Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Хемингуэй Э. / Старик и море / Роль человека в океане жизни

Роль человека в океане жизни

  Скачать сочинение

Тип: Анализ творчества поэта/писателя

    Драться, – сказал он, – драться, пока не умру.

    Нельзя ли назвать эти слова эпиграфом, своеобразной характеристикой жизни самого Эрнеста Хемингуэя? Человека,стойкого духом и телом,прошедшего войну, наблюдавшего моральное разложение собственной нации и падение нравов,пытавшегося бороться со всеми худшими проявлениями жизни,используя многогранный талант для достижения столь благородной цели? Конечно,можно. Эту незатейливую мысль,являвшуюся девизом для самого "старины Хема", писатель вложил в уста героя,период угасания которого описан в блистательной повести "Старик и море".
    Замысел произведения возник у награжденного даром слова американца возник еще в 1936 году: подобный случай с кубинским рыбаком был описан Хемингуэем в журнале "Эсквайр".Не удовлетворившись напечатанным очерком, писатель взращивал замысел на протяжении почти двадцати лет,и,наконец, старая история получила свежее воплощение в 1952 году в журнале "Лайф".Наверное, поэтому он и выбрал путь лаконичности,создав повесть-притчу-и не ошибся,удостоившись впоследствии Пулитцеровской и Нобелевской премий.
    Однажды, сидя в автобусе,я заметила,что моя соседка читает "Старик и море". Потом краем глаза увидела тот же заголовок на обложке книги,читаемой подругой. Я скептически отнеслась к сумасшедшему успеху повести, считая ее не более чем модной "штучкой",чем-то вроде вещи, сначала имеющей бешеный успех,затем постепенно угасающий и в конечном счете испаряющийся вовсе. Наконец и я,не выдержав,взяла в руки увесистый том "Зарубежной литературы XX века", помимо Хемингуэя заметив там фамилии мастеров,известных с давнего времени: Ремарка,Шоу и Уэллса.
    Читая первые страницы повести,погружаешься в атмосферу сонного и умиротворенного приморского городка.Пронизывает прохладный бриз,приносимый с океана, над головой плывут свинцовые тяжелые тучи,напитавшиеся влагой. Или же,наоборот,ощущаешь на себе слабое и теплое,как прикосновение рук матери, дуновение ветерка,за которым тянутся ароматы цветущих садов, тонкий запах рододендрона и что-то едва уловимое,-будто проходящие мимо годы. Вглядываясь в прозрачный небосвод, смотришь не на сизый оттенок рваных облаков, а на мягкие,периноподобные розовые волны, отражающиеся в морской глади,бестревожной и стеклянной, как амальгамовое покрытие зеркала. На этом фоне Хемингуэй мастерски пишет фигуру Сантьяго- пожилого рыбака, испытывающего судьбу уже 85 день подряд в попытке поймать труднодоступную рыбу.Единственный его помощник- подросток Манолин,родители которого не понимают привязанности чада к старику, но все же отпускающие его в море.
    Море-ключевое слово, лейтмотив всего произведения. Можно с уверенностью сказать,что старик Сантьяго не мог дышать без лазурных манящих вод океана, жгучего солнца, бьющего лучами по затылку и плечам, ощущения соленого привкуса во рту. Этот герой не ищет громкой славы,грандиозных приключений,способных обессмертить его имя, или невероятных знакомств. История его жизни-это история пути любого человека в бескрайнем океане жизни. Хемингуэй хладнокровно и объективно описывает существование Сантьяго, Манолина, рыбы, не поддающейся упорству старика. В повести писатель не пытается со своей точки зрения оценить поведение героев,навязать читателю свои взгляды. Он - безмолвный летописец, преследующий одну-единственную задачу: показать место каждого существа в беспредельности Вселенной; то,что любой играет роль в судьбе мира,пусть и незначительную, и,возможно,второстепенную, но все же задействован в красочной и безостановочной постановке, именуемой Жизнью.
    Мысль автора доносится до нас неоднозначными средствами. Так, притча изобилует символами: океан- воплощение безбрежного пространства,окутывающего мироздание,и,помимо того, является образом духовного,внутреннего мира человека. Рыба,в конце концов пойманная Сантьяго-ничто иное, как аллегория всего живого,созданного Творцом.Небезынтересен,кстати, тот факт, говорящий об отношении рыбака к религии. Сантьяго утверждает,что разуверился в Боге и не признает реальности его проживания в обители блаженных. Тем не менее,про прошествии времени он обнаруживает в себе черту,характерные для каждого человека- желание верить во что-либо,хватаясь за эту надежду,как за спасительную соломинку. Так, Сантьяго произносит молитвы "Богородица" и "Отче наш", главенствующие для христиан.Несложно проследить позицию самого Хемингуэя относительно религии.Имена Сантьяго и Манолин возникли неслучайно- они напоминают внимательному читателю о библейских Иакове и Эммануиле.
    И все же,несмотря на обилие иносказательных элементов и оригинальных средств выразительности, мироощущение писателя выступает в повести ясно, оно пробивается,словно солнечный луч сквозь гряду низких и тяжелых облаков. Мне кажется,вдумчивому и действительно заинтересованному человеку,способному, как Сантьяго, усердно тянувшегося в лодке за рыбой,разобраться в проблематике повести, должна быть понятна суть написанного Хемингуэем после первого же прочтения. Посредством такой нехитрой,немудреной истории, без льющегося потока красноречия и глянцевого конфетти замысловатой лексики, автор попытался сказать о расположении каждого субъекта среди театральных постановок мира. Подобно шахматным фигурам, каждый из нас не просто так появляется на бренной земле. Кто-то строит дома,чтобы другим было тепло,уютно и безопасно в морозный февральский вечер.Кто-то пишет книги, ибо уверен, что с каждой строчкой делает ближнего своего мудрее, добрее и справедливее. А кто-то просто ловит рыбу, убежденный в том, что это занятие сделает сытыми и довольными его друзей и родных. И будет прав. Ведь,помогая кому-то,зная, что твое дело способно осчастливить ,быть может,и одного человека, сам возносишься к вершинам безмятежности. А счастье и благополучие,на мой взгляд,неразрывно связаны с гармонией.Мне кажется,эта мысль была не чужда и знаменитому американскому писателю. Используя Сантьяго как посредника между собой и остальным миром, Хемингуэй все же доказал,что только занимающийся любимым делом и страстно им увлеченный может принести благополучие другим и обрести покой сам.


Добавил: denizjenk

  Беру!

169 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Хемингуэй Э. / Старик и море / Роль человека в океане жизни


Смотрите также по произведению "Старик и море":


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis