Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Маяковский В.В. / Стихотворения

Стихотворения [35/56]

  Скачать полное произведение

    почти не читал,
     а нынче -
     вышло из моды, -
     и рад бы прочесть -
     не поймешь ни черта:
     по-русски дрянь, -
     переводы.
     Не злитесь, -
     со мной,
     70 должно быть, и вы
     знакомы
     лишь понаслышке.
     Поговорим
     о пустяках путевых,
     о нашинском ремеслишке.
     Теперь
     плохие стихи -
     труха.
     Хороший -
     80 себе дороже.
     С хорошим
     и я б
     свои потроха
     сложил
     под забором
     тоже.
     Бумаги
     гладь
     облевывая
     90 пером,
     концом губы -
     поэт,
     как блядь рублевая,
     живет
     с словцом любым.
     Я жизнь
     отдать
     за сегодня
     рад.
     100 Какая это громада!
     Вы чуете
     слово -
     пролетариат? -
     ему
     грандиозное надо.
     Из кожи
     надо
     вылазить тут,
     а нас -
     110 к журнальчикам
     премией.
     Когда ж поймут,
     что поэзия -
     труд,
     что место нужно
     и время ей.
     "Лицом к деревне" -
     заданье дано, -
     за гусли,
     120 поэты-други!
     Поймите ж -
     лицо у меня
     одно -
     оно лицо,
     а не флюгер.
     А тут и ГУС
     отверзает уста:
     вопрос не решен.
     "Который?
     130 Поэт?
     Так ведь это ж -
     просто кустарь,
     простой кустарь,
     без мотора".
     Перо
     такому
     в язык вонзи,
     прибей
     к векам кунсткамер.
     140 Ты врешь.
     Еще
     не найден бензин,
     что движет
     сердец кусками.
     Идею
     нельзя
     замешать на воде.
     В воде
     отсыреет идейка.
     150 Поэт
     никогда
     и не жил без идей.
     Что я -
     попугай?
     индейка?
     К рабочему
     надо
     идти серьезней -
     недооценили их мы.
     160 Поэты,
     покайтесь,
     пока не поздно,
     во всех
     отглагольных рифмах.
     У нас
     поэт
     событья берет -
     опишет
     вчерашний гул,
     170 а надо
     рваться
     в завтра,
     вперед,
     чтоб брюки
     трещали
     в шагу.
     В садах коммуны
     вспомнят о барде -
     какие
     180 птицы
     зальются им?
     Что
     будет
     с веток
     товарищ Вардин
     рассвистывать
     свои резолюции?!
     За глотку возьмем.
     "Теперь поори,
     190 несбитая быта морда!"
     И вижу,
     зависть
     зажглась и горит
     в глазах
     моего натюрморта.
     И каплет
     с Верлена
     в стакан слеза.
     Он весь -
     200 как зуб на сверле.
     Тут
     к нам
     подходит
     Поль Сезан:
     "Я
     так
     напишу вас, Верлен".
     Он пишет.
     Смотрю,
     210 как краска свежа.
     Monsieur,
     простите вы меня,
     у нас
     старикам,
     как под хвост вожжа,
     бывало
     от вашего имени.
     Бывало -
     сезон,
     220 наш бог - Ван-Гог,
     другой сезон -
     Сезан.
     Теперь
     ушли от искусства
     вбок -
     не краску любят,
     а сан.
     Птенцы -
     у них
     230 молоко на губах, -
     а с детства
     к смирению падки.
     Большущее имя взяли
     АХРР,
     а чешут
     ответственным
     пятки.
     Небось
     не напишут
     240 мой портрет, -
     не трут
     понапрасну
     кисти.
     Ведь то же
     лицо как будто, -
     ан нет,
     рисуют
     кто поцекистей.
     Сезан
     250 остановился на линии,
     и весь
     размерсился - тронутый.
     Париж,
     фиолетовый,
     Париж в анилине,
     вставал
     за окном "Ротонды".
     [1925]
     NOTRE-DAME
     Другие здания
     лежат,
     как грязная кора,
     в воспоминании
     о Notre-Dame'e {*}.
     {* Собор Парижской богоматери (франц.).}
     Прошедшего
     возвышенный корабль,
     о время зацепившийся
     и севший на мель.
     10 Раскрыли дверь -
     тоски тяжелей;
     желе
     из железа -
     нелепее.
     Прошли
     сквозь монаший
     служилый елей
     в соборное великолепие.
     Читал
     20 письмена,
     украшавшие храм,
     про боговы блага
     на небе.
     Спускался в партер,
     подымался к хорам,
     смотрел удобства
     и мебель.
     Я вышел -
     со мной
     30 переводчица-дура,
     щебечет
     бантиком-ротиком:
     "Ну, как вам
     нравится архитектура?
     Какая небесная готика!"
     Я взвесил все
     и обдумал, -
     ну вот:
     он лучше Блаженного Васьки.
     40 Конечно,
     под клуб не пойдет -
     темноват, -
     об этом не думали
     классики.
     Не стиль...
     Я в этих делах не мастак.
     Не дался
     старью на съедение.
     Но то хорошо,
     50 что уже места
     готовы тебе
     для сидения.
     Его
     ни к чему
     перестраивать заново -
     приладим
     с грехом пополам,
     а в наших -
     ни стульев нет,
     60 ни орг_а_нов.
     Копнёшь -
     одни купола.
     И лучше б оркестр,
     да игра дорога -
     сначала
     не будет финансов, -
     а то ли дело,
     когда орган -
     играй
     70 хоть пять сеансов.
     Ясно -
     репертуар иной -
     фокстроты,
     а не сопенье.
     Нельзя же
     французскому Госкино
     духовные песнопения.
     А для рекламы -
     не храм,
     80 а краса -
     старайся
     во все тяжкие.
     Электрорекламе -
     лучший фасад:
     меж башен
     пустить перетяжки,
     да буквами разными:
     "Signe de Zoro" {*},
     {* Знак Зоро (франц.).}
     чтоб буквы бежали,
     90 как мышь.
     Такая реклама
     так заорет,
     что видно
     во весь Boulmiche {*}.
     {* Бульвар в Париже (франц.).}
     А если
     и лампочки
     вставить в глаза
     химерам
     в углах собора,
     100 Тогда -
     никто не уйдет назад:
     подряд -
     битковые сборы!
     Да, надо
     быть
     бережливым тут,
     ядром
     чего
     не попортив.
     110 В особенности,
     если пойдут
     громить
     префектуру
     напротив.
     [1925]
     ВЕРСАЛЬ
     По этой
     дороге,
     спеша во дворец,
     бесчисленные Людовики
     трясли
     в шелках
     золоченых каретц
     телес
     десятипудовики.
     10 И ляжек
     своих
     отмахав шатуны,
     по ней,
     марсельезой пропет,
     плюя на корону,
     теряя штаны,
     бежал
     из Парижа
     Капет.
     20 Теперь
     по ней
     веселый Париж
     гоняет
     авто рассияв, -
     кокотки,
     рантье, подсчитавший барыш,
     американцы
     и я.
     Версаль.
     30 Возглас первый:
     "Хорошо жили стервы!"
     Дворцы
     на тыщи спален и зал -
     и в каждой
     и стол
     и кровать.
     Таких
     вторых
     и построить нельзя -
     40 хоть целую жизнь
     воровать!
     А за дворцом,
     и сюды
     и туды,
     чтоб жизнь им
     была
     свежа,
     пруды,
     фонтаны,
     50 и снова пруды
     с фонтаном
     из медных жаб.
     Вокруг,
     в поощренье
     жантильных манер,
     дорожки
     полны стат_у_ями -
     везде Аполлоны,
     а этих
     60 Венер
     безруких, -
     так целые уймы.
     А дальше -
     жилья
     для их Помпадурш -
     Большой Трианон
     и Маленький.
     Вот тут
     Помпадуршу
     70 водили под душ,
     вот тут
     помпадуршины спаленки.
     Смотрю на жизнь -
     ах, как не нова!
     Красивость -
     аж дух выматывает!
     Как будто
     влип
     в акварель Бенуа,
     80 к каким-то
     стишкам Ахматовой.
     Я все осмотрел,
     поощупал вещи.
     Из всей
     красотищи этой
     мне
     больше всего
     понравилась трещина
     на столике
     90 Антуанетты.
     В него
     штыка революции
     клин
     вогнали,
     пляша под распевку,
     когда
     санкюлоты
     поволокли
     на эшафот
     100 королевку.
     Смотрю,
     а все же -
     завидные видики!
     Сады завидные -
     в розах!
     Скорей бы
     культуру
     такой же выделки,
     но в новый,
     110 машинный р_о_змах!
     В музеи
     вот эти
     лачуги б вымести!
     Сюда бы -
     стальной
     и стекольный
     рабочий дворец
     миллионной вместимости, -
     такой,
     120 чтоб и глазу больно.
     Всем,
     еще имеющим
     купоны
     и монеты,
     всем царям -
     еще имеющимся -
     в назидание:
     с гильотины неба,
     головой Антуанетты,
     130 солнце
     покатилось
     умирать на зданиях.
     Расплылась
     и лип
     и каштанов толпа,
     слегка
     листочки ворся.
     Прозрачный
     вечерний
     140 небесный колпак
     закрыл
     музейный Версаль.
     [1925]
     ЖОРЕС
     Ноябрь,
     а народ
     зажат до жары.
     Стою
     и смотрю долго:
     на шинах машинных
     мимо -
     шары
     катаются
     10 в треуголках.
     Войной обагренные
     руки
     умыв,
     и красные
     шансы
     взвесив,
     коммерцию
     новую
     вбили в умы -
     20 хотят
     спекульнуть на Жоресе.
     Покажут рабочим -
     смотрите,
     и он
     с великими нашими
     тоже.
     Жорес
     настоящий француз.
     Пантеон
     30 не станет же
     он
     тревожить.
     Готовы
     потоки
     слезливых фраз.
     Эскорт,
     колесницы -
     эффект!
     Ни с места!
     40 Скажите,
     кем из вас
     в окне
     пристрелен
     Жорес?
     Теперь
     пришли
     панихидами выть.
     Зорче,
     рабочий класс!
     50 Товарищ Жорес,
     не дай убить
     себя
     во второй раз.
     Не даст.
     Подняв
     знамен мачтовый лес,
     спаяв
     людей
     в один
     60 плывущий флот,
     громовый и живой,
     попрежнему
     Жорес
     проходит в Пантеон
     по улице Суфло.
     Он в этих криках,
     несущихся вверх,
     в знаменах,
     в шагах,
     70 в горбах
     "Vivent les Soviets!..
     A bas la guerre!..
     Capitalisme a bas!.." {*}
     {* Да здравствуют Советы!..
     Долой войну!..
     Долой капитализм!.. (франц.).}
     И вот -
     взбегает огонь
     и горит,
     и песня
     краснеет у рта.
     И кажется -
     80 снова
     в дыму
     пушкари
     идут
     к парижским фортам.
     Спиною
     к витринам отжали -
     и вот
     из книжек
     выжались
     90 тени.
     И снова
     71-й год
     встает
     у страниц в шелестении.
     Гора
     на груди
     могла б подняться.
     Там
     гневный окрик орет:
     100 "Кто смел сказать,
     что мы
     в семнадцатом
     предали
     французский народ?
     Неправда,
     мы с вами,
     французские блузники.
     Забудьте
     этот
     110 поклеп дрянной.
     На всех баррикадах
     мы ваши союзники,
     рабочий Крезо,
     и рабочий Рено".
     [1925]
     ПРОЩАНИЕ
     (КАФЕ)
     Обыкновенно
     мы говорим:
     все дороги
     приводят в Рим.
     Не так
     у монпарнасца.
     Готов поклясться.
     И Рем
     и Ромул,
     и Ремул и Ром
     в "Ротонду" придут
     или в "Дом" {*},
     {* Кафе на Монпарнасе.}
     В кафе
     идут
     по сотням дорог,
     плывут
     по бульварной реке.
     Вплываю и я:
     "Garcon,
     20 un grog
     americain!" {*}
     {* Официант,
     грог
     по-американски! (франц.).}
     Сначала
     слова
     и губы
     и скулы
     кафейный гомон сливал.
     Но вот
     пошли
     вылупляться из гула
     30 и лепятся
     фразой
     слова.
     "Тут
     проходил
     Маяковский давеча,
     хромой -
     не видали рази?" -
     "А с кем он шел?" -
     "С Николай Николаичем", -
     40 "С каким?" -
     "Да с великим князем!"
     "С великим князем?
     Будет врать!
     Он кругл
     и лыс,
     как ладонь.
     Чекист он,
     послан сюда
     взорвать..." -
     50 "Кого?" -
     "Буа-дю-Булонь {*}.
     {* Булонский лес.}
     Езжай, мол, Мишка..."
     Другой поправил:
     "Вы врете,
     противно слушать!
     Совсем и не Мишка он,
     а Павел.
     Бывало сядем -
     Павлуша! -
     60 a тут же
     его, супруга,
     княжна,
     брюнетка,
     лет под тридцать..." -
     "Чья?
     Маяковского?
     Он не женат". -
     "Женат -
     и на императрице". -
     70 "На ком?
     Ее же расстреляли..." -
     "И он
     поверил...
     Сделайте милость!
     Ее ж Маяковский спас
     за трильон!
     Она же ж
     омолодилась!"
     Благоразумный голос:
     80 "Да нет,
     вы врете -
     Маяковский - поэт". -
     "Ну да, -
     вмешалось двое саврасов, -
     в конце
     семнадцатого года
     в Москве
     чекой конфискован Некрасов
     и весь
     90 Маяковскому отдан.
     Вы думаете -
     сам он?
     Сбондил до иот -


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ]

/ Полные произведения / Маяковский В.В. / Стихотворения


Смотрите также по произведению "Стихотворения":


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis