/ Полные произведения / Соколов А.Г. / Школа дураков
Школа дураков [8/12]
    Бедный Акатов, это было так неожиданно  для  него,  боюсь,  ты  немного огорчил  старика,  наверное тебе следовало лучше подготовить его к подобному разговору, например, написать два-три предупредительных письма, известить  о своем  приходе  заранее,  позвонить  или  что-нибудь в таком роде, боюсь, ты поступил бестактно, а потом -- так делать нечестно: ты не имел права просить руки Веты Аркадьевны один, без меня, я тоже  никогда  не  забуду  ее  и  все растущее  и  летающее необъяснимо сближает и меня с ней, растущее и летающее является общим и для нас, для меня и для нее, ты сам знаешь, но ты, конечно, ничего не сообщил Акатову обо мне, о том,  кто  гораздо  лучше  и  достойнее тебя,  и  за  это  я  ненавижу  тебя  и  расскажу  тебе  о  том,  как некто, неразличимый в сумраке гостиничного коридора,  ведет  нашу  Вету  к  себе  в номер,  и  там,  там...  Нет погоди я совершенно не виноват ты загляделся на лепестки сирени ты переписывал статью я ушел из дома отца моего  случайно  я не  предполагал  что  мне  удастся  могло ничего не получится я хотел видеть Акатова только насчет бабочек я бы все обязательно сказал ему  и  о  тебе  о твоем  огромном  нечеловеческом  чувстве  которое ты же знаешь которое я так уважаю я бы сказал что не один что нас двое я и говорил ему про это  сначала я  сказал  бы  сударь  да  я  люблю вашу дочь но есть человек который будучи несравненно достойнее и лучше меня любит ее в сто  раз  горячей,  и  хотя  я благодарен  вам  за  положительное  решение вопроса, следовало бы, очевидно, пригласить и того человека, он, без сомнения, понравится вам больше, хотите, я позову его, он тут, недалеко, в соседнем поселке, он собирался прийти,  но был  несколько  занят, у него дело, срочная переписка (он что -- переписчик? нет-нет,  что  вы,  просто  есть  люди,  вернее  --  один  человек,  который заставляет  его кое-что переписывать из газет, так нужно, без этого ему было бы нелегко жить в том доме), а кроме того, он загляделся на лепестки сирени, а я не решился отвлечь, давайте же я позову его, -- сказал бы  я  академику, если  бы  решение  вопроса  оказалось  положительным. А разве Акатов отказал тебе? Только скажи мне всю правду, не лги, или я страшно возненавижу тебя  и пожалуюсь  наставнику  Савлу:  мертвый  или  живой  --  он никогда не терпел лицеприятия и лукавства. Клянусь  тебе  этим  пламенеющим  в  наших  сердцах именем,  что  отныне  и  впредь,  я, ученик специальной школы -- такой-то по прозвищу Нимфея Альба, человек  высоких  стремлений  и  помыслов,  борец  за вечную  людскую  радость, ненавистник черствости, эгоизма и грусти, в чем бы они ни проявлялись, я,  наследник  лучших  традиций  и  высказываний  нашего педагога  Савла,  клянусь  тебе, что ни разу уста мои не осквернит ни единое слово неправды, и я буду чист, подобно капле  росы,  родившейся  на  берегах нашей  восхитительной  Леты  ранним  утром  --  родившейся  и летящей, чтобы оросить чело меловой девочки  Веты,  которая  спит  в  саду  столько-то  лет вперед.  О,  говори!  как  я люблю эти высказывания твои, исполненные силы и красноречия, вдохновения и страсти,  мужества  и  ума.  Говори,  торопясь  и глотая  слова,  нам  нужно  обсудить еще много разных проблем, а времени так мало,  наверное,  не  больше  секунды,  если  я  правильно   понимаю   смысл упомянутого слова.
         Тогда Акатов (нет-нет, я сам предполагал, что он станет смеяться, будет издеваться  над  моей, точнее, отцовской шляпой, и над тем, что я не слишком красив, более того -- уродлив, а между тем  прошу  руки  такой  несравненной женщины)  просто  посмотрел  на  меня,  опустил  голову и стоял, размышляя о чем-то, скорее всего -- о нашем разговоре, о моем признании. Причем, если до последних слов моих он походил на небольшое сутулое дерево, то тут --  прямо на глазах -- сделался похожим на небольшое сутулое дерево, которое высохло и перестало чувствовать даже прикосновения трав и ветра: Акатов размышлял. Тем временем  я  читал  газетные  заголовки  на его треуголке и рассматривал его научный пыльник -- широкий, свободный, из которого, как  язык  из  колокола, висели  худые  и  венозные  ноги  Акатова,  ноги мыслителя и честолюбца. Мне нравился пыльник, и я думал, что с удовольствием носил бы такой же, если  бы имел  возможность  купить.  Я носил бы его повсюду: во саду ли, в огороде, в школе и дома, за рекой в тени  деревьев  и  в  почтовом  дилижансе  дальнего следования,  когда  за  окнами  --  дождь  и  плывущие  мимо деревни, крытые соломой, нахохлились, будто мокрые куры, и душа моя человеческими страданями уязвлена есть. Но пока -- пока я не стал инженером -- у меня нет пыльника, я ношу обыкновенные брюки с отворотами, перешитые из старых прокурорских  отца моего,  о  четырех  пуговицах  двубортный  пиджак и ботинки с металлическими полузаклепками -- в школе и дома.  Сударь,  отчего  вы  молчите,  неужели  я чем-то  обидел  вас,  или вы сомневаетесь в искренности моих слов и чувств к Вете Аркадьевне? Поверьте, я никогда не смог бы солгать вам, человеку,  отцу обожаемой  мною  женщины, не сомневайтесь, пожалуйста, и не молчите, иначе я повернусь и уйду, дабы наполнить криком своим пустоту наших дачных  поселков -- криком  о  вашем  отказе.  О  нет,  юноша, не уходите, мне будет одиноко, знаете, я без колебаний принимаю на веру каждое  ваше  слово,  и  если  Вета согласится, я не стану иметь ничего против. Поговорите с ней, поговорите, вы же   еще  не  открылись  ей  самой,  она,  я  догадываюсь,  ничего  пока  не подозревает, и что же мы можем решить без ее согласия, понимаете? мы  ничего не  можем  решить.  Задумчиво с трудом слова подбирая слова подбирая глазами предварительно отыскивая их в  траве  где  сухо  скачут  недовольные  чем-то кузнечики  причем  у  всякого  зеленый  выходной фрак зеленые дирижеры слова подбирая в траве. Не скрою, сударь, я, в самом деле,  еще  не  объяснялся  с Ветой  Аркадьевной,  просто  не  было  времени; хотя мы встречаемся довольно часто, наши беседы обычно касаются другого, мы говорим больше о делах науки, у  нас  много  общего,   это   закономерно:   два   молодых   биолога,   два естествоиспытателя,  два ученых, п о д а ю щ и х одежды. Но помимо того -- с обеих сторон -- зреет --  уже  назрело  --  нечто  совсем  особое,  общность интересов дополняется какой-то иной общностью. Прекрасно понимаю вас, юноша, в  ваши лета что-то похожее произошло и со мной, со мной и с одной женщиной, мы были наивны, хороши собой и потеряли головы. Дорогой Аркадий  Аркадьевич, я  намерен  сделать  вам  заодно  еще одно признание. Видите ли, я не вполне уверен, что нравлюсь Вете Аркадьевне как мужчина, возможно, та  общность,  о которой  я упоминал, основана со стороны вашей дочери лишь на человеколюбии, я имею в виду, что она любит меня только как человека, я  не  утверждаю,  но лишь  предполагаю  это  из  боязни  показаться  смешным,  мне бы не хотелось очутиться в щекотливом положении. А поскольку вы -- отец Веты  Аркадьевны  и знаете  ее  вкусы  и  характер  куда лучше, чем я, осмеливаюсь спросить вас: достоин ли я, по вашему мнению, симпатии  вашей  дочери  и  как  мужчина,  я как-то  смутно  опасаюсь,  что кажусь ей несколько неинтересным. Посмотрите, вглядитесь внимательно, так  ли  это  в  действительности,  или  может  лишь показаться. Неужто черты мои столь уродливы, что и самые возвышенные чувства из всех доступных человеку, не улучшили лица и стати моих? Но, ради бога, не лгите,  прошу  вас.  Какая  чепуха,  --  отвечает  Акатов,  -- вы совершенно нормальны, совершенно, я предполагаю, многие молодые женщины согласились  бы пройти  с  вами  по  жизни  рука  об  руку  --  и  никогда  бы  не пожалели. Единственно, что я посоветовал  бы  вам  как  ученый  --  чаще  пользоваться носовым  платком.  Чистая условность -- но как она облагораживает, возносит, приподнимает личность над толпой современников и  обстоятельств.  Правда,  в ваши  годы  я  тоже  не  знал этого, но зато знал многое прочее, я собирался защищать первую диссертацию и жениться на женщине, что стала позднее матерью Веты. К тому времени я уже работал, много работал и много зарабатывал  --  а вы?  Да,  кстати, как вы предполагаете строить вашу семейную жизнь, на каких основах, осознаете ли вы, какая ответственность ляжет на вас  как  на  главу семьи?  это  очень  важно. Сударь, я не мог не догадываться, что вы зададите такой вопрос, и был готов к нему задолго до того, как навестил вас. Я хорошо понимаю, что вы имеете в виду, я уже все знаю, потому что много читаю. Кое о чем я узнал раньше, еще до разговора с нашим географом Норвеговым, но  после того,  как  мы  встретились  с  ним однажды в уборной и потолковали обо всем таком начистоту, мне сделалось понятным почти все. Кроме того, Савл Петрович дал почитать одну книгу, и когда я почитал ее, то понял все до конца. Что же вы поняли? -- спрашивает Акатов, -- поделитесь.
         Савл Петрович сидит на подоконнике  спиной  к  закрашенному  стеклу,  а лицом  к  кабинкам;  босые  ступни  ног  его покоятся на радиаторе, и колена высоко подняты, так что учитель удобно опирает на них подбородок. Экслибрис, книга за книгой. Глядя на двери кабинок,  исписанные  хулиганскими  словами: как  много  неприличного,  как  некрасиво  у нас в уборной, сколь бедны наши чувства к женщине, как циничны мы, люди спецшколы. Мы не умеем любить  нежно и  сильно,  нет  --  не умеем. Но дорогой Савл Петрович, -- стоя перед ним в белых тапочках из брезента, на зловонной плитке, возражаю я, -- несмотря  на то,  что  я  не знаю, что и думать, и каким образом успокоить вас, лучшего в мире учителя, считаю необходимым напомнить вам  следующее:  ведь  вы-то,  вы сами, вы лично -- неужто не любите вы сильно и нежно одну мою одноклассницу, меловую  девушку  Розу.  О Роза Ветрова, -- говорили вы ей однажды, -- милая девушка, могильный цвет,  как  хочу  я  нетронутого  тела  твоего!  А  также шептали:  в одну из ночей смущенного своею красотой лета жду тебя в домике с флюгером, за синей рекой. А также: то, что случится с нами в ту ночь,  будет похоже  на  пламя,  пожирающее  ледяную  пустыню, на звездопад, отраженный в осколке зеркала, выпавшего вдруг из  оправы,  дабы  предупредить  хозяина  о грядущей  смерти,  это  будет похоже на свирель пастуха и на музыку, которая еще не написана. Приди ко мне, Роза Ветрова,  неужели  тебе  не  дорог  твои старый  мертвый учитель, шагающий по долинам небытия и нагорьям страданий. А также: приди, чтобы унять трепет чресел твоих  и  утолить  печали  мои.  Да, милый  мой,  я  говорил,  а может, только скажу ей эти или похожие слова, но разве слова что-нибудь доказывают? Не помыслите только,  будто  я  лицемерил (буду  лицемерить),  мне  не  свойственно,  я  не  умею,  но  бывает -- и вы когда-нибудь убедитесь сами -- бывает, человек лжет, не подозревая о том. Он уверен,  что  говорит  правду,  и  уверен,  что  исполнит  то,  что  обещает исполнить,  но  он говорит неправду, и никогда не исполнит, что обещает. Так случается чаще всего в детстве, но потом и в юности, а затем в молодости и в старости. Так случается с человеком тогда, когда он  пребывает  в  состоянии страсти,  ибо  страсть безумству подобна. Спасибо, я не знал, я разберусь, я лишь подозревал об этом -- об  этом  и  о  многом  другом.  Понимаете,  меня тревожит одно обстоятельство, и сегодня, здесь, после уроков, когда на улице сыро  и  ветрено,  а  вторая  смена  будущих инженеров ушла домой, дожевывая помятые в портфелях  бутерброды  (бутерброды  необходимо  съесть,  чтобы  не огорчать  терпеливых  матерей  своих), я намерен сделать вам, Савл Петрович, некое сообщение, которое, вероятно, покажется  вам  невероятным,  оно  может заставить  вас  разочароваться  во  мне.  Я давно собирался посоветоваться с вами,  но  всякий  день  откладывал  разговор:  полно  контрольных,  слишком донимают  заданиями  на  дом, и пусть я не делаю их, сознание долга гнетет и давит. Утомительно, Савл Петрович. Но вот настал момент, когда я хочу и могу сделать это сообщение.  Дорогой  учитель!  в  лесных,  затерянных  в  полях, хижинах,  в  почтовых  дилижансах  дальнего  следования, у костров, дым коих создает уют, на берегах озера Эри или -- не помню  точно  --  Баскунчак,  на кораблях  типа  Б  и  г  л  ь, на крышах европейских омнибусов и в женевском туристическом бюро пропаганды и агитации за лучшую семейную  жизнь,  в  гуще вереска  и  религиозных  сект, в парках и палисадниках, где на скамейках нет свободных мест, за кружкой пива в горном кабачке У к о  т  а,  на  передовых первой  и  второй  мировых  войн,  стремительно  едучи на нартах по зеленому юконскому льду, обуреваемый золотой лихорадкой, и в прочих местах --  тут  и там,  дорогой учитель, размышлял я о том, что есть женщина, и как быть, если настало время действовать, я размышлял о природе условностей и  особенностях плотского  в  человеке.  Я думал о том, что такое любовь, страсть, верность, что значит  уступить  желанию  и  что  значит  не  уступать  ему,  что  есть вожделение, похоть; я мыслил о частностях совокупления, мечтая о нем, ибо из книг  и  прочих  источников знал, что оно доставляет радость. Но беда в том, что ни там, ни там, ни там ни разу за всю жизнь не случалось мне б ы т ь,  а иначе,  вульгарно  говоря,  --  с п а т ь с какой-либо женщиной. Я просто не знаю, как это бывает, я бы, наверное,  сумел,  но  не  представляю,  с  чего начать все это, а главное -- с кем. Нужна, очевидно, какая-то женщина, лучше всего  -- знакомая, которую давно знаешь, которая что-нибудь подсказала бы в случае чего, в том случае, если бы что-то не получилось сразу; нужна  весьма добрая  женщина,  я  слышал,  что  лучше всего, если вдова, да, говорят, что почему-то вдова, но я не знаком ни с одной вдовой, только  с  Тинберген,  но она  все-таки  завуч,  и у нее есть Трифон Петрович (а патефон есть только у меня), а других знакомых женщин у меня нет -- только Вета Аркадьевна,  но  я не  хотел  бы  с  ней, ведь я люблю ее и намерен на ней жениться, это разные вещи, я совершенно не думаю, заставляю себя не думать о ней как о женщине, я понимаю, что она слишком красива, слишком порядочна, чтобы позволить себе со мной что-либо до свадьбы -- не так ли? Правда, есть еще знакомые девочки  из класса,  но если бы я начал ухаживать за одной из них, например, за той, что умерла недавно от менингита, и мы собирали ей на венок,  то  боюсь,  это  не слишком  понравилось  бы  Вете  Аркадьевне,  подобные  вещи сразу заметны: в небольшом коллективе, на виду у соучеников и преподавателей -- тут все сразу стало бы ясно, Вета поняла бы, что я намерен изменить ей, и у  нее  возникли бы  справедливые претензии, а тогда наш брак мог бы расстроиться, рухнули бы все надежды, а мы питали их так  долго!  Несколько  раз,  Савл  Петрович,  я пытался знакомиться с женщинами на улице, но я, наверное, не знаю подхода, я не  элегантен,  некрасиво  одет.  Короче,  у  меня  ничего не выходило, меня прогоняли, но не скрою -- так как ничего не скрою от вас, дорогой наставник, -- не скрою, что однажды у меня едва не завязалось знакомство  с  интересной молодой  женщиной,  и  хотя  яне  сумею описать ее, поскольку не запомнил ни лица, ни голоса, ни походки ее, я берусь утверждать, что она была необычайно красива, подобно большинству женщин.
         Где же я повстречал ее? Наверное в кино или в парке, а скорее всего  -- на почте. Женщина сидела там, за окошечком и ставила штемпели на конвертах и открытках. Был Всежитейский День защиты Козодоя. В тот день с утра я положил для  себя,  что весь день стану собирать марки. У меня, правда, не оказалось дома ни одной марки, но  зато  нашлась  спичечная  этикетка  с  изображением какой-то  птицы,  которую  нам  всем следует охранять. Я понял -- это и есть Козодой и отправился на почту, чтобы мне поставили на него штамп, и женщина, сидевшая там, за окошечком, мне сразу понравилась. Ты сказал нашему учителю, что не можешь описать ту женщину; в таком случае опиши хотя бы  день,  когда произошла  ваша  встреча,  поведай  о  том, как было на улице и о том, какая стояла погода, если это, естественно, не затруднит тебя.  Нет-нет,  тут  нет ничего  сложного, и я с удовольствием выполню твою просьбу. Облака в то утро шли по  небу  быстрее  обычного,  и  я  видел,  как  поспешно  появлялись  и растворялись  друг  в  друге белые ватные лики. Они сталкивались и наплывали один на другой, цвет их менялся от золотого до сиреневого.  Многие  из  тех, кого  мы  называем  прохожими,  улыбаясь  и щурясь от рассеянного, но все же сильного солнечного света,  как  и  я,  наблюдали  передвижение  облаков  и, подобно мне, ощущали приближение будущего, вестником которого и были эти н е в  ы  у  ч  е  н н ы е облака. Не поправляй меня, я не ошибся. Когда я иду в школу или на почту, чтобы мне поставили штемпель  на  спичечную  этикетку  с изображением  Козодоя,  мне  легко  бывает отыскивать вокруг себя и в памяти вещи, явления -- и мне приятно о них думать, -- которые невозможно ни задать на дом, ни  выучить.  Никто  не  в  состоянии  выучить:  шум  дождя,  аромат маттиолы,  предчувствие  небытия, полет шмеля, броуновское движение и многое прочее. Все это можно изучить, но в ы  у  ч  и  т  ь  --  никогда.  Сюда  же относятся  и  облака,  тучи,  полные  беспокойства  и  будущих  гроз.  Кроме облачного неба, в то утро была улица, ехали какие-то машины, и в  них  ехали какие-то   люди,  было  изрядно  жарко.  Я  слышал,  как  на  газонах  росла нестриженная трава, как во дворах скрипели детские коляски,  гремели  крышки мусорных  баков,  как  в подъездах лязгали двери лифтовых шахт, и в школьном дворе ученики первой смены стремглав бежали укрепляющий кросс: ветер доносил биение их сердец. Я слышал, как где-то далеко, быть может,  в  другом  конце города,  слепой  человек  в  черных очках, стекла которых отражали и пыльную листву плакучих акаций, и торопливые облака, и дым,  ползущий  из  кирпичной трубы  фабрики офсетной печати, просил идущих мимо людей перевести его через улицу, но всем было некогда и никто не  останавливался.  Я  слышал,  как  на кухне  --  окно  в  переулок было распахнуто -- два старика, переговариваясь (речь шла о Нью-Орлеанском пожаре 1882 года), варили мясные щи:  стоял  день получения пенсии; я слышал, как булькало в их кастрюле, и счетчик отсчитывал кубосантиметры  сожженного  газа.  Я  слышал, как в других квартирах этого и соседних домов стучат печатные  и  швейные  машинки,  как  листают  подшивки журналов и штопают носки, сморкаются и смеются, бреются и поют, смежают веки или  от нечего делать барабанят пальцами по туго натянутым стеклам, подражая голосу косого дождя. Я слышал тишину пустых квартир, чьи владельцы  ушли  на работу  и  вернутся  лишь  к  вечеру,  или  не  вернутся,  потому что ушли в вечность, слышал ритмическое качание маятников в настенных часах  и  тиканье ручных  часов  разных  марок.  Я  слышал  поцелуи  и шепот, и душное дыхание незнакомых мне мужчин и женщин -- ты никогда ничего о  них  не  узнаешь,  -- делающих  с  к  и р л ы, и я завидовал им и мечтал познакомиться с женщиной, которая позволила бы мне сделать с ней то же самое. Я шел по улице  и  читал подряд вывески и рекламы на домах, хотя давно знал их все наизусть, я выучил каждое  слово  той  улицы.  Левая  сторона.  РЕМОНТ ДЕТСКИХ КОНСТРИКТОРОВ. В витрине -- плакатный мальчик, мечтающий стать инженером, он  держит  в  руке большую модель планера. МЕХА ЗАПОЛЯРЬЯ. В витрине -- белый медведь, чучело с открытой пастью. КИНО-ЛИСТОПАД-ТЕАТР. Настанет день и мы придем сюда вдвоем: Вета  и  я;  какой  ряд  ты предпочитаешь? -- спрошу я у Веты, -- третий или восемнадцатый? Не знаю, -- скажет она, -- не вижу разницы,  бери  любой.  Но тут  же  добавит: впрочем, я люблю поближе, возьми десятый или седьмой, если это не слишком дорого. А я скажу обиженно:  что  за  ерунда,  милая,  причем здесь  деньги, я готов отдать все, лишь бы тебе было хорошо и удобно. ПРОКАТ ВЕЛОСИПЕДОВ. После кино  мы  непременно  возьмем  напрокат  два  велосипеда. Девушка,  выдающая велосипеды напрокат, белокурая и улыбчивая, с обручальным кольцом на правой руке, завидя нас, засмеется: наконец-то  нашлись  клиенты, странно  --  на  улице  такая  теплынь,  а  кататься  никто не хочет, просто странно. Ничего странного, -- весело скажу я, -- весь город в  такую  погоду уехал  за  город,  сегодня ведь воскресенье, все с утра на дачах, а там -- у каждого в сарае стоит свой собственный велосипед, мы вот тоже  собрались  на дачу,   поедем  на  ваших  велосипедах,  прямо  по  шоссе,  своим  ходом:  в электричке, несмотря на мороженое, должно быть душно. Смотрите,  осторожнее, -- предупредит  девушка,  --  на  шоссе  большое движение, держитесь ближе к обочине, следите за знаками, не превышайте  скорость,  обгон  только  слева, осторожно   --  пешеходы,  движение  регулируется  вертолетами  и  радарами. Конечно, мы будем внимательны, нам ни к чему терять головы, особенно теперь, через неделю после свадьбы, мы так долго питали надежды.  Ах,  вот  как,  -- улыбнется  девушка,  --  значит,  у вас свадебное путешествие. Да, мы решили немного проехаться. Когда вы вошли, я  так  и  подумала  --  молодожены:  вы ужасно  подходите  друг  другу  .поздравляю, мне так приятно, я сама замужем совсем недавно, мой муж,-- мотогонщик, у него прекрасный мотоцикл, мы  ездим очень  быстро.  Я  тоже  люблю  гонки,  -- поддержит разговор Вета, -- и мне хотелось бы, чтобы и мой муж был мотоциклистом, но, к сожалению, он инженер, и у нас нет мотоцикла,  у  нас  только  машина.  Да,  --  повторю  я,  --  к сожалению,  только  машина,  да  и  та подержанная, но, в принципе, я мог бы купить и мотоцикл. Конечно, купите, -- улыбнется девушка --  купите,  а  муж научит  вас  ездить,  мне  представляется,  это  не слишком сложно, главное, вовремя выжать сцепление и отрегулировать радиатор. И  тут  Вета  предложит: знаете  что,  почему  бы  вам  с  мужем  не заехать к нам на будущей неделе, приезжайте на мотоцикле, наша  дача  стоит  у  самой  воды,  вторая  просека налево,  будет  очень  весело,  пообедаем,  выпьем  чаю. Спасибо, -- ответит девушка, -- мы обязательно приедем, я на днях как раз беру  отпуск,  скажите только,  какой торт вам нравится: гусиные лапки или праздничный, я привезу к чаю.  Лучше  праздничный,  гусиные  лапки  мы  с  мужем  купим   сами,   да, праздничный,  да, и если это не очень обеспокоит, возьмите заодно килограмма два  трюфелей,  деньги  я  сразу  верну.  Ну  что  вы,  какие  там   деньги! РЫБА-РЫБА-РЫБА.  ЗОО-СНЕГИРЬ-МАГАЗИН.  Аквариумы с тритонами и зеленые -- на жердочках -- попугаи. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ. Будь любознательным, изучай  свой край,  это  полезно.  АСП  --  агентство секретных перевозок. ОБУВЬ. И слово "обувь" как "любовь" я прочитал на магазине. ЦВЕТЫ. КНИГИ. Книга  --  лучший подарок,  всем  лучшим  во  мне  я обязан книгам, книга -- за книгой, любите книгу, она облагораживает и воспитывает вкус, смотришь  в  книгу,  а  видишь фигу,  книга -- друг человека, она украшает интерьер, экстерьер, фокстерьер, загадка: сто одежек и все без застежек -- что такое? отгадка  --  книга.  Из энциклопедии:  статья  к  н и ж н о е д е л о н а Р у с и: книгопечатание на Руси появилось при Иоанне Федорове, прозванном в народе первопечатником,  он носил  длинный  библиотечный  пыльник  и  круглую шапочку, вязаную из чистой шерсти. И тогда некий речной кок дал ему книгу: на,  читай.  И  сквозь  хвою тощих  игол,  орошая  бледный  мох, град запрядал и запрыгал, как серебряный горох. Потом еще: я приближался к месту моего назначения -- все было мрак  и вихорь.  Когда  дым рассеялся, на площадке никого не было, но по берегу реки шел Бураго, инженер,  носки  его  трепетал  ветер.  Я  говорю  только  одно, генерал,  я  говорю только одно, генерал: что, Маша, грибы собирала? Я часто гибель возвращал одною пушкой вестовою. В начале июля, в чрезвычайно  жаркое время,  под  вечер,  один  молодой  человек. А вы -- говорите, эх, вы-и-и! А белые есть?  Есть  и  белые.  Цоп-цоп,  цайда-брайда,  рита-умалайда-брайда, чики-умачики-брики,  рита-усалайда.  Ясни,  ясни,  на  небе  звезды, мерзни, мерзни,  волчий  хвост!  Правая  сторона.  БОТЫ-ЗОНТЫ-ТРОСТИ,  все  в  одном магазине,  чтобы,  не  мешкая,  купить  все  сразу.  АТЕЛЬЕ МОД, дом еьлета. КОЛБАСЫ.  Кому  колбасы,  а  вот  --  кому  колбасы  горяченькой  с  булкой! ГАЛАНТЕРЕЯ-ТРИКОТАЖ.  ПАРК  ОТДЫХА,  забор тянется на двенадцать с половиной парсеков. И только за ним -- ПОЧТА. Здравствуйте, могу я поставить  штемпель на свою марку, а точнее -- могу я, чтобы мне поставили, а еще лучше так: как мне  сделать,  чтобы мне с вашей помощью поставили штемпель на мою же марку, погасив ее. Дайте сюда, покажите, какая же это марка, мальчик, это спички. Я знаю, я просто думал, что вам  все  равно,  здесь  тоже  нарисован  Козодой, взгляните.  Она посмотрела и усмехнулись: нужно отклеить этикетку над паром. Ладно, хорошо, я отпарю, я проживаю недалеко, мне кажется, я сумею уговорить маму, чтобы она разрешила мне поставить чайник (мама, могу я согреть чайник? ты хочешь чаю? разве ты пьешь чай перед школой, какой может быть чай,  когда время обедать. Дело в том, мама, что необходимо отклеить этикетку над паром. Над  паром?  Над  паром,  так  сказали на почте. О, Господи, ты опять что-то выдумал, на какой еще почте,  кто  сказал,  зачем,  какая  этикетка,  ты  же ошпаришь  себе лицо!), но я не уверен, нельзя ли сделать это у вас на почте, однажды я случайно увидел -- окно  было  открыто  --  как  вы  пьете  чай  в комнате,  где  посылки  и  бандероли, вы пили электрический чайник, вас было несколько женщин и один мужчина в пальто, вы  смеялись.  Да,  правильно,  -- сказала она, -- у нас же есть, иди сюда, мальчик.
         И  ты  пошел  за  ней  по  длинному  коридору,  где висели лампочки без абажуров и пахло настоящей почтой: сургуч, клей, бумага,  бечевка,  чернила, стеарин,  казеин,  перезревшие  груши,  мед,  сапоги со скрипом, крем-брюле, дешевый  уют,  вобла,  побеги  бамбука,  крысиный  помет,   слезы   старшего письмоводителя.  В  конце  коридора  была небольшая зала, она как бы венчала его: так реку венчает озеро, в которое она  впадает.  В  зале  на  стеллажах лежали  посылки и бандероли, адресованные туда и сюда, окно было зарешечено, а посреди комнаты  на  столе  серебрился  электрочайник  с  пестрым  шнуром, который заканчивался вилкой. Женщина вставила вилку в розетку, села на стул, а  ты  сел на другой -- и вы стали ждать, когда закипит. Я хорошо знаю тебя: по натуре своей ты порывист, тебе недостает усидчивости в школе и  дома,  ты пока слишком молод и оттого не приемлешь долгого молчания, затянувшихся пауз в  разговоре,  от них тебе делается неловко, не по себе, одним словом, ты не терпишь пассивности, бездействия,  тишины.  Сейчас,  будь  ты  один  в  этой почтовой  комнате,  ты наполнил бы ее своим криком так же, как ты наполняешь на досуге пустые школьные аудитории, туалетные помещения, коридоры. Но ты не один здесь, и хотя тебя распирает вызревающий  в  глубинах  твоего  естества неописуемый вопль, и он готов вырваться наружу в любое мгновение, и тогда ты лопнешь  и  раскроешься  подобно ранней апрельской почке и весь обратишься в свой собственный крик: я Нимфея Нимфея Нимфея ея-ея-ея я-я-я а-а-а-,  --  ты не  можешь, ты не имеешь права пугать эту молодую душевную женщину. Ибо если ты закричишь, она прогонит тебя прочь и не поставит штемпель на Козодоя,  ни в  коем  случае не кричи здесь, на почте, иначе у тебя не будет коллекции, о которой ты столь долго мечтал,  коллекции,  состоящей  из  одной  погашенной марки. Или этикетки. Сдержи себя, отвлекись, подумай о чем-нибудь нездешнем, загадочном,  или  начни  ни  к  чему не обязывающий разговор с женщиной, тем более, что, насколько я понимаю, она сразу понравилась тебе. Хорошо, но  как же  начать,  какими  словами, я вдруг забыл, как следует начинать разговоры, которые ни к чему не обязывают. Весьма  просто,  спроси  ее,  можешь  ли  ты задать  ей  один  вопрос.  Спасибо,  спасибо, сейчас. Могу я задать вам один вопрос? Конечно, мальчик, конечно. Ну а теперь, что говорить дальше?  Теперь спроси ее о почтовых голубях или о работе, узнай, как у нее вообще дела. Да, вот именно: я хотел узнать у вас, как идут дела у вас на почве, то есть нет, на  почте, на почтамте почтимте почтите почуле почти что. Что-что, на почте? Хорошо, мальчик, хорошо, а почему это интересует тебя?  Вы,  верно,  держите почтовых  голубей,  не так ли? Нет, а зачем? Но ведь почтовые голуби, где же им еще жить, если не у вас  на  почуле?  Нет,  мы  не  держим,  у  нас  есть почтальоны. В таком случае вы знаете почтальона Михеева или Медведева, похож на  Павлова  и  тоже  катается на велосипеде, но не надейтесь увидеть его за окном, он катается не здесь, не в городе, он служит  за  городом,  в  дачном поселке,  у него борода -- так вы не представлены ему? Нет, мальчик. Жаль, а то мы с удовольствием побеседовали бы о нем и вам не было бы скучно со мной. А мне и не скучно, -- отвечает женщина.  Вот  славно,  значит  и  я  немного понравился  вам,  у  меня  к вам дело, если не ошибаюсь: мне пришло в голову завязать с вами знакомство, и даже больше того, меня зовут  так-то,  а  вас? Смешной какой, -- говорит женщина, -- вот смешной-то. Не смейтесь, я поведаю вам  всю  правду  -- как есть, видите ли, судьба моя решена: я женюсь, очень скоро, возможно через пару-тройку недель. Но женщина, которая  должна  стать моею  женой -- она чрезвычайно нравственна, вы понимаете, что я имею в виду? и она ни за что не согласится до свадьбы. А мне очень нужно,  необходимо,  в противном  случае  я  изойду своим нечеловеческим криком, как кровью. Доктор Заузе называет такое состояние припадком  на  всенервной  почве,  поэтому  я решился  попросить  вас помочь мне, оказать мне одну услугу, любезность, это было бы весьма любезно с вашей стороны, вы ведь -- женщина, вам, я  полагаю, тоже  хочется  кричать  на вашей нервной почте, так отчего бы нам не утолить наши почули, неужели  я  ничуть  не  приглянулся  вам,  я  же  так  старался понравиться!  Вы  не  представляете,  как  я  буду скучать без вас, когда мы отклеим этикетку и вы поставите штемпель и я уйду обратно, в дом отца моего: я не отыщу утешения ни в чем и нигде. А может, у вас уже есть некто,  с  кем вы  утоляете  почули?  Боже  мой, да какое тебе дело, -- говорит женщина, -- дерзкий, прямо ужас. В таком случае я готов немедленно доказать, что я лучше него во всех отношениях, впрочем, вы уже осознали это. Разве не ясно, что ум мой -- сама гибкость и логика есть, разве не факт, что  если  существует  на всем  свете хоть один будущий инженерный гений -- так это именно я. И это я, я расскажу вам немедленно какую-нибудь историю, да, что-нибудь такое,  после чего  вы  не  устоите.  Вот.  Давайте  я  расскажу своими словами сочинение, которое сдал нашей Водокачке на прошлой неделе. Я начну с самого начала. М о е у т р о. С о ч и н е н и е.
[ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]