Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Железников В.К. / Жизнь и приключения чудака

Жизнь и приключения чудака [3/9]

  Скачать полное произведение

    Странно, но у меня в жизни почему-то все получается наоборот. Когда я хотел уйти от первоклашек, когда они мне были безразличны, меня не отпускали, но как только мы по-настоящему подружились, - на тебе!
     А дело было ерундовое.
     Генка подсунул Гоге живую ящерицу. Гога перекинул ее Наташке, а Наташка подбросила в парту Стрельцовой. Та сунула руку в парту, натолкнулась на ящерицу и как завопит: "Спасите, спасите! У меня в парте мышь! Она меня укусила!"
     Ну, учительница влезла в парту, достала ящерицу и отнесла в ботанический кабинет.
     И ничего страшного не произошло бы, если бы не я!
     Когда Наташка рассказала мне об этом случае, я возмутился и заявил, что мне надоела их трусость, что пора это преодолеть. А то одни боятся собак, другие - ящериц, третьи ни у кого ничего не могут спросить. Это не ребята, а какое-то сборище трусов! И я решил их перевоспитать. Пригласил к себе, когда мамы не было дома, и устроил тренировку по закаливанию нервной системы.
     Они сидели в одной комнате, а в другой был погашен свет. Там было темным-темно. Я сказал, что буду магом, волшебником и великим врачевателем, который их спасет навсегда от трусости и дрожания.
     Я ушел в темную комнату и стал их по очереди вызывать.
     Каждый из них должен был войти в темную комнату и пробыть там несколько минут, а я в это время издавал ужасные стоны и вопли (я для этого специально прослушал пластинку Имы Сумак).
     Значит, я так кричал, а сам подходил к жертве и прикладывал ей к руке или к лицу какой-нибудь предмет: ложку или щетку.
     Это называется "психотерапия". Между прочим, вполне научный метод. Если жертва выдерживала все испытания, то я радостно объявлял ей, что она теперь никогда и ничего не будет бояться: ни собак, ни кошек, ни ящериц, ни темных улиц, и так далее, и так далее.
     В общем, все шло хорошо, и вдруг Зина Стрельцова, войдя в темную комнату, не выдержала и завопила. Она пустилась наутек, грохнулась и разбила себе колено.
     Ну, я, конечно, зажег свет, и мы стали дружно ее успокаивать и доуспокаивали до того, что она согласилась повторить опыт, точнее, не согласилась, а сама попросила и выдержала его достойно.
     Но потом Зина пришла домой и рассказала все матери. А та еле дождалась утра, прилетела к нашему директору и стала кричать, что она забирает своего ребенка из класса, где появился какой-то ненормальный вожатый, который хочет из детей сделать инвалидов.
     Ну, директор не заступился за меня, потому что мы с ним не были знакомы. А жаль, я бы ему объяснил, в чем дело. А он просто пригласил Нину, и Стрельцова-старшая при ней повторила всю историю и добавила некстати еще две другие.
     Эти истории случились в самом начале, когда я был еще неопытным вожатым и часто терял над собой контроль, увлекаясь чем-нибудь.
     Я тогда ходил по домам первоклассников, чтобы поближе познакомиться с их жизнью. Мне нравилось так ходить: везде мне были рады, угощали обедами, советовались, как лучше воспитывать детей, рассказывали про свою жизнь. И вот как-то я пришел к Толе. Он был один дома и угостил меня чаем.
     Мы пили чай из красивых золотых чашек, только Толя пил из маленькой чашки, а я из большой.
     Ну, я и разбил свою чашку - зацепил как-то неловко и уронил на пол. Я не придал этому большого значения - кто из нас не бил чашек! - и не понял, почему Толя так испугался. Я решил, что он просто пугливый. А на самом деле все оказалось не так просто.
     Толя из большого уважения ко мне угощал меня чаем из папиных коллекционных чашек. А я-то ничего не знал и, когда уходил, осколки эти унес. Хотел выбросить, только на одном осколке был нарисован красивый замок, так что я все осколки выбросил, а замок оставил.
     А Толя дома чашки так переставил, чтобы не видно было исчезновения одной из них. Но Толин папа все-таки заметил, схватил Толю и с криком: "Что ты наделал, негодник!" - стал его так трясти, что Толина мама испугалась, что он оттрясет у Толи голову, и вырвала сына из рук мужа. Тогда Толин папа упал на диван и перестал со всеми разговаривать, потом вскочил, схватил Толю и приволок ко мне.
     Он совершенно обезумел и хотел узнать, куда я выбросил осколки его любимой чашки.
     Я сначала не мог понять, как это из-за чашки так можно страдать.
     "Я вам куплю сто таких чашек", - сказал я ему.
     И что же вы думаете? После моих слов он сразу успокоился. Посмотрел на меня унылым взглядом, покачал растрепанной головой и произнес с жалостью:
     "Невежда, глупец! Не обижайся на меня, я не хочу тебя оскорбить, я просто говорю тебе, кто ты есть на самом деле. Ты купишь сто таких чашек?! А знаешь ли ты, несчастный, что их всего было сделано в восемнадцатом веке пять штук. Пять штук! Одна хранится в музее в Ленинграде, вторая - у двоюродной праправнучки самого Ломоносова, - голос его звучал трагически тихо, - третья вывезена за границу беглым лакеем князя Юсупова и продана там банкиру Ротшильду, четвертая пропала без вести, а пятая была у меня. И об этом знает весь мир!"
     Совершенно потрясенный, я достал осколок чашки с изображением дворца и протянул ему. Он взял, поблагодарил меня - какой благородный человек! - и ушел.
     Эта история очень взбудоражила Стрельцову-мамашу, потому что она вообще относилась ко мне подозрительно, с тех пор как я посетил их дом. А сначала она была мне рада.
     Однажды трое взрослых Стрельцовых - бабушка и родители - собирались в кино и боялись оставлять Зину одну дома. А тут я пришел, и они спокойно ушли.
     Зина тут же позвонила Наташке и Толе, и они прибежали.
     Нам было весело, они мне всякие истории рассказывали, главным образом про маленьких детей, а это всегда смешно, и анекдоты. Про мальчишку, который захотел на улице по-маленькому и подошел к милиционеру, чтобы спросить, где найти уборную. А милиционер долго-долго ему рассказывал, и вдруг мальчишка прервал его и сказал: "Спасибо, уже не надо". Ох, и хохотали они! Я думал, они от хохота лопнут.
     Потом Зина зачем-то напялила на себя мамину юбку, такую желтую-желтую, и красовалась перед Наташкой. А Толя в это время хлопал мячом об пол.
     На беду, Зинина бабушка не признает современных шариковых ручек и пишет письма химическими чернилами, и ее пузатая старомодная чернильница стояла на столе. Ну, в общем, Толя хлопал об пол, пока не перевернул чернильницу.
     Но самое главное не в этом, не в том, что он перевернул чернильницу и залил всю клеенку чернилами... Нет, самое главное началось потом, когда мы обнаружили на прекрасной юбке Зининой мамы чернильное пятно с горошину.
     Вот тут-то и началась паника. Ну скажите, как на моем месте поступил бы каждый взрослый человек, когда видит неопытных детей, да еще своих воспитанников, в страхе и ужасе? Конечно, постарался бы им помочь. Точно так поступил и я.
     По моему предложению мы решили перекрасить юбку в другой цвет, чтобы скрыть чернильное пятно, с одной стороны, и сделать Зининой маме сюрприз - с другой. Ведь у нее фактически должна была появиться новая юбка!
     Ребята были в восторге от моего предложения. Они никогда в жизни ничего не красили. Наташка визжала, Толя прыгал, как гуттаперчевый мальчик.
     Да, это был полный восторг, полное взаимопонимание и дружба. Правда, меньше всех восторгалась Зина, потому что юбка принадлежала ее маме.
     Мы перекрасили юбку в вишневый цвет - пятно стало золотистым. Мы перекрасили ее в коричневый - пятно стало черным. Вот что значит пользоваться старыми чернилами: их даже краска не берет. Тогда я предложил для симметрии поставить на юбке несколько горошин, но Зина почему-то отказалась.
     С той поры наши отношения со Стрельцовой-старшей осложнились. Она отчитала меня по телефону, нажаловалась моей маме. А теперь прибежала к директору.
     Вот тут-то директор и вызвал Нину для разговора.
     Нина попробовала меня защитить, но Стрельцова-старшая все твердила: "Он ненормальный, он ненормальный". Тут, правда, директор ее оборвал: "Может быть, он в вожатые не годится, но он совершенно нормальный" - и попросил Нину принести ему наш классный журнал, чтобы доказать Стрельцовой, насколько я нормальный: дескать, я вам сейчас покажу, как он учится.
     А накануне я сразу в один день получил пять двоек. Я узнал, что Насте Монаховой поручено подтягивать отстающих. Вот я и решил превратиться в отстающего, чтобы она меня подтягивала. Если бы я получил одну двойку или две, это могло бы не произвести впечатления, поэтому я и получил сразу пять двоек.
     Думаете, это легко? Целый день я был в страшном напряжении: во-первых, боялся, что меня не вызовут, а во-вторых, что вместо двойки какой-нибудь сердобольный учитель влепит мне тройку. Никто, разумеется, не догадался, кроме Сашки, куда я клоню, но, когда наша классная заявила, что я теперь буду заниматься с Настей как самый отстающий, он вновь покрылся бледностью мертвеца.
     При этом Сашка сказал, что, хотя у него двоек нет, он будет вместе со мной ходить на занятия к Насте, чтобы у нас были равные условия для борьбы.
     Так вот, значит, когда директор увидел, что у меня пять двоек, он возмутился: "Где вы нашли такого шалопая? (Шалопай - это я). Неужели нельзя было подобрать в вожатые хороших, смышленых ребят, у которых есть чувство ответственности?" И тут он, как рассказывала потом Нина, схватился за голову и простонал: "Постойте, постойте... Збандуто?! Мы же получили на него письмо из милиции!" Он вызвал Чайную Розу, и она принесла это письмо.
     Дело в том, что меня вывели со скандалом из бассейна. Я там был на соревнованиях и засвистел в два пальца.
     Рядом оказался милиционер - они всегда появляются рядом в неподходящее время, - тяп меня за плечо. Я возмутился, стал брыкаться и кричать. Он меня вывел и еще не поленился настрочить письмо в школу.
     А почему я засвистел, он не попытался узнать. Вы заметили, во всей этой истории никто не посмотрел в корень. Я бы никогда, вы слышите, никогда не стал бы свистеть просто так. У меня для этого были веские основания.
     На соревнованиях выступал один пловец, которого мне необходимо было освистать, чтобы выразить свое отношение к нему.
     Все началось с того, что я решил сделать из своих первоклассников пловцов. Ну, во-первых, потому, что их надо было закалять физически, а то у них вечные ангины и гриппы, во-вторых, этим видом спорта можно заниматься с детства, а в-третьих, всем известно, что с плаванием у нас в стране не все в порядке.
     Кто знает, думал я, может быть, из этих детей вырастут рекордсмены страны или мира!
     Вот почему мы, попали в бассейн. Нас сначала туда не пускали, и я вынужден был долго кричать, что я вожатый и мы не позволим срывать общественное мероприятие. И тут появился этот впоследствии освистанный мною пловец и велел нас пропустить. Он привел нас в раздевалку и приказал раздеться и выстроиться по росту. Дети, конечно, запищали и захихикали. А он их так резко оборвал: "Быстро. У меня нет времени".
     Как будто только у него нет времени! Сейчас у всех нет свободного времени. У меня его тоже нет ни секунды, но я ведь об этом не кричу и никого не пугаю голосом. Я вот пришел в бассейн, а в это время Сашка, может быть, прогуливается с Настей и тем самым губит мою личную жизнь.
     Пришлось мне самому раздеться, чтобы показать пример, да еще им помочь, потому что эти дети, эти несчастные малыши, и раздеваться-то еще как следует не умеют. То они запутывались в собственных платьях, то, снимая чулки, грохались на пол. В общем, повозился я с ними.
     Я так подробно обо всем рассказываю, чтобы вы поняли, что я действительно ни в чем не виноват, более того, - я просто боролся за справедливость. Если хотите, я обязан был это сделать в воспитательных целях, ради детей, которые сидели рядом со мной и знали, какой несправедливый человек этот пловец. И они меня дружно поддержали.
     Они разделись, сбились стайкой около меня и дрожали. Холодно им и непривычно. Смешные они: худенькие, тоненькие, ноги длинные, спичками. Как они на них ходят, непонятно.
     Я улыбнулся тренеру (еще тогда не знал, что он такой зверь) и подмигнул: смотрите, мол, какие смешные дети, настоящие страусята.
     А он в ответ мрачно заорал: "Построиться по росту! Живо!" Вот тут контакт между нами окончательно был утерян. Не люблю я, когда кричат и когда не улыбаются в ответ на твою улыбку.
     После того как мы выстроились, он сказал мне: "Выходи из строя. Староват для плавания. И грудная клетка узковата". Он больно щелкнул меня пальцем по ключице.
     Я чуть не упал от неожиданности. Сказать такое при детях!
     "Что вы! - возмутилась Наташка. - Боря у нас лучший вратарь в школе!"
     А он продолжал осмотр: измерял малышам грудную клетку, ощупывал ноги и руки. Потом заявил, что из всей компании берет только одну девочку: Зину Стрельцову.
     Тут я не выдержал и высказал ему все, что было на душе. Я ему сказал, что дело у них поставлено плохо. А когда он меня спросил: "Почему плохо?", я ему ответил: "На международных состязаниях проигрываете, а когда к вам приходит пополнение в самом расцвете, то выгоняете". После этого наступила тишина, и он сделал шаг в мою сторону. Но нас так легко не испугаешь. Малыши создали вокруг меня надежный заслон. Попробуй прорвись через них. Так он ничего мне и не ответил. А что ответишь, когда это чистейшая правда.
     Вот после этого разговора мы и остались на показательное соревнование, и я прославился на них своим свистом, и меня схватил милиционер.
     Кругом закричали: "Безобразие, хулиган! Еще школьник, а уже шпана... И такому детей доверили!"
     Только одна женщина, между прочим красивая, сказала: "А что он такое сделал? Просто погорячился".
     Но милиционер не стал ее слушать и уволок меня в отделение.
     В этот момент мои славные воспоминания были прерваны неожиданным событием: дверь в канцелярию открылась, и на пороге появилась целая стая моих первоклашек.
     Не успел я выставить их обратно, как Наташка, минуя меня, вырвалась вперед. Я схватил ее за шиворот, но она торопливо, задыхаясь, успела прохрипеть:
     - Здравствуйте, Чайная Роза!
     От такого неожиданного обращения я выпустил Наташку. Она, конечно, это наивное дитя двадцать первого века, не догадывалась, что Чайная Роза не имя, а прозвище.
     - Сейчас же уходите! - прошипел я, не разжимая губ и наступая на детей.
     - В чем дело? - строго спросила Чайная Роза. - Что случилось?
     - Нам нужно к товарищу директору, - сказала Наташка и шагнула через порог.
     Все остальные тоже решительно шагнули за ней, молча, тихо, подталкивая друг друга.
     Вы бы видели их лица! Это были настоящие герои, отчаянные люди с горящими глазами. Им ничего не было страшно, они не испугались даже Чайной Розы, хотя перед нею трепетала вся школа. Они спокойно выдержали ее взгляд. Нет, не зря я занимался с ними психотерапией.
     И что же вы думаете? Эта строгая-престрогая Чайная Роза провела их к директору.
     Она оставила открытой дверь, и я на всю жизнь запомнил начало этого великого, неповторимого разговора.
     - Ну, в чем дело? - услышал я скрипучий мужской голос.
     Это был, конечно, директор, это был его голос, который любого храбреца в одну секунду превращал в кроткую овечку. Ну, конечно, и среди детей сразу произошла заминка, и я уже испугался, что их сейчас выставят обратно, но тут раздался громкий, заливисто-звонкий голос Наташки:
     - Мы пришли из-за Бори Збандуто. Он наш вожатый. Мы пришли его защищать.
     Правда, она молодец? Я еще никогда не встречал такой отчаянной девчонки.
     - Это он вас прислал? - спросил директор.
     "Он" - это, значит, я.
     - Нет, - ответила Наташка.
     - А ты не врешь?
     Вот этого ему не надо было говорить, это он сказал зря. Плохо он разбирался в своих учениках: Наташку обозвать вруньей!
     - Я никогда не вру, - сказала Наташка.
     Наступила длинная пауза, во время которой директор долго кашлял. Потом он наконец собрался с силами и спросил:
     - А чем вы его собираетесь защищать, хотел бы я знать? Какими делами он себя еще прославил?
     - У нас есть козырь, - ответила Наташка.
     - Какой еще козырь?
     - Он спас жизнь одному мальчику. На моих глазах. Вытащил его из реки.
     В это время Чайная Роза вышла из кабинета, плотно прикрыла дверь, и голоса пропали. Точно она не хотела, чтобы я услышал, как меня будут хвалить.
     Все-таки Наташка потрясающая девица. Она буквально во все верила. Подумать только - я спас мальчишку!
     Это произошло во время нашей совместной прогулки, помните, в тот день, когда она ко мне пристала и увела с футбола.
     Какой-то мальчишка в полном одиночестве стоял на берегу реки и бросал в воду камни. И меня это пронзило. С какой стати, думаю, он стоит один? Я пристроился к нему и тоже стал бросать камни. Я брошу. Он бросит. Мы стояли рядом, а наши камни летели параллельно.
     А Наташка крикнула: "А мы дальше, а мы сильнее!"
     Мальчишка был забавный. Он пренебрежительно фыркнул, выбрал камень потяжелее, отошел от кромки воды - а там набережная была высотой в метр, - разбежался... и, не удержавшись, плюхнулся в воду.
     Я помог ему выйти, там было неглубоко, мне по колено, а ему по пояс. Только промокли, и все. А Наташка начала кричать, что я храбрый, что она ни разу в жизни не встречала такого храбреца, и еще успела шепнуть мальчишке, что я их вожатый. Вот и все спасение утопающего.
     Странно, до чего я люблю вспоминать про этих мальчишек и девчонок, я про них всегда все помню. Может быть, действительно права Стрельцова-старшая и я какой-нибудь ненормальный?
     Как только первоклашки вышли от директора, тут же позвали меня. Мы встретились с ними в дверях. Они прошли мимо серьезные, сосредоточенные, и каждый из них дотронулся до моей руки. В общем, они знали толк в человеческой поддержке и подзарядили меня теплотой своих рук.
     Я же говорю, что они необыкновенные дети, из двадцать первого века. В них есть какая-то новая сила.
     В кабинете директора, кроме Нины, сидела моя мама!
     Вот до чего дошло. Но им теперь уже было не свалить меня.
     Я остановился у двери и посмотрел на директора. Он был похож на моржа. У него большая круглая лысая голова и седые усы.
     - Ну-ка, подойди, подойди, - проскрипел он.
     Я сделал несколько шагов вперед.
     - Еще поближе. Я хочу понять, что ты за птица.
     Он долго рассматривал меня, как какой-нибудь врач, изучающий больного. Даже взял за плечо и крепко его сдавил.
     - А что это у тебя в руке? - спросил он и, не дожидаясь ответа, взял у меня тетрадь и стал ее перелистывать.
     Видно, она ему понравилась, потому что он поджимал губы, чтобы незаметно было, что он смеется. Затем вернул мне тетрадь и сказал:
     - Говорят, за тебя поручилась твоя родственница, Ольга Александровна Воскресенская. Она, конечно, восторженная особа, я ее давно знаю. - Потом повернулся к Нине и добавил неожиданно: - Ладно, пусть остается, раз они пришли за ним сами.
     Но на этом события дня не закончились. Мне пришлось встретиться со Стрельцовой-старшей еще раз.
     Мы собрались возле школы, чтобы идти в цирк. А Генка и Зина почему-то не явились. Холодно было ждать. Шел первый мокрый снег.
     - Зина не придет, - сказал кто-то. - Ее мама не пустила. У нее тренировка в бассейне.
     - А что же с Генкой случилось? - спросил я. - Может, он тоже не придет?
     - Генка в цирке ни разу не был, - сказал Толя.
     Мы постояли немного, подождали.
     - Пошли, - сказал я, - а то опоздаем.
     И мы пошли. Только я почувствовал, что у ребят испортилось настроение. Стали какие-то молчаливые.
     - Вот что, зайдем за Генкой, - решил я.
     Развернулись и пошли к Генке.
     Еще издали я увидел его. Он сгребал снег лопатой, а его мать скребком чистила тротуар.
     - Здравствуйте, - сказал я.
     Ребята столпились вокруг меня. Генкина мать посмотрела на нас. Она была в короткой тужурке и в пуховом платке. От работы ей, видно, было жарко.
     - Приветик, - сказал Генка; он приподнял шапку, и от головы у него повалил пар.
     - Ну-ка, надень шапку, постреленок, - строго сказала ему мать, - а то застудишься!
     Генка напялил шапку.
     - Это ему вместо физкультуры, - сказала Генкина мать. - И полезно, и матери подмога. Так что вы, ребятишки, идите по своим делам.
     - Что вы! - сказал я. - Разве мы пришли Генку сманивать? Мы пришли вам помогать.
     - Тетя Маруся, - крикнул Толя, - мы сейчас все переделаем! Это нам пустяк!
     - Вот это уж ни к чему, - ответила тетя Маруся.
     А Генка не стал возражать, он-то все отлично понял: отдал лопату Толе, а сам мгновенно куда-то сбегал и принес еще две лопаты и четыре скребка.
     Что тут началось! Ребята выхватили у него эти скребки и лопаты и стали расчищать снег. А я взял у тети Маруси лом и колотил образовавшийся под снегом лед.
     Тяжелый был этот лом до чертиков, но я не показывал виду. Колол себе, и все... Рядом со мной лихо колол лед Генка.
     - Это в наше-то время, - ворчал я нарочно, - когда запускают спутники и космические корабли, приходится колоть лед ломом!
     - Я ей не сказал про цирк, - оправдывался Генка, - а то бы она меня прогнала.
     - И правильно сделал, - ответил я.
     И вот когда мы все так отчаянно и самоотверженно работали, когда перед нами уже лежала широкая полоса очищенного тротуара, когда мы были "один за всех и все за одного", вдруг из подъезда выплыли Зина Стрельцова с мамой. Зина была в новом голубом пальто и берете... А Стрельцова-старшая напялила на голову высокую папаху и гордо несла спортивную сумку своей дочери - будущей чемпионки по плаванию.
     - А, это вы, молодой человек... - Увидев меня, Стрельцова-старшая остановилась. - Чудак!
     Она назвала меня чудаком, словно дураком обругала. Но я-то доволен, что попал в отряд чудаков.
     - Мы помогаем тете Марусе, - сказала Наташка.
     - И Генке, - добавил Толя.
     - Это эксплуатация детского труда. Я этого так не оставлю, - ответила Стрельцова-старшая, при этом она выразительно посмотрела на тетю Марусю. - Идем, Зиночка.
     И они торжественно удалились.
     - Тетенька, - крикнул Генка им вдогонку, - осторожнее, там лед! Упадете, запачкаетесь!
     Стрельцова-старшая остановилась, боясь сделать следующий шаг.
     Генка засмеялся. А за ним все ребята. И я. И даже тетя Маруся.
     ...Когда мы ворвались в цирк, представление уже началось и на нас зашикали, чтобы мы не шумели. А попробуй тут не шуми, когда с арены доносятся музыка, крики клоуна и хохот зрителей.
     - У нас билеты! - закричал я и выхватил из кармана длинную ленту билетов.
     - Тише, - сказала контролер, - тише! Все равно во время выступления входить нельзя.
     - Вы поймите, - сказал я тихо, - они первый раз в своей жизни в цирке.
     - Так уж и первый раз!
     Нет, она была неумолима, а дети почти плакали, но потом она засмотрелась, а может быть, нарочно сделала вид, что засмотрелась, и мы шмыгнули в проход.
     Выскочили, а куда идти, неизвестно, народу полно, свет... Столпились стайкой около прохода и стоим.
     И вдруг клоун заметил нас и закричал на весь зал:
     - Видели ли вы когда-нибудь, чтобы дети опаздывали в цирк?
     - Нет, нет, нет!.. - понеслось со всех сторон.
     - А теперь смотрите сюда! - Он подбежал к нам: - Вот они!
     И все стали смотреть на нас.
     - Мы работали, - сказал я.
     - Вы слышите? - закричал он. - Они работали!
     Он начал хохотать, упал от хохота, перекувырнулся через голову, и все захохотали с ним вместе.
     - Мы работали, - сказала Наташка прямо в его раскрашенное лицо. - Чистили снег, товарищу помогали. Вот ему! - и вытолкнула вперед Генку. - Почему вы нам не верите?
     Тогда клоун перестал хохотать, снял шапку и раскланялся перед нами.
     - Причина уважительная, - сказал он.
     И теперь никто уже не смеялся.
     Клоун подал Наташе руку, крикнул:
     - Музыку!.. - и повел ее, как настоящую сказочную принцессу.
     А за ним пошли мы, и на нас светили разноцветные огни.
     Клоун подвел нас к нашим местам и крикнул:
     - Мороженщицу! В цирке дети должны есть мороженое.
     И вот тут-то пошли в расход - между прочим, благородный - последние два рубля из папиной десятки.
     А потом мы смотрели медвежий цирк, лизали мороженое и хохотали вместе со всеми.
     Сегодня у мамы день рождения. А я притворился, что забыл: подарка-то у меня не было. Нехорошо, конечно.
     Когда я утром вышел к маме, она встретила меня радостно. Мы сели за стол и стали завтракать.
     - Ну, как тебе завтрак? - Она сама подталкивала меня к тому, что сегодня необычный день.
     - Понравился, - ответил я.
     - А что тебе понравилось? - спросила она.
     - Все, - ответил я.
     И вдруг она с подозрением спросила:
     - А что ты ел?
     А я как бухну:
     - Действительно, мама, что я ел?
     Оказалось, она специально в этот день приготовила праздничный завтрак - омлет, поджаренный с помидорами и сыром, - а я съел все и не заметил!
     Мама ничего мне не ответила и вышла из кухни, чтобы подойти к телефону. И тут разразился гром и молния, ибо я услышал, как мама разговаривала с тетей Олей, и понял - это было совсем не трудно, - что та поздравляла ее с днем рождения!
     Я притаился, как самый жалкий мышонок. Я почти не занимал места, почти испарился, внимательно прислушиваясь к маминым шагам, придумывая лихорадочно, как бы выкрутиться из создавшегося положения.
     Вот мама прошла в комнату. Может быть, она ждала, что я выйду к ней? Потом ее шаги снова раздались в передней, замерли и - спасение! - хлопнула входная дверь. Значит, мама ушла.
     Я выглянул в окно. Мама быстро пересекала наш двор.
     Вот если бы я был правдивым человеком, как Наташка, то я бы все честно рассказал маме. А мне было чем ее удивить! Дело в том, что я окончательно запутался и как сын, и как воспитатель. Вы только послушайте, что я придумал.
     Меня посадили караулить первоклашек на контрольной, потому что их учительница заболела.
     Когда я вошел и спросил их: "Ну, как идут дела?" - они в ответ тяжело вздохнули. Не надо было быть психологом, чтобы сразу догадаться, что дела у них шли неважно.
     Я посмотрел на доску: там были примеры.
     - Нечего сказать - нагружают детей, - заметил я, чтобы приободрить их. - Мы такие примеры решали в третьем классе.
     На Зину Стрельцову жалко было смотреть: вот-вот заревет. Куда девалась ее спортивная находчивость! Я заглянул в ее тетрадь и увидел ошибку. Посмотрел в Наташкину - та же ошибка.
     - Вы что, никогда не решали таких примеров? - спросил я.
     - Решали, - нестройно ответили дети.
     Я прошелся по рядам. Боже мой! Почти у всех одинаковые ошибки. У меня голова закружилась от напряжения. Конечно, их запугали: "Контрольная, контрольная, будьте внимательны, первая контрольная в вашей жизни..." Ну, они и перепугались. Вот почему я вырвал из тетради листок - надо было как-то поднять их боевой дух, - переписал примеры с доски, приговаривая: "Подумаешь, ерунда. Это же совсем ерундовые примеры", - быстро их решил, с победным видом отбросил листок, отошел к окну и повернулся к классу спиной. Краем глаза я заметил, что мой листок исчез со стола. Помню, я улыбнулся: мне понравилась находчивость моих подопечных.
     На следующий день Нина сказала, что контрольная прошла благополучно, что у всех пятерки и четверки, что во всем классе только одна двойка!
     Тут я взметнулся, я был возмущен двойкой! Я вбежал в первый класс и еще от двери закричал:
     - Какой размазня получил двойку?
     - У меня пятерка! - закричал радостно Костиков.
     - И у меня, и у меня, - закричали все подряд.
     - А у кого же двойка? - спросил я. - Сознавайтесь!
     И тут раздался тихий голос Наташки, и она сказала, что двойка у нее. Все, конечно, были просто потрясены, а я возьми да скажи:
     - Эх ты, всех подвела!
     - Девчонка! - закричал Костиков. - Даже списать не сумела!
     - Не хотела, - срезала его Наташка.
     Она посмотрела на меня. Глаза ее превратились в "клокочущий океан". Вот это был взгляд: прямо пригвоздила меня к позорному столбу. Невольно я отступил назад: не каждый может выдержать такой взгляд.
     Уничтожив меня, она оглядела притихший класс, встала из-за парты и ушла.
     Все ждали, что я что-нибудь произнесу, но я как-то весь мелко и противно задрожал и тоже выскочил из класса.
     В этот день я поймал ее после школы. Подлетел к ней, будто ничего не случилось, и пошел рядом, весело и беззаботно размахивая портфелем.
     Мы шли домой как обычно. Так могло показаться со стороны, но на самом деле все было не так. Она шла рядом со мной сама по себе. Семенила ногами, опустив голову так, что банты от ее коротких кос торчали, как рожки козленка.
     А я старался вовсю. Унижался, прыгал, хохотал. Просто ужас, до чего мне хотелось с нею помириться.
     - Не забудь вовремя дать бабушке лекарство!
     У нее бабушка заболела.
     Наташка промолчала.
     - А когда будешь разогревать еду, не включай газ на полную силу.
     Никакого ответа.
     - Эх, махнуть бы сейчас на Камчатку! - сказал я и покосился на Наташку. - В долину гейзеров.
     Я ждал, что она обязательно спросит про гейзеры. Но нет, не спросила. Ну и девчонка - кремень!
     - Ты знаешь, что за штука гейзер? - не вытерпел я.
     Нет, она определенно не желала иметь со мной дела. Тогда я нанес ей последний, решающий удар:
     - Кстати, я узнал, как спят африканские жирафы. Они ложатся на землю, а шею обматывают вокруг туловища.


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

/ Полные произведения / Железников В.К. / Жизнь и приключения чудака


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis