Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Что такое обломовщина?

Что такое обломовщина?

  Скачать сочинение

Тип: Идейно-художественный анализ произведения

    Роман И. А. Гончарова "Обломов" был напечатан в 1859 году в журнале "Отечественные записки" и сразу привлек внимание читателей. В нём автор прикоснулся пером художника к самым сокровенным струнам "русской души". Он создал героя, воплощающего, как ни странно, основные черты русского национального характера, хоть в виде и не самом приглядном, но вызывающем при этом любовь и сочувствие.
     Герой этот, Илья Ильич Обломов, — дворянин, имеет чин коллежского секретаря. Мы знаем, что когда-то, в юности, он "был полон разных стремлений, все чего-то надеялся, ждал много и от судьбы, и от самого себя", но, в то же время, в его желаниях не было ничего конкретного. Показывая состояние его души, даже черты лица также не содержали никакой определенной идеи, а "господствующим и основным выражением не лица только, а всей души" являлась мягкость. Со временем Обломов становился всё более ленивым, его жизнь походила на густой сироп из мечтаний о том, как в будущем всё будет хорошо, но воплощение постоянно откладывалось на будущее. Молодой женщине, Ольге Ильинской, и другу детства Обломова – Андрею Штольцу, удалось ненадолго выдернуть героя из полудрёмы, но тот, хоть и понимал всю пагубность такого образа жизни, снова ушёл туда, сказав, что слишком он сросся с этим состоянием, и выдернуть его оттуда, всё равно, что убить. Для «причины, губящей его» он подбирает даже название - «обломовщина».
    Но, что же такое, эта «обломовщина»? Многие поколения читателей и критиков по-своему интерпретировали и оценивали, придуманный Гончаровым термин, и до сих пор точное его определение не было выведено. Попробуем, в свою очередь, исходя из опыта современности составить его.
    Начнём с того, что роман "Обломов" появился тогда, когда крепостнический строй все больше и больше обнаруживал свою несостоятельность. И людям, жившим в то время, роман казался изображением изжившего себя образа жизни. «Обломовщина» в их понимании, - это ленность барина, который привык, чтобы всё делали за него: и чулочки по утрам натягивали и планы переустройства имения придумывали. Это апатия человека, которому понимает, что нужно трудиться, но который совершенно не собирается чем – то заниматься, причём не потому, что это доставляет ему наслаждение, а потому, что он и не может жить по-другому. «Труд и скука- у него это были синонимы». Однако, люди принимали «подобный сознательный отказ от активности» как часть «обломовщины», так как он ассоциировался в русской культуре с хорошими, праведными вещами и делами. Один из критиков девятнадцатого века Н. А. Добролюбов отмечал, что общественное значение романа "Обломов" заключается в том, что в нем показана русская жизнь, создан "современный русский тип" и определено характерное явление дворянско-крепостнической действительности: "Слово это – обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни", говорится в статье "Что такое обломовщина?", и все, кто читали произведение, согласны с его мнением.
    Время шло, менялось и дополнялось понимание как романа, так и термина «обломовщина». В начале двадцатого века революционеры использовали образ бездеятельного и безвольного барина, чтобы дискредитировать царский режим и показать, что при капитализме тунеядцы-обломовы были повсеместным явлением. Позже, когда появилось новое государство с новой идеологией, люди смогли переосмыслить «обломовщину» как воплощение консервативного, центростремительного начала в жизни. «Обломовщина» - тина, засасывающая живых людей в зло бессилия, беспомощности и равнодушия, которое укладывает людей в «простой и широкий гроб” сонного прозябания». Однако, в то же время, она наполнена глубоким идеализмом и «вольным порханием мысли». Именно тогда люди начали понимать, что явление «обломовщины» характерно для образа мыслей каждого русского человека, независимо от того в какое время и при каком правительстве они живут, ведь все наши люди, в большинстве своём, оставили бы свои занятия, если бы все то, что они зарабатывают своим трудом, досталось им даром.
    Человек из двадцать первого века также может добавить кое-что к той характеристике. Благодаря продвинутым технологиям, нам теперь не нужно выполнять и половины тех действий, что казались необходимыми, допустим, 15 лет назад. При желании современный городской житель может вообще не выходить из дома. При этом у нас есть возможность узнавать новости из любого уголка света почти мгновенно и в любом объёме, и это порождает не только лень, но и некоторое бесчувствие. Воспринимая таким образом мир, мы перекладываем обязанности на других, и наше стремление к спокойной, размеренной, сытой жизни, не омраченной никакими проблемами так и остаётся стремлением, не отягощённой никакими действиями, которые могли бы развивать нас и делать жизнь поистине интересной. Обломовщина 21 века - это именно внутреннее желание, неспособное из-за придуманного отсутствия нужды, воплотиться в жизнь.
     Лично моё же понимание «обломовщины» заключается в следующем: «обломовщина» - это не просто образ определённой эпохи, определённой личности или даже определённого менталитета, хотя, стоит признать, что русскому национальному характеру более других свойственно пассивно-созерцательное времяпрепровождение. «Обломовщина», по моему мнению, - это одна из составляющих частей социальной психологии человека. Желание уйти от проблем реального мира, переложить их решение на кого-то другого из-за какого-то эфемерного ощущения ненужности и твоих действий. При этом, человек забывает, что сам должен менять мир, а не ждать появления ничего из пустоты, ведь, если он сам не сделает, никто не сделает.
    Итак, говоря о понятии «обломовщины», мы упомянули и положительные и отрицательные стороны и разобрали его с разных точек зрения. Можно сделать вывод, что «обломовщина» - это определённое состояние души человека, пребывающего в постыдной праздности, «замершего в апатии или дремоте», но для которого «лень – нормально состояние», сочетающееся с благочестием, мудростью и отказом от бессмысленных действий. Обломов в 4 главе 2 части говорит такую фразу: «наше имя – легион». Мне кажется, это может быть не просто намёком на то, что обломовых много. Возможно, Гончаров хотел сделать отсылку к Новому Завету, к преданию о том, как Иисус изгонял демонов из бесноватого, а они, видя, что их конец близок, отвечали Спасителю: «Легион – имя мне», и, таким образом, автор говорит, что «обломовщина», хоть и не лишена некоторых положительных сторон, всё-таки несёт в себе отрицательный посыл, и люди, по мере своих сил, должны бороться с Обломовым в себе.


Добавил: ErmolaiGordeev

  Беру!

1510 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу":

 В чем состоит трагедия жизни Обломова? (по роману И.А. Гончарова "Обломов")
 Почему Андрей Штольц не смог изменить образ жизни Обломова?
 Нравственная проблематика романа И.А. Гончарова «Обломов»

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Что такое обломовщина?


Смотрите также по произведению "Обломов":


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis