/ Сочинения / Чехов А.П. / Вишневый сад / Взгляд А.П. Чехова на судьбу России (по пьесе «Вишневый сад»)

Взгляд А.П. Чехова на судьбу России (по пьесе «Вишневый сад»)

corn left block pdf icon  Скачать сочинение corn right block

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    «Вишневый сад» - последняя пьеса гениального Чехова. В ней нашли свое выражение философские размышления драматурга: о судьбе России - ее прошлом, настоящем и будущем; о современниках и потомках, о быстротечном времени, о предназначении человека.
    В центре пьесы находится судьба имения помещиков Гаевых. «Душой» этого имения является вишневый сад, с которым связаны воспоминания трех поколений героев: Раневской и Гаева, Лопахина, Ани и Пети Трофимова. У каждого героя эти воспоминания – свои. Но, в любом случае, лирический образ вишневого сада играет роль критерия для оценки всех персонажей; их отношение к вишневому саду является определением их жизненных позиций. Так оцениваются в пьесе три социальные силы тогдашней российской действительности.
    В пьесе происходит борьба за вишневый сад, борьба за красоту жизни, за Россию, которая, в конечном итоге, и воплощена в образе сада. Лопахин — только разрушитель красоты. Он представитель мещанской прозы реальной действительности. Его подход к саду сугубо прагматический и утилитарный. Этот герой стремится заработать как можно больше денег – любым путем. И в жертву этой цели он с легкостью приносит красоту, память, воспоминания детства: «Замечательного в этом саду только то, что он очень большой. Вишня родится раз в два года, да и ту девать некуда, никто не покупает».
    Намерения Пети Трофимова и Ани также ясны. Они не считаются с конкретным вишневым садом, потому что хотят превратить в цветущий сад всю Россию, сделать счастливыми всех людей. Эти герои жертвуют «малым», чтобы совершить «великое». Но правы ли они, поступая так? Ведь зачастую великое и складывается из малого.
    А в чем же состоит акция Раневской и Гаева? Действие этих персонажей состоит в борьбе за красоту и может проявиться только в бездействии. Они отказываются превратить свой прекрасный сад, свою поэзию в лопахинскую прозу с ее торгашеской пошлостью, в обыкновенное капиталистическое предприятие. Эти герои не защитили свой вишневый сад, но, как бы то ни было, они и не предали его. Не предали и не продали. Они не захотели стать участниками разрушения красоты не только во имя наживы, но даже и во имя простого обеспечения своего существования.
    Раневская и Гаев предпочли разорение на старости лет — торгашеской пошлости. В этом сказалось их своеобразное рыцарство, отвращение к мещанству. Конечно, нельзя забывать о том, что если они и рыцари, то все же «рыцари печального образа», рыцари комические. Но невозможность примириться с гибелью красоты остается их качеством. Пусть они всего лишь дети, прячущиеся от реальности, не желающие видеть ее, но нельзя не испытывать симпатию к людям, любящим красоту и презирающим буржуазную пошлость.
    Таким образом, можно сказать, что «Вишневый сад» — это пьеса о прошлом, настоящем и будущем родины. Важно, что вишневый сад – многозначный символ. Он олицетворяет, в том числе, и будущее России. «Вся Россия наш сад», — говорит Трофимов во втором действии, и ему вторит в финальном акте Аня: «Мы насадим новый сад, роскошнее этого»...
    Образ красоты самой родины возникает перед нами. Гаевы—Раневские недостойны ни красоты будущего, ни — увы! — даже красоты умирающего прошлого. Они не смогли сберечь и удержать эту красоту, свои ценности, свою Россию. Чехов показывает, что дворяне и та культура, образ жизни, которые они олицетворяют, – отживающее, безвозвратно уходящее явление. Самое наглядное тому подтверждение – судьба старика Фирса, одиноко умирающего в проданном имении.
    «Вот слезоточивая Раневская и другие бывшие хозяева «Вишневого сада», — писал Горький, — эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая…»
    Но и Лопахин, и даже Петя с Аней так же чужды нежной прелести вишневого сада, поэзии жизни, своей родины. Все это – не то, Чехов не видит в них спасителей России, олицетворения прекрасной родины. Поэтому в «Вишневом саде» очень отчетливо звучит надежда драматурга на обновление России. Он верит, что придут люди, которые будут достойны всей красоты родной земли. Они очистят, и искупят все ее прошлое, и превратят всю родину в волшебный сад. Из всех героев пьесы, возможно, лишь только Аня будет вместе с этими людьми.
    Таково, на мой взгляд, поэтическое содержание мудрого и самого светлого, оптимистического произведения Чехова – его пьесы «Вишневый сад».

  Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Чехов А.П. / Вишневый сад / Взгляд А.П. Чехова на судьбу России (по пьесе «Вишневый сад»)