Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Критика / Пушкин А.С. / Разное / Сочинения Александра Пушкина

Сочинения Александра Пушкина [7/22]

  Скачать критическую статью

    Автор статьи: Белинский В.Г.

    Лирические произведения Пушкина в особенности подтверждают нашу мысль о его личности. Чувство, лежащее в их основании, всегда так тихо и кротко, несмотря на его глубокость, и вместе с тем так человечно, гуманно! И оно всегда проявляется у него в форме, столь художнически-спокойной, столь грациозной! Что составляет содержание мелких пьес Пушкина? Почти всегда любовь и дружба, как чувства, наиболее обладавшие поэтом! и бывшие непосредственным источником счастия и горя всей его жизни. Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на все смотрит с любовью и благословением. Самая грусть его, несмотря на ее глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна; она умиряет муки души и целит раны сердца. Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность. К этому прибавим мы, что если всякое человеческое чувство уже прекрасно по тому самому, что оно человеческое (а не животное), то у Пушкина всякое чувство еще прекрасно, как _чувство изящное_. Мы здесь разумеем не поэтическую форму, которая у Пушкина всегда в высшей степени прекрасна; -нет, каждое чувство, лежащее в основании каждого его стихотворения, изящно, грациозно и виртуозно само по себе: это не просто чувство человека, но чувство человека-художника, человека-артиста. Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. В этом отношении, читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства. Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью; она не кладет на лицо жизни белил и румян, но показывает ее в ее естественной, истинной красоте; в поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля. Поэтому поэзия Пушкина не опасна юношеству, как поэтическая ложь, разгорячающая воображение, - ложь, которая ставит человека во враждебные отношения о действительностью при первом столкновении с нею и заставляет безвременно и бесплодно истощать свои силы на гибельную с нею борьбу. И при всем этом, кроме высокого художественного достоинства формы, такое артистическое изящество человеческого чувства! Нужны ли доказательства в подтверждение нашей мысли? - Почти каждое стихотворение Пушкина может служить доказательством. Если б мы захотели прибегнуть к выпискам, им не было бы конца. Нам стоило бы только поименовать целый ряд стихотворений; но, чтоб мысль наша имела над читателем убеждающую силу живого впечатления, выпишем здесь несколько пьес совершенно различного тона и содержания.
     Ты вянешь и молчишь; печаль тебя снедает;
     На девственных устах улыбка замирает.
     Давно твоей иглой узоры и цветы
     Не оживлялися. Безмолвно любишь ты
     Грустить. О, я знаток в девической печали;
     Давно глаза мои в душе твоей читали.
     Любви не утаишь: мы любим, и как нас,
     Девицы нежные, любовь волнует вас.
     Счастливы юноши! Но кто, скажи, меж ними
     Красавец молодой с очами голубыми,
     С кудрями черными? Краснеешь! Я молчу,
     Но знаю, знаю всё; и если захочу,
     То назову его. Не он ли вечно бродит
     Вкруг дома твоего и взор к окну возводит?
     Ты втайне ждешь его. Идет, и ты бежишь,
     И долго вслед за ним незримая глядишь,
     Никто на празднике блистательного мая,
     Меж колесницами роскошными летая,
     Никто из юношей свободней и смелей
     Не властвовал конем по прихоти своей. {340}
     Это сама прелесть, сама грация, полная души и нежности, страстная и "именительная", выражаясь любимым эпитетом Пушкина! Ни у какого другого русского поэта не найдете вы ни одного стихотворения; в котором бы так счастливо сочетались изящно гуманное чувство с пластически изящною формою.
     Когда, любовию и негой упоенный,
     Безмолвно пред тобой, коленопреклоненный,
     Я на тебя глядел и думал: ты моя;
     Ты знаешь, милая, желал ли славы я;
     Ты знаешь: удален от ветреного света,
     Скучая суетным прозванием поэта,
     Устав от долгих бурь, я вовсе не внимал
     Жужжанью дальнему упреков и похвал.
     Могли ль меня молвы тревожить приговоры,
     Когда, склонив ко мне томительные взоры
     И руку на главу мне тихо наложив,
     Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
     Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
     Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?
     А я стесненное молчание хранил,
     И наслаждением весь полон был, я мнил,
     Что нет грядущего, что грозный день разлуки
     Не придет никогда... И что же? Слезы, муки,
     Измены, клевета, все на главу мою
     Обрушилося вдруг... Что я, где я? Стою,
     Как путник, молнией постигнутый в пустыне,
     И все передо мной затмилося! И ныне
     Я новым для меня желанием томим:
     Желаю славы я, чтоб именем моим
     Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
     Окружена была, чтоб громкою молвою
     Все, все вокруг тебя звучало обо мне,
     Чтоб, гласу верному внимая в тишине,
     Ты помнила мои последние моленья
     В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья. {341}
     Это чувство юноши; но вот оно же уже чувство человека возмужалого, - ив нем та же трогающая душу гуманность, та же артистическая прелесть:
     Я вас любил: любовь еще, быть может,
     В душе моей угасла не совсем;
     Но пусть она вас больше не тревожит;
     Я не хочу печалить вас ничем.
     Я вас любил безмолвно, безнадежно,
     То робостью, то ревностью томим;
     Я вас любил так искренно, так нежно.
     Как дай вам бог любимой быть другим. {342}
     Наконец это изящно гуманное чувство отзывается чем-то благоуханно святым в испытанном, но не побежденном жизнию поэте:
     Нет, нет, не должен я, не смею, не могу
     Волнениям любви безумно предаваться!
     Спокойствие свое я строго берегу
     И сердцу не даю пылать и забываться;
     Нет, полно мне любить. Но почему ж порой
     Не погружуся я в минутное мечтанье,
     Когда нечаянно пройдет передо мной
     Младое, чистое, небесное созданье,
     Пройдет и скроется? Ужель не можно мне {343}
     Глазами следовать за ней, и в тишине
     Благословлять ее на радость и на счастье
     И сердцем ей желать все блага жизни сей, -
     Веселый мир души, беспечные досуги,
     Всё - даже счастие того, кто избран ей,
     Кто милой деве даст название супруги?..
     Кроме уже поименованных и частью выписанных нами самобытных пьес из первой части, перечтите также следующие, которые поименуем мы теперь в хронологическом порядке: _Сожженное письмо, Я помню чудное мгновенье, Зимняя дорога, Ответ Ф. Т***., Ангел, Соловей, Близ мест, еде царствует Венеция златая, Наперсник, Предчувствие, Цветок, Не пой, красавица, при мне, Город пышный, город бедный, Птичка, Иностранке, На холмах Грузии лежит ночная тень, Не пленяйся бранной славой, Поедем, я готов, Когда твои младые лета, Зима, что делать нам в деревне?, Калмычке, Что в имени тебе моем?, Брожу ли я вдоль улиц шумных, Ответ анониму, Пью за здравие Мери, Цыганы, Мадонна, Зимний вечер, Каков я прежде был, таков и ныне я, Анчар, Подъезжая под Ижоры, Приметы, Красавица_ (в альбом Г***.), _Признание_ (к Александре Ивановне О-й) {Это, равно как и выписанное нами стихотворение "Нет, нет, не должен я, не смею, не могу", не удостоились чести попасть в том IX-й полного собрания сочинений Пушкина, по смерти его изданных.}, _Желание, Паж, или пятнадцатилетний король. Ее глаза, Расставание, Романс_ ("Пред испанкой благородной"), _Последние цветы, Кто знает край, где небо блещет_. Здесь не названа только _Разлука_ - "Для берегов отчизны дальной", - не названа для того, чтоб сказать, что едва ли грациозно гуманная муза Пушкина создавала что-нибудь благоуханнее, чище, святее и вместе с тем изящнее этого стихотворения и по чувству, и по форме.
     Как на последнее доказательство преобладания в Пушкине художнического элемента над всеми другими, как доказательство, что он, взявшись за перо, по воле или неволе, уже не мог не быть художником даже в светском комплименте, в приветствии, возложенном приличием, указываем на пьесы: _Баратынскому из Бессарабии, Примите Невский альманах, Княгине З. А. Волконской, Ответ Катенину, И. В. С. ***, Ответ А. Н. Готовцевой, Е. Н. У***вой, Сетование, А. Д. Баратынской, Д. В. Давыдову_ (при посылке истории Пугачевского бунта), _К женщине-поэту, В. С. Ф***_ (при получении поэмы его: "Дурацкий колпак"), _В альбом_ ("Долго сих листов заветных").
     Мы сказали, что чтение Пушкина должно сильно действовать на воспитание, развитие и образование изящно гуманного чувства в человеке. Да, не во гнев будь сказано нашим литературным староверам, нашим сухим моралистам, нашим черствым антиэстетическим резонерам, - никто, решительно никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых (если в них было и еще не умерло зерно эстетического и человеческого чувства) читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более _нравственного_, при великости таланта, поэта, как Пушкин. Староверы еще не могут забыть: кто Ломоносова, кто Сумарокова, кто того, кто другого и т. д. Что касается до моралистов и резонеров (между которыми много найдете людей ограниченных, хотя и добрых и даже благонамеренных, но еще более фарисеев и тартюфов), - они, ратуя против Пушкина, как безнравственного поэта, обыкновенно любят ссылаться или на шаловливые в эротическом роде произведения его юности и на поэму "Руслан и Людмила", не чуждую многих поэтических вольностей; или на стихотворения "Демон", "Дар напрасный, дар случайный". Но первого они не ставят же в вину Державину - автору "Мельника" и многих довольно вольных анакреонтических стихотворений, ибо, несмотря на них, считают его в высшей степени "нравственным" поэтом. Равным образом, восхищаясь "Душенькою" Богдановича, они тоже не думают находить ее "безнравственною". Чем же Пушкин виноват перед ними? Этого они сами не понимают, и потому оставим их в покое... Относительно же "Демона" мы еще будем говорить о том, что пушкинский Демон не из самых опасных и что это - скорее чертенок, нежели чорт. Прибавим к этому только, что, и не будучи демоническим поэтом, Пушкин имел право и не мог не знать иногда муки сомнения: ибо этой муки совершенно чужды только натуры мелкие, ничтожные, сухие и мертвые. Пьеса "Дар напрасный, дар случайный" есть не что иное, как порождение одной из тех тяжелых минут нравственной апатии и душевного отчаяния, которые неизбежны - как минуты - для всякой живой и сильной натуры; но она отнюдь не есть выражение пафоса пушкинской поэзии, а скорее - случайное противоречие пафосу его поэзии. Призвание Пушкина, характер и направление его поэзии гораздо более выражаются в этом: стихотворении:
     В часы забав иль праздной скуки,
     Бывало, лире я моей
     Вверял изнеженные звуки
     Безумства, лени и страстей.
     Но и тогда струны лукавой
     Невольно звон я прерывал,
     Когда твой голос величавой
     Меня внезапно поражал.
     Я лил потоки слез нежданных,
     И ранам совести моей
     Твоих речей благоуханных
     Отраден чистый был елей.
     И ныне с высоты духовной
     Мне руку простираешь ты,
     И силой кроткой и любовной
     Смиряешь буйные мечты.
     Твоим огнем душа палима, -
     Отвергла мрак земных сует,
     И внемлет арфе серафима
     В священном ужасе поэт. {344}
     Так как поэзия Пушкина вся заключается преимущественно в поэтическом созерцании мира и так как она безусловно признает его настоящее положение если не всегда утешительным, то всегда необходимо-разумным, - поэтому она отличается характером более созерцательным, нежели рефлектирующим!, выказывается более как чувство или как созерцание, нежели как мысль. Вся насквозь проникнутая гуманностию, муза Пушкина умеет глубоко страдать от диссонансов и противоречий жизни, но она смотрит на них с каким-то самоотрицанием (resignatio), как бы признавая их роковую неизбежность и не нося в душе своей идеала лучшей действительности и веры в возможность его осуществления. Такой взгляд на мир вытекал уже из самой натуры Пушкина; этому взгляду обязан Пушкин изящною елейностию, кротостию, глубиною и возвышенностию своей поэзии, и в этом же взгляде заключаются недостатки его поэзии. Как бы то ни было, но по своему воззрению Пушкин принадлежит к тон школе искусства, которой пора уже миновала совершенно в Европе и которая даже у нас не может произвести ни одного великого поэта. Дух анализа, неукротимое стремление исследования, страстное, полное вражды и любви мышление сделались теперь жизнию всякой истинной поэзии. Вот в чем время опередило поэзию Пушкина и большую часть его произведений лишило того животрепещущего интереса, который возможен только как удовлетворительный ответ на тревожные, болезненные вопросы настоящего. Эту мысль мы полнее и яснее разовьем в статье, о Лермонтове, в которой постоянно будем иметь в виду сравнение обоих этих поэтов. {345}
     В стихотворении "Чернь" заключается художническое profession de foi Пушкина. Он презирает чернь, и на ее приглашение - исправлять ее звуками лиры, отвечает словами, полными благородной гордости и энергического негодования:
     Подите прочь! какое дело
     Поэту мирному до вас?
     В разврате каменейте смело:
     Не оживит вас лиры глас!
     Душе противны вы как гробы.
     Для вашей глупости и злобы
     Имели вы до сей поры
     Бичи, темницы, топоры;
     Довольно с вас, рабов безумных!
     Во градах ваших, с улиц шумных
     Сметают сор - полезный труд!
     Но, позабыв свое служенье,
     Алтарь и жертвоприношенье,
     Жрецы ль у вас метлу берут?
     _Не для житейского волненья.
     Не для корысти, не для битв:
     Мы рождены для вдохновенья,
     Для звуков сладких и молитв_. {46}
    Действительно, смешны и жалки те глупцы, которые смотрят на поэзию, как на искусство втискивать в размеренные строчки с рифмами разные нравоучительные мысли, и требуют от поэта непременно, чтоб он воспевал им все любовь да дружбу и прочее, и которые неспособны увидеть поэзию в самом вдохновенном произведении, если в нем" нет общих нравоучительных мест. Но если до истины можно доходить не тем, чтоб соглашаться с глупцами, то и не тем, чтоб противоречить им, - а тем, чтоб, забывая о их существовании, смотреть на предмет глазами разума. Не только поэты, с их "вдохновениями, сладкими звуками и молитвами", но и сами жрецы, с которыми Пушкин сравнивает поэтов, не имели бы никакого значения, если б набожная толпа не соприсутствовала алтарям и жертвоприношениям. Толпа, в смысле массы народной, есть прямая хранительница народного духа, непосредственный источник таинственной психеи народной жизни. Народ (взятый как масса), духовная субстанция жизни которого не в состоянии порождать из себя великих поэтов, не стоит названия народа или нации - с него довольно чести называться просто племенем. Поэт, которого поэзия выросла не из почвы субстанциальной жизни своего народа, не может ни быть, ни называться народным или национальным поэтом. Никто, кроме людей ограниченных и духовно-малолетных, не обязывает поэта воспевать непременно гимны добродетели и карать сатирою порок; но каждый умный человек вправе требовать, чтоб поэзия поэта или давала ему ответы на вопросы времени, или, по крайней мере, исполнена была скорбью этих тяжелых неразрешимых вопросов. Кто поэт про себя и для себя, презирая толпу, тот рискует быть единственным читателем своих произведений. И действительно, Пушкин как поэт велик там, где он просто воплощает в живые прекрасные явления свои поэтические созерцания, но не там, где хочет быть мыслителем и решителем вопросов. Превосходно его стихотворение "Поэт", в котором он развивает мысль, что поэт, пока не потребует его Аполлон к священной жертве, ничтожнее всех ничтожных детей мира, а как скоро коснется его слуха божественный зов, душа его стряхивает с себя нечистый сон жизни, как пробудившийся орел, - но мысль эта теперь совершенно ложна. Наша современность кишит поэтами, которые пошлы, когда не пишут, и становятся благородны и чисты, когда вдохновляются; но тем не менее все видят в них теперь не более как _великих людей на малые дела_: все знают, что эти господа скоро выписываются и, из денег, громкими фразами, уверяют других в том, чему некогда сами верили, но чему теперь уже сами первые не верят. Наше время преклонит колени только перед художником', которого жизнь есть лучший комментарий на его творения, а творения - лучшее оправдание его жизни. Гёте не принадлежал к числу пошлых торгашей идеями, чувствами и поэзиею, но практический и исторический индиферентизм не дал бы ему сделаться властителем дум нашего времени, несмотря на всю широту его мирообъемлющего гения. Личность Пушкина высока и благородна, но его взгляд на свое художественное служение, равно как и недостаток современного европейского образования (о чем мы еще будем говорить), тем не менее были причиною постепенного охлаждения восторга, который возбудили первые его произведения. Правда, самый неумеренный восторг возбудили его самые слабые в художественном отношении пьесы; но в них видна была сильная, одушевленная субъективным стремлением личность. И чем совершеннее становится Пушкин как художник, тем более скрывалась и исчезала его личность за чудным, роскошным миром его поэтических созерцаний. Публика, с одной стороны, не была в состоянии оценить художественного совершенства его последних созданий (и это, конечно, не вина Пушкина); с другой стороны, она вправе была искать в поэзии Пушкина более нравственных и философских вопросов, нежели сколько находила их (и это, конечно, была не ее вина). Между тем избранный Пушкиным путь оправдывался его натурою и призванием: он не пал, а только сделался самим собою, но, по несчастию, в такое время, которое было очень неблагоприятно для подобного направления, от которого выигрывало искусство и мало приобретало общество. Как бы то ни было, нельзя винить Пушкина, что он не мог выйти из заколдованного круга своей личности, - и со всею добросовестностью человека и художника написал свое превосходное стихотворение "Поэту":
     Поэт! не дорожи любовию народной:
     Восторженных похвал пройдет минутный шум;
     Услышишь суд глупца и смех толпы холодной;
     Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
     Ты царь: живи один. Дорогою свободной
     Иди, куда влечет тебя свободный ум,
     Усовершенствуя плоды высоких дум, {347}
     Не требуя наград за подвиг благородной.
     Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
     Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
     Ты им доволен ли, взыскательный художник?
     Доволен? Так пускай толпа тебя бранит {348}
     И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
     И в детской резвости колеблет твой треножник.
     И Пушкин навсегда затворился в этом гордом величии непонятого и оскорбленного художника... И когда он писал свои лучшие творения - "Скупого рыцаря", "Египетские ночи", "Русалку", "Медного всадника", "Галуба", "Каменного гостя", он всего менее рассчитывал на восторг публики и потому не торопился издавать их...
     Из мелких произведений его более других отличаются присутствием глубокой и яркой мысли и вместе с тем национального чувства, в истинном значении этого слова, стихотворения, посвященные памяти Петра Великого. Имя Петра Великого должно быть нравственною точкою, в которой должны сосредоточиться все чувства, все убеждения, все надежды, гордость, благоговение и обожание всех русских: Петр Великий - не только творец бывшего и настоящего величия России, но и навсегда останется путеводною звездою русского народа, благодаря которой Россия будет всегда итти своею настоящею дорогою к высокой цели нравственного, человеческого и политического совершенства. И Пушкин нигде не является ни столько высоким, ни столько национальным поэтом, как в тех вдохновениях, которыми обязан он великому имени творца России. Эти стихотворения достойны своего высокого предмета. Жаль только, что их слишком мало. Из поэм Петр является в "Полтаве" и "Медном всаднике"; об них мы будем говорить в следующей статье. Из мелких стихотворений Петру посвящены только две пьесы, - но это перлы поэзии Пушкина. Кроме простоты и величия в мыслях, чувствах и в выражении, есть что-то русское, народное в самом тоне и складе этих пьес. Кто из образованных русских (если он только действительно - русский) не знает превосходной пьесы, носящей скромное и, по-видимому, незначительное название "Стансов"? Эта пьеса драгоценна русскому сердцу в двух отношениях: в ней, словно изваянный, является колоссальный образ Петра; в связи с ним находим в ней поэтическое пророчество, так чудно и вполне сбывшееся, о блаженстве наших дней: {349}
     В надежде славы и добра
     Гляжу вперед я без боязни;
     Начало славных дней Петра
     Мрачили мятежи и казни.
     Но правдой он привлек сердца,
     Но нравы укротил наукой,
     И был от буйного стрельца
     Пред ним отличен Долгорукой.
     Самодержавною рукой
     Он смело сеял просвещенье.
     Не презирал страны родной:
     Он знал ее предназначенье.
     То академик, то герой,
     То мореплаватель, то плотник,
     Он всеобъемлющей душой
     На троне вечный был работник.
     Семейным сходством будь же горд,
     Во всем будь Пращуру подобен:
     Как Он, неутомим и тверд,
     И памятью, как Он, незлобен.
     Какое величие и какая простота выражения!
     Как глубоко знаменательны, как возвышенно благородны эти простые житейские слова - _плотник_ и _работник_!.. Кому не известна также превосходная пьеса Пушкина - "Пир Петра Великого"? Это - высокое художественное произведение, и в то же время - народная песня. Вот перед такою народностию в поэзии мы готовы преклоняться; вот это - патриотизм, перед которым мы благоговеем... А уж воля ваша, ни народности, ни патриотизма не видим мы ни искорки в новейших "драматических представлениях" и романах с хвастливыми фразами, с квашеною капустою, кулаками и подбитыми лицами...
     Никто из русских поэтов не умел с таким непостижимым искусством спрыскивать живой водой творческой фантазии немножко дубоватые материалы народных наших песен. Прочтите "Жениха", "Утопленника", "Бесов" и "Зимний вечер", - и вы удивитесь, увидя, какой очаровательный мир поэзии умел вызвать поэт своим волшебным жезлом из таких скудных стихий... Эти пьесы в тысячу раз лучше его же так называемых сказок, этих уродливых искажений и без того уродливой поэзии... но о них речь впереди. И если таких пьес, как "Жених", "Утопленник", "Бесы" и "Зимний вечер", у Пушкина не много, в этом, конечно, виновата ограниченность и бедность сферы нашей народной поэзии. Но Пушкин умел извлечь из нее дивную поэму, наполовину фантастическую, наполовину фактически положительную и в обоих случаях удивительно верную поэтически действительности русской жизни. Мы говорим! о "Русалке", о которой, впрочем, речь также впереди.
     К особенным чертам пушкинской поэзии, резко отделяющим ее от прежней школы, принадлежит его художническая добросовестность. Пушкин ничего не преувеличивает, ничего не украшает, ничем не эффектирует, никогда не взводит на себя великолепных, но неиспытанных им чувств, и везде является таким, каков был действительно. Так, например, он узнает о смерти той, любовь к которой заставила его лиру издать столько гармонических стонов: какой прекрасный случай изобразить свое отчаяние, написать картину страшной скорби, невыносимой муки!.. Но сердце наше - вечная тайна для нас самих.. . И вот как подействовала на Пушкина роковая весть:
     Под небом голубым страны своей родной
     Она томилась, увядала...
     Увяла наконец, и верно надо мной
     Младая тень уже летала;
     Но недоступная черта меж нами есть.
     Напрасно чувство возбуждал я:
     Из равнодушных уст я слышал смерти весть,
     И равнодушно ей внимал я.
     Так вот кого любил я пламенной душой,
     С таким тяжелым напряженьем,
     С такою нежною, томительной тоской,
     С таким безумством и мученьем!
     Где муки, где любовь? Увы, в душе моей
     Для бедной, легковерной тени,
     Для сладкой памяти невозвратимых дней
     Не нахожу ни слез, ни пени. {350}
     Да, непостижимо сердце человеческое, и, может быть, _тот же самый предмет_ внушил _впоследствии_ Пушкину его дивную "Разлуку" ("Для берегов отчизны дальней")... В отношении к художнической добросовестности Пушкина такова же его превосходная пьеса "Воспоминание": в ней он не рисуется в мантии сатанинского величия, как это делают часто мелкодушные талантики, но просто, как человек, оплакивает свои заблуждения. И этим доказывается не то, чтоб у него было больше других заблуждений, но то, что, как душа мощная и благородная, он глубоко страдал от них и свободно сознавался в них перед судом своей совести... Та же художническая добросовестность видна даже в его картинах природы, которыми особенно любят щеголять мелкие таланты, изукрашивая их небывалыми красками и из русской природы смело делая пародию на итальянскую. В доказательство приводим одну из самых превосходнейших и, вероятно, по этой причине, наименее замеченных и оцененных пьес Пушкина - "Каприз" {351}:
     Румяный критик мой, насмешник толстопузой,
     Готовый век трунить над нашей томной музой,
     Поди-ка ты сюда, присядь-ка ты со мной;
     Попробуй, сладим ли с проклятою хандрой,
     Что ж ты нахмурился? Нельзя ли блажь оставить
     И песенкою нас веселой позабавить?
     Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогой,
     За ними чернозем, равнины скат отлогой,
     Над ними серых туч густая полоса.
     Где ж нивы светлые? где темные леса?
     Где речка? На дворе, у низкого забора
     Два бедных деревца стоят в отраду взора,
     Два только деревца, и то из них одно
     Дождливой осенью совсем обнажено,
     А листья на другом размокли и, желтея,
     Чтоб лужу засорить, ждут первого борея.
     И только. На дворе живой собаки нет.
     Вот, правда, мужичок; за ним две бабы вслед.
     Без шапки он; несет подмышкой гроб ребенка
     И кличет издали ленивого попенка,
     Чтоб тот отца позвал, да церковь отворил.
     Скорей! Ждать некогда! Давно б уж схоронил.
     Кстати об изображаемой Пушкиным природе. Он созерцал ее удивительно верно и живо, но не углублялся в ее тайный язык. Оттого он рисует ее, но не мыслит о ней. И это служит новым доказательством того, что пафос его поэзии был чисто артистический, художнический, и того, что его поэзия должна сильно действовать на воспитание и образование чувства в человеке. Если с кем из великих европейских поэтов Пушкин имеет некоторое сходство, так более всего с Гёте, и он еще более, нежели Гёте, может действовать на развитие и образование чувства. Это, с одной стороны, его преимущество перед Гёте и доказательство, что он больше, нежели Гёте, верен художническому своему элементу; а с другой стороны, в этом же самом неизмеримое превосходство Гёте перед Пушкиным: ибо Гёте - весь мысль, и он не просто изображал природу, а заставлял ее раскрывать перед ним ее заветные и сокровенные тайны. Отсюда явилось у Гёте его пантеистическое созерцание природы и -


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]

/ Критика / Пушкин А.С. / Разное / Сочинения Александра Пушкина


Смотрите также по разным произведениям Пушкина:


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis