Есть что добавить?
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru! |
|
/ Биографии / Лермонтов М.Ю.
Лермонтов М.Ю.
-Вариант 1
-Вариант 2
-Вариант 3
-Вариант 4
-Вариант 5
-Вариант 6
-Вариант 7
-Вариант 8
Поэт, писатель, драматург. Родился Лермонтов в Москве, в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоянной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяжелые впечатления детства
наложили отпечаток на характер юноши, способствовали формированию натуры с повышенными эмоциональными реакциями.
Уже в детские годы у Лермонтова проявилась такая черта его характера, как мечтательность, склонность к фантазии. Предметом его пристального внимания становится природа. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия своим душевным переживаниям. Особую роль в развитии Лермонтова - поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение.
"Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Вы взлелеяли детство мое,
Вы носили меня на своих одичалых хребтах;
Облаками меня одевали;
Вы к небу меня приучили,
И я с той поры все мечтаю о вaс да о небе... "
писал 16-летний Лермонтов.
Одна из ранних поэм Лермонтова - "Кавказский пленник" (1828) . Она написана под сильным влиянием А. С. Пушкина. Вместе с тем эта поэма -своеобразный этап в овладении молодым поэтом основами мастерства.
Лермонтов переделывает сюжет пушкинского "Кавказского пленника", иную функцию выполняет в поэме образ природы. Отличительным свойством лермонтовского пейзажа становится его слитность с миром чувств
лирического героя. Природа наделяется теми же, что и герои, качествами и приметами. В романтическом мире раннего Лермонтова человек и природа равновелики. Этот мотив будет впоследствии плодотворно развит в позднем творчестве Лермонтова и, прежде всего, в его поэме "Мцыри". Лермонтов не подражал, не копировал, а усваивал в опыте Пушкина и других поэтов, своих предшественников, то что могло способствовать выражению его собственной творческой индивидуальности.
В 1828 г. Лермонтов поступает в пансион при Московском университете, а в 1830 г. становится студентом отделения словесности. В 1832 г. из-за столкновения с преподавателями университета Лермонтов вынужден
был покинуть университет. Выйдя из Московского университета, он в этом же году поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Его натура, жаждущая бурь и сильных ощущений, не могла удовлетвориться гражданской службой. Лермонтова влекли приключения, военная карьера. Два года, проведенные им в школе, пагубно отразились на духовном развитии поэта. Лермонтов в эти годы почти не занимался творчеством. Откликом на этот период жизни становится стихотворение "Белеет парус одинокий".
В Петербурге Лермонтов знакомится с текстом комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума", которая оказала большое влияние на впечатлительного поэта. Тогда и было задумано им драматическое произведение, содержащее резкую критику современных нравов. В 1835 г. Лермонтов пишет драму "Маскарад", которой так и не суждено было появиться на сцене при его жизни. Во время пребывания в Петербурге Лермонтов проявляет интерес к истории России, увлекается чтением сб. "Древние Российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым". Его увлекает характер и лад русской былины, у него зарождается замысел произведения из русской национальной жизни, осуществленный позднее, в 1837 г. ("Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова") .
В январе 1837 г. роковая весть о смертельной ране, полученной Пушкиным на дуэли, потрясла Лермонтова. Он пишет стихи "На смерть поэта". Первоначально стихотворение было написано без последних 16 строк и удостоено высочайшей похвалы великого князя Михаила Павловича. В день смерти Пушкина Лермонтов пишет последние 16 строк, которые сыграли роковую роль в его собственной судьбе. Согласно высочайшему повелению Лермонтов весной 1837 г. должен был покинуть Петербург и ехать на Кавказ. Впечатления, полученные Лермонтовым в экспедиции на восточном берегу Черного моря, участие в перестрелках с чеченцами обогатили Лермонтова разнообразными наблюдениями. Особенно поразила его
старая Военно-Грузинская дорога своими красотами и многочисленными легендами и преданиями, ей
посвященными. Предания эти были известны ему с детства. Теперь они восстановились в памяти и соединились
с впечатлениями от роскошной природы Кавказа. Так зародилась мысль поэта перенести действие поэмы
"Демон" на Кавказ.
Встреча на Кавказе с членами декабристского общества оказала большое влияние на Лермонтова. Он
возвращается в Петербург другим человеком. Его юношеская веселость уступает место тоске и даже отчаянию.
Поэт сравнивает свободолюбивых людей, встреченных им на Кавказе, с людьми своего круга, грядущее которых
"иль пусто иль темно". Поколение 30-х гг. изображает Лермонтов в "Думе", единственном лирическом
произведении, написанном им по возвращении с Кавказа.
Кавказские впечатления нашли отражение и в окончательном варианте поэмы "Демон" (1838) и в романе "Герой
нашего времени". В конце 30-х гг. Лермонтов начинает сотрудничество с "Отечественными записками",
журналом, где печатает повести "Бэла" и "Фаталист", впоследствии вошедшие в роман "Герой нашего времени".
Известность, пришедшая к Лермонтову в кон. 30-х гг., не радует его. Поэта раздражает то, что он "входит в
моду". Его положение во многом напоминает положение Пушкина в придворных кругах. Свет недолюбливал
Лермонтова за его дерзость, острую наблюдательность и независимость. Лермонтов осознавал это и
предчувствовал, что настанет время, когда его "будут преследовать клеветами".
Образ "героя времени", получивший воплощение в лирической стихии лермонтовской поэзии, в романе "Герой
нашего времени" (1839) раскрывается не только психологически. Роман Лермонтова это его попытка дать
анализ состояния современного общества, исследовать ту нравственную атмосферу, в которой зреют ростки
новой жизни. Печорин - герой своего времени - тем и отличается от всех других персонажей романа, что он
единственный, кто умеет взять на себя всю тяжесть ответственности судить не только окружающее его
общество, но и быть критичным по отношению к себе. Лермонтов представляет читателю возможность изучить
различные стороны жизни в их соотношении с судьбой отдельного человека, а судьбу человека рассмотреть на
фоне общественно-исторических обстоятельств.
Лермонтов - психолог исследует процессы духовного искажения личности средой, обращая внимание на
определяющие, переломные в жизни героев события. Это касается и образов простых, естественных людей -
Казбича, Бэлы, Максима Максимыча, и "честных контрабандистов", и людей печоринского круга - Грушницкого,
Вернера, Мери. Создавая психологический портрет Печорина, рисуя процесс внутреннего ожесточения героя,
Лермонтов одновременно создает образ "простого человека" - Максима Максимыча - доброго, искреннего,
преданного Печорину всей душой. Перед читателем развертывается трагедия человека, своим поведением
оправдывающего безнравственные поступки Печорина.
Исследование личности Печорина в "дневниковых" главах романа построено по принципу взаимохарактеристики
персонажей. Грушницкий и Вернер не только герои, имеющие свою собственную судьбу и характер, но и
своеобразные "зеркальные" отражения личности Печорина. Лермонтовский Печорин познает самого себя, изучая
и познавая личность других людей.
Образ Печорина раскрывается не только в действии, поступках, но и в характеристике внешности героя.
Лермонтов создает удивительно богатый психологическим рисунком портрет внешности Печорина. Портрет
героя создается не только выразительными, но и изобразительными средствами. В описании пластики движений
Печорина, его фигуры, выражения глаз чувствуется взгляд Лермонтова - художника, прекрасно владевшего
кистью живописца.
Композиция романа играет важнейшую роль в формировании художественного замысла Лермонтова. Характер
Печорина в первых главах романа раскрывается с внешней стороны, его личность проявляется в поступках, в
отношении к нему других персонажей. В дневнике Печорина перед нами исповедь героя, дающая объяснение
многим поступкам его. Хронологическая последовательность событий в сюжете романа заменяется
психологической последовательностью "узнавания" героя читателем. В романе "Герой нашего времени"
соединился глубокий психологический анализ напряженной духовной жизни отдельной личности с
аналитическим изображением эпохи конца 30-х гг., периода нравственных потерь и общественных разочарований.
За дуэль с де Барантом, за непозволительные стихи ("Первое января") Лермонтов вторично был сослан на
Кавказ.
В то время, как поэт вел жизнь, полную приключений и тревог, в Петербурге готовились к изданию его сочинения
- 28 лирических пьес, выбранных самим поэтом (1840) . Лермонтов страстно мечтает уйти в отставку и заняться
литературной деятельностью. Но судьба распорядилась иначе. Трагически нелепая случайность (дуэль с Н.
Мартыновым) оборвала жизнь поэта 15 июня 1841 г. Ушел из жизни второй великий поэт России, которому было
всего 26 лет.
Добавил: frusai
/ Биографии / Лермонтов М.Ю.
|
Смотрите также по Лермонтову:
|