ни гром, ни трубы".
    Этот... портрет Кузмина работы Судейкина, очевидно, не был написан. См.:
    "Судейкин делал набросок, портрет он будет писать без меня; очень черный, en
    face, за головой венок, в глубине серебряные 2 ангела" (Дневник, 30 октября
    1906). Упоминаний в литературе о портрете нам не удалось обнаружить.
     2. В ст-нии описан театр В.Ф.Коммиссаржевской на Офицерской, где
    Судейкин и Кузмин часто встречались.
     3. В ст-нии описан вечер у Вяч.Иванова 22 ноября 1906 г., о котором см.
    в Дневнике: "Первое представление "Беатрисы" <...> Маленькие актрисы тащили
    куда-нибудь после спектакля, но мы поехали к Ивановым. <...> Мы не пошли в
    зал, где, потом' оказалось, говорили о театре Коммиссаржевской. А я с
    Судейкиным, бывшим все время со мною и Сераф<имой> Павловной, удалясь в
    соседнюю комнату, занялись музыкой; приползла кое-какая публика; Вилькина с
    Нувель <так!> и Сомовым так громогласно говорили, хотя рядом были 2 пустые
    комнаты, что музыку пришлось прекратить. С<ергей> Ю<рьевич> сказал, что мог
    бы заехать ко мне, что меня побудило уйти раньше, инкогнито, хотя я думал,
    что меня будут искать". Толстая дама - Серафима Павловна Ремизова-Довгелло
    (1876-1943), жена писателя А.М.Ремизова. "Куранты" - вокально-музыкальный
    цикл Кузмина "Куранты любви". Тонкая модница - поэтесса Людмила Николаевна
    Вилькина (1873-1920), жена поэта Н.М.Минского, с которой Кузмин в это время
    часто виделся.
     4. Имеется в виду день 3 декабря 1906 г., когда Кузмин записал в
    Дневнике: "Сегодня, в воскресенье <...> я был утешен, не только утешен, но в
    радости, не только в радости, но и счастлив". "Шабли во льду" - автоцитата
    из ст-ния 1 цикла 2-13. "Вена" - известный петербургский ресторан (ул.
    Гоголя, 13/2), место встреч литературной богемы. Сапунов - см. примеч. 409.
     5. Ср. Запись в Дневнике: "Приехавши домой, нашел программу от
    современников <кружка "Вечера современной музыки"> и святочный домик с
    прозрачной цветной бумагой, сквозящей от вставляемой свечки, оставленный
    приезжавшим Сергеем Юрьевичем" (1 декабря 1906). Картонный домик - см.
    одноименную повесть Кузмина. Короли-маги - волхвы, приносившие в дар
    новорожденному Христу золото, ладан и смирну.
     7. Ст-ние явно связано с неоконченным наброском 1904г. (РГАЛИ):
     Эти весенние теплые дыхания
     Будят уснувшие в сердце воспоминания.
     Мысли влекут меня, солнцем тем влекомые,
     В город чужой теперь, в улицы же знакомые.
     Будто Москва-река, будто как Неглинная,
     Розовый дом стоит, церковь рядом старинная.
     Благовест слышится, солнце встает багровое,
     Ждет меня лошадь; попона на ней ковровая.
     Кто-то поедет, и [с кем-то] я должен встретиться,
     Кем-то любовь моя скоро должна приветиться.
     Солнце весеннее, мысли же холодные,
     В сердце живут моем змеи лишь подколодные.
     Все там по-прежнему, так же там Неглинная,
     . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
     Так же люблю тебя, так же я все думаю,
     Что не узнать тебе думу мою угрюмую.
     Розовый дом с голубыми воротами. См.: "В конце концов Судейкин
    согласился ко мне ехать; сестра еще не спала; снова стали пить чай и
    ужинать, я много играл. Судейкин рассказывал об их розовом доме с голубыми
    воротами, о своих комнатах, семье, знакомых, собаках..." (Дневник, 27 ноября
    1906).
     8. Ст. 2 исправлен по первой публ. и С-1 (в С-3 "Купив такую шапку, как
    у Вас"). В первой публикации ст. 15: "Но тотчас же пройду опять понуро". См.
    в Дневнике: "Ездил с Сережей <С.А.Ауслендером> покупать шапку и перчатки.
    Купил фасон "Гоголь" и буду носить отогнувши козырек, как Сергей Юрьевич"
    (16 декабря 1906).
     9. Беловой автограф - Стихи-19. Сережа - племянник Кузмина, писатель
    Сергей Абрамович Ауслендер (1886 или 18881937). Сестра Кузмина - Варвара
    Алексеевна Мошкова (в первом браке Ауслендер, 1857-1922). С ее семьей Кузмин
    в то время жил. Далайрак Никола Мария (1753-1809) - французский композитор.
    Не вполне точно цитируемые Кузминым слова (в оригинале: helas, helas, Le
    bien aime ne revient pas") входят в арию Нины из оперы "Нина, или Лишенная
    разума любовью". 10. См. запись Кузмина в дневнике 26 декабря, после
    окончания романа с Судейкиным: "Опять свободен? пуст? легок? написал эпилог
    к циклу". Арман, Элиза. См. в поэме А.С.Пушкина "Граф Нулин":
     Пред ней открыт четвертый том
     Сентиментального романа:
     Любовь Элизы и Армана,
     Иль Переписка двух семей.
     III. 24-31. В отличие от большинства циклов книги, данный не
    представляет сюжетного единства, чем и определена авторская датировка
    каждого ст-ния в отдельности, а не всего цикла.
     1. Список с нотами - РНБ, дата (очевидно, относящаяся к созданию
    музыки): "24 апреля 1903 г., Св. Саввы Стратилата" и помета Г.В.Чичерина:
    "Кузминская проблематика, как в Ал<ександрийских> Песнях".
     2. Белые ночи. [СПб.], 1907, в тексте рассказа С.А.Ауслендера,
    названного в подзаг., без загл., подзаг. и эпиграфа. В рассказе стихи читает
    поэт Жарди, и они встречаются репликой: "Стишки недурны, но я не заметил
    необходимой рифмы - гильотина". Эпиграф - из песни И.П.Э.Шварцендорфа на
    стихи Ж.П.К. де Флориана, начинающейся этими строками. Очевидно, к этому
    ст-нию относится запись: "...я ему <Ауслендеру> для рассказа написал стишки"
    (Дневник, 20 сентября 1906).
     3. В. 1907. Э 11, в тексте рассказа С.А.Ауслендера "Корабельщики, или
    Трогательная повесть о Феличе и Анжелике". Уж давно сказал поэт. По
    предположению А.В.Лаврова и Р.Д.Тименчика, имеется в виду фрагмент Семонида
    Аморгского (VII в. до н.э.). См.: Античная лирика. М., 1968. С. 122-123.
    Биче - сокращенное имя Беатриче Портинари (ок. 1266-1290), воспетой Данте в
    "Божественной комедии". Лиза - видимо, героиня повести Н.М.Карамзина "Бедная
    Лиза".
     4. "Перевал". 1907. Э 8/9, в тексте повести С.А.Ауслендера "Флейты
    Вафила". Имя Вафилла есть у Анакреона (см. также: Гораций, эпод 14). Ср.
    ст-ние 5 в цикле 604-608.
     5. ЗР. 1907. Э 5. Два беловых автографа - РГАЛИ. Я вижу странно,
    прозревая. Ср. в ст-нии А.А.Фета "Измучен жизнью, коварством надежды...": "И
    как-то странно порой прозреваю".
     6. Первая публ. не разыскана, хотя в оглавл. книги ст-ние обозначено
    как уже публиковавшееся.
     7. "Перевал". 1907. Э 10, как второе ст-ние цикла "На фабрике" (другие
    ст-ния этого цикла, первоначально предполагавшегося быть более обширным,
    см.: 175-182(4) и 612). Лист из С-2 со вписанными строками - Изборник.
    Отвода - "ворота, заворы в околице и в городьбе" (Словарь В.И.Даля, с
    пометой "н<о>вг<ородское>". Указано М.Л.Гаспаровым). Каноник - очевидно,
    каноник Мори, под духовным руководством которого Кузмин провел некоторое
    время в Италии. Пейзаж ст-ния связан с пребыванием Кузмина в Окуловке
    Новгородской губ., где его зять, П.С.Мошков, служил на бумагоделательной
    фабрике. Память сердца. Ср.: "О память сердца! ты сильней Рассудка памяти
    печальной" (К.Н.Батюшков, "Мой гений").
     8. Вероятно, относится к В.А.Наумову (см. примеч. к циклам 32-40 и
    52-60).
     * ЧАСТЬ ВТОРАЯ *
     1. 32-40. Виктор Андреевич Наумов - юнкер Инженерного училища, в
    которого был влюблен Кузмин; однокашник поэта и литературоведа М.Л.Гофмана,
    знакомого Кузмина. Его имя встречается в Дневнике с февраля 1 907 г.
    Последнее известие - письмо к Кузмину с фронта 14 апреля 1915 г. (ЦГАЛИ С. -
    Пе-тербурга). Цикл писался в Окуловке (см. ст-ние 7 в цикле 24-31). См.:
    "Любовь к радугам и фейерверкам, к мелочам техники милых вещей - причесок,
    мод, камней, Сомовщина мною овладела" (Дневник, 6 июля 1907); "Написал
    романс на слова Брюсова и кончил цикл стихов XVIII века" (Дневник, 16 июля
    1907). Ср. также: "У Солюс имянины, прошлый год в этот день у них был
    фейерверк, породивший "Ракеты"" (Дневник, 5 июля 1908).
     Первая публикация - В. 1908. Э 2, без посвящ. и эпиграфа, с опечатками,
    исправленными в следующем номере журнала на основании письма Кузмина к
    М.Ф.Ликиардопуло от 17 марта 1908 г. (присоединено к письмам к В.Я.Брюсову;
    РГБ, арх. В.Я.Брюсова) со словами: "Простите, что я так сутяжничаю, но,
    право, у Вас так редко бывают небрежности, что эти меня очень огорчили,
    т<ем> более, что, не неся явной нелепости, они могут сойти за мои
    намерения". Эпиграф - из ст-ния В.Я.Брюсова "Фонарики" (1904). Согласно
    списку РГАЛИ, в 1908 г. Кузмин написал к циклу музыку.
     2. Роброн - старинное женское платье.
     3. В журнальном тексте слово "любовь" (ст. 3) набрано с прописной
    буквы.
     5. Ср. одноименную картину К.А.Сомова.
     II. 41-45. Цикл обращен к В.А.Наумову (см. примеч. 3240), но на его
    содержании, видимо, отразилась смерть жены Вяч.Иванова
    Л.Д.Зиновьевой-Аннибал, о которой Кузмин узнал 18 октября 1907 г.
     2. "Русский артист". 1908. Э 1. "Manon" опера Ж.Массне (1884) на сюжет
    романа аббата Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско" или же сам этот
    роман.
     4. Родина Гольдони - Венеция. О темных тайных сестрах. Имеются в виду
    мойры (греч. миф.) или парки (рим. миф.) - богини судьбы, изображавшиеся в
    виде трех сестер, прядущих нити человеческих жизней.
     5. День рожденья и т.д. См.: "Сегодня день не только рожденья, но и
    крещенья, но и обрученья. Я со слезами благодарю Небо, пославшее мне такое
    счастье. В.А. <Наумов> благословил меня на любовь к нему, чистую и
    уничтожающую другие амуретки" (Дневник, 6 октября 1907).
     III. 46-51. Цикл обращен к В.А.Наумову (см. примеч. 3240)
     2. Высоко горит рассветная звезда - см. след, ст-ние.
     3. "Русский артист". 1908. Э 14. Лист из С-2 - Изборник.
     4. Беловой автограф - Стихи-19.
     6. "Русский артист". 1908. Э 7. Беловой автограф - Изборник.
     * ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ *
     Специально о семантике этой части см.: Гаспаров М.Л. Художественный мир
    писателя: тезаурус формальный и тезаурус функциональный (М.Кузмин, "Сети",
    ч. III) // Проблемы структурной лингвистики 1984. М., 1988. С. 125-136.
     I. 52-60. Беловой автограф всего цикла - ИРЛИ, арх.. П.Е.Щеголева, с
    надписью: "Посвящается навсегда дорогому Вячеславу Ивановичу Иванову". Ср. в
    письме к В.В.Руслову от 6 февраля 1908 г.: ""Мудрая встреча"" посвящена
    Вяч.Иванову, т.к. ему особенно нравится, но по-настоящему посвящается, как и
    все с весны 1907 г., тому лицу, имя которого Вы прочтете над "Ракетами" и
    над "Вожатым"" (т. е. В.А. Наумову) (СиМ. С. 214). См. также: "Наверху <у
    Вяч. Иванова> у меня нашли вид Аббата и шарлатана, пел, новые стихи посвятил
    Вяч.Иван." (Дневник, 14 декабря 1907). Значительная часть цикла, если не
    весь он, была положена на музыку: указанные в примеч. к отдельным ст-ниям
    автографы из писем к Андрею Белому представляют собою нотные записи с
    текстами. Лексика цикла в значительной степени ориентирована на библейскую,
    и особенно на евангельскую.
     1. Беловой автограф - в письме к В.В.Руслову от 29 января 1908 г.
    (ИМЛИ).
     2. Беловой автограф - там же. Вы ждете трепетно трубы? Ср.: "...Сам
    Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и
    мертвые во Христе воскреснут прежде" (1-е Фесс. 4, 16; ср.: 1-е Кор. 15,
    52).
     3. Беловые автографы - в письме к В.В.Руслову от 29 января 1908 г.
    (ИМЛИ), в письме к Андрею Белому от 2 февраля 1908г. (РГБ, арх. Андрея
    Белого) и в Изборнике. На весах высоких взвешены и т.д. Ср.: "Пусть взвесят
    меня на весах правды, и Бог узнает мою непорочность" (Иов. 31, 6).
     4. Беловые автографы - в письме к В.В.Руслову от 6 февраля 1908 г.
    (ИМЛИ), в письме к Андрею Белому от 2 февраля 1908 г. (РГБ, арх. Андрея
    Белого) и в Изборнике. Как посох странничий - ср. ст-ние 644. Поспешник -
    покровитель (Словарь В.И.Даля). Знаю вес и знаю меру я. Вероятно, комбиниванная отсылка к легенде о пире Валтасара (Дан. Гл. 5) и к Апокалипсису: "...Я взглянул, и вот, конь вороный, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей" (Откр. 6, 5).
     5. Беловые автографы - там же. О милые други, дорогие костыли. См.
    запись в Дневнике 17 декабря 1907 г.: "Мои друзья мне дороги; с такими
    костылями можно идти на небо".
     6. Беловые автографы - там же.
     7. Беловые автографы - письмо к В.В.Руслову от 6 февраля 1908 г.,
    Изборник.
     8. Беловой автограф - в письме к В.В.Руслову от 8 февраля 1908 г.
    (ИМЛИ). В автографе ИРЛИ ст. 11: "(Клятвы не сказаны)". Разделение. Ср.:
    "Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение"
    (Лк. 12, 51) Время и тление - слова, в разных контекстах часто встречающиеся
    в Новом Завете.
     9. Беловые автографы - в письме к Андрею Белому от 2 февраля 1908 г.
    (РГБ, арх. Андрея Белого) и в Изборнике. Свет - вероятно, имеется в виду
    свет Преображения Господня (Мф. 17, 2).
     II. 61-67. Посвящ. относится к В.А.Наумову (см. примеч. 32-40). Беловой
    автограф всего цикла - ИРЛИ, арх. П.Е.Щеголева. Конец декабря 1907 и январь
    1908 г. были для Кузмина временем постоянных медитаций под водительством
    А.Р.Минцловой и следовавших за ними видений. Многие ст-ния данного и след,
    циклов связаны именно с этим.
     1. Сестры вертят веретенами. Имеются в виду парки (мойры) (см. примеч.
    41-45, 4). Рядом ты в блистаньи лат. См.: "Молился. Днем видел ангела в
    золот<исто->коричневом плаще и золот<ых> латах с лицом Виктора и, м<ожет>
    б<ыть>, князя Жоржа. Он стоял у окна, когда я вошел от дев. Длилось это
    яснейшее видение секу<нд> 8" (Дневник, 29 декабря 1907). Очевидно, тем самым
    Наумов идентифицируется со святым Кузмина, архистратигом Михаилом,
    изображавшимся в латах и с мечом.
     2. Беловой автограф - Изборник. "Лето Господнее - благоприятно". См.:
    "Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал Меня <...> проповедовать лето
    Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих"
    (Ис. 61, 1-2; ср.: Лк. 4, 21, где Иисус, прочитав эти слова, произносит:
    "...ныне исполнилось писание сие, слышанное вами"). Белым камнем отмечен
    этот день. Так древние отмечали счастливый день. Меч. См.: "Вернувшись <от
    А.Р.Минцловой> я долго видел меч, мой меч и обрывки пелен" (Дневник, 16
    февраля 1908).
     3. В автографе ИРЛИ ст. 1: "Издалека пришел жених и друг". Жених и
    друг. См.: Ин. 3, 27-30, где Жених - Христос, а его друг - Иоанн Предтеча.
    Целую ноги твои. См. слова Демьянова (ср. традиционную пару святых Кузьма и
    Демьян) в повести "Картонный домик": "Благодарю наши иконы, что они Вас
    послали сюда, и целую Ваши ноги, приведшие Вас на мое счастье, на мою
    радость" (Белые ночи. [СПб.], 1907. С. 141). Аналогичная сцена между
    Кузминым и Судейкиным описана в Дневнике 8 ноября 1906). 30 января 1908 г.
    Блок послал это ст-ние матери со словами: "Переписываю тебе новое, нена-
    танное стихотворение Кузмина. По-моему - очень замечательно" (Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1963. Т. 8. С. 227).
     4. Лист из С-2 со вписанными строками - Изборник. В автографе ИРЛИ -
    без строфы 3. Пред сиянием лица Я пал. См.: "...и просияло лице Его как
    солнце" (Мф. 17, 2; имеется в виду Преображение Господне).
     5. Горит в груди Блаженства рана. Ср.: "Днем ясно видел, прозрачные 2
    розы, и будто из сердца у меня поток крови на пол" (Дневник, 7 февраля
    1908); "Болит грудь, откуда шла кровь" (Там же. 8 февраля).
     6. Лист из С-2 - Изборник. Божья купина. См.: "И явился ему Ангел
    Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый
    куст горит огнем, но куст не сгорает" (Исх. 3, 2).
     7. Лист из С-2 - Изборник.
     III. 68-76. Ни в одном из изданий цикл не датирован, однако он явно
    относится к началу 1908 г. (см. преамбулу к сборнику "Сети" и примеч. к
    предыдущему циклу) и обращен к В.А.Наумову (см. примеч. 32-40). Согласно
    списку произведений в РТ-1, написано в феврале-марте 1908.
     1. Лист из С-2 - Изборник. Точит кровь. См. примеч. 61-67 (5).
     2. Истекай, о сердце, истекай! См. примеч. 61-67 (5).
     3. Александры. Имеется в виду Александр Македонский. Саламандры - по
    средневековому поверью, животные, обитающие в пламени.
     4. Ст-ние связано с долгой болезнью Наумова. А мне мерещатся латы. См.
    примеч. 61-67 (1).
     7. Ладана тебе не надо. См. описание видения Кузмина: "Видение. В
    большой комнате, вмещающей человек 50, много людей, в разных платьях, но
    неясных и неузнаваемых по лицам - туманный сонм. На кресле, спинкою к
    единствен < ному > окну, где виделось прозрачно-синее ночное небо, сидит
    ясно видимая Л<идия> Д<митриевна Зиновьева-Аннибал> в уборе иплатье
    византийских императриц, лоб, уши и часть щек и горло закрыты тяжелым
    золотым шитьем; сидит неподвижно, но с открытыми, живыми глазами и живыми
    красками лица, хотя известно, что она - ушедшая. Перед креслом пустое
    пространство, выходящие на которое становятся ясно видными; смутный,
    колеблющийся сонм людей по сторонам. Известно, что кто-то должен кадить. На
    ясное место из толпы быстро выходит Виктор в мундире, с тесаком у пояса.
    Голос Вячеслава <Иванова> из толпы: "Не трогайте ладана, не Вы должны это
    делать". Л<идия> Дм<итриевна>, не двигаясь, громко: "Оставь, Вячеслав, это
    все равно". Тут кусок ладана, около которого положены небольшие нож и
    молоток, сам падает на пол и рассыпается золотыми опилками, в которых -
    несколько золотых колосьев. Наумов подымает не горевшую и без ладана
    кадильницу, из которой вдруг струится клубами дым, наполнивший облаками весь
    покой, и сильный запах ладана. Вячеслав же, выйдя на середину, горстями
    берет золотой песок и колосья, а Л<идия> Дм<итриевна> подымается на кресле,
    причем оказывается такой огромной, что скрывает все окно и всех превосходит
    ростом. Все время густой розовый сумрак. Проснулся я, еще долго и ясно слыша
    запах ладана, все время медитации и потом" (Дневник, 31 января 1908). Из
    дневниковых записей В.К.Шварсалон (СиМ. С. 333) известно, что Кузмин в
    начале 1909г. жег ладан у себя в комнате. Небесного града. См.: Откр. 21, 2.
     * ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ *
     Александрийские песни
     Помимо публикаций в периодике, указанных в примечаниях к отдельным
    ст-ниям, весь цикл был издан отдельно [СПб.: "Прометей", [б.г.]; по поводу
    этого издания см.: "В 1919 году изд. "Прометей" выпустило их
    <"Александрийские песни"> отдельным изданием, теперь распроданным.
    По-видимому, рецензируемая книга представляет собой новый запас старого
    издания с перелицованной обложкой" ([б.п.] // "Книга и революция". 1922. Э 7
    (19). С. 59)]. В 1921 г. было осуществлено издание ряда песен с нотами (М.:
    Гос. музыкальное изд-во. Художественный отдел), куда вошли ст-ния 3 из цикла
    7 7-79,4,2, 1 из цикла 93-97; 7 из цикла 80-86; 5 из цикла 93-97 (тетрадь I)
    и 2 из цикла 77-79; 5, 2, 1 из цикла 80-86; 1, 5 из цикла 87-92 (тетрадь
    II).
     Начало работы над циклом может быть отнесено к 1904 г., когда часть
    ст-ний оказывается включена в "Комедию из Александрийской жизни" (другое
    название "Евлогий и Ада", апрель 1904 г. - РГАЛИ; опубл. - Театр. Кн. 2). 5
    сентября 1905 г. "Александрийские песни" впервые упоминаются в письмах
    Г.В.Чичерина (ст-ния 7 из цикла 80-86; 1 из цикла 98-102 и 5 из цикла
    103-107), в письме от 27 октября того же года упоминается ст-ние 5 из цикла
    98- 102. В Списке РГАЛИ работа над циклом отнесена к апрелю-октябрю 1905 г.,
    при этом названы ст-ния 1 и 2 из цикла 604-608; 2 и 3 из цикла 80-86; 2 из
    цикла 87-92; 4, 1, 5 из цикла 80-86; 5 из цикла 87-92; 6 из цикла 80-86; 3
    из цикла 77-79; 3 и 4 из цикла 604-608; 1 (и/или 2) из цикла 77-79; 1 из
    цикла 87-92; 1 из цикла 93-97, не опубликованное при жизни ст-ние "Три
    платья", известное по записи со слов И.А.Лихачева (ССт., особое приложение
    "Addenda et errata". С. 4), одно ст-ние, которое нам неудалось
    идентифицировать; 4 из цикла 93-97; 3 из цикла 87-92; 5 из цикла 604-608; 7
    из цикла 80-86; 4 из цикла 87-92. 20 января 1906 г. с циклом ознакомился
    В.Я.Брюсов. 9 февраля 1906 г. В.Ф.Нувель сообщил Кузмину, что Брюсов готов
    взять "Александрийские песни" для В. 3 марта 1906 г. Кузмин извещает
    Брюсова: "...одновременно с этим письмом посылаю Вам переписанными
    "Алекс<андрийские> п<есни>", которые Вы находили возможным поместить в
    "Весах". Посылаю их почти все, чтобы Вы сами могли сделать выбор годного,
    что, равно как и перестановку их, предоставляю на полнейшее Ваше усмотрение"
    (РГБ, арх. В.Я.Брюсова). Брюсов воспользовался этим правом, отобрав для
    публикации 11 ст-ний и соответственно перенумеровав их (наборный оригинал -
    ИМЛИ); остальные, под общим загл.: "Александрийские песни Михаила Кузмина.
    1905 г. Лето - осень", сохранились в его архиве (из них одно осталось не
    опубликованным при жизни - см. ст-ние 5 из цикла 604-608). Часть не принятых


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]

/ Полные произведения / Кузмин М.А. / Стихотворения


2003-2022 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis