Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Критика / Пушкин А.С. / Разное / Сочинения Александра Пушкина

Сочинения Александра Пушкина [19/22]

  Скачать критическую статью

    Автор статьи: Белинский В.Г.

    Одна с опасной книгой бродит:
     Она в ней ищет и находит
     Свой тайный жар, свои мечты,
     Плоды сердечной полноты,
     Вздыхает и, _себе присвоя
     Чужой восторг, чужую грусть_,
     В забвеньи шепчет наизусть
     Письмо для милого героя...
    
     Здесь не книга родила страсть, но страсть все-таки не могла не проявиться немножко по-книжному. Зачем было воображать Онегина Вольмаром, Малек-Аделем, де-Линаром и Бергером (Малек-Адель и Вертер: не все да это равно, что Еруслан Лазаревич и корсар Байрона)? Затем, что для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизни Татьяна тоже не могла ни понимать, ни знать. Зачем было ей воображать себя Кларисой, Юлией, Дельфиной? Затем, что она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина. Повторяем: создание страстное, глубоко чувствующее и в то же время не развитое, наглухо запертое в темной пустоте своего интеллектуального существования, Татьяна, как личность, является нам подобною не изящной греческой статуе, в которой все внутреннее так прозрачно и выпукло отразилось во внешней красоте, но подобною египетской статуе, неподвижной, тяжелой и связанной. Без книги она была бы совершенно немым существом, и ее пылающий и сохнущий язык не обрел бы ни одного живого, страстного слова, которым бы могла она облегчить себя от давящей полноты чувствами хотя непосредственным источником ее страсти к Онегину была ее страстная натура, ее переполнившаяся жажда сочувствия, все же началась она несколько идеально. Татьяна не могла полюбить Ленского и еще менее могла полюбить кого-нибудь из известных ей мужчин: она так хорошо их знала, и они так мало представляли пищи ее экзальтированному, аскетическому воображению... И вдруг является Онегин. Он весь окружен тайною: его аристократизм, его светскость, неоспоримое превосходство над всем этим спокойным и пошлым миром, среди которого он явился таким! метеором, его равнодушие ко всему, странность жизни, - все это произвело таинственные слухи, которые не могли не действовать на фантазию Татьяны, не могли не расположить, не подготовить ее к решительному эффекту первого свидания с Онегиным. И она увидела его, и он предстал пред нею молодой, красивый, ловкий, блестящий, равнодушный, скучающий, загадочный, непостижимый, весь неразрешимая тайна для ее неразвитого ума, весь обольщение для ее дикой фантазии. Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния на сердце, нежели как думают об этом. Татьяна была из таких существ. Есть женщины, которым стоит только показаться восторженным, страстным, - и они ваши; но есть женщины, которых внимание мужчина может возбудить к себе только равнодушием, холодностью и скептицизмом, как признаками огромных требований на жизнь или как результатом мятежно и полно пережитой жизни: бедная Татьяна была из числа таких женщин...
    
     Тоска любви Татьяну гонит,
     И в сад идет она грустить,
     И вдруг недвижны очи клонит,
     И лень ей далее ступить;
     Приподнялася грудь, ланиты
     Мгновенным пламенем покрыты.
     Дыханье замерло в устах,
     И в слухе шум, и блеск в очах...
     Настанет ночь; луна обходит
     Дозором дальний свод небес,
     И соловей во мгле древес
     Напевы звучные заводит,
     Татьяна в темноте не спит
     И тихо с няней говорит.
    
     Разговор Татьяны с нянею - чудо, художественного совершенства! Это целая драма, проникнутая глубокою истиною. В ней удивительно верно изображена _русская барышня_ в разгаре томящей ее страсти. Сдавленное внутри чувство всегда порывается наружу, особенно в первый период еще новой, еще неопытной страсти. Кому открыть свое сердце? сестре? но она не _так_ бы поняла его. Няня вовсе не поймет; но потому-то и открывает ей Татьяна свою тайну, или, лучше сказать, потому-то и не скрывает она от няни своей тайны,
    
     ...."Расскажи мне, няня,
     Про ваши старые года:
     Была ты влюблена тогда?"
     - И, полно, Таня! В эти лета
     Мы не слыхали про любовь;
     _А то бы согнала со света
     Меня покойница свекровь_.
     - "Да как же ты венчалась, няня?"
     - _Так, видно, бог велел_.
     Мой Ваня
     Моложе был меня, мой свет,
     А было мне _тринадцать_ лет.
     Недели две ходила сваха
     К моей родне, и наконец
     Благословил меня отец.
     Я горько плакала со страха;
     Мне с плачем косу расплели,
     И с пеньем в церковь повели,
     И вот ввели в семью чужую...
    
     Вот как пишет истинно народный, истинно национальный поэт! В словах няни, простых и народных, без тривьяльности и пошлости, заключается полная и яркая картина внутренней домашней жизни народа, его взгляд на отношения полов, на любовь, на брак... И это сделано великим поэтом одною чертою, вскользь, мимоходом брошенною!.. Как хороши эти добродушные и простодушные стихи:
    
     - И, полно, Таня! В эти лета
     Мы не слыхали про любовь;
     А то бы согнала со света
     Меня покойница свекровь!
    
     Как жаль, что именно такая народность не дается многим нашим поэтам, которые так хлопочут о народности - и добиваются одной площадной тривьяльности...
     Татьяна вдруг решается писать к Онегину: порыв наивный и благородный; но его источник не в сознании, а в бессознательности: бедная девушка не знала, что делала. После, когда она стала знатною барынею, для нее совершенно" исчезла возможность таких наивно великодушных движений сердца... Письмо Татьяны свело с ума всех русских читателей, когда появилась третья глава "Онегина". Мы вместе со всеми думали в нем видеть высочайший образец откровения женского сердца. Сам поэт, кажется, без всякой иронии, без всякой задней мысли, и писал, и читал это письмо. Но с тех пор много воды утекло... Письмо Татьяны прекрасно и теперь, хотя уже и отзывается немножко какою-то детскостию, чем-то "романическим". Иначе и быть не могло; язык страстей был так нов и не доступен нравственно немотствующей Татьяне: она не умела бы ни понять, ни выразить собственных своих ощущений, если бы не прибегла к помощи впечатлений, оставленных на ее памяти плохими и хорошими романами, без толку и без разбора читанными ею... Начало письма превосходно: оно проникнуто простым искренним чувством; в нем Татьяна является сама собою:
    
     Я к вам пишу - чего же боле?
     Что я могу еще сказать?
     Теперь, я знаю, в вашей воле
     Меня презреньем наказать. -
     Но вы, к моей несчастной доле
     Хоть каплю жалости храня,
     Вы не оставите меня.
     Сначала я молчать хотела;
     Поверьте: моего стыда
     Вы не узнали б никогда,
     Когда б надежду я имела,
     Хоть редко, хоть в неделю раз,
     В деревне нашей видеть вас.
     Чтоб только слышать ваши речи,
     Вам слово молвить, и потом
     Всё думать, думать об одном
     И день и ночь до новой встречи.
     Но, говорят, вы нелюдим;
     В глуши, в деревне, всё вам скучно,
     А мы... ничем мы не блестим,
     Хоть вам и рады простодушно.
     Зачем вы посетили нас?
     В глуши забытого селенья
     Я никогда не знала б вас,
     Не знала б горького мученья.
     Души неопытной волненья
     Смирив со временем (как знать?),
     По сердцу я нашла бы друга,
     Была бы верная супруга
     И добродетельная мать.
    
     Прекрасны также стихи в конце письма:
    
     ....Судьбу мою
     Отныне я тебе вручаю.
     Перед тобою слезы лью,
     Твоей защиты умоляю...
     Вообрази: я здесь одна,
     Никто меня не понимает;
     Рассудок мой изнемогает,
     И молча гибнуть я должна.
    
     Все в письме Татьяны истинно, но не все просто; мы выписали только то, что и истинно, и просто вместе. Сочетание простоты с истиною составляет высшую красоту и чувства, и делай и выражения...
     Замечательно, с каким усилием старается поэт оправдать Татьяну за ее решимость написать и послать это письмо: видно, что поэт слишком хорошо знал общество, для которого писал...
    
     Я знал красавиц недоступных,
     Холодных, чистых, как зима,
     Неумолимых, неподкупных,
     Непостижимых для ума;
     Дивился я их спеси модной,
     Их добродетели природной,
     И, признаюсь, от них бежал,
     И, мнится, с ужасом читал
     Над их бровями надпись ада:
     _Оставь надежду навсегда_!
     Внушать любовь для них беда,
     Пугать людей для них отрада.
     Быть может, на брегах Невы
     Подобных дам видали вы.
    
     Среди поклонников послушных
     Других причудниц я видал,
     Самолюбиво-равнодушных
     Для вздохов страстных и похвал.
     И что ж нашел я с изумленьем?
     Они, суровым поведеньем
     Пугая робкую любовь,
     Ее привлечь умели вновь,
     По крайней мере сожаленьем,
     По крайней мере звук речей
     Казался иногда нежней,
     И с легковерным ослепленьем
     Опять любовник молодой
     Бежит за милой суетой.
    
     За что ж виновнее Татьяна?
     За то ль, что в милой простоте
     Она не ведает обмана
     И верит избранной мечте?
     За то ль, что любит без искусства,
     Послушная влеченью чувства.
     Что так доверчива она,
     Что от небес одарена
     Воображением мятежным.
     Умом и волею живой,
     И своенравной головой,
     И сердцем пламенным и нежным,
     Ужели не простите ей
     Вы легкомыслия страстей?
    
     Кокетка судит хладнокровно;
     Татьяна любит не шутя
     И предается безусловно
     Любви, как милое дитя.
     Не говорит она: отложим -
     Любви мы цену тем умножим.
     Вернее в сети заведем;
     Сперва тщеславие кольнем
     Надеждой, там недоуменьем
     Измучим сердце, а потом
     Ревнивым оживим огнем;
     А то, скучая наслажденьем,
     Невольник хитрый из оков
     Всечасно вырваться готов.
    
     Вот еще отрывок из "Онегина", который выключен автором из этой поэмы и особенно напечатан в IX томе собрания его сочинений (стр. 460):
    
     О, вы, которые любили
     Без позволения родных,
     И сердце нежное хранили
     Для впечатлений молодых,
     Для радости, для неги сладкой - {395}
     Девицы! если вам украдкой
     Случалось тайную печать
     С письма любезного срывать,
     Иль робко в дерзостные руки
     Заветный локон отдавать,
     Иль даже молча дозволять
     В минуту горькую разлуки
     Дрожащий поцелуй любви,
     В слезах, с волнением в крови, -
     Не осуждайте безусловно
     Татьяны _ветреной_ (?!) моей;
     Не повторяйте хладнокровно
     Решенья чопорных судей.
     А вы, о _девы без упрека_!
     Которых даже речь порока
     Страшит сегодня, как змия,
     Советую вам то же я:
     Кто знает? пламенной тоскою
     Сгорите, может быть и вы -
     И завтра легкий суд молвы
     Припишет модному герою
     Победы новой торжество:
     Любви вас ищет божество.
    
     Только едва ли найдет, прибавим мы от себя прозою. Нельзя не жалеть о поэте, который видит себя принужденным таким образом оправдывать свою героиню перед обществом - и в чем же? в том, что составляет сущность женщины, ее лучшее право на существование - что у ней есть сердце, а не пустая яма, прикрытая корсетом!.. Но еще более нельзя не жалеть об обществе, перед которым поэт видел себя принужденным оправдывать героиню своего романа в том, что она женщина, а не деревяжка, выточенная по подобию женщины. И всего грустнее в этом то, что перед женщинами в особенности старается он оправдать свою Татьяну... И зато с какою горечью говорит он о наших женщинах везде, где касается общественной мертвенности, холода, чопорности и сухости! Как выдается вот эта строфа в первой главе "Онегина":
    
     Причудницы большого света!
     Всех прежде вас оставил он.
     И правда то, что в наши лета
     Довольно скучен высший тон.
     Хоть, может быть, иная дама
     Толкует Сея и Бентама;
     Но вообще их разговор
     Несносный, хоть невинный вздор.
     К тому ж они так непорочны,
     Так величавы, так умны,
     Так благочестия полны,
     Так осмотрительны, так точны,
     Так неприступны для мужчин,
     Что вид их уж рождает сплин.
    
     Эта строфа невольно приводит нам на память следующие стихи, не вошедшие в поэму и напечатанные особо (т. IX, стр. 190):
    
     Мороз и солнце - чудный день!
     Но нашим дамам, видно, лень
     Сойти с крыльца и над Невою
     Блеснуть холодной красотою;
     Сидят - напрасно их манит
     Песком усыпанный гранит.
     Умна восточная система,
     И прав обычай стариков:
     Они родились для гарема
     Иль для неволи..... {396}
    
     Но и на Востоке есть поэзия в жизни, страсть закрадывается и в гаремы... Зато у нас царствует строгая нравственность, по крайней мере внешняя, а за нею иногда бывает такая не поэтическая поэзия жизни, которою, если воспользуется поэт, то, конечно, уж не для поэмы...
     Если бы мы вздумали следить за всеми красотами поэмы Пушкина, указывать на все черты высокого художественного мастерства, в таком случае ни нашим выпискам, ни нашей статье не было бы конца. Но мы считаем это излишним, потому что эта поэма давно оценена публикою, и все лучшее в ней у всякого на памяти. Мы предположили себе другую цель: раскрыть по возможности отношение поэмы к обществу, которое она изображает. На этот раз предмет нашей статьи - характер Татьяны, как представительницы русской женщины. И потому пропускаем всю четвертую главу, в которой главное для нас - объяснение Онегина с Татьяною в ответ на ее письмо. Как подействовало на нее это объяснение - понятно: все надежды бедной девушки рушились, и она еще глубже затворилась в себе для внешнего мира. Но разрушенная надежда не погасила в ней пожирающего ее пламени: он начал гореть тем упорнее и напряженнее, чем глуше и безвыходнее. Несчастие дает новую энергию страсти у натур с экзальтированным воображением. Им даже нравится исключительность их положения; они любят свое горе, лелеют свое страдание, дорожат им, может быть еще больше, нежели сколько дорожили бы они своим счастием, если б оно выпало на их долю... И притом в глухом лесу нашего общества, где бы и скоро ли бы встретила Татьяна другое существо, которое, подобно Онегину, могло бы поразить ее воображение и обратить огонь ее души на другой предмет? Вообще несчастная, неразделенная любовь, которая упорно переживает надежду, есть явление довольно болезненное, причина которого, по слишком редким и, вероятно, чисто физиологическим причинам, едва ли не скрывается в экзальтации фантазии, слишком развитой на счет других способностей души. Но как бы то ни было, а страдания, происходящие от фантазии, падают тяжело на сердце и терзают его иногда еще сильнее, нежели страдания, корень которых в самом сердце. Картина глухих, никем не разделенных страданий Татьяны изображена в пятой главе с удивительною истиною и простотою. Посещение Татьяною опустелого дома Онегина (в седьмой главе) и чувства, пробужденные в ней этим оставленным жилищем, на всех предметах которого лежал такой резкий отпечаток духа и характера оставившего его хозяина, принадлежит к лучшим местам поэмы и драгоценнейшим сокровищам русской поэзии. Татьяна не раз повторила это посещение, -
    
     И в молчаливом кабинете,
     Забыв на время все на свете,
     Осталась наконец одна
     И долго плакала она.
     Потом за книги принялася.
     Сперва ей было не до них;
     _Но показался выбор их
     Ей странен_. Чтенью предалася
     Татьяна жадною душой:
     _И ей открылся мир иной_.
     . . . . . . . . . . . . .
     И начинает понемногу
     Моя Татьяна понимать
     Теперь яснее, слава богу,
     Того, по ком она вздыхать
     Осуждена судьбою властной.
     . . . . . . . . . . . . .
     Ужель загадку разрешила,
     Ужели _слово_ найдено?..
    
     Итак, в Татьяне, наконец, совершился акт сознания; ум ее проснулся. Она поняла наконец, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви? Но поняла ли она, в чем именно состоят эти другие интересы и страдания, и, если поняла, послужило ли это ей к облегчению ее собственных страданий? Конечно, поняла, но только умом, головою, потому что есть идеи, которые надо пережить и душою, и телом, чтоб понять их вполне, и которых нельзя изучить в книге. И потому книжное знакомство с этим новым миром скорбей, если и было для Татьяны откровением, это откровение произвело на нее тяжелое, безотрадное и бесплодное впечатление; оно испугало ее, ужаснуло и заставило смотреть на страсти, как на гибель жизни, убедило ее в необходимости покориться действительности, как она есть, и если жить жизнию сердца, то про себя, в глубине своей души, в тиши уединения, во мраке ночи, посвященной тоске и рыданиям. Посещение дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина. В предшествовавшей статье мы уже говорили о письме Онегина к Татьяне и о результате всех его страстных посланий к ней.
    
     ..... В одно собранье
     Он едет; лишь вошел... ему
     Она навстречу. Как сурова!
     Его не видит, с ним ни слова;
     У! как теперь окружена
     Крещенским холодом она!
     Как удержать негодованье
     Уста упрямые хотят!
     Вперил Онегин зоркий взгляд:
     Где, где смятенье, состраданье?
     Где пятна слез?.. Их нет, их нет!
     На сем лице лишь гнева след...
     Да, может быть, боязни тайной,
     Чтоб муж иль свет не угадал
     Проказы, слабости случайной...
     Всего, что мой Онегин знал...
    
     Теперь перейдем прямо к объяснению Татьяны с Онегиным. В этом объяснении все существо Татьяны выразилось вполне. В этом объяснении высказалось все, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитою обществом!, - все: и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота, и святость наивных движений благородной натуры, и резонерство, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которой замаскирована рабская боязнь общественного мнения и хитрые силлогизмы ума, светскою моралью парализовавшего великодушные движения сердца... Речь Татьяны начинается упреком, в котором высказывается желание мести за оскорбленное самолюбие:
    
     Онегин, помните ль тот час,
     Когда в саду, в аллее нас
     Судьба свела, и _так смиренно
     Урок ваш выслушала я!
     Сегодня очередь моя_.
    
     Онегин, я тогда моложе,
     Я лучше, кажется, была,
     И я любила вас; и что же?
     Чт_о_ в сердце вашем я нашла?
     Какой ответ? Одну суровость.
     Не правда ль? Вам была не новость
     Смиренной девочки любовь?
     И нынче - боже! стынет кровь,
     Как только вспомню взгляд холодный
     И эту проповедь...
    
     В самом деле, Онегин был виноват перед Татьяной в том, что он не полюбил ее _тогда_, как она была )моложе_ и _лучше_ и любила его! Ведь для любви только и нужно, что молодость, - красота и взаимность! Вот понятия, заимствованные из плохих сентиментальных романов! Немая деревенская девочка с детскими мечтами - и светская женщина, испытанная жизнию и страданием, обретшая слово для выражения своих чувств и мыслей: какая разница! И все-таки, по мнению Татьяны, она более способна была внушить любовь тогда, нежели теперь, потому что она тогда была моложе и лучше!.. Как в этом взгляде на вещи видна русская женщина! А этот упрек, что тогда она нашла со стороны Онегина одну суровость? "Вам была не новость смиренной девочки любовь?" Да это уголовное преступление - не подорожить любовию нравственного эмбриона!.. Но за этим упреком тотчас следует и оправдание:
    
     ....._Но вас
     Я не виню_: в тот страшный час
     Вы поступили благородно,
     Вы были правы предо мной:
     Я благодарна всей душой...
    
     Основная мысль упреков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не полюбил ее тогда, что в этом не было для него очарования соблазна; а теперь приводит к ее ногам жажда скандалезной славы. Во всем этом так и пробивается страх за свою добродетель...
    
     Тогда - не правда ли? - в пустыне,
     Вдали от суетной молвы,
     Я вам не нравилась... Что ж ныне
     Меня преследуете вы?
     Зачем у вас я на примете?
     Не потому ль, что в высшем свете
     Теперь являться я должна;
     Что я богата и знатна;
     Что муж в сраженьях изувечен;
     Что нас за то ласкает двор?
     Не потому ль, что мой позор
     Теперь бы всеми был замечен
     И мог бы в обществе принесть
     Вам соблазнительную честь?
    
     Я плачу... Если вашей Тани
     Вы не забыли до сих пор,
     То знайте: колкость вашей брани,
     Холодный, строгий разговор,
     Когда б в моей лишь было власти
     Я предпочла б _обидной_ страсти
     И этим письмам и слезам.
     К моим младенческим мечтам
     Тогда имели вы хоть жалость,
     Хоть уважение к летам...
     А нынче! - чт_о_ к моим ногам
     Вас привело? _Какая малость_!
     Как с вашим сердцем и умом
     Быть чувства мелкого рабом?
    
     В этих стихах так и слышится трепет за свое доброе имя в большом свете, а в следующих затем представляются неоспоримые доказательства глубочайшего презрения к большому свету... Какое противоречие! И что всего грустнее, то и другое истинно в Татьяне...
    
     А мне, Онегин, пышность эта,
     Постылой жизни мишура,
     Мои успехи в вихре света,
     Мой модный дом и вечера,
     Что в них? Сейчас отдать я рада
     Всю эту ветошь маскарада,
     Весь этот блеск и шум, и чад
     За полку книг, за дикий сад,
     За наше бедное жилище,
     За те места, где в первый раз,
     Онегин, видела я вас,
     Да за смиренное кладбище,
     Где нынче крест и тень ветвей
     Над бедной нянею моей...
    
     Повторяем: эти слова так же непритворны и искренни, как и предшествовавшие им. Татьяна не любит света и за счастие почла бы навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете - его мнение всегда будет ее идолом, и страх его суда всегда будет ее добродетелью...
    
     А счастье было так возможно,
     Так близко!.. Но судьба моя
     Уж решена; неосторожно,
     Быть может, поступила я:
     Меня с слезами заклинаний
     Молила мать; для бедной Тани
     Все были жребии равны...
     Я вышла замуж. Вы должны,
     Я вас прошу, меня оставить;
     Я знаю: в вашем сердце есть
     И гордость, и прямая честь.
     _Я вас люблю_ (к чему лукавить?),
     _Но я другому отдана,
     Я буду век ему верна_.
    
     Последние стихи удивительны - подлинно _конец венчает дело_! Этот ответ мог бы итти в пример классического "высокого" (sublime) наравне с ответом Медеи: _moi_! {"Я!" - Ред.} и старого Горация: _qu'il mourut_! {"Да умрет он!" - Ред.} Вот истинная гордость женской добродетели! Но я другому _отдана_, - именно _отдана_, а не _отдалась_! Вечная верность - _кому_ и в _чем_? Верность таким отношениям, которые составляют профанацию чувства и чистоты женственности, потому что некоторые отношения, не освящаемые любовию, в высшей степени безнравственны... Но у нас как-то все это клеится вместе: поэзия - и жизнь, любовь - и брак по расчету, жизнь сердцем - и строгое исполнение внешних обязанностей, внутренне ежечасно нарушаемых... Жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни сердца; любить - значит для нее жить, а жертвовать - значит любить. Для этой роли создала природа Татьяну; но общество пересоздало ее... Татьяна невольно напомнила нам Веру в _Герое нашего времени_, женщину, слабую по чувству, всегда уступающую ему, и прекрасную, высокую в своей слабости. Правда, женщина поступает безнравственно, принадлежа вдруг двум мужчинам, одного любя, а другого обманывая: против этой истины не может быть никакого спора; но в Вере этот грех выкупается страданием от сознания своей несчастной роли. И как бы могла она поступить решительно в отношении к мужу, когда она видела, что тот, кому она всю себя пожертвовала, принадлежал ей не вполне и, любя ее, все-таки не захотел бы слить с нею свое существование? Слабая женщина, она чувствовала себя под влиянием роковой силы этого человека с демонической натурою и не могла ему сопротивляться. Татьяна выше ее по своей натуре и по характеру, не говоря уже об огромной разнице в художественном изображении этих двух женских лиц: Татьяна - портрет во весь рост; Вера - не больше, как силуэт. И, несмотря на то, Вера - больше женщина... но зато и больше исключение, тогда как Татьяна - тип русской женщины... Восторженные идеалисты, изучившие жизнь и женщину по повестям Марлинского, требуют от необыкновенной женщины презрения к общественному мнению. Это ложь: женщина не может презирать общественного мнения, но может им жертвовать скромно, без фраз, без самохвальства, понимая всю великость своей жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону - закону своей натуры, а ее натура - любовь и самоотвержение...


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]

/ Критика / Пушкин А.С. / Разное / Сочинения Александра Пушкина


Смотрите также по разным произведениям Пушкина:


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis