Есть что добавить?
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru! |
|
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»
Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»
Первую половину XIX века принято называть Золотым веком отечественной литературы. Ведь в эти годы блистали такие выдающиеся умы, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Хотелось бы остановиться на творчестве М.Ю. Лермонтова и конкретно его стихотворении «Дума».
Лермонтов, бесспорно, величайшее имя в истории русской литературы. Очень интересен тот факт, что его учителем и, можно сказать, кумиром был А.С. Пушкин. Тем не менее, поэт нисколько не перенял оптимизм и мудрое приятие жизни «солнца русской поэзии». По словам В.Г. Белинского, в стихах Лермонтова «уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства… Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но есть вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце…» Причины лермонтовского пессимизма заключаются не только в личных особенностях характера, строения психики и мировосприятия. Суть заключается еще и в эпохе, в которую жил поэт. Это 30-е годы XIX века, одно из наиболее мрачных времен в истории России. После поражения декабристов становится невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появлялось стремление замкнуться в себе, уйти от жизни в мир дум. Благодаря всем этим переживаниям и родилось стихотворение «Дума».
Это произведение примечательно тем, что перед нами не взгляд на данное поколение со стороны, а откровение человека, принадлежащего к этому поколению, не отделяющего себя от него.
Центральная идея стихотворения – осуждение общественной инертности, духовной апатии современной поэту молодежи:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Поколение 30-х годов отличалось своей пассивностью, неспособностью к действию. Им все безразлично, ни «добро», ни «зло» не способны задеть их душу. Даже наука, которой «иссушен» мозг этих людей, оказывается «бесплодной», бесполезной, не приносящей никаких результатов. Их силы глупо растрачены, подлинные чувства уже загублены. Поэт отмечает малодушие и безынициативность своих современников:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы,
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию – презренные рабы.
Это поколение проживает свою жизнь бесполезно, они не оставят после себя никакого достойного следа:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час!
Лермонтов отмечает, что его поколение не имеет ни в чем самостоятельности, они даже не способны на свои суждения, осознанные оценки вещей, а скорее встают в зависимость от внешних обстоятельств. Душевная заледенелость этих людей сочетается, как это не странно, с неимоверной жаждой жизни, действий:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
Основную тему и идею стихотворения «Дума» можно сравнить с романом «Герой нашего времени». Печорин – собирательный образ поколения 30-х годов, точнее, по словам самого Лермонтова, его главных пороков. Герой обладает незаурядными способностями. У него острый, живой ум, сила воли, наблюдательность, хорошо развитая интуиция. Тем не менее, он не может реализовать себя в жизни, найти себе достойное дело. Душа Печорина испорчена высшим светом, поэтому он не способен на длительные, серьезные отношения, искренние эмоции. Поэтому совершенно логичной выглядит ранняя смерть героя.
Все это отражается и в «Думе». Положение молодежи 30-х годов усугубляется тем, что они нарушают преемственность поколений. То есть, эти люди ничего не наследуют у своих предшественников и не способны ничего оставить, завещать своим потомкам:
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Жанрово стихотворение сочетает в себе черты сатиры и элегии. Композиционно в стихотворении присутствует развитие лишь одной темы – темы поколения 30-х годов. Сначала поэт характеризует поколение, дает ему общую оценку. В конце же, как бы подытоживая, он отмечает, что его современники не оставят после себя никакого следа.
В «Думе» есть оценочные эпитеты, придающие стихотворению эмоциональность: «презренные рабы», «пришлец осиротелый», «наукою бесплодной», «надежды лучшие», «голос благородный», «холод тайный», «толпой угрюмою и скоро позабытой», «насмешкой горькою». Этой же цели способствует и двойное сравнение: «И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом». Образность стихотворения усилена метафорами («В начале поприща мы вянем без борьбы», «Мы иссушили ум наукою бесплодной»), гиперболой («Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов»). Лермонтов использует слова «высокого» стиля: «грядущее», «под бременем», «презренные», «поприща», «прах».
Не смотря на все мрачные предсказания поэта, поколение 30-х годов XIX века не прошло бесследно для истории России. Ведь к нему принадлежал сам Лермонтов, одно из главных имен русской литературы.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
|
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Анализ стихотворения Лермонтова «Дума»
|
Смотрите также по
произведению "Стихотворения":
|