Есть что добавить?
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru! |
|
/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / «Раздвоение Ивана» (анализ главы 11 первой части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
«Раздвоение Ивана» (анализ главы 11 первой части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
11 глава первой части романа Булгакова «Мастер и Маргарита» повествует о том, как поэт Иван Бездомный, оказавшись в психиатрической клинике, испытывает некое раздвоение личности. Глава так и называется – «Раздвоение Ивана».
Внешне эта глава незначительна. Она совсем невелика по размеру, большую ее часть занимает комическое описание того, как Бездомный питался написать заявление в милицию. Поэт никак не мог успокоиться по поводу того, что он видел на Патриарших прудах. Да это и неудивительно! Беседовать с очень странным профессором, который утверждал, что он знал самого Понтия Пилата, стать свидетелем страшного предсказания и гибели Берлиоза, увидеть кота, садящегося в трамвай… От всего этого у кого угодно голова пойдет кругом!
Вот и Бездомный не выдержал и попал в клинику профессора Стравинского. Поначалу он всем стремился доказать правду, хотел, чтобы люди поверили, что он, в здравом уме и твердой памяти, видел все, о чем рассказывал. Но пытаясь доказать, что он не сумасшедший, герой стал сомневаться во всем, в каждом своем слове. Поэтому его затея с написанием заявления в милицию провалилась.
Булгаков иронически относится к своему герою. Он искусно использует ситуацию, в которой преображение Ивана, его раздвоение и рождение новой личности можно трактовать двояко. Внешне все просто. Не сумев написать заявления, отчаявшись и разуверившись, Бездомный начинает плакать. Сердобольная нянечка решает, что бедный больной испугался грозы, которая свирепствовала в тот день за окном. Бездомному колют успокоительное, которое и начинает на него благотворно действовать. Герой успокаивается, приходит в себя и начинает здраво (или, наоборот, болезнь его прогрессирует?) рассуждать. При этом личность героя как бы раздваивается: наряду со старым Иваном появляется Иван новый, мыслящий кардинально противоположно.
Здесь писатель развивает предсказание Воланда о диагнозе Бездомного – «шизофрения», одним из главных симптомов которого является раздвоение личности. Но, кроме того, автор показывает, что существует не только внешний, поверхностный, материальный мир, видимый всем. Булгаков утверждает, что на скрытом уровне, духовном, мистическо-магическом, началось перерождение поэта Ивана Бездомного.
Это еще только самое начало, но очень важно, что оно было положено. В дальнейшем мы узнаем, что оно приведет к полному перерождению героя, к полному переосмыслению им жизненных ценностей.
Итак, во второй части главы появляются два Ивана. Они ведут между собой диалог, даже, можно сказать, спор. О чем же он? Новый Иван по-другому смотрит на все происшедшие с ним события. Он не понимает, по какому поводу была вся эта суматоха вокруг смерти Берлиоза. Кто ему этот человек – «кум или сват»? Кроме того, новый Иван начинает по-другому смотреть на Воланда, «этого загадочного консультанта, мага и профессора с пустым и черным глазом». Иван недоумевает, зачем нужно было подозревать профессора в чем-то, зачем нужно было гнаться за ним через весь город и баламутить огромное число людей?
Но старый Иван выдвигает свои аргументы в защиту «старой» позиции. Ведь профессор знал про гибель Берлиоза: «как тут не взволноваться?» Но новый Иван знает, что нужно ответить. Конечно, Воланд – личность незаурядная, таинственная и мистическая. От него можно ожидать всего, что угодно. Человек смертен, это – в его природе. А редактор – что, редактор: один ушел, другой придет и, может быть, будет даже лучше прежнего.
Таким образом, мы видим, что в клинике Стравинского Бездомный начинает кардинально менять свое мировоззрение. Ярый атеист, безбожник, коммунист, он вдруг не видит ничего особенного в мистичности и загадочности Воланда, верит, что тот знал Понтия Пилата. Больше того, нового Ивана заинтересовала история про древнего проповедника Га-Ноцри (то есть Иисуса Христа !), и он хотел услышать ее продолжение.
В финале главы новый Иван «ехидно» подводит черту под прошлым старого Ивана: «Подремав немного, Иван новый ехидно спросил у старого Ивана:
- Так кто же я такой выхожу в этом случае?
- Дурак! - отчетливо сказал где-то бас, не принадлежащий ни одному из Иванов и чрезвычайно похожий на бас консультанта».
Интересно, что новый, начинающий перерождаться, Иван был согласен с этим резюме. Где-то в душе ему было даже приятно слышать это слово, потому что он полностью был с ним согласен. И когда этот этап, подготовительный, был закончен, высшие силы подвели героя к самому перерождению, а именно: к встрече с Мастером. Разговор Ивана с ним произойдет в дальнейших главах, но перед Бездомным Мастер появится именно здесь, знаменуя изменения поэта.
Важно, что лейтмотивом всей 11 главы является гроза, то затихающая, то разражающаяся вновь. Она также, на мой взгляд, свидетельствует об очищении и перерождении Ивана, о разгуле высших сил, в которые, в конечном итоге, поверит и поэт Бездомный.
Таким образом, глава «Раздвоение Ивана» преследует важную авторскую цель. Через сознание своего героя писатель показывает нам, что существуют высшие, космические силы, что есть высший смысл существования, которым человек должен руководствоваться, что возможно перерождение человека, наконец, что существование Христа реально.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
|
/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / «Раздвоение Ивана» (анализ главы 11 первой части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
|
Смотрите также по
произведению "Мастер и Маргарита":
|