Есть что добавить?
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru! |
|
/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Ревизор / Над чем смеётся Гоголь в своей комедии "Ревизор"
Над чем смеётся Гоголь в своей комедии "Ревизор"
«Собрать в одну кучу всё дурное и за одним разом посмеяться над всем», - писал Гоголь о замысле своей комедии «Ревизор». Что же это такое «всё дурное»? Над чем же смеётся автор? Какие стороны жизни людей в России 19-ого века высмеивал Н.В Гоголь в своей комедии.
Время написания пьесы 1835-1836 года. Это было время царствования Николая I. Для борьбы с коррупцией при Николае I впервые были введены регулярные ревизии на всех уровнях. Суды над чиновниками стали обычным явлением. Сам Николай I критически относился к успехам в этой области, говоря, что в его окружении не воруют только он сам и наследник. Высмеять воровство из казны, взяточничество, наплевательское отношение к должностным обязанностям чиновников, их желание скрыть от всеобщих глаз всё это - вот в чём была главная задача Гоголя.
19 апреля 1836 года на сцене Александринского театра в Петербурге пьеса была поставлена. Николай I не только сам присутствовал на премьере, но велел и министрам смотреть «Ревизора». Во время представления он хлопал и много смеялся, а выходя из ложи, сказал: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне - более всех!». Сегодня можно сказать, что беззаконие, казнокрадство, взяточничество — все это изображено в «Ревизоре» не как индивидуальные пороки отдельных чиновников, а как общепризнанные «нормы жизни», без которых власть имущие не мыслят своего существования.
Городничий - Антон Антонович Сквозник - Дмухановский считает себя в праве делать всё, что ему вздумается: брать и давать взятки, расхищать казённые деньги, вершить несправедливую расправу. В пояснениях для господ артистов Гоголь говорит: «Он чувствует, что грешен; он ходит в церковь, думает даже, что в вере тверд, даже помышляет когда-нибудь потом покаяться. Но велик соблазн всего того, что плывет в руки, и заманчивы блага жизни, и хватать все, не пропуская ничего, сделалось у него уже как бы просто привычкой».
Под стать своему начальнику и остальные чиновники. Среди образов чиновников нет ни одного положительного. И Гоголь, изображая чиновников, смеха не жалеет.
Судья Ляпкин-Тяпкин, например, ничего не видит плохого в том, что берет взятки борзыми щенками. В приемных суда творится несусветное: сторожа завели гусей, по стенам развешена «всякая дрянь», заседатель постоянно пьян. А сам Ляпкин-Тяпкин не может разобраться в простой докладной записке.
Попечитель богоугодного заведения использует для лечения оригинальную методику: дорогих лекарств не давать. А больные или сами выздоровеют, или просто умрут. Ни о какой гигиене или обыкновенном порядке в больничке не знают.
Почтмейстер искренне недоумевает, почему нельзя читать чужие письма. Для него вся жизнь – интересные сюжеты из писем. Особенно понравившуюся корреспонденцию почтмейстер даже оставляет у себя и перечитывает на досуге. В учебных заведениях царят глупость, показуха и наигранность. Так что можно сказать, что каждый чиновник не выполняет своих государственных обязанностей и по-своему вредит городу. Понятно, почему их сковал страх при известии, что должен приехать ревизор. Страх лишил их рассудка. Поэтому они ничтожного, глупого, проигравшегося в карты проезжего принимают за серьёзного человека.
Вызывает наш смех и пара городских сплетников: Бобчинский и Добчинский. Для усиления эффекта Гоголь делает их похожими внешне и дает одинаковые имена, даже фамилии персонажей отличаются всего одной буквой. Это совершенно пустые и бесполезные люди. Бобчинский и Добчинский заняты только сплетнями. Они всегда «в курсе». Таким образом, им, пустым людям удается оказаться в центре внимания и почувствовать свою значимость.
В комедии всего два женских образа: Анна Андреевна - супруга и Марья Антоновна - любимая дочь городничего. Гоголь нарисовал их невероятно комичными. Обе женщины избалованы и капризны. Они живут в хорошем, наверно, богатом доме, но мечтают о светской жизни в городе, полной богатства и роскоши. Жизнь в провинциальном городе им вроде бы скучна, а на самом деле – они так глупы, мелочны, хвастливы и манерны, что большой город их никогда не изменит.
Образ Хлестакова наиболее полно выразил ещё одну извращённую сторону жизни, когда человека принимают и судят не по его деловым и душевным качествам, а по его общественному положению. Чтобы занять высокое положение, иногда достаточно лишь случая, который выведет тебя “из грязи в князи”, не надо прилагать никаких усилий, заботиться об общественном благе. Хлестаков не просто комическая фигура со всем своим враньём о том, что он в Петербурге живёт и является важным государственным лицом: «Меня сам Государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого... я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам». Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш...» Смешно, что у перепуганных чиновников не вызывает сомнений глупость Хлестакова. Они и сами неумные, и другие, видно, редко были умнее.
Смех у зрителей вызывают прежде всего поступки героев. Например, Хлестакова застают за двусмысленными ухаживаниями за престарелой дамой – женой городничего, он тут же выворачивается и готов уже просить руки дочери городничего. Смешно. Но в большей степени комизм проявляется в манере разговора героев. Например, вызывает смех, когда солдафонская речь городничего быстро переходит от грубости и бешенства к трусости и льстивому угодничеству: «Славно завязал узелок! Врет, врет — и нигде не оборвется! А ведь какой невзрачный, низенький, кажется, ногтем бы придавил его. Ну, да постой, ты у меня проговоришься. Я тебя уж заставлю побольше рассказать! (Вслух.) Справедливо изволили заметить. Что можно сделать в глуши? Ведь вот хоть бы здесь: ночь не спишь, стараешься для отечества, не жалеешь ничего, а награда неизвестно еще когда будет». Еще смешнее слышать произнесённые им вслух собственные мысли: «Как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно?..». Типичный взяточник, не привыкший «пропускать того, что плывет в руки», он, между тем, стремится показать себя солидным. Сам Гоголь о комедии сказал, что в ней только один положительный герой – смех.
Ушли ли в прошлое все недостатки, которые Гоголь высмеял в комедии? Ответить на этот вопрос, руководствуясь своим опытом, я не могу. Но если довериться информации, которая исходит из огромной массы источников, - изменений существенных не произошло. Говорит об этом, например, фильм «Дурак» режиссёра Юрия Быкова. В нём рассказывается о безразличии и продажности местных властей, они воруют деньги, выделенные на ремонт жилого фонда, а из – за этого погибает человек. Образ нечистого на руку мэра города можно увидеть и в фильме «Левиафан» Андрея Звягинцева. А вот образы Бобчинского и Добчинского - это же малообразованные журналисты из «желтой прессы». Что называется, – узнаваемые образы! Поэтому, становится понятным почему современные театры часто включают в свой репертуар комедию Гоголя «Ревизор».
Добавил: ShadowHorde
/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Ревизор / Над чем смеётся Гоголь в своей комедии "Ревизор"
|
Смотрите также по
произведению "Ревизор":
|