Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Мордовцев Д. Л. / Гроза двенадцатого года

Гроза двенадцатого года [2/42]

  Скачать полное произведение

    И попадья насильно усадила юного воина за стол, дала ему в руки ложку, хлеб и заставила есть яичницу.
     - Кушай, матушка, кушай - не гляди на них... Они рады ребенка замучить.
     Офицеры добродушно смеялись, смотря, как гость их, краснея от причитаний попадьи, с видимым наслаждением ест яичницу.
     - Из законнорожденных яиц яичница, - шутя заметил молодой офицер, - должно быть, очень вкусная.
     - А разве, матушка, от распутной курицы яйца не вкусны? - спросил другой офицер.
     - Тьфу! вам бы все смеяться, озорники, - ворчала попадья.
     Молодой воин, видимо, насытился. Усталость как рукой сняло.
     - Ну, теперь и о деле можно потолковать, - сказал полковник. - Так вы твердо решились остаться при вашем намерении, господин Дуров?
     - Твердо, полковник.
     - Ну, делать нечего - я беру вас с собой: вы будете моим походным сыном, а потом мы пойдем на границу, в Польшу, я сдам вас на руки какому-нибудь кавалерийскому полковнику... А в казаки вас принять нельзя.
     - Мне все равно, полковник. Я только хочу быть кавалеристом.
     - Ну и отлично... А если ваш батюшка узнает, где вы - ведь он имеет право вытребовать вас, как несовершеннолетнего.
     - О! тогда я готова пулю себе в лоб пустить...
     И она опять спохватилась на этом противном женском окончании - "готова"...Она вся вспыхнула... Офицеры заметили это и переглянулись. Надо было найти в себе
     страшную энергию, чтобы не выдать себя - и девушка нашлась.
     - Ах, противная привычка! - сказала она, вся красная как рак. - Я говорю иногда точно девочка, а это оттого, что я с сестрой всегда шалил: я говорил женскими окончаниями, а она мужскими - ну и привыкли...
     - Но отчего, скажите, батюшка ваш не хотел, чтобы вы служили в военной службе?
     Девушка замялась. Она, по-видимому, не на все вопросы могла отвечать, не на все приготовилась. А этих вопросов впереди еще было так много; да и какие еще могли быть впереди!.. Она молчала.
     - Вероятно, по молодости, - заметил другой офицер. Девушка все еще не знала, что сказать; но наконец решилась.
     - Мне тяжело отвечать на некоторые вопросы, - сказала она. - Ради Бога, господа, простите меня, если я не всегда буду отвечать вам... Есть такие обстоятельства в моей жизни, которых я никому не смею открыть. Но верьте - моя тайна не прикрывает преступления.
     - Ну, простите, простите... мы из участия только.
     В то же утро к часам двенадцати назначено было выступление. Со всего села казаки небольшими партиями съезжались к сборному пункту - к квартире полкового командира. К этому же пункту со всего села бежали бабы, девки, ребятишки, чтобы взглянуть на невиданных гостей. Казаки чувствовали это и рисовались: бодрили своих заморенных лошаденок, заламывали свои кивера набекрень так, что они держались на голове каким-то чудом, а иной с гиком проносился мимо испуганной толпы, выделывая на седле такие штуки, какие и на земле невозможно бы было, казалось, выделать.
     Выехал, наконец, со двора и полковник, сопровождаемый офицерами. Выехала и юная героиня на своем Алкиде.
     Казаки, завидев ее, пришли в изумление - не все знали о появлении этого нечаянного гостя.
     - Что это, братцы, на седле там? Кубыть пряник? - шутили казаки.
     - Да это попадья испекла полковнику на дорогу.
     - Нет, казачонки, я знаю, что это.
     - А что, брат?
     - Это наш хорунжий Прохор Микитич за ночь ощенился...
     Хохот... Раздается команда: "Строй! равняйся! справа заезжай!"
     Казаки построились, продолжая отпускать шуточки то насчет других, то насчет себя.
     - Песельники вперед! марш!
     Полк двигается. Покачиваются в воздухе тонкие линии пик, словно приросшие к казацкому телу. Да и это тело не отделишь от коня - это нечто цельное, неделимое... Песельники затягивают протяжную, заунывную походную литию:
     Душа добрый конь!
     Эх и-душа до-доб-рый конь!
     Плачет казацкая песня - это плач и утеха казака на чужбине... Ничего у него не остается вдали от родины, кроме его друга неразлучного, меренка-товарища, и оттого к нему обращается он в своем грустном раздумье:
     Ух и-душа до-о-о-доб-рый конь!..
     Нет, не вынесешь этого напева... Клубком к горлу подступают рыданья.
     Не вытерпела бедная девочка... Она перегнулась через седло, прижалась грудью к гриве коня, обхватила его шею. И у нее никого не осталось, кроме этого коня, кроме доброго Алкида... это подарок отца - его память... Папа! папа мой! о, мой родной, незабвенный мой!..
     - Господин Дуров! а господин Дуров! - слышится ласковый голосок офицера.
     Она приходит в себя и выпрямляется на седле... Около нее тот молоденький офицер - Греков.
     - Вам тяжело? - говорит он еще ласковее. - Еще есть время воротиться...
     - О! никогда! никогда!.. Я не возвращусь домой, пока не встречусь лицом к лицу с Наполеоном.
     - Ну, будь по-вашему. А песня все плачет:
     Ох и душа добрый конь!..
    
     3
    
     Вот уже несколько недель юный Дуров следует с полком и все более сживается со своею новою жизненною обстановкою. Казаки не только привыкают к нему, но даже начинают сосредоточивать на нем всю свою нежность, как на любимом детище. Да и кого любить бродяге-казаку вдали от родины, кроме коня? Да что конь? Конь само собой! - "душа добрый конь", друг и приятель, а все сердце еще ищет чего-то. Заведись в полку собачка - и она становится общею любимицею: каждый казак зовет ее спать с собою, ее носят на руках, с нею делят лучший кусок, из-за нее ссорятся. А тут завелось у них "дите", "сынок полковой", такой тихий да скромный, "словно девица красная". Ну и лег у сердца он каждому казаку. А офицеры и подавно полюбили своего найденыша. Более всех подружился с ним молоденький Греков, черноглазый и горбоносый, с восточным профилем, юноша лет за двадцать, большой фантазер, тоже мечтавший взять в плен Наполеона. "Как только придем на Дон, тотчас же попрошусь под команду Платова <Платов Матвей Иванович (1751-1818) - генерал от кавалерии, атаман Донского казачьего войска. В 1812 г, возглавлял отдельный казачий корпус.> - и тогда держись, корсиканская лиса", - часто говаривал мечтательный юноша и тем очень располагал в свою пользу такого же мечтательного "камского найденыша", как казаки называли иногда Дурова. Этот последний, как ни старался держать себя в стороне от всех, однако с Грековым менее дичился и был более неразлучен, чем с другими офицерами.
     Вот и теперь, когда полк уже перешел границы земли Войска Донского и проводил последнюю дневку в слободе Даниловке, на Медведице, Греков и Дуров, пользуясь ярким и теплым октябрьским днем, бродят вместе по лесу и стреляют уток. И день, и местность выдались великолепные. Солнце не печет, а только греет и окрашивает в бесконечно разнообразные цвета сильно желтеющую и краснеющую зелень леса; словно цветами унизаны деревья сверху донизу желтыми, оранжевыми, красноватыми и ярко-красными листьями - это цветы осени, румянец, зловещий, как на щеках чахоточного, румянец леса перед смертью... Тихо, так тихо кругом, что слышно, как желтый листок, отделившись от стебля, уже не питающего его своими соками, падая, задевает другие листья, еще не упавшие, но уже мертвенно-бледные, пожелтевшие. Листок за листком падают они на землю, словно бабочки, словно бы в умирающей зелени еще остаются движения жизни. Движения жизни - нет, это смерть, это разложение. От времени до времени слышится в желтой листве резкий шелест и звук падения - это выпадает из своей чашечки перезревший желудь, как и желтые листья, ищущий своей могилы. Ни птичьего говора, ни гуденья насекомых. Куда все это девалось?
     Набродившись до устали, Дуров и Греков раскинулись на зеленой полянке и молча глядят в голубую высь.
     Куда все это девалось? Куда девались птицы, распевавшие от зари до зари, от утра до ночи? Куда девались тьмы других жизней и голосов, участвовавших в несмолкаемом хоре природы? А куда девались молодые грезы, золотые сны наяву? Прошли, - все прошло, замерло, как замирает этот шорох от падающего листа. Высоковысоко в голубом небе летят птицы... Длинной, ломаной линией растянулись они - и летят. Куда? откуда? И они уходят туда, куда все ушло - и птицы, и весь весенний говор природы, и грезы, и сны золотые наяву - уходят в невозвратное прошлое. Нет, птицы воротятся опять, воротится и весенний говор природы, но это будет не тот говор, не те птицы, - а грезы не воротятся...
     "Это лебеди летят... счастливые, - думается Дуровой, - как бы я с ними полетела".
     И она летит-летит... Так легко стало ее тело, так легко рассекает она воздух в стае летящих по небу лебедей... И видится ей земная поверхность на необъятные пространства - от одного края Европы до другого, от северных морей до южных, словно на обширной ландкарте. Голубыми лентами извиваются реки, в виде голубых зеркал раскинуты там и там озера, окаймляемые то кудрявою, желтеющею зеленью лесов, то зубчатыми или всхолмленными ожерельями гор, то желтыми лоскутами песков. Темными пятнами разбросаны по этому необозримому, неровному и неровно-цветному полотну тысячи городов, сел, отдаленных, едва заметных утесов.
     "Это папа ходит по саду, думает о чем-то, может быть, обо мне... какой грустный... Папа, папа мой!" Но голос не долетает до него. Голова папы все наклонена к земле, - не поднимается к небу, чтоб взглянуть на летящих лебедей. Это Кама виднеется - словно змея, брошенная между зеленью и неподвижно застывшая.
     "А это что за голоса доносятся от земли - такие горестные, точно вопли?"
     - Это плачут люди, - отвечает один лебедь, тот, который был вождем всей стаи.
     - Какие люди и о чем плачут?
     - Это плачут матери и жены, дети и сестры, отцы и братья тех, которых Наполеон положил в безвременную могилу под Аустерлицом... Много тысяч погибло там.
     - О, бедные, бедные! Как много несчастных на земле...
     - Их больше, чем люди видят и знают, больше даже, чем могут предполагать они.
     - А ты почему знаешь это?
     - Я все знаю - я Сатурн: я летал в пространстве, когда еще земли не было и ничего не было, кроме меня и пространства, моего брата, да нашей матери - бесконечности, которая не рождала нас никогда, потому что и мы, оба брата, и мать наша существовали всегда.
     - Господи, как страшно... Когда же это будет, и будет ли, что люди меньше станут плакать?
     - Будет... Но не скоро, - так не скоро, что для твоего ума это будет непостижимо.
     Едкою, режущею болью отзываются эти слова в сердце девушки. А этот бесконечный плач и стон! И все это несется от земли к небу, и небо не разорвется, как гнилое полотно, от этих стонов и воплей. Небо... пустое, холодное, бесконечное пространство, такое же вечное, как и эта крылатая птица, этот вожатый лебедь-сатурн, время...
     - А это же еще что за стоны и плач на земле - на всей земле?
     - А это люди... видишь, сколько их наплодилось с того времени, как образовался этот атом вселенной - земля, наплодилось до тысячи миллионов этих двуногих паразитов земли, и вот они мрут, а то бы им негде было жить на этой ореховой скорлупе, что зовут землей... А всякий паразит, умирая и страдая, кричит, и этот крик земных паразитов доносится до тебя... Их так много, этих паразитов, что в каждый момент умирает из них один или два и больше... Нет во времени ни одного момента, чтоб не умирал какой-либо паразит, а вместо него не нарождался бы другой - и тоже с криком, с плачем... И я все это слушаю тысячи, миллионы, миллиарды лет, и опротивела мне вселенная с ее паразитами, с их глупыми страданиями, с их еще более глупыми радостями и гордым сознанием, что они - высшие существа, высшие паразиты между низшими, инфузорными паразитами... Вон на Корсике одна баба-корсиканка выкинула маленького паразита, не доносила во чреве, потому что и во чреве ее он был слишком беспокоен, - и вот этот паразитик вырос и, благодаря людской глупости, стал сначала ездить на людях, а потом, видя их конечную глупость, стал бить их, а они за это вознесли его до небес, сделали его своим идолом и теперь приносят ему человеческие гекатомбы при Ульме, при Аустерлице, при Йене, Ауэрштедте... Глупые, подлые, ничтожно падшие паразиты...
     - Не говори этого - это неправда.
     - Правда, вечная правда! Если бы они были ее подлое ничтожество, они не позволили бы подлости торжествовать над ними, они не страдали бы так, как теперь страдают, - они создали бы на земле рай, а они сделали из земли хуже ада и сами же плачутся... Придет время - и ты будешь плакаться...
     - На кого?
     - На себя.
     - Как на себя?
     - Так, на себя. Никто не должен плакаться на другого - каждый сам себе создает и рай и ад... Ты теперь что задумала? Зачем надела на себя эту ливрею смерти?
     - Как ливрею смерти?
     - Мундир-саван... Ведь эта ливрея для того надевается, чтоб другого уложить в саван или самому саваном прикрыться... Разве ножом счастье приобретается?..
     - Я ножом хочу завоевать себе свободу, которой лишена всякая женщина.
     - Ножом завоевать свободу!.. О, жалкие паразиты! Что ножом завоевывается, то ножом и отвоевывается. Пока люди будут считать убийство подвигом, до тех пор они будут оставаться рабами и будут вечно страдать и плакать, как вон плачут теперь... Будешь и ты плакать и, умирая, пожалеешь о своем молодом увлеченье.
     - Ты - дух зла, сгинь от меня!
     - Нет, я дух добра, потому что я знание: во мне спасенье человека и всего мира... Я, время, дам жалкому паразиту-человеку знание, но только не скоро он догадается взять его знамя в руки вместо ножа...
     И летят они все дальше и дальше, неслышно рассекая воздух, опережая белые, тонко-прозрачные тучки. И земные предметы кажутся с высоты такими ничтожными, мелкими, жалкими, как ничтожна и жалка вся земля в страшной, непостижимой цепи мирозданья. Да, действительно, все это жалкие паразиты и притом безумные. Вон на обширной равнине копошатся они, двигаются рядами, останавливаются, что-то выкрикивают своими жалкими голосами... Это войска какие-то: виднеется вооружение, блестят стволы ружей, шишаки, кирасы, гладко отполированные пушки. Да, это - войска, это - ничтожные мошки, собравшиеся уничтожить друг друга, словно бы им надоела их жалкая жизнь, словно бы этой жизни отпущено им на сотни, тысячи лет. Шум особенно усиливается, когда к этим рядам мошек приближается какая-то серенькая, самая маленькая мошка в треугольной шляпе, верхом на коне.
     - Что это такое там?
     - Это бешеные мошки, - они совсем обезумели и хотят сами умереть или закусать всякого, кто попадется.
     - Зачем?
     - А затем, что, по глупости своей, они не могут видеть этой серенькой мошки, чтобы не прийти в бешенство от восторга, и тогда идут на смерть, как на пир, забывая себя, своих жен, детей.
     - Кто ж эта серенькая мошка? кто он?
     - Да тот, о котором ты постоянно думаешь, который и тебя сделал безумною... Это тот маленький человечек, которого назло глупому человечеству не доносила какая-то корсиканская баба и выкинула.
     - Так это Наполеон?
     - Да. Он тебя свел с ума. Ты была умненькая девочка, пока не начиталась и не наслышалась об нем от отца. А теперь и ты обезумела - хочешь быть героиней, убивать бешеных мошек...
     - Неправда! неправда! я ищу свободы...
     И кажется ей, что это говорит не лебедь, называющий себя "Сатурном", "временем" и "знанием", а тот странный умный старичок, которого она видывала в Малороссии и которого называли "философом".
     "Неужели это он говорит? Разве он умер и я умерла? Нет, мы сейчас охотились с Грековым и говорили о Наполеоне, о войне... Мы идем на Дон... Зачем же я лечу? Разве я птица? Или это сон?.. Нет, это не сон, - я сознаю, что я лечу над землей - выше лесов, выше тор, выше облаков... Да и что такое летать? Мысль моя всегда парила над землей - она такая же крылатая, как Сатурн... Но только она не всеведущая... Это и старичок философ говорил... Я не забуду его слов, его песен..."
     Добре було нашим батькам на Украини жити, А тепера досталося панщину робити. Наступила черна хмара, наступила й сива - Не одбуде сын за батька, а батька за сына...
     "Да, хорошо на Украине - и мне было там хорошо... А что он, которого я любила... Любила?.. А разве я и теперь не люблю его? Разве не для него я покинула свой дом, надела этот саван?.. Для свободы покинула? Для него покинула, чтоб свободною найти его... А он, Сатурн, говорит, что я от Наполеона обезумела... И Сатурн не все знает..."
     "Но где же земля? Надо мною только небо, а подо мною - вода, вода, вода без границ, без очертаний..."
     - Где мы? где земля?
     - Земля под нами.
     - А это что за вода?
     - Это океан - это вода... Если этой водой всплеснуть вверх да по бокам, так весь род людской с его городами, храмами, дворцами и хижинами так же смоется с лица земли, как смывается водою пыль с запыленного лица.
     И на поверхности этой безбрежной воды носится что-то маленькое, жалкое, едва видимое... Боже мой! это лодочка - это ничтожная щепка в океане... Как бросает ее с одного гребня валов на другой - так и зализывает водяными языками... На этой щепке кто-то сидит - несчастный!..
     - Кто это в лодке, бедный?
     - Это ты, безумная. Это ты пустилась в океан жизни на щепке...
     Валы между тем становятся все сердитее и сердитее. Это какие-то страшные звери, чудовища с длинными белыми гривами. Они попеременно набрасываются на утлую лодочку - поднимут ее на гриву, потом сбросят в мутно-зеленую бездну, снова подхватывают на гребень и снова сбрасывают... Не устоять против них бедной ладье - их миллионы, и каждый стремится догнать бедную щепку, вскинуть на белую вершину свою и опять столкнуть вниз...
     Но вот и щепки не видно - пропала бедная щепка!
     "Утонула безумная!" - слышится голос в ропоте морских волн.
     Нет, безумная не утонула еще - она летит над океаном вместе с стаей лебедей. Все ниже и ниже к воде спускаются птицы... "Безумная" чувствует уже на своем лице холод - это брызги волн долетают до нее... Все ниже и ниже - ноги касаются воды... Ох, страшно!.. Она погружается в океан... Лебеди плывут по волнам, плывут дальше, дальше, а она - тонет...
     Она начинает кричать, но голос ее замирает в диком шуме волн.
     - Папа! папа! спаси меня...
     Этот странный крик разбудил Грекова, который, лежа -на траве и глядя на голубое небо, вздремнул. Приподнявшись на локте, он видит, что это стонет Дуров.
     - Дуров! что с вами? - окликает он товарища.
     - Спаси! спаси, папа! Я упала в море...
     - Да вы бредите, что ли, Дуров?
     Нет ответа. Слышится только невнятный стон. Греков встает и тихонько подходит к товарищу. Тот лежит на спине, голова закинута назад. Шевелятся только губы у сонного да грудь высоко подымается... Что за чудо! Греков себе не верит... Ему и прежде казалось, что у этого стройненького, перетянутого в рюмочку, женоподобного Дурова, при всей его тонине и жидковатости, грудь казалась очень высокою, соколиного; но теперь он положительно видел, что под чекменем вздымаются и опускаются женские груди. Форма груди совсем женская, и овал у талии, закругления к бедрам - совсем не мужские. Нет, это не Геркулес, а скорее Омфала, Венера...
     Греков нагибается и тихонько дотрагивается до груди спящей и тотчас же отдергивает назад руку в величайшем смущении... "Это женщина..." Необъяснимое, смешанное чувство овладело молодым человеком - и чувство стыда, и чувство нежности, и глубокая радость... "Бедная!.."
     - Дуров! а Дуров!
     Он трогает спящую за плечо. Та с испугом открывает глаза и сначала никак не может прийти в себя.
     - Что это? Что случилось?
     - Ничего... Но вы очень стонали во сне, - я испугался за вас и разбудил, - говорил Греков, чувствуя, что он краснеет, и не смея взглянуть в глаза товарищу-девушке.
     Покраснела и она; но тотчас же быстро вскочила на ноги и оправилась.
     - Мне страшный сон привиделся - я тонула... - И она покраснела еще больше... Проклятая привычка!
     - Да, вы очень стонали... Вы уснули слишком навзничь - это вредно... прилив крови...
     - Ах, какой сон!.. Сначала мне казалось - я летаю, что я лебедь... Тут и Сатурн какой-то в виде лебедя, и вся земля под ногами, и Наполеон...
     - Да это оттого, что мы все об нем говорили.
     - А потом страшный океан, лодочка на нем, потом я падаю, тону... Какой тяжелый сон!.. Вероятно, я очень стонал?
     - Да, очень.
     - Как это глупо... Во сне человек - точно ребенок, - ничего не соображает и часто болтает вздор...
     - Да. Но иногда и проговаривается - тайну выдает.
     Дурова подозрительно, исподлобья взглянула на своего собеседника. Тот заметил это и постарался поправиться, все более и более убеждаясь, что перед ним женщина.
     - Часто во сне произносят имя любимой особы, - сказал он.
     - Так, может, и я во сне называл имя какой-нибудь барышни - да? - принужденно, видимо, насильственно смеялась Дурова.
     - Нет, не барышни, а мужчины, - отвечал Греков, улыбаясь.
     Дурова еще сильнее смешалась.
     - А! вот как! вероятно, имя школьного товарища, а может быть, конюха Артема? - отшучивалась она.
     - Нет, вы говорили, кажется, "папа", "папа".
     - Очень может быть!.. Однако нам пора в слободу, - я проголодался как волк.
     - И я тоже... хоть я и не тонул, как вы, а все-таки доходился до собачьего аппетита.
     Они взяли свои ружья, сумки с настрелянной дичью и направились к слободе, раскинувшейся на полугоре, над большим озером, с одной стороны окаймленным густым лесом. Дорога шла ровным как скатерть лугом. Дойдя до конца луга, охотники невольно остановились. На широкой, гладко укатанной дороге, растянувшись во всю длину, грелась на солнышке серая, аршина в полтора длиною змея.
     - А! мудрец спит на дороге, - заметила Дурова.
     - Какой мудрец?
     - Да вот - серый, длинный... Будьте мудры яко змеи, а он, дурак, на самой дороге уснул.
     - Правда... А ну-ка я попотчую мудреца.
     И Греков, приложившись к ружью, собирался выстрелить в неосторожного гада. Но Дурова остановила его.
     - Нет, не трогайте, - я его в плен живым возьму.
     - Как? Ведь он укусит.
     - Не укусит - он глуп, как Ева... только такую дуру, как наша прабабушка, он и мог соблазнить.
     Греков как-то странно засмеялся, а Дурова, вынув из своего ружья шомпол, тихо приблизилась к змее. Последняя, заслышав шаги, быстро поползла с дороги, торопясь укрыться в траве, но Дурова предупредила ее, забежав вперед. Змея, свившись спиралью, подняла свою тонкую, черную, красиво блестящую на солнце голову. Маленькие глазки ее заискрились, копьевидный раздвоенный язык-жало, словно черная стальная булавка, быстро высовывался и прятался.
     - А! трусишь?
     - Она злится... она бросится...
     - Нет, трусит... А, мудрец! а бабушку зачем соблазнил? Мы б и теперь в раю жили, если б не ты, да и Наполеона бы не было...
     - Антихриста-то? Апалиона?
     Когда змея, видя опасность, юркнула было в сторону от Дуровой, эта последняя, быстро нагнувшись, ловко прижала головку гада шомполом к земле, а другою рукою схватила его у самой головки и подняла на воздух. Змей, ущемленный пальцами девушки у самой головы, не мог укусить своей победительницы и отчаянно извивался всем своим длинным серым телом: то он обвивался несколькими браслетами вокруг кисти девушки, то разматывался, как кнут, во всю длину и извивался в воздухе.
     Грекова так поразила эта смелость девушки, что он, хотя за несколько минут до этого сильно было заподозрил ее пол и даже совсем убеждался, что перед ним женщина, теперь снова поколебался в своей уверенности: ни на что подобное никогда не решится женщина... А эта... что это? Она поднесла змею к своей шее, и та ожерельем обвилась вокруг воротника девушки. Это уж черт знает что такое!
     - Ох, матинко! ох, лышечко! у казака на шее гадюка! жива гадюка! - закричали девчата, шедшие навстречу охотникам, и бросились врассыпную.
     Дурова, освободив шею от живого, холодного ожерелья, быстро швырнула извивающегося гада наземь и прижала его ногой.
     - Вот так мы и Наполеона раздавим, как я давлю этого библейского мудреца! - торжественно сказала странная девушка.
     Греков онемел от изумления. "Это бес какой-то, - смущенно думалось ему. - Вот дьявол!"
    
     4
    
     Человечество живет порывами.
     Хотя природа, как и история, не делают, говорят, скачков, а если последняя и допускает иногда, по-видимому, отступления от этого общего закона природы, в виде насильственных и массовых переворотов, как бы выступая из берегов, то снова потом входит в старое, есте ственное русло, по которому и течет медленно фарватером поступательного движения вперед; однако само человечество, творец этой истории, живет порывами. Иначе оно и жить не может: без порывов и массовых увлечений оно оставалось бы стоячим болотом, в котором и поросли не растут, и рака не заводится, и живая рыба не плеснет мертвою водою.
     Исторические скачки - это такие явления, для совершения коих еще не приспело время, не подготовлены умы, не выросли люди. Но и скачки эти - это историческая "проба пера и чернила": не дозрели люди, так поймут, что надо дозревать; не доросли старые умы - так дорастут молодые, благо старыми умами им солнце указано, свет зажжен - к свету-то и потянутся молодые поросли. Но уже самые скачки показывают, что явление назревает.
     А порывы человечества - это его естественное творческое напряжение, без которого немыслима жизнь, немыслимо развитие. Только напряженное состояние факторов творчества - всякого творчества, и физического, и духовного, только потенциальность не только материи, но и духа - плодотворны: потенциальность и напряжение мускулов в физическом труде, потенциальность и напряжение мысли и фантазии в художественном творчестве, потенциальность и напряжение материи в процессе органической жизни - вот чем создается мир и все в нем видимое и действующее. Потенциальность и напряжение гоняют светила небесные, эти неисчислимые миры, всю вселенную, по указанным им этою самою потенциею путям, словно лошадей на корде. Сравнение кавалерийское - правда; но что ж делать, когда без напряжения и лошадь разучилась бы ходить?
     Вся история человечества представляет ряд более или минее напряженных порывов.
     - Все это, мой друг, казацкие наезды - история-то ваша... Мир только нами, казаками, и держится...
     - Едва ли, генерал... Вон посмотрите теперь на этого Наполеона...
     - Да ты что мне все в глаза суешься с своим Наполеоном, словно оса!.. Я еще не чихнул, а ты уже здравствуешь...
     - Да вот вы, генерал, все своих казаков возносите - снп-де всему свету голова. А вон Наполеон не казак, а какую вселенскую кашу заварил...
     - Не казак!.. нет, братец, Наполеон-то и есть казак, только воровской. А ты послушай прежде, а там и спорь... Молод еще!
     - Слушаю-с.
     - То-то... Я говорю казак - не все казак, что с красным лампасом... Вот ты и не казачьего роду - немец какой-то, а все-таки казак.
     - Что ж такое, по-вашему, казак?
     - А вот что, брат: я тебе примером, притчей этак, из нашей же истории объясню... Читал ты о Прометее? Прометей был первый казак на земле.
     - Это потому, что он небесный огонь скрал?
     - А хоть бы и потому! Говорят, что казак - вор. Ну и Прометей вор. Да дело-то, братец ты мой, не в том, дело не в словах, а в сути. Вот видишь ли: греческие боги, вот как и мы, грешные, обленились, заспались, за-развратничались; Юпитер-то себе подагру да почечуй нажил, ну - и раскис совсем старик, а бабы его там разные, Юнонки да Венерки, за нос водят, - совсем старик забыл о земле, о людях. Ну а коли боги обабились, так за ними люди и подавно: только и знают, что Афродите молятся, да Фаллоса чествуют - одним словом, кабак на земле. Вот и проявись донской казак Прометейка. Ходит это он по Олимпу с трубочкой, посвистывает. Ночь. Все боги храпят вокруг костра. А костер-то горит небесным огнем - да и потухать начинает. Вот Прометейка подойди к костру да тихим манером и сгреб в свою носогрейку уголек небесного огонька да на своего меренка, да и марш на Дон, то бишь на Кавказ... С тех пор этот огонек и ходит по земле: у кого в душе есть этот огонек, тот не спит, - тот - казак, тот дело делает и мир завоевывает... Так ли я говорю? а?
     - Да, пожалуй, что это правда, генерал.
     - Еще бы не правда! Казак и всю-то вашу историю построил... Вот хоть бы другой казак - Магометка. Этот вон с своими халифами полмира скрал...
     - И солоно от него пришлось, генерал.
     - Солоно - что говорить! Да и куда ни глянешь - все казаки миром заправляют... А там Америку кто открыл? - Казак Колумб! это верно! Ну, после него и поднялись все в поход - открывать новые земли да завоевывать их: эти Кортецы да Пизары, эти Васьки Гамо-вы - все по-нашему, по-казацки! Как взбудоражутся люди, как гикнут "марш-марш!" - только тогда и сделают что-нибудь... Так и Наполеон: "Идите, - говорит, - французы, завоюем свет..." И пошли разбойники...
     - Только, кажется, они наткнутся на коренных казаков.
     - Наткнутся - это верно, только не при таких командирах, как у нас эта баба Беннигсен.
     - Но ведь он болен, генерал.
     - И я болен, брат, и мне проклятый почечуй покою не дает, с седла гонит, а я все-таки не поддаюсь.
     Разговор этот ведут между собой два офицера - один лет за пятьдесят, другой, который называет старшего генералом, еще молодой человек. Лицо старшего представляет смесь доброты и какой-то детской ясности взгляда, хотя строго очерченные черты, резко проведенные линии там, где прежде всего складываются морщины, и какая-то черствость, так сказать, лицевых мускулов свидетельствуют о присутствии большого запаса воли и внутренней порывности. Это - Платов, знаменитый атаман Донского войска, казачий идол, полубог, полумиф. Казакам хорошо знакома эта детская ясность взгляда... "Хоть ты против него самого черта поставь, да сотню нушак, да целую армию выставь, и у нево хуть одна лядащая сотня казаков - и все ему, батюшке, нипочем: играет это нагаечкой своей, глядит на вражью силу несметную, как дите на игрушки, и улыбается: "Ничего, - говорит, - ребята, - чесанем их, поджарых - по крайности весело, есть кого бить..." Ну и бьет... - так отзываются о нем казаки. Он полулежит на небольшом возвышении под деревом на разостланной бурке и по временам следит за движением, происходящим перед его глазами в раскинувшемся по косогорью реки Алле казацком бивуаке. Один ус у него несколько обожжен порохом, платье в беспорядке, - видно, что спал эту ночь не раздеваясь, а может быть, и совсем не спал.


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]

/ Полные произведения / Мордовцев Д. Л. / Гроза двенадцатого года


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis