Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Стругацкие А.Н. и Б.Н. / Понедельник начинается в субботу

Понедельник начинается в субботу [15/15]

  Скачать полное произведение

    Иллюстрации обладают высокой достоверностью и смотрятся весьма убедительно. (Я даже подумал было, что художник непосредственно связан со смежным НИИ Каббалистики и Ворожбы.) Это -- лишнее свидетельство того, что истинный талант, даже будучи дезинформирован, не способен все-таки полностьюторваться от реальной действительности. И в то же время нельзя не видеть, что художник имел несчастье смотреть на мир глазами авторов, о компетентности которых я уже говорил выше. Однако, я надеюсь, что чувство юмора, присущее сотрудникам НИИКАВО, остановит их в стремлении возбудить литературно-критическое преследование за диффамацию, дискредитацию, дезинформацию и отрыв от.
     Авторы попросили меня объяснить некоторые непонятные термины и малознакомые имена, встречающиеся в книге. Выполняя эту просьбу, я встретился с определенными затруднениями. Естественно, объяснять терми- нологию, выдуманную авторами ("аквавитометр", "темпоральная передача" и т. п.), я не собираюсь. Но я не думаю, что большую пользу принесло бы и объяснение даже грамотно употребляемых терминов, требующее основательных специальных знаний. Невозможно, например, объяснить термин "гиперполе" человеку, плохо разбирающемуся в теории физического вакуума. Термин "трансгрессия" еще более емок, и вдобавок разные школы употребляют его в разных смыслах. Короче говоря, я ограничился комментарием к некоторым именам, терминам и понятиям, достаточно широко распространенным, с одной стороны, и достаточно специфичным в нашей работе -- с другой. Кроме того, я откомментировал несколько слов, не имеющих прямого отношения к магии, но могущих вызвать, на мой взгляд, недоумение читателя.
     А в г у р ы -- в Древнем Риме -- жрецы, предсказывавшие будущее по полету птиц и по их поведению. Подавляющее большинство из них было сознательными жуликами. В значительной степени это отнотся и к институтским авгурам, хотя теперь у них разработаны новые методы.
     А н а ц е ф а л -- урод, лишенный головного мозга и черепной коробки. Обыкновенно анацефалы умирают при рождении или несколько часов спустя.
     Б е ц а л е л ь, Л е в Б е н -- известный средневековый маг, придворный алхимик императора Рудольфа II.
     В а м п и р -- см. в у р д а л а к.
     В а с и л и с к -- в сказках -- чудовище с телом петуха и хвостом змеи, убивающее взглядом. На самом деле -- ныне почти вымерший древний ящер, покрытый перьями, предшественник первоптицы археоптерикса. Спосо- бен гипнотизировать. В виварии института содержатся два экземпляра.
     В е р в о л ь ф -- см. о б о р о т е н ь.
     В у р д а л а к -- см. у п ы р ь.
     Г а р п и и -- в греческой мифологии -- богини вихря, а в действительности -- разновидность нежити, побочный продукт экспериментов ранних магов в области селекции. Имеют вид больших рыжих птиц со старушечьими головами, очень неопрятны, прожорливы и сварливы.
     Г и д р а -- у древних греков -- фантастическая многоголовая водяная змея. У нас в институте -- реально существующая многоголовая рептилия, дочь З. Горыныча и плезиозаврихи из озера Лох-Несс.
     Г н о м -- в западноевропейских сказаниях -- безобразный карлик, охраняющий подземные сокровища. Я разговаривал с некотори из гномов. Они действительно безобразны и действительно карлики,но ни о каких сокровищах они понятия не имеют. Большинство гномов -- это забытые и сильно усохшие дубли.
     Г о л е м -- один из первых кибернетических роботов, сделан из глины Львом Бен Бецалелем. (См., например, чехословацкую кинокомедию "Пекарь императора", тамошний Голем очень похож на настоящего.)
     Г о м у н к у л у с -- в представлении неграмотных средневековых алхимиков -- человекоподобное существо, созданное искусственно в колбе. На самом деле в колбе искусственное существо создать нельзя. Гомункулу- сов синтезируют в специальных автоклавах и исльзуют для биомеханичес- кого моделирования.
     Д а н а и д ы -- греческой мифологии -- преступные дочери царя Даная, убившие по его приказанию своих мужей. Сначала были осуждены наполнять водой бездонную бочку. Впоследствии, при пересмотре дела, суд принял во внимание тот факт, что замуж они были отданы насильно. Это смягчающее обстоятельство позволило перевести их на несколько менее бессмысленную работу: у нас в институте они занимаются тем, что взламывают асфальт везде, где сами его недавно положили.
     Д е м о н М а к с в е л л а -- важный элемент мысленного экспе- римента крупного английского физика Максвелла. Предназначался для напа- дения на второй принцип термодинамики. В мысленном эксперименте Максвелла демон располагается рядом с отверстием в переборке, разделяющей сосуд, наполненный движумися молекулами. Работа демона состоит в том, чтобы выпускать из одной половины сосуда в другую быстрые молекулы и закрывать отверстие передосом медленных. Идеальный демон способен таким образом без затраты труда создать очень высокую температуру в одной половине сосуда и оченнизкую -- в другой, осуществляя вечный двигатель второго рода. Однако только сравнительно недавно и только в нашем институте удалось найти и приспособить к работе таких демонов.
     Д ж и н н -- злой дух арабских и персидских ифов. Почти все джинны являются дублями царя Соломона и современных ему магов. Использо- вались в военных и политико-хулиганских целях. Отличаются отвратительным характером, наглостью и полным отсутствием чувства благодарности Неве- жественность и агрессивность их таковы, что почти все они нодятся в заключении. В современной магии широко используются в качестве подопыт- ных существ. В частности, Э. Амперян на материале тринадцати джиннов определял количество зла, которое может причинить общеву злобный невежественный дурак.
     Д ж я н б е н Д ж я н -- либо древний изобретатель, либо древ- ний воитель. Имя его всегда связано с понятием щита и отдельно не встречается. (Упоминается, например, в "Искушении святого Антония" Г. Флобера.)
     Д о м о в о й -- в представлении суеверных людей -- некое сверхъ- естесенное существо, обитающее в каждом обжитом доме. Ничего сверхъ- естественного в домовых нет. Это либо вконец опустившиеся маги, не ддающиеся перевоспитанию, либо помеси гномов с некоторыми домашнимживотными. В институте находятся под началом М. М. Камноедова и испо- зуются для подсобных работ, не требующих квалификации.
     Д р а к у л а, г р а ф -- знаменитый венгерский вурдалак XVII -- XIX вв. Графом никогда не был. Совершил массу преступлений против человечности. Был изловлен гусарами и торжественно проткнут осиновым колом при большом скоплении народа. Отличался необычайной жизнеспособ- ностью: вскрытие обнаружило в нем полтора килограмма серебряных пуль.
     З в е з д а С о л о м о н о в а -- в мировой литературе -- маги- ческий знак в виде шестиконечной звезды, обладающий волшебными свойст- вами. В настоящее время, как и подавляющее большинство других геометри- ческих заклинаний, потерял всякую силу и годен исключительно для запугивания невежественных людей.
     И н к у б -- разновность оживших мертвецов, имеет обыкновение вступать в браки с живыми. Не бывает. В теоретической магии термин "инкуб" употребляется в совершенно другом смысле: мера отрицательной энергии живого организма.
     И н к у н а б у л а -- так называют первые печатные книги. Некото- рые из инкунабул отличаются поистине гигантскими размерами.
     И ф р и т -- разновидность д ж и н н а. Как правило, ифриты -- это хорошо сохранившиеся дубли крупнейших арабских военачальников. В институте используются М. М. Камноедовым в качестве вооруженной охраны, так как отличаются от прочих д ж и н н о в высокой дисциплинированно- стью. Механизм огнеметания ифритов изучен слабо и вряд ли будет когда-либо изучен досконально, потому что никому не нужен.
     К а д а в р -- вообще говоря, оживленный неодушевленный предмет: портрет, статуя, идол, чучело. (См., например, А. Н. Толстой, "Граф Калиостро".) Одним из первых в истории кадавров была небезызвестная Галатея работы скульптора Пигмалиона. В современной магии кадавры не используются. Как правило, они феноменально глупы, капризны, истеричны и почти не поддаются дрессировке. В институте кадаврами иногда иронически называют неудавшихся дублей и дублеподобных сотрудников.
     К и ц у н э -- см. о б о р о т е н ь.
     Л е в и т а ц и я -- способность летать без каких бы то ни было технических приспособлений. Широко известна левитация птиц, летучих мышей и насекомых.
     "М о л о т в е д ь м" -- старинное руководство по допросу третьей степени. Состлено и применялось церковниками специально в целях выявления ведьм. В новейшие времена отменено как устаревшее.
     О б о р о т е н ь -- человек, способный превращаться в некоторых животных: в волка (в е р в о л ь ф), в лисицу (к и ц у н э) и т. д. У суеверных людей вызывает ужас, непонятно почему. В. П. Корнеев, например, когда у него разболелся зуб мудрости, обернулся петухом, и ему сразу полегчало.
     р а к у л -- по представлениям древних, средство общения богов с людьми: полет птицы (у а в г у р о в), шелест деревьев, бред прорица- теля и т. д. Оракулом называлось также и место, где давались предсказа- ния. "Соловецкий Оракул" -- это небольшаяемная комната, где уже много лет проектируется установить мощную электронно-счетную машину для мелких прорицаний.
     П и ф и я -- жрица-прорицательница в Древней Греции. Вещала, надышавшись ядовитых испарений. У нас в институте пифии не практикуют. Очень много курят и занимаются общей теорией предсказаний.
     Р а м а п и т е к -- по современным представлениям,епосредствен- ный предшественник питекантропа на эволюционной лестнице.
     С э г ю р Р и ш а р -- герой фантастической повести "Загадка Ришара Сэгюр, открывший способ объемной фотографии.
     Т а к с и д е р м и с т -- чучельник, набивщик чучел. Я порекомен- довал авторам это редкое слово, потому что К. Х. Хунта приходит в ярость, когда его называют просто чучельником.
     Т е р ц и я -- одна шестидесятая часть секунды.
     Т р и б а -- здесь: племя. Решительно не понимаю, зачем издателям Книги Судеб понадобилось называть племя рамапитеков трибой.
     "У п а н и ш а д ы" -- древнеиндийские комментарии к четырем свя- щенным книгам.
     У п ы р ь -- кровососущий мертвец народных сказок. Не бывает. В действительности упыри (в у р д а л а к и, в а м п и р ы) -- это ма- ги, вставшие по тем или иным причинам на путь абстрактного зла. Исконное средство против них -- осиновый кол и пули, отлитые из самородного серебра. В тексте слово "упырь" употребляется везде в переносном смысле.
     Ф а н т о м -- призрак, привидение. По современным представлениям -- сгусток некробиотической информации. Фантомы вызывают суеверный ужас, хотя совершенно безобидны. В институте их используют для уточнения исторической правды, хотя юридически считаться очевидцами они не могут.
     А. П р и в а л о в (C) Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, текст, 1964 ===================================================================== Предлагаемые читателю тексты произведений являются, так сказать, "каноническими" или, если угодно, "эталонными".
     Борис Стругацкий
    ===================================================================== www.rusf.ru/abs/ -- Страница братьев Стругацких
     Редактор: Владимир Борисов, bvi@rusf.ru
     Корректор: Владимир Дьяконов, stodger@newmail.ru
    Файл подготовлен 27 декабря 2003 г.


Добавил: Rino

1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]

/ Полные произведения / Стругацкие А.Н. и Б.Н. / Понедельник начинается в субботу


2003-2020 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis