/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Может ли быть достигнута высокая цель путём преступления

Может ли быть достигнута высокая цель путём преступления

corn left block pdf icon  Скачать сочинение corn right block

    Вопрос, конечно, сложный. Даже как-то странно, что это тема сочинения по отдельно взятому произведению. Подобный вопрос, наверное, можно было бы поставить и на уроке философии, и в разговоре с умудренным опытом стариком, и на уроке истории. Тема настолько всеобъемлюща, что одного сочинения точно не хватит. Тем не менее, я постараюсь хоть чуть-чуть её раскрыть.
    Вопрос чем-то напоминает математическую задачку. Чтобы найти ответ, нужно доказать, что так быть не может, или же найти хотя бы одно решение. Второй путь значительно сложнее — сомневаюсь, что тот, кто уже достиг высокой цели преступным путем, сознается в содеянном. Самому же убивать и обманывать не хочется. Вот, решение найдено! Человеческая природа не допустит.
    А действительно ли не допустит? Или, может, есть особые люди, которым всё позволено? На похожие вопросы отвечает теория Родиона Романовича Раскольникова.
    Представьте умного студента, перебивающегося с хлеба на воду. Естественно, он обозлится практически на весь мир, уйдет в себя, начнет интенсивно думать. Его воспаленный мозг может начать работать в любом направлении. Мозг Родиона Раскольникова выбрал свой путь: придумал новую теорию.
    Эта теория неверна, несмотря на все свои замечательные свойства. К сожалению, я дошел до этого лишь несколько дней назад. С общественного блага, ради которого можно преступить формальный закон, достаточно легко перескочить на личное. Счастье отдельно взятого человека не всегда сопутствует счастью окружающих, часто даже наоборот. Пример тому — Лужин. «И вот мечта стольких лет почти уже осуществилась: красота и образование Авдотьи Романовны поразили его; беспомощное положение её раззадорило его до крайности. Тут являлось даже несколько более того, о чем он мечтал: явилась девушка гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и развитием выше его (он чувствовал это), и такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет безгранично и всецело владычествовать!» Женившись на Авдотье Романовне, он был бы очень рад, но его супруга, её мать и брат оказались бы сильно огорчены.
    Таким образом, каждый в погоне за собственным идеалом счастья обособляется от общества. Оно распадется на кучу ненавидящих друг друга «вшей» и со временем истребит себя.
    «Весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали. Все были в тревоге и не понимали друг друга, всякий думал, что в нем в одном и заключается истина, и мучился, глядя на других, бил себя в грудь, плакал и ломал себе руки. Не знали, кого и как судить, не могли согласиться, что считать злом, что добром. Не знали, кого обвинять, кого оправдывать. Люди убивали друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга. В городах целый день били в набат: созывали всех, но кто и для его зовет, никто не знал того, а все были в тревоге. Оставили самые обыкновенные ремесла, потому что всякий предлагал свои мысли, свои поправки, и не могли согласиться; остановилось земледелие. Кое-где люди сбегались в кучи, соглашались вместе на что-нибудь, клялись не расставаться, - но тотчас же начинали что-нибудь совершенно другое, чем сейчас же сами предполагали, начинали обвинять друг друга, дрались и резались. Начались пожары, начался голод. Все и все погибало.»
    Однако с течением времени на Земле становится всё больше и больше людей, значит, теория неверна. Пока писал, вспомнил Ницше и его теорию «белокурой бестии». Последствия идей этого философа — фашизм, Гитлер и вторая мировая война — запомнятся человечеству надолго. А ведь мысли Родиона Романовича и Ницше похожи!
    Человек по своей природе, изначально, честен и добр. За каждый неправильный поступок человек осуждает себя. «Они сами себя себя посекут, потому что очень благонравны; иные друг дружке эту услугу оказывают, а другие сами себя собственноручно… Такой закон есть.»
    Как определить, является ли какой-либо шаг человека правильным? Для христиан главным мерилом добра и зла является Библия. Ясно, что за грехи приходится расплачиваться. При этом то, что совершил Раскольников — убийство,— самый страшный грех. И за него большое наказание.
    Фактически, жертва — то же преступление, но совершенное для других. При этом человек забывает о себе. Возвышает других, унижая себя. «Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мат. 23, 12) Получается, что жертвующий на самом деле оказывается выше многих. В этом заключается объяснение парадокса отношения каторжников к Соне Мармеладовой. Маловероятно, что до них не доходили слухи о её прошлом. Тем не менее, арестанты видели, что Соня пожертвовала собой и продолжает делать это ради Раскольникова. Это достойно уважения.
    «Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жены их и любовницы знали ее и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись: "Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!" - говорили эти грубые, клейменые каторжные этому маленькому и худенькому созданию. Она улыбалась и откланивалась, и все они любили, когда она им улыбалась. Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идет, и хвалили ее; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить. К ней даже ходили лечиться.»
    Я вплотную подошел к христианскому социализму Достоевского. По его теории, общество всеобщего благоденствия наступит, когда люди придут к вере в Бога. Высшая цель при этом — жертва. Именно тогда человечество станет бессмертным.
    Получается, что высокой цели все-таки можно достичь преступным путем. Правда, назвать жертву преступлением можно с очень большой натяжкой, ведь это не грех. Сам вопрос кардинально меняет смысл: «Можно ли достичь высокой цели праведным путем?» Ответ, однозначно, положительный. Здесь даже объяснять ничего не надо.
    Если же принять вопрос в точности таким, какой он есть, ответ отрицательный. Нельзя достичь чего-то хорошего путем греха. В любом случае расплата будет.
    «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое несчастие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. Павла 1, 18).

  Беру!

844 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу":

 В чем противоречия теории Раскольникова? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
 Тема падения и духовного возрождения человека в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
 «Корень злых дел в дурных мыслях» (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание")
 Человеческое всегда неизбежно должно восторжествовать (по роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского)
 Столкновение теории и жизни в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
 Преступление и наказание Родиона Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание").
 Противоречия теории Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
 В чем трагедия Раскольникова (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Может ли быть достигнута высокая цель путём преступления