/ Сочинения / Заболоцкий Н.А. / Разное / Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (восприятие, толкование, оценка)

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (восприятие, толкование, оценка)

corn left block pdf icon  Скачать сочинение corn right block

Тип: Анализ стихотворения

    Стихотворение «О красоте человеческих лиц» написано в 1955-м году. Главная тема заявлена уже в названии. Автор с любовью описывает каждое выражение лица, что говорит о его человечности и житейской мудрости. Ведь истинное благодушие может прийти только через тонкое понимание жизни.

    В основе стихотворения лежит метафорическое сравнение, что приводит к большой поэтичности и лиричности образов. Написано оно разностопным ямбом, строфы не облегчены пиррихиями, что приводит к достаточно жесткой интонации прочтения, скандированию. Но у такого построения строф есть и ещё одно предназначение – упор делается на каждом слове, поэтому ни одно из них не теряется в общей ткани произведения.

    Анафорические повторы («есть лица»; «иные» - «другие») в первой и третьей строке имеют символическое значение. Так, первая и вторая, третья и четвёртая характеристики сливаются в один негативный образ. Рифмовка в строфах попарная. В первых двух строках – мужская рифма («порталам» - «малом»), в третьей и четвёртой -- женская рифма («давно» - «окно»). Это отвечает образной системе стихотворения – в начале стихотворения каждому лицу отводится две строки.

    Своим стихотворением Заболоцкий утверждает, что характер человека, его внутренний мир можно прочитать не только по глазам, но и по лицу. И на самом деле, существует мнение, что характер с возрастом отпечатывается на лице. Даже расположение морщинок может сказать о многом.

    По композиции стихотворение можно разделить на две части: в первой описываются неприятные лица, а во второй - любимые и близкие. Это приём антитезы. Противопоставление используется автором для ещё более тонкой и чёткой характеристики описываемого.

    Итак, вот каков портрет, открывающий галерею образов в первой части стихотворения:

    Есть лица, подобные пышным порталам,

    Где всюду великое чудится в малом.

    В двух строчках поэт нарисовал целую картину! Читателю сразу представляется полное, немного одутловатое лицо, надменный взгляд, презрительно опущенные уголки губ и немного вздёрнутый кверху нос. Такое впечатление создаёт прежде всего аллитерация: «под», «пыш», «пор». Сочетание глухого звука «п» с гласными немедленно создаёт ассоциацию с чем-то мягким и надутым. К тому же сам эпитет – «пышный портал» -- рисует в представлении читателя что-то недосягаемое и величественное.

    Следующий образ нарисован с помощью звука «ч» («лачуг», «печень», «сычуг»). Автор не случайно использует слово «подобие», оно как нельзя лучше характеризует обладателя такого лица. Бедность духовная – вот главное их качество:

    Есть лица - подобия жалких лачуг,

    Где варится печень и мокнет сычуг.

    Вторая пара отрицательных персонажей, общим качеством для которой является отчужденность и холодность, охарактеризована так:

    Иные холодные, мертвые лица

    Закрыты решетками, словно темница.

    Другие - как башни, в которых давно

    Никто не живет и не смотрит в окно.

    Чаще всего встречающиеся сочетания звуков в этих строках - «тр» и «ы» (мёртвые, решётками, закрыты, которых…). Это создаёт звук звериного рыка; «ш» (башни) – шипение змеи; «о» -- образ замкнутого круга. К тому же, цветовая ассоциативная гамма этих стихов – серая.

    Во второй части стихотворения образы совсем другие. Первое лицо, видимо, представляет образ любимой женщины. Её непременными атрибутами являются домашний очаг, тепло любви. В стихотворении они перефразируются, и появляется «хижинка», «дыханье весеннего дня»:

    Но малую хижинку знал я когда-то,

    Была неказиста она, небогата,

    Зато из окошка ее на меня

    Струилось дыханье весеннего дня.

    Неказистость любимого лица противопоставляется пышности первого образа. Аллитерация с помощью буквы «е» ("её", "меня", "весеннего") символизирует нежность.

    А в последних строчках автор наверняка имеет в виду людей творческих, которые своим светлым взглядом на мир одухотворяют и всех окружающих:

    Есть лица - подобья ликующих песен.

    Из этих, как солнце, сияющих нот

    Составлена песня небесных высот.

    В этом стихотворении поэт предстаёт как хороший психолог, замечающий малейшие оттенки и краски мира. Для него нет маловажных деталей, всё наполнено смыслом. И, скорее всего, его лицо подобно ликующей песне. Только такой человек может воскликнуть: «Поистине мир и велик и чудесен!»

  Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Заболоцкий Н.А. / Разное / Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (восприятие, толкование, оценка)