/ Сочинения / Фет А.А. / Лирика / Анализ стихотворения А. Фета «После бури»
Анализ стихотворения А. Фета «После бури»
![]() |
![]() |
![]() |
|
Тип: Анализ стихотворения |
Творческая деятельность А. Фета длилась более полувека. Это был длинный, сложный творческий путь, результатом которого стало огромное поэтическое наследие. Фет – это имя в русской поэзии, стоящее в одном ряду с такими именами, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев и другие.
А. Фет – певец истинной красоты. Он никогда не возьмётся описывать тусклую повседневность, как, например, Некрасов. Фет – один из ярких представителей «чистого искусства», ставивших на первое место лишь эстетическое чувство. По мнению Фета, жизнь низменна, бессмысленна, скучна. Её смысл – страдание. Радость может принести лишь особый мир красоты.
В своих произведениях Фет размышляет о любви, о смысле жизни, о творчестве, описывает природу. Разные темы могут переплетаться, объяснять одно другим.
Стихотворение «После бури» (1870) входит в цикл «Море». Когда мы вспоминаем о море, то чаще всего представляем сильную, бушующую стихию. Неслучайно в выражениях «буря страстей», «море люби», «любовь, безбрежная, как океан» также возникает ассоциация с чем-то огромным, всепоглощающим.
Название отражает тему стихотворения. Оно состоит из трёх строф. В первой строфе поэт рисует морской пейзаж как бы мазками, штрихами:
Пронеслась гроза седая,
Разлетевшись по лазури.
Только дышит зыбь морская,
Не опомнится от бури.
В красках нет чёткости, но они контрастны по настроению: «гроза седая» и «лазурь». Поэт одушевляет море: «только дышит зыбь морская», словно речь идёт о большом, уставшем звере. Во второй строфе взгляд поэта обращается к другому образу:
Спит, кидаясь, челн убогой,
Как больной от страшной мысли,
Лишь, забытые тревогой,
Складки паруса обвисли.
Фет использует развёрнутую метафору. Возможно, он имеет в виду человека. То есть появляется образ лирического героя. И буря тогда – не только явление в природе, но и трагедия в жизни героя. Что есть буря? Разлука… Смерть… Страстная безответная любовь…
Неслучайно здесь присутствует сравнение «как больной». Герой переживает глубокую душевную травму. И автор не раскрывает тайны переживаний. Наступило затишье, «Челн убогой» спит. Этот эпитет даёт понять читателю, что на долю героя выпало немало испытаний, страданий.
Невольно мы вспоминаем другие строки:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
Может быть, и этот челн когда-то искал какую-то истину, ответ на вопрос. Теперь устал? Иссякли силы? И это остаётся загадкой.
В заключительной строфе поэт рисует побережье:
Освеженный лес прибрежный
Весь в росе, не шелохнётся.
Час спасенья, яркий, нежный,
Словно плачет и смеётся.
Мы чувствуем эмоциональный подъём. За любой бурей всегда наступает затишье. Значит, есть надежда на счастье. Кроме того, в этой строфе слово «буря» приобретает философское значение («освежённый лес прибрежный»). Буря – это сама жизнь. Она тоже может дарить радость Бури закаляют человека, делают его сильнее перед жизненными трудностями. Бесконечный штиль скучен, однообразен, тосклив. Он гасит вкус к жизни. Но штиль после сильной бури, выдержанной с достоинством, сладок. Именно об этом говорит автор в последних строфах.
В данном стихотворении создаётся резкое впечатление фрагментарности, нарочитой оборванности, что в целом характерно для художественной манеры поэта. В трёх строфах рисуются три отдельных морских пейзажа, которые лишь воображением читателя соединяются в цельную картину. Поэт наслаждается морем, ещё никак не нашедшем покоя, игрой цвета.
«Челн убогой» также радует взор поэта. Возможно, он несколько дней сражался с бурей и теперь, уставший, но неуспокоенный, качается на засыпающих волнах. Радость поэту доставляет созерцать побережье, орошённое долгожданной влагой. Умиротворение в природе ещё не наступило, потому отовсюду будто доносятся разные чувства: усталость, ликование, страх.
Пейзаж Фета импрессионистичен. Поэт зорко вглядывается в окружающий мир, показывает его таким, каким он предстал мгновенному восприятию художника, таким, каким кажется ему в данный момент. Фету нужен не столько сам предмет, сколько впечатление от него.
В данном стихотворении Фет проявил себя как один из самых замечательных пейзажистов и как ярчайший представитель романтизма.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |