/ Полные произведения / Горький М. / Несвоевременные мысли
Несвоевременные мысли [8/13]
    Я не стану рассматривать этот  вопрос,  но  я позволю себе  указать на следующее:
         Вы, женщины, прекрасно знаете, что  роды всегда сопровождаются муками, что новый человек рождается в крови — такова злая ирония слепой природы. Вы по-звериному  кричите  в момент  родов  и — счастливо,  улыбкою  Богоматери улыбаетесь, прижимая новорожденного к груди.
         Я  не  могу  упрекать  вас за  ваш  звериный крик — мне понятны  муки, вызвавшие этот вопль нестерпимой боли — я сам почти издыхаю от  этой  муки, хотя я не женщина.
         И  я всем сердцем,  всей душой хочу, чтобы вы скорее улыбались улыбкою Богоматери, прижимая к груди своей новорожденного человека России!
         Вы, женщины, можете ускорить тяжкий процесс родов, вы можете сократить ужас мук, переживаемых страною, для  этого вам нужно  вспомнить, что  вы  — матери  и неисчерпаемая  живая  сила любви в ваших сердцах. Не поддавайтесь злым внушениям  жизни, станьте выше фактов.  Это требует силы — вы  найдете ее, теперь, в России, вы свободны более, чем где-либо в  мире,— что  мешает вам проявить ваше лучшее, ваше материнское?
         Надо   вспомнить,   что  революция  не   только   ряд   жестокостей  и преступлений,  но  также  ряд  подвигов  мужества,   чести,   самозабвения, бескорыстия.  Вы не видите  этого?  Но, быть  может,  вы  только потому  не видите, что ослеплены ненавистью и враждой?
         А если,  присмотревшись внимательнее, вы, все-таки,  не найдете ничего светлого и бодрого в хаосе и  буре  наших  дней,—  создайте  сами светлое и доброе!  Вы — свободны, вы сильны обаянием вашей любви, вы можете заставить нас, мужчин, быть более людьми, более детьми.
         Сорокалетние  гражданские   войны   XVII   века   вызвали  во  Франции отвратительное одичание нравов,  развили хвастливую жестокость — вспомните, какое благодетельное, оздоровляющее  значение имела тогда для  всей  страны Юлия Рекамье8. Таких  примеров  влияния  женщины  на  развитие человеческих чувств  и  мнений вы можете вспомнить десятки.  Вам,  матери, надлежит быть неумеренными в любви к человеку и сдержанными в ненависти к нему.
         Большевики? Представьте  себе,—  ведь, это тоже люди, как все  мы, они рождены женщинами, звериного  в них не больше,  чем в каждом из нас. Лучшие из них — превосходные люди,  которыми со временем будет  гордиться  русская история, а  ваши дети,  внуки будут  и восхищаться их энергией. Их действия подлежат жесточайшей критике,  даже злому  осмеянию,— большевики награждены всем этим в степени, быть  может, большей, чем они заслуживают. Их окружает атмосфера удушливой ненависти  врагов, и еще хуже,  еще пагубнее  для них — лицемерная,  подленькая дружба  тех людей,  которые,  пробиваясь  ко власти лисой, пользуются ею,  как  волки, и — будем  надеяться!  —  издохнут,  как собаки.
         Я защищаю большевиков? Нет, я,  по мере моего разумения, борюсь против них,  но — я защищаю  людей, искренность убеждений  которых  я знаю, личная честность которых мне  известна точно так же, как  известна искренность  их желания добра народу.  Я знаю, что  они производят жесточайший научный опыт над  живым   телом  России,  я  умею   ненавидеть,   но   предпочитаю  быть справедливым.
         О, да, они наделали много грубейших, мрачных ошибок,— Бог тоже ошибся, сделав всех нас глупее, чем следовало, природа тоже во многом ошиблась  — с точки зрения  наших  желаний,  противных ее целям или  бесцельности ее. Но, если вам угодно,  то и о большевиках можно сказать нечто доброе,—  я скажу, что,  не   зная,  к  каким  результатам  приведет  нас,   в  конце  концов, политическая  деятельность их,  психологически  —  большевики  уже  оказали русскому народу услугу, сдвинув всю его массу с мертвой точки и возбудив во всей массе активное отношение  к  действительности, отношение, без которого наша страна погибла бы.
         Она не погибнет теперь, ибо народ —  ожил, и в нем  зреют новые  силы, для  которых   не  страшны  ни  безумия  политических  новаторов,   слишком фанатизированных, ни жадность  иностранных грабителей, слишком  уверенных в своей непобедимости9.
         Русь не  погибнет10, если вы, матери, жертвенно вольете все прекрасное и нежное ваших душ в кровавый и грязный хаос этих дней.
         Перестаньте кричать,  ненавидя  и  презирая,  кричите  любя,— вам  ли, рождающим страдая, не понимать удивительной силы сострадания к  человеку! У вас есть все, для того чтобы  смягчать и очеловечивать  — в сердцах матерей всегда больше солнечного  тепла, чем  в сердце мужчины. Вы только вспомните этих проклятых  мужчин  —  большевиков  и прочих,— одичавших, огрубевших  в работе  разрушения  гнилой  храмины старого  строя, вспомните их, когда они были новорожденными  младенцами,— как всем младенцам, им  тоже  нужно  было вытирать  носы, и беспомощны  они  были, как все младенцы.  И —  разве есть человек, который не был бы обязан вам лучшими днями своей жизни?
         Вам,  матери, надо вспомнить все  то, что вносит в жизнь ваша любовь — это избавит вас от мучительного гнета ненависти, которая убивает величайшее из чувств,— чувство матери.
         Разве  вы  пробовали  —  пробуете —  смягчать  жестокость  обостренной борьбы,  разве  вы  пытались  пересоздать  нравы,  облагородить  отношения, пробуждающие ваш справедливый гнев? Вы увлекаетесь бесплодной ненавистью ко взрослым,  но,  может  быть,  полезнее,  достойнее  было   бы  предохранить юношество и детей от растлевающего  влияния современности? Вы тратите  ваше внимание  и  чувство  на  подбор  фактов,  которые,  действительно, порочат человека, возбуждают отвращение к нему, но  — не  лучше  ли будет, если  вы поищете, или попытаетесь своей силою создать  явления, возвышающие человека в его и ваших глазах?
         Физически матери людского мира, вы  могли бы быть и духовными матерями его,—  ведь, если вы порицаете, значит — вы  стоите  на высоте, позволяющей вам видеть больше, чем видят другие. Поднимайте же и других на эту высоту!
         Россия  судорожно  бьется в  страшных муках родов,—  вы хотите,  чтобы скорее родилось новое, прекрасное, доброе, красивое, человеческое?
         Позвольте  же сказать  вам,  матери,  что злость и ненависть —  плохие акушерки11. LIV
         В «Правде» напечатано:
         «Горький заговорил языком врагов рабочего класса»1.
         Это  — не  правда. Обращаясь к  наиболее  сознательным  представителям рабочего класса, я говорю:
         Фанатики и легкомысленные фантазеры, возбудив в рабочей массе надежды, не  осуществимые  при  данных  исторических  условиях,   увлекают   русский пролетариат  к разгрому и  гибели, а  разгром пролетариата вызовет в России длительную и мрачную реакцию.
         Далее в «Правде» напечатано:
         «Всякая   революция,  в  процессе  своего  поступательного   развития, неизбежно включает и ряд отрицательных явлений, которые неизбежно связаны с ломкой  старого, тысячелетнего государственного  уклада. Молодой  богатырь, творя  новую  жизнь;  задевает  своими  мускулистыми  руками  чужое  ветхое благополучие,  и  мещане,  как  раз  те, о  которых писал Горький, начинают вопить о гибели Русского государства и культуры».
         Я  не   могу  считать   «неизбежными»   такие  факты,  как  расхищение национального  имущества  в  Зимнем,  Гатчинском  и  других  дворцах.  Я не понимаю,—  какую  связь с  «ломкой  тысячелетнего  государственного уклада» имеет  разгром  Малого  театра в  Москве  и воровство в  уборной знаменитой артистки нашей, М. Н. Ермоловой?
         Не желая перечислять известные акты бессмысленных погромов и грабежей, я утверждаю, что ответственность за этот позор, творимый хулиганами, падает и на пролетариат, очевидно бессильный истребить хулиганство в своей среде.
         Далее:  «молодой  богатырь,  творя  новую  жизнь»,  делает  все  более невозможным книгопечатание, ибо есть типографии, где наборщики вырабатывают только 38% детской нормы, установленной союзом печатников.
         Пролетариат,  являясь количественно слабосильным среди  стомиллионного деревенского  полуграмотного  населения  России, должен понимать, как важно для него возможное удешевление книги и расширение  книгопечатания. Он этого не понимает на свою беду.
         Он должен также понимать, что сидит на штыках, а  это — как известно — не очень прочный трон.
         И вообще — «отрицательных явлений» много,— а где же положительные? Они не  заметны, если не считать «декретов» Аенина и Троцкого, но я сомневаюсь, чтоб   пролетариат   принимал  сознательное  участие   в  творчестве   этих «декретов»2. Нет, если бы пролетариат вполне сознательно относился  к этому бумажному творчеству,— оно было бы невозможным в том виде, в каком дано.
         Статья в «Правде» заключается нижеследующим лирическим вопросом:
         «Когда  на светлом празднике народов в  одном братском порыве сольются прежние  невольные  враги, на этом пиршестве мира будет ли  желанным гостем Горький, так поспешно ушедщий из рядов подлинной революционной демократии?»
         Разумеется, ни автор статьи, ни я не доживем до «светлого праздника» — далеко до него: пройдут  десятилетия  упорной, будничной, культурной работы для создания этого праздника.
         А  на празднике, где будет торжествовать свою легкую  победу деспотизм полуграмотной массы и, как раньше, как всегда — личность человека останется угнетенной,—  мне  на этом «празднике» делать нечего, и  для меня это  — не праздник.
         В чьих бы  руках  ни  была власть,— за мною  остается мое человеческое право отнестись к ней критически3.
         И я особенно  подозрительно, особенно  недоверчиво отношусь к русскому человеку  у  власти, —  недавний  раб,  он  становится  самым  разнузданным деспотом, как только приобретает возможность быть владыкой ближнего своего. LV
         Затратив  огромное  количество  энергии,  рабочий  класс  создал  свою интеллигенцию  —  маленьких  Бебелей1,  которым  принадлежит  роль истинных вождей рабочего класса,  искренних выразителей его материальных  и духовных интересов.
         Даже в тяжких условиях полицейского государства рабочая интеллигенция, не  щадя себя,  ежедневно рискуя своей  свободой,  умела с честью и успехом бороться за торжество своих  идей, неуклонно  внося в  темную рабочую массу свет социального самосознания, указывая ей пути к свободе и культуре.
         Когда-нибудь беспристрастный голос  истории расскажет миру о том,  как велика, героична и  успешна была работа пролетарской интеллигенции за время с начала 90-х годов до начала войны.
         Окаянная война истребила десятки тысяч лучших  рабочих,  заменив  их у станков людьми, которые шли работать «на оборону»  для того,  чтоб избежать воинской  повинности.  Все  это  люди,   чуждые   пролетарской  психологии, политически  не развитые,  бессознательные  и  лишенные  естественного  для пролетария тяготения  к  творчеству  новой  культуры,— они озабочены только мещанским желанием устроить свое личное благополучие как можно скорей и  во что бы то ни стадо. Это люди, органически неспособные принять и воплощать в жизнь идеи чистого социализма.
         И  вот,  остаток  рабочей  интеллигенции,  не  истребленный  войною  и междоусобицей, очутился  в  тесном окружении  массы,  людей  психологически чужих, людей,  которые говорят на языке пролетария, но не умеют чувствовать попролетарски, людей,  чьи настроения,  желания и действия обрекают лучший, верхний слой рабочего класса на позор и уничтожение.
         Раздраженные инстинкты  этой  темной массы  нашли  выразителей  своего зоологического анархизма,  и эти  вожди  взбунтовавшихся мещан ныне, как мы видим, проводят в  жизнь  нищенские идеи Прудона2,  но не Маркса, развивают Пугачевщину,  а не социализм и всячески пропагандируют всеобщее равнение на моральную и материальную бедность.
         Говорить об этом — тяжело и больно, но необходимо говорить, потому что за   все   грехи  и  безобразия,  творимые   силой,  чуждой   сознательному пролетариату,— отвечать будет именно он.
         Недавно  представители  одного  из местных заводских комитетов сказали директору завода о своих же рабочих:
         — Удивляемся, как вы могли ладить с этой безумной шайкой!
         Есть  заводы,  на которых  рабочие  начинают растаскивать  и продавать медные части  машин, есть очень  много  фактов,  которые  свидетельствуют о самой дикой анархии среди рабочей массы. Я знаю, что есть явления и другого порядка:  например,  на  одном заводе  рабочие выкупили материал для работ, употребив  на это свой заработок. Hо  факты этого рода считаются единицами, фактов противоположного характера — сотни.
         «Новый»  рабочий — человек, чуждый  промышленности  и не понимающий ее культурного значения  в нашей мужицкой  стороне. Я уверен, что сознательный рабочий  не  может  сочувствовать  фактам  такого  рода,  как  арест  Софьи Владимировны  Паниной3. В ее «Народном доме»  на Лиговке  учились  думать и чувствовать  сотни  пролетариев,  точно  так  же,  как  и  в  Нижегородском «Народном доме», построенном при ее помощи4. Вся  жизнь этого просвещенного человека  была посвящена культурной деятельности среди  рабочих.  И вот она сидит  в  тюрьме.  Еще   Тургенев  указал,  что  благодарность  никогда  не встречается с добрым делом5, и не о благодарности  я  говорю, а о том,  что надо уметь оценивать полезный труд.
         Рабочая интеллигенция должна обладать этим уменьем.
         Бывший  министр  А.  И.  Коновалов,  человек  безукоризненно  честный, выстроил  у себя  на  фабрике  в  Вичуге  «Народный дом»,  который является образцовым  зданием этого типа. Коновалов — в тюрьме6.  Ответственность  за эти нелепые аресты со временем будет возложена на совесть рабочего класса.
         В  среду  лиц, якобы «выражающих  волю  революционного  пролетариата», введено  множество  разного  рода  мошенников,  бывших  холопов   охранного отделения  и  авантюристов; лирически  настроенный, но  бестолковый  А.  В. Луначарский  навязывает пролетариату  в качестве поэта  Ясинского, писателя скверной  репутации7.  Это   значит  —  пачкать  знамена  рабочего  класса, развращать пролетариат.
         Кадет хотят вышвырнуть из Учредительного  Собрания8.  Не говоря о том, что  значительная  часть  населения  страны  желает,  чтобы  именно  кадеты выражали ее мнение и ее волю  в Учредительном Собрании,  и  потому изгнание кадет  есть насилие над  волей сотен  тысяч людей, — не говоря  уже об этом позоре,  я укажу,  что  партия к.-д. объединяет  наиболее культурных  людей страны,  наиболее умелых работников во всех областях  умственного труда.  В высшей степени полезно  иметь пред собою умного  и стойкого врага,— хороший враг воспитывает своего противника, делая его умней и сильней.
         Рабочая  интеллигенция  должна понять  это. И — еще  раз  — она должна помнить, что все, что  творится теперь — творится от ее имени; к ней, к  ее разуму  и совести история предъявит свой суровый приговор. Не все же только политика, надобно сохранить немножко совести и других человеческих чувств. LVI
         Не так  давно меня обвинили в том,  что  я «продался немцам» и «предаю Россию»1,  теперь  обвиняют  в том, что «продался кадетам» и «изменяю  делу рабочего класса»2.
         Лично меня  эти  обвинения не задевают, не волнуют,  но  —  наводят на невеселые  и  нелестные  мысли  о  моральности  чувств  обвинителей,  о  их социальном самосознании.
         Послушайте,  господа,  а  не  слишком ли легко вы бросаете в лица друг друга все эти дрянненькие обвинения в предательстве, измене, в нравственном шатании? Ведь если верить вам — вся Россия населена людьми,  которые только тем и  озабочены, чтобы распродать ее, только о том и думают, чтобы предать друг друга!
         Я понимаю: обилие провокаторов и авантюристов в революционном движении должно было воспитать у вас естественное чувство недоверия друг к другу  и, вообще, к человеку; я  понимаю, что этот позорный факт должен  был отравить болью острого подозрения даже очень здоровых людей3.
         Но  все   же,  бросая   друг  другу   столь  беззаботно   обвинения  в предательстве, измене, корыстолюбии, лицемерии, вы, очевидно, представляете себе всю Россию как страну, сплошь населенную бесчестными и подлыми людьми, а ведь вы тоже — русские.
         Как видите —  это  весьма забавно, но  еще  более —  это  опасно,  ибо постепенно  и незаметно те, кто играет в эту  грязную игру,  могут  внушить сами  себе,  что, действительно,  вся  Русь —  страна  людей  бесчестных  и продажных, а потому — «и мы не лыком шиты»!
         Вы  подумайте:  революция  у  нас  делается  то  на  японские,  то  на германские деньги, контрреволюция — на  деньги  кадет и англичан, а  где же русское бескорыстие, где наша  прославленная совестливость,  наш  идеализм, наши героические легенды  о честных борцах  за свободу, наше донкихотство и все  другие хорошие свойства русского народа, так  громко  прославленные  и устной, и письменной русской литературой?
         Все это — ложь?
         Поймите,— обвиняя друг друга в подлостях, вы обвиняете самих себя, всю нацию.
         Читаешь злое письмо обвинителя, и невольно  вспоминаются  слова одного орловского мужичка:
         — «У нас — все пьяное село; один праведник, да и тот — дурачок».
         И вспоминаешь то красивое, законное  возмущение,  которое я наблюдал у рабочих в то время, когда черносотенное «Русское  Знамя»4 обвинило «Речь» в каком-то прикосновении к деньгам финнов или эскимосов.
         — «Нечего сказать негодяям, вот они  и говорят самое гадкое, что могут выдумать».
         Мне кажется,  что я пишу достаточно  просто,  понятно, и что смыслящие рабочие  не  должны обвинять меня в  «измене делу пролетариата»5. Я  считаю рабочий класс мощной  культурной силой в нашей темной мужицкой стране, и  я всей  душой  желаю   русскому  рабочему  количественного   и  качественного развития.  Я  неоднократно  говорил, что  промышленность  — одна  из  основ культуры6, что развитие  промышленности необходимо для спасения страны, для ее  европеизации, что фабрично-заводской рабочий не только физическая, но и духовная сила, не только исполнитель  чужой воли, но человек, воплощающий в жизнь свою волю, свой разум. Он  не  так зависит от  стихийных сил природы, как зависит от них крестьянин, тяжкий труд которого невидим, не  остается в веках. Все,  что крестьянин вырабатывает, он продает и съедает, его энергия целиком поглощается  землей, тогда  как труд  рабочего  остается на  земле, украшая  ее  и способствуя  дальнейшему  подчинению сил  природы  интересам человека.
         В  этом различии  трудовой деятельности  коренится  глубокое  различие между душою крестьянина  и рабочего, и я смотрю на  сознательного  рабочего как на аристократа демократии.
         Именно:  аристократия среди  демократии — вот какова  роль  рабочего в нашей   мужицкой  стране,  вот  чем  должен  чувствовать  себя  рабочий.  К сожалению,  он  этого не чувствует пока. Ясно,  как высока моя оценка  роли рабочего класса в развитии культуры России, и у меня нет основания изменять эту  оценку.  Кроме  того,  у меня  есть  любовь к  рабочему человеку, есть ощущение кровной моей связи  с ним, любовь и уважение к его великому труду. И, наконец,— я люблю Россию.
         Народные комиссары презрительно усмехаются, о конечно! Но это  меня не убивает. Да, я мучительно и тревожно люблю Россию, люблю русский народ.
         Мы, русские,— народ, еще не  работавший свободно, не успевший  развить все  свои силы,  все способности, и когда я  думаю, что революция  даст нам возможность   свободной  работы,  всестороннего  творчества,—   мое  сердце наполняется великой надеждой и  радостью даже в эти проклятые дни,  залитые кровью и вином7.
         Отсюда   начинается   линия   моего  решительного   и   непримиримого8 расхождения с безумной деятельностью народных комиссаров.
         Я считаю идейный  максимализм  очень полезным для расхлябанной русской души,— он должен воспитать  в ней великие и  смелые  запросы, вызвать давно необходимую дееспособность, активизм, развить в этой вялой душе  инициативу и вообще — оформить и оживить ее.
         Но  практический  максимализм  анархо-коммунистов   и   фантазеров  из Смольного  —  пагубен  для  России  и, прежде всего,— для русского рабочего класса.
         Народные  комиссары относятся  к  России  как  к  материалу для опыта, русский народ для  них —  та лошадь, которой ученые-бактериологи  прививают тиф  для того,  чтобы  лошадь  выработала  в  своей  крови  противотифозную сыворотку. Вот именно  такой жестокий и заранее обреченный  на неудачу опыт производят комиссары над русским  народом, не  думая о том, что измученная, полуголодная лошадка может издохнуть.
         Реформаторам  из  Смольного  нет  дела  до  России,  они  хладнокровно обрекают ее в жертву своей грезе о всемирной или европейской революции.
         В   современных  условиях  русской  жизни  нет  места  для  социальной революции,  ибо нельзя же,  по  щучьему  веленью, сделать социалистами  85% крестьянского населения страны, среди которого несколько десятков миллионов инородцев-кочевников9.
         От этого безумнейшего опыта прежде всего пострадает рабочий класс, ибо он  — передовой отряд революции, и он первый будет истреблен  в гражданской войне.  А  если  будет  разбит  и уничтожен  рабочий  класс, значит,  будут уничтожены лучшие силы и надежды страны.
         Вот, я и говорю, обращаясь к рабочим, сознающим свою культурную роль в стране:  политически  грамотный пролетарий должен  вдумчиво  проверить свое отношение  к  правительству народных  комиссаров,  должен  очень  осторожно отнестись к их социальному творчеству.
         Мое  же мнение таково:  народные комиссары  разрушают  и губят рабочий класс России, они  страшно  и нелепо осложняют  рабочее движение; направляя его  за  пределы разума,  они создают  неотразимо  тяжкие условия для  всей будущей работы пролетариата и для всего прогресса страны.
         Мне безразлично, как меня назовут за это мое мнение о  «правительстве» экспериментаторов  и  фантазеров, но  судьбы  рабочего класса и России — не безразличны для меня.
         И пока я могу, я буду твердить русскому пролетарию:
         —   Тебя  ведут  на  гибель,  тобою   пользуются  как  материалом  для бесчеловечного опыта, в глазах твоих вождей ты все еще не человек! LVII
         «Война,  бесспорно, сыграла огромную роль в  развитии нашей революции. Война материально  дезорганизовала абсолютизм,  внесла  разложение в армию, привила дерзость  массовому  обывателю.  Но,  к счастью  для нас, война  не создала революции, к счастью, потому что  революция, созданная войною, есть бессильная  революция.  Она  возникает  на  почве  исключительных  условий, опирается на  внешнюю силу,—  и,  в  конце  концов, оказывается неспособной удержать захваченные позиции».
         Эти умные и даже  пророческие слова сказаны в 1905 г. Троцким; я  взял их из его  книги «Наша революция»,  где они красуются на 5-ой странице1.  С той поры прошло немало времени, и теперь  Троцкий, вероятно, думает иначе — во  всяком случае,  он уже, наверное, не решится сказать,  что  «революция, созданная войною, есть бессильная революция».
         А,  между тем,  эти слова не потеряли своего смысла и правды,— текущие события всею силою своею, всем своим ходом подтверждают правду этих слов.
         Война — 14—17 годов — дала власть в руки пролетариата,  именно — дала, никто не скажет, что пролетариат сам, своею силою, взял в руки власть — она попала в  руки его потому, что защитник царя, солдат, замученный трехлетней войною, отказался  от защиты интересов Романова,  которые он  так ревностно отстаивал  в  1906 году,  истребляя  революционный  пролетариат. Необходимо помнить, что революция  начата  солдатами Петроградского  гарнизона  и что, когда эти  солдаты,  сняв  шинели,  разойдутся  по  деревням,—  пролетариат останется в одиночестве, не очень удобном для него.
         Было бы наивно и смешно требовать от солдата, вновь преобразившегося в крестьянина, чтоб он принял как религию для себя идеализм пролетария и чтоб он внедрял в своем деревенском быту пролетарский социализм.
         Мужик за время войны, а  солдат в течение революции  кое-что нажил,  и оба они хорошо знают, что на Руси всего лучше обеспечивают свободу человека — деньги. Попробуйте разрушить это убеждение или хотя бы поколебать его.
         Надо помнить,  что  в 905  году  пролетариат был  и коли- чественно, и качественно  сильнее,  чем  теперь,  и  что  тогда  промышленность не  была разрушена до основания.
         Революция,  созданная  войной,  неизбежно  окажется  бессильной,  если вместо  того,  чтобы  посвятить  всю  свою энергию социальному  творчеству, пролетариат,   повинуясь   своим   вождям,  станет  с   корнем   уничтожать «буржуазные» технические  организации, механикою которых он должен овладеть и работу которых ему надлежит контролировать2.
         Революция  погибнет  от   внутреннего  истощения,  если   пролетариат, подчиняясь  фанатической  непримиримости народных  комиссаров,  станет  все более  и более  углублять свой разрыв с демократией. Идеология пролетариата не есть идеология классового эгоизма, лучшие учителя его, Маркс, Каутский и др.,  возлагают на его честную силу  обязанность  освободить всех  людей от социального и экономического рабства3.
         Жизнью мира движет социальный идеализм — великая мечта о братстве всех со всеми —  думает ли  пролетариат, что он осуществляет  именно  эту мечту, насилуя своих идейных врагов? Социальная борьба  не есть кровавый мордобой, как учат русского рабочего его испуганные вожди.
         Революция — великое, честное дело, дело,  необходимое для  возрождения нашего, а не бессмысленные погромы, разрушающие  богатство нации. Революция окажется бессильною  и погибнет, если  мы  не внесем в  нее все лучшее, что есть  в  наших  сердцах,  и  если  не уничтожим,  или  хотя  бы  не  убавим жестокость,    злобу,   которые,    опьяняя    массы,    порочат   русского рабочего-революционера. LVIII
         Всякое правительство  — как бы оно себя  ни именовало —  стремится  не только «управлять» волею народных масс, но и воспитывать эту волю сообразно своим принципам  и целям. Наиболее  демагогические  и ловкие  правительства обычно прикрашивают свое стремление управлять  народной волей и воспитывать ее словами: «мы выражаем волю народа»,
         Это,   разумеется,   не  искренние  слова,   ибо,   в  конце   концов, интеллектуальная сила  правительства  одолевает инстинкты масс, если же это не  удается правящим органам, они  употребляют для подавления враждебной их целям народной воли физическую силу.
         Резолюцией,  заранее  удуманной в кабинете,  или  штыком и  пулей,  но правительство  всегда и  неизбежно стремится  овладеть  волею масс, убедить народ в том, что оно ведет его по самому правильному пути к счастью.
         Эта  политика является  неизбежной обязанностью всякого правительства: будучи уверенным, что оно  разум народа,  оно  принуждается  позицией своей внушать  народу убеждение  в  том, что  он обладает самым  умным и  честным правительством, искренно преданным интересам народа.
         Народные комиссары стремятся именно к этой цели, не стесняясь — как не стесняется  никакое  правительство —  расстрелами,  убийствами  и  арестами несогласных с ним, не стесняясь никакой клеветой и ложью на врага.
         Но,  воспитывая доверие  к  себе,  народные  комиссары,  вообще  плохо знающие  «русскую стихию»,  совершенно  не принимают в расчет  ту  страшную психическую  атмосферу,   которая   создана  бесплодными  мучениями   почти четырехлетней  войны  и  благодаря  которой «русская  стихия»  — психология русской массы — сделалась еще более темной, хлесткой и озлобленной.
         Г. г. народные комиссары совершенно  не понимают того факта, что когда они  возглашают  лозунги  «социальной»  революции  —  духовно  и  физически измученный  народ  переводит эти лозунги на  свой язык несколькими краткими словами:
         — Громи, грабь, разрушай...
         И  разрушает редкие гнезда  сельскохозяйственной  культуры  в  России, разрушает города Персии, ее виноградники, фруктовые сады, даже оросительную систему, разрушают все и всюду.
         А когда  народные комиссары слишком красноречиво и панически кричат  о необходимости борьбы  с «буржуем»,  темная  масса  понимает  это как прямой призыв к убийствам, что она доказала.
         Говоря, что народные комиссары «не понимают», какое эхо будят в народе их истерические вопли  о назревающей  контрреволюции1, я  сознательно делаю допущение,  несколько объясняющее безумный образ их действий, но отнюдь  не оправдываю их. Если они влезли в  «правительство», они должны  знать, кем и при каких условиях они управляют.
         Народ изболел,  исстрадался, измучен неописуемо, полон  чувства мести, злобы,  ненависти, и  эти  чувства все  растут,  соответственно силе  своей организуя волю народа.
         Считают  ли  себя  г.  г.   народные  комиссары  призванными  выражать разрушительные  стремления  этой  больной  воли?  Или они  считают  себя  в состоянии оздоровить  и  организовать  эту  волю?  Достаточно ли  сильны  и свободны они для выполнения второй, настоятельно необходимой работы?
         Этот вопрос  они должны бы поставить  пред собою  со  всей прямотой  и решительностью честных  людей. Но нет  никаких  оснований  думать,  что они способны поставить на суд разума и совести своей этот вопрос.
         Окруженные взволнованной русской стихией,  они ослепли интеллектуально и морально  и  уже теперь  являются бессильной  жертвой в лапах измученного прошлым и возбужденного ими зверя. LIX
         Гражданин Мих. Надеждин спрашивает меня в «Красной Газете»1:
         «Скажите,— при  крепостном  праве,  когда мужиков  сотнями  запарывали насмерть,— была ли жива тогда совесть?.. И чья?»2
         Да, в  ту  проклятую  пору, вместе с тем,  как  расширялось физическое право  насилия над человеком, вспыхнул и  ярко  осветил душный мрак русской жизни  прекрасный пламень совести. Вероятно, Мих.  Надеждину памятны  имена Радищева  и  Пушкина,  Герцена  и   Чернышевского,  Белинского,  Некрасова, огромного  созвездия   талантливейших  русских   людей,   которые   создали исключительную по оригинальности  своей литературу,  исключительную потому, что вся  она целиком и насквозь была посвящена вопросам  совести,  вопросам социальной справедливости. Именно  эта  литература воспитала  революционную энергию  нашей  демократической  интеллигенции,   влиянию  этой  литературы русский рабочий обязан своим социальным идеализмом.
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]