 / Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
 / Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
|  |  Скачать сочинение |  | 
    В романе “Евгений Онегин”, опубликованном в 1831 году, А. С. Пушкин отразил современную ему русскую жизнь. Действие романа начинается весной-летом 1819 года и заканчивается весной 1825 года, за полгода до восстания декабристов на Сенатской площади.
    “Евгений Онегин” является центральным произведением А. С. Пушкина, его основным “литературным подвигом”. Именно с этим романом связано утверждение реализма в творчестве великого поэта.
    Картину жизни русского общества периода, предшествовавшего восстанию декабристов, поэт изобразил в своем романе с подлинно энциклопедической насыщенностью. Недаром В. Белинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. Важное место в системе образов романа занимают женские образы.
    Главной героиней романа является Татьяна Ларина. В ней автор развил русский женский характер, созданный Жуковским в балладе “Светлана”. О связи этих двух характеров говорит разговор Онегина с Ленским:
    —  Скажи: которая Татьяна?
    — Да та, которая грустна
    И молчалива, как Светлана.
    О Светлане автор упоминает и в эпиграфе к пятой главе романа: “О, не знай сих страшных снов, ты, моя Светлана”. Сны девушек очень близки по содержанию. Близость к народу, русскому миропониманию, а также искренность, бесхитростность, непосредственность роднят Татьяну со Светланой, героиней баллады Жуковского “Светлана” (1813).
    Высоко оценил образ Татьяны и критик В. Г. Белинский: “Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и Ленского показал его главную, то есть мужскую, сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину”. Критик подчеркивает цельность натуры героини, ее исключительность в обществе. В то же время Белинский обращает внимание на то, что образ Татьяны являет собой “тип русской женщины”.
    Сам автор романа так выражает отношение к своей героине: “Я так люблю Татьяну милую мою”, “Татьяны милой идеал”, “Татьяна, милая Татьяна”. Пушкин все время подчеркивает отсутствие в ней черт, которыми постоянно одаривают своих героинь авторы классических и сентиментальных произведений: красота, поэтическое имя. Автор прямо говорит:
    Ни красотой сестры своей, 
    Ни свежестью ее румяной 
    Не привлекла б она очей.
    Это же подчеркивается в последней главе романа, где Татьяна — петербургская знатная дама, “равнодушная княгиня, непреступная богиня роскошной, царственной Невы”, “законодательница зал”. И при этом Пушкин замечает:
    Никто б не мог ее прекрасной 
    Назвать...
    И в то же время она, сидя за столом рядом с “блестящей Ниной Воронскою”, знаменитой петербургской красавицей, ничем не уступает ей, “беспечной прелестью мила”. Очевидно, эта прелесть была в ее душевном благородстве, уме и простоте, богатстве душевного содержания.
    Рисуя в своем романе образ простой русской девушки, не очень красивой, с простонародным именем, поэт и в характеристике ее душевного склада, и в изображении ее поведения нисколько не приукрашивает и не идеализирует ее.
    Татьяна растет в семье одинокой девочкой, не любящей играть с подругами, большей частью она погружена в себя, в свои переживания: 
    Она в семье своей родной 
    Казалась девочкой чужой.
    О людях, о жизни она привыкла судить по прочитанным ею романам: 
    Ей рано нравились романы; 
    Они ей заменяли все.
    В них она искала соответствий своим переживаниям и поэтому: 
    Она влюблялася в обманы 
    И Ричардсона, и Руссо.
    Татьяна таким образом создала в своем воображении образ возлюбленного, не похожего на других, таинственного. Именно таким и явился в ее глазах Онегин.
    Татьяна близка к русской природе: 
    Она любила на балконе 
    Предупреждать зари восход, 
    Когда на бледном небосклоне 
    Звезд исчезает хоровод.
    Отношение к природе помогает глубже раскрыть характер героини. От природы она одарена:
    Воображением мятежным, 
    Умом и волею живой, 
    И своенравной головой, 
    И сердцем пламенным и нежным.
    Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Татьяна мечтала о человеке, который бы внес в ее жизнь смысл и высокое содержание, но любовь принесла Татьяне лишь разочарование и страдание. Будучи “законодательницей зал” в Петербурге, она сохранила свою непосредственность и искренность. Так, она заявляет Онегину: 
    Сейчас отдать я рада, 
    Всю эту ветошь маскарада, 
    Весь этот блеск, и шум, и чад 
    За полку книг, за дикий сад, 
    За наше бедное жилище.
    Душевные качества Татьяны раскрываются еще глубже в сцене последнего свидания с Онегиным: верность долгу одерживает верх над ее чувством:
    Я вышла замуж. Вы должны, 
    Я вас прошу меня оставить; 
    Я знаю: в вашем сердце есть 
    И гордость, и прямая честь. 
    Я вас люблю (к чему лукавить?), 
    Но я другому отдана; 
    Я буду век ему верна.
    Типичными являются и образы Ольги и матери Татьяны Лариной. Отношение автора к ним двойственное. С одной стороны, семья Лариных, где главную роль играла мать, хлебосольна, проста, гостеприимна, радушна, с другой - мать-Ларина - крепостница, “открывшая тайну, как супругом самодержавно управлять”, а Ольга быстро забывает убитого Ленского, выйдя замуж за проезжего улана.
    Мать Татьяны прошла типичный путь девушки своего времени: от светской девушки до жены деревенского помещика. Ее выдали замуж, “не спросясь ее совета”. Она “рвалась, и плакала сначала”, потом “хозяйством занялась”, привыкла и “довольна стала”:
    Привычка усладила горе. 
    Она вела жизнь типичной русской барыни: 
    ...брила лбы,
    Ходила в баню по субботам,
    Служанок била осердясь -
    Все это мужа не спросясь.
    Но вместе с тем она - хранительница “привычек милой старины”, столь дорогих автору:
    У них на масленице жирной
    Водились русские блины;
    Два раза в год они говели.
    Также с известной долей иронии начертан образ Ольги. Пушкин рисует портрет красавицы:
    Всегда скромна, всегда послушна,
    Всегда как утро весела,
    Как жизнь поэта простодушна,
    Как поцелуй любви мила;
    Глаза, как небо, голубые,
    Улыбка, локоны льняные,
    Движенья, голос, легкий стан,
    Все в Ольге...
    Но одновременно с этим автор подчеркивает типичность ее образа и так выражает к нему отношение:
    ...но любой роман
    Возьмите и найдете, верно,
    Ее портрет: он очень мил;
    Я прежде сам его любил,
    Но надоел он мне безмерно.
    “Не долго плакала” Ольга после смерти Ленского. Автор осуждает это непостоянство Ольги:
    Увы! Невеста молодая
    Своей печали неверна.
    Другой увлек ее вниманье…
    Улан умел ее пленить.
    В романе присутствуют и образы других представительниц прекрасного пола: дочек провинциальных помещиков, которых “прочили за полурусского соседа”. Сатирически изображена и московская “ярманка невест”. Особо следует отметить и образ няни Филипьевны, которая сыграла большую роль в формировании душевного мира Татьяны.
    Женские образы играют большую роль в романе. Они помогают глубже раскрыть образы Онегина и Ленского, автора, который также является полноправным героем романа. Кроме того, женские образы имеют вполне самостоятельное значение. Они дополняют “картину русского общества, взятого в один из интереснейших моментов его развития”.
| 1870 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу":  Сравнительная характеристика сестёр Лариных по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | 
