/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Тема ответственности в произведениях Булгакова
Тема ответственности в произведениях Булгакова
![]() |
![]() |
![]() |
Творчество Михаила Булгакова считается классикой советской литературы, но судьба его литературного наследия очень драматична. Многие произведения Булгакова подвергались гонениям и замалчивались. Вершина его творчества- роман "Мастер и Маргарита"- вышел в свет только спустя четверть века после его написания.
В романе “Мастер и Маргарита” Булгаков отражает свою точку зрения на многие важнейшие проблемы: преступление и возмездие, любовь и равнодушие, противостояние добра и зла. Автор задумывается о главном- о предназначении человека, о смысле его жизни на земле.
Также Булгаков поднимает важнейшую проблему человеческой души- проблему ответственности за свои поступки, за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности.
Булгаков показывает вечные человеческие пороки, которые существовали всегда, и поэтому мы видим их проявление и в московской жизни тридцатых годов, и в библейские времена.
Москва того времени показана в “Доме Грибоедова”, где людей объединяет не литературная деятельность, а карьеризм, зависть и стремление к наживе.
Председатель МАССОЛИТА Берлиоз- человек образованный и неглупый, но он зависит от вышестоящей власти и госзаказа, и подчиняется им в страхе потерять свое место председателя и общественные привилегии. Его не интересовала ничья судьба, кроме своей собственной, он не верил ни в Бога, ни в дьявола, и за это понес наказание. ”Каждому будет дано по его вере”- говорит Воланд, наказывая Берлиоза за его самоуверенность и атеизм.
Воланд появляется в Москве и становится “карающим мечом в руках правосудия”. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку всех этих латунских, никаноров ивановичей и прочих. “Сеансы черной магии” обнажают в них все то алчное, лживое и злое, что скрывалось в их душах . И взяточник Босой, и Варенуха - доносчик, и пьяница Степа Лиходеев- они будут наказаны за их поступки. По замыслу автора, Воланд злом наказывает зло, и тем самым восстанавливает справедливость.
Понес ответственность за свои дела и поэт Иван Бездомный, попавший в клинику Стравинского. Но именно там он переосмыслил свое творчество и свою жизнь. Он возвращает свою настоящую фамилию, Мастер делает его своим учеником, но ведь это происходит благодаря Воланду, который, наказывая поэта, снова “совершает благо”.
Введение исторического плана в произведении не случайно. Автор показывает, что в мире древнего Ершалаима также существовали проблемы выбора, ответственности и наказания.
Так, прокуратор Понтий Пилат, считавший себя жестоким и могущественным, проявил свою слабость и трусость, отправив на казнь Иешуа. Пилат понимал, что Иешуа нес людям высшую правду, видел в нем спасителя своей души. Но из боязни потерять свою власть и карьеру Пилат идет против себя, против своей совести. Он увидел в подсудимом свет истины и, потеряв его, мучается не только духовно. У Пилата была возможность спасти Иешуа - он ею не воспользовался, и потому ответствен за свой выбор и наказан за него вечными муками.
Иешуа, наоборот, является воплощением ответственности. Он остаётся верен своей философии даже перед лицом смерти. Пилат предлагает ему отказаться от своей правды - но Иешуа предпочитает умереть, чем изменить свом убеждениям.
В Ершалаиме был еще один человек, понесший ответственность за свои поступки - Иуда, предавший Иешуа. За его жадность к деньгам и за предательство понес наказание Иуда - он был убит. Прообраз Иуды в московском мире - Алоизий Могарыч - тоже был наказан за его корыстные стремления. Зло было наказано злом, поэтому справедливость была восстановлена.
В романе”Мастер и Маргарита” автор рассматривает важнейшие философские проблемы трехмерно: в земном мире, представляющем собой Москву тридцатых годов, библейском мире Древнего Ершалаима и Вечности, представителями которой являются Воланд и его свита. Взаимодействием этих миров, схожестью их героев автор показывает, что основные философские проблемы существовали , существуют и будут существовать, в том числе и проблема ответственности.
О теме ответственности Булгаков рассуждает и в других произведениях.
В повести “Собачье сердце” автор на примере профессора Преображенского раскрывает тему ответственности ученого за свое дело. Но здесь и другая проблема- проблема ответственности власти за созданное новое поколение. Писатель талантливо показал, что может случиться, если восторжествует лозунг большевиков:”Кто был никем, тот станет всем ”. За результаты своего великого социального эксперимента и ответственна власть.
Проблема ответственности была и в жизни самого Булгакова. Он терпеливо и самозабвенно писал всю жизнь- но произведения не печатались, он был обруган критиками и находился под надзором ОГПУ. Он был вынужден сжигать свои рукописи, но “рукописи не горят”, и поэтому творчество Булгакова воскресло осле его смерти. И сейчас его произведения заставляют современного читателя задуматься над вечными нравственно - философскими ценностями.
942 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу": ![]() ![]() |