/ Критика / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Стихотворения М. Лермонтова

Стихотворения М. Лермонтова [4/6]

  Скачать критическую статью

    Автор статьи: Белинский В.Г.

    * "Теория поэзии в историческом развитии древних и новых народов" С. Шевырева, стр. 19
     Наш век - век по преимуществу исторический. Все думы, все вопросы наши и ответы на них, вся наша деятельность вырастает из исторической почвы и на исторической почве. Человечество давно уже пережило век полноты своих верований; может быть, для него наступит эпоха еще высшей полноты, нежели какою когда-либо прежде наслаждалось оно; но наш век есть век сознания, философствующего духа, размышления, "рефлексии" *. Вопрос - вот альфа и омега нашего времени. Ощутим ли мы в себе чувство любви к женщине, - вместо того, чтоб роскошно упиваться его полнотою, мы прежде всего спрашиваем себя, что такое любовь, в самом ли деле мы любим? и пр. Стремясь к предмету с ненасытною жаждою желания, с тяжелою тоскою, со всем безумством страсти, мы часто удивляемся холодности, с какою видим исполнение самых пламенных желаний нашего сердца, - и многие из людей нашего времени могут применить к себе сцену между Мефистофелем и Фаустом у Пушкина:
     Когда красавица твоя
     Была в восторге, в упоенье,
     Ты беспокойною душой
     Уж погружался в размышленье
     (А доказали мы с тобой,
     Что размышленье - скуки семя).
     И знаешь ли, философ мой,
     Что думал ты в такое время,
     Когда не думает никто?
     Сказать ли?
     Фауст.
     Говори. Ну, что?
     Мефистофель.
     Ты думал: агнец мой послушный!
     Как жадно я тебя желал!
     Как хитро в деве простодушной
     Я грезы сердца возмущал!
     Любви невольной, бескорыстной
     Невинно предалась она...
     Что ж грудь теперь моя полна
     Тоской и скукой ненавистной?..
     На жертву прихоти моей
     Гляжу, упившись наслажденьем,
     С неодолимым отвращеньем:
     Так безрасчетный дуралей,
     Вотще решась на злое дело,
     Зарезав нищего в лесу,
     Бранит ободранное тело;
     Так на продажную красу,
     Насытясь ею торопливо,
     Разврат косится боязливо...
     * Хотя слово "размышление" и далеко не выражает вполне слова "рефлексия", но намекает на его значение, в том смысле в каком употребил его Пушкин в своей "Сцене из Фауста". Французское слово reflexion ближе значением к тому, что немцы разумеют под словом reflectieren и Reflexion.
     Ужасно!.. Но это не смерть и даже не старость мира, как думает старое поколение, которое, в своей молодости, так беззаботно пило и ело, так весело плясало, так бессознательно наслаждалось жизнию. Нет, это не смерть и не старость: люди нашего времени так же или еще больше полны жаждою желаний, сокрушительною тоскою порываний и стремлений. Это только болезненный кризис, за которым должно последовать здоровое состояние, лучше и выше прежнего. Та же рефлексия, то же размышление, которое теперь отравляет полноту всякой нашей радости, должно быть впоследствии источником высшего, чем когда-либо, блаженства, высшей полноты жизни. Но горе тем, кто является в эпоху общественного недуга! Общество живет не годами - веками, а человеку дан миг жизни: общество выздоровеет, а те люди, в которых выразился кризис его болезни, благороднейшие сосуды духа, навсегда могут остаться в разрушающем элементе жизни!..
     Как бы то ни было, но наш век есть век размышления. Поэтому рефлексия (размышление) есть законный элемент поэзии нашего времени, и почти все великие поэты нашего времени заплатили ему полную дань: Байрон в "Манфреде", "Каине" и других произведениях; Гёте особенно в "Фаусте"; вся поэзия Шиллера по преимуществу _рефлектирующая_, размышляющая. В наше время едва ли возможна поэзия в смысле древних поэтов, созерцающая явление жизни без всякого отношения к личности поэта (поэзия объективная), и в наше время тот не поэт и особенно не художник, у которого в основании таланта не лежит созерцательность древних и способность воспроизводить явления жизни без отношений к своей личности; но в наше время отсутствие в поэте внутреннего (субъективного) элемента есть недостаток. В самом Гёте не без основания порицают отсутствие исторических и общественных элементов, спокойное довольство действительностию, как она есть. Это и было причиною, почему менее гетевской _художественная_, но более _человечественная, гуманная_ поэзия Шиллера нашла себе больше отзыва в человечестве, чем поэзия Гёте.
     Преобладание внутреннего (субъективного) элемента в поэтах обыкновенных есть признак ограниченности таланта. У них субъективность означает выражение личности, которая всегда ограниченна, если является отдельно от общего. Они обыкновенно говорят о своих нравственных недугах, и всегда одно и то же; читая их, невольно вспоминаешь эти стихи Лермонтова:
     Какое дело нам, страдал ты или нет?
     На чтo нам знать твои волненья,
     Надежды глупые первоначальных лет,
     Рассудка злые сожаленья?
     Взгляни: перед тобой играючи идет
     Толпа дорогою привычной;
     На лицах праздничных чуть виден след забот,
     Слезы не встретишь неприличной.
     А между тем из них едва ли есть один,
     Тяжелой пыткой не измятый,
     До преждевременных добравшийся морщин
     Без преступленья иль утраты!..
     Поверь: для них смешон твой плач и твой укор,
     С своим напевом заученным,
     Как разрумяненный трагический актер,
     Махающий мечом картонным... {8}
     В таланте великом избыток внутреннего, субъективного элемента есть признак гуманности. Не бойтесь этого направления: оно не обманет вас, не введет вас в заблуждение. Великий поэт, говоря о себе самом, о своем _я_, говорит об общем - о человечестве, ибо в его натуре лежит все, чем живет человечество. И потому в его грусти всякий узнает свою грусть, в его душе всякий узнает свою и видит в нем не только _поэта_, но и _человека_, брата своего по человечеству. Признавая его существом несравненно высшим себя, всякий в то же время сознает свое родство с ним.
     Вот что заставило нас обратить особенное внимание на субъективные * стихотворения Лермонтова и даже порадоваться, что их больше, чем чисто художественных. По этому признаку мы узнаем в нем поэта русского, _народного_, в высшем и благороднейшем значении этого слова, - поэта, в котором выразился исторический момент русского общества. И все такие его стихотворения глубоки и многозначительны; в них выражается богатая дарами духа природа, благородная человечественная личность.
     * Повторяем, что слово "субъективность" здесь принимается в смысле внутреннего элемента духа, а не выражения ограниченной личности, как понимали его прежде.
     Через год после напечатания "Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" Лермонтов вышел снова на арену литературы с стихотворением "Дума", изумившим всех алмазною крепостию стиха, громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти. С тех пор стихотворения Лермонтова стали являться одни за другими без перемежки, и с его именем.
     Поэт говорит о новом поколении, что он смотрит на него с печалью, что его будущее "иль пусто, иль темно", что оно должно состареться под бременем _познанья_ и сомненья; укоряет его, что оно иссушило ум _бесплодною наукою_. В этом нельзя согласиться с поэтом: _сомненье_ - так; но излишества _познания_ и _науки_, хотя бы и "бесплодной", мы не видим: напротив, недостаток познания и науки принадлежит к болезням нашего поколения:
     Мы все учились понемногу
     Чему-нибудь и как-нибудь! {9}
     Хорошо бы еще, если б, взамен утраченной жизни, мы насладились хоть знанием: был бы хоть какой-нибудь выигрыш! Но сильное движение общественности сделало нас обладателями знания, без труда и учения - и этот плод без корня, надо признаться, пришелся нам горек: он только пресытил нас, а не напитал, притупил наш вкус, но не усладил его. Это обыкновенное и необходимое явление во всех обществах, вдруг вступающих из естественной непосредственности в сознательную жизнь, не в недрах их возросшую и созревшую, а пересаженную от развившихся народов. Мы в этом отношении - _без вины виноваты_!
     Богаты мы, едва из колыбели,
     Ошибками отцов и _поздним их умом_,
     И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
     Как пир на празднике чужом.
     Какая верная картина! Какая точность и оригинальность в выражении! Да, ум отцов наших для нас - поздний ум; великая истина!
     _И ненавидим мы, и любим мы случайно,
     Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
     И царствует в душе какой-то холод тайный,
     Когда огонь кипит в крови_.
     И предков скучны нам роскошные забавы,
     Их добросовестный, ребяческий разврат;
     _И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
     Глядя насмешливо назад_.
     Толпой угрюмою и скоро позабытой,
     Над миром мы пройдем без шума и следа,
     _Не бросивши векам ни мысли плодовитой.
     Ни гением начатого труда_.
     И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
     Потомок оскорбит презрительным стихом,
     _Насмешкой горькою обманутого сына
     Над промотавшимся отцом_.
     Эти стихи писаны кровью; они вышли из глубины оскорбленного духа: это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти!.. И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него своим воплем, своим стоном?.. Если под "сатирою" должно разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а громы негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества, - то "Дума" Лермонтова есть сатира, и сатира есть законный род поэзии. Если сатиры Ювенала дышат такою же бурею чувства, таким же могуществом огненного слова, то Ювенал действительно великий поэт!..
     Другая сторона того же вопроса выражена в стихотворении "Поэт". Обделанный в золото галантерейною игрушкою кинжал наводит поэта на мысль о роли, которую это орудие смерти и мщения играло прежде... А теперь?.. Увы!
     Никто привычною, заботливой рукой
     Его не чистит, не ласкает,
     И надписи его, молясь перед зарей,
     Никто с усердьем не читает...
     -------------------
     В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
     Свое утратил назначенье,
     На злато променяв ту власть, которой свет
     Внимал в немом благоговенье?
     Бывало, мерный звук твоих могучих слов
     Воспламенял бойца для битвы;
     Он нужен был толпе, _как чаша для пиров,
     Как фимиам в часы молитвы.
     Твой стих, как Божий дух, носился над толпой;
     И, отзыв мыслей благородных,
     Звучал, как колокол на башне вечевой,
     Во дни торжеств и бед народных_.
     Но скучен нам простой и гордый твой язык, -
     Нас тешат блестки и обманы;
     Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
     Морщины прятать под румяны...
     Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
     Иль никогда на голос мщенья
     Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
     Покрытый ржавчиной презренья?
     Вот оно, то бурное одушевление, та трепещущая, изнемогающая от полноты своей страсти, которую Гегель называет в Шиллере пафосом!.. Нет, хвалить такие стихи можно только стихами, и притом такими же... А мысль?.. Мы не должны здесь искать статистической точности фактов; но должны видеть выражение поэта, - и кто не признает, что то, чего он требует от поэта, составляет одну из обязанностей его служения и призвания? Не есть ли это характеристика поэта - характеристика благородного Шиллера?..
     "Не верь себе" есть стихотворение, составляющее триумвират с двумя предшествовавшими. В нем поэт решает тайну истинного вдохновения, открывая источник ложного. Есть поэты, пишущие в стихах и в прозе, и, кажется, удивительно как сильно и громко, но чтение которых действует на душу, как угар или тяжелый хмель, и их произведения, особенно увлекающие молодость, как-то скоро испаряются из головы. У этих людей нельзя отнять дарования и даже вдохновения, но
     В нем признака небес напрасно не ищи -
     То кровь кипит, то сил избыток!
     Скорее жизнь свою в заботах истощи,
     Разлей отравленный напиток!
     Случится ли тебе в заветный, чудный миг
     Отрыть в душе давно безмолвной
     Еще неведомый и девственный родник,
     Простых и сладких звуков полный, -
     Не вслушивайся в них, не предавайся им,
     Набрось на них покров забвенья:
     Стихом размеренным и словом ледяным
     Не передашь ты их значенья.
     Закрадется ль печаль в тайник души твоей,
     Зайдет ли страсть с грозой и вьюгой,
     Не выходи тогда на шумный пир людей
     С своею бешеной подругой;
     Не унижай себя. Стыдися торговать
     То гневом, то тоской послушной,
     И гной душевных ран надменно выставлять
     На диво черни простодушной.
     Со времени появления Пушкина в нашей литературе показались какие-то неслыханные прежде жалобы на жизнь, пошло в оборот новое слово "разочарование", которое теперь уже успело сделаться и старым и приторным. Элегия сменила оду и стала господствующим родом поэзии. За поэтами даже и плохие стихотворцы начали воспевать
     погибший жизни цвет
     Без малого в осьмнадцать лет. {10}
     Ясно, что это была эпоха пробуждения нашего общества к жизни: литература в первый раз еще начала быть выражением общества. Это новое направление литературы вполне выразилось в дивном создании Пушкина - "Демон":
     В те дни, когда мне были новы
     Все впечатленья бытия -
     И взоры дев, и шум дубровы,
     И ночью пенье соловья -
     Когда возвышенные чувства,
     Свобода, слава и любовь,
     И вдохновенные искусства
     Так сильно волновали кровь, -
     Часы надежд и наслаждений
     Тоской внезапной осеня, -
     Тогда какой-то злобный гений
     Стал тайно навещать меня.
     Печальны были наши встречи:
     Его улыбка, чудный взгляд,
     Его язвительные речи
     Вливали в душу хладный яд.
     Неистощимой клеветою
     Он провиденье искушал;
     Он звал прекрасное мечтою;
     Он вдохновенье презирал;
     Не верил он любви, свободе;
     На жизнь насмешливо глядел -
     И ничего во всей природе
     Благословить он не хотел.
     Это демон сомнения, это дух размышления, рефлексии, разрушающей всякую полноту жизни, отравляющей всякую радость. Странное дело: пробудилась жизнь, и с нею об руку пошло сомнение - враг жизни! "Демон" Пушкина с тех пор остался у нас вечным гостем и с злою, насмешливою улыбкою показывается то тут, то там... Мало этого: он привел другого демона, еще более страшного, более неразгаданного (Стихотворения М. Лермонтова, стр. 109):
     И скучно и грустно, и некому руку подать
     В минуту душевной невзгоды...
     Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?
     А годы проходят - все лучшие годы!
     Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,
     А вечно любить невозможно.
     В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:
     И радость, и муки, и всё там ничтожно...
     Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
     Исчезнет при слове рассудка;
     И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -
     Такая пустая и глупая шутка...
     Страшен этот глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни! От него содрогается человеческая природа, стынет кровь в жилах, и прежний светлый образ жизни представляется отвратительным скелетом, который душит нас в своих костяных объятиях, улыбается своими костяными челюстями и прижимается к устам нашим! Это не минута духовной дисгармонии, сердечного отчаяния: это - похоронная песня всей жизни! Кому не знакомо по опыту состояние духа, выраженное в ней, в чьей натуре не скрывается возможность ее страшных диссонансов, - те, конечно, увидят в ней не больше, как маленькую пьеску грустного содержания, и будут правы; но тот, кто не раз слышал внутри себя ее могильный напев, а в ней увидел только художественное выражение давно знакомого ему ужасного чувства, тот припишет ей слишком глубокое значение, слишком высокую цену, даст ей почетное место между величайшими созданиями поэзии, которые когда-либо, подобно светочам Эвменид {11}, освещали бездонные пропасти человеческого духа... И какая простота в выражении, какая естественность, свобода в стихе! Так и чувствуешь, что вся пьеса мгновенно излилась на бумагу сама собою, как поток слез, давно уже накипевших, как струя горячей крови из раны, с которой вдруг сорвана перевязка...
     Вспомните "Героя нашего времени", вспомните _Печорина_ - этого странного человека, который, с одной стороны, томится жизнию, презирает и ее и самого себя, не верит ни в нее, ни в самого себя, носит в себе какую-то бездонную пропасть желаний и страстей, ничем ненасытимых, а с другой - гонится за жизнию, жадно ловит ее впечатления, безумно упивается ее обаяниями; вспомните его любовь к Бэле, к Вере, к княжне Мери, и потом поймите эти стихи:
     Любить... но кого же?.. На время - не стоит труда,
     А вечно любить невозможно!
     Да, невозможно! Но зачем же эта безумная жажда любви, к чему эти гордые идеалы вечной любви, которыми мы встречаем нашу юность, эта гордая вера в неизменяемость чувства и его действительность?.. Мы знаем одну пьесу, которой содержание высказывает тайный недуг нашего времени и которая за несколько лет пред сим казалась бы даже бессмысленною, а теперь для многих слишком многознаменательна. Вот она:
     Я не люблю тебя: мне суждено судьбою
     Не полюбивши разлюбить;
     Я не люблю тебя: больной моей душою
     Я никого не буду здесь любить.
     О, не кляни меня! Я обманул природу,
     Тебя, себя, когда, в волшебный миг,
     Я сердце праздное и бедную свободу
     Поверг в слезах у милых ног твоих.
     Я не люблю тебя, но, полюбя другую,
     Я презирал бы горько сам себя;
     И, как безумный, я и плачу и тоскую,
     И все о том, что не люблю тебя!
     Неужели прежде этого не бывало? Или, может быть, прежде этому не придавали большой важности: пока любилось - любили, разлюбилось - не тужили; даже соединясь как бы по страсти, теми узами, которые навсегда решают участь двух существ, и потом увидев, что ошиблись в своем чувстве, что не созданы один для другого, вместо того, чтоб приходить в отчаяние от страшных цепей, предавались ленивой привычке, свыкались и равнодушно из сферы гордых идеалов, полноты чувства переходили в мирное и почтенное состояние пошлой жизни?.. Ведь у всякой эпохи свой характер?.. Может быть, люди нашего времени слишком многого требуют от жизни, слишком необузданно предаются обаяниям фантазии, так что после их роскошных мечтаний действительность кажется им уже слишком бесцветною, бледною, холодною и пустою?.. Может быть, люди нашего времени слишком серьезно смотрят на жизнь, дают слишком большое значение чувству?.. Может быть, жизнь представляется им каким-то высоким служением, священным таинством, и они лучше хотят совсем не жить, нежели жить как живется?.. Может быть, они слишком прямо смотрят на вещи, слишком добросовестны и точны в названии вещей, слишком откровенны насчет самих себя: протяжно зевая, не хотят называть себя энтузиастами, и ни других, ни самих себя не хотят обманывать ложными чувствами и становиться на ходули?.. Может быть, они слишком совестливы и честны в отношении к участи других людей и, обещав другому существу любовь и блаженство, думают, что непременно должны дать ему то и другое, а не видя возможности исполнить это, предаются тоске и отчаянию?.. Или, может быть, лишенные сочувствия с обществом, сжатые его холодными условиями, они видят, что не в пользу им щедрые дары богатой природы, глубокого духа, и представляют собою младенца в английской болезни?.. Может быть - чего не может быть!..
     "И скучно и грустно" из всех пьес Лермонтова обратила на себя особенную неприязнь старого поколения. Странные люди! Им все кажется, что поэзия должна выдумывать, а не быть жрицею истины, тешить побрякушками, а не греметь правдою! Им все кажется, что люди - дети, которых можно заговорить прибаутками или утешать сказочками! Они не хотят понять, что если кто кое-что знает, тот смеется над уверениями и поэта и моралиста, зная, что они сами им не верят. Такие правдивые представления того, что есть, кажутся нашим чудакам безнравственными. Питомцы Бульи и Жанлис, они думают, что истина сама по себе не есть высочайшая нравственность... Но вот самое лучшее доказательство их детского заблуждения: из того же самого духа поэта, из которого вышли такие безотрадные, леденящие сердце человеческое звуки, из того же самого духа вышла и эта молитвенная, елейная мелодия надежды, примирения и блаженства в жизни жизнию (стр. 71):
     В минуту жизни трудную
     Теснится ль в сердце грусть:
     Одну молитву чудную
     Твержу я наизусть.
     Есть сила благодатная
     В созвучье слов живых,
     И дышит непонятная,
     Святая прелесть в них.
     С души как бремя скатится,
     Сомненье далеко -
     И верится, и плачется,
     И так легко, легко...
     Другую сторону духа нашего поэта представляет его превосходное стихотворение "Памяти А. И. О<доевско>го"; это сладостная мелодия каких-то глубоких, но тихих дум, чувства сильного, но целомудренного, замкнутого в самом себе... Есть в этом стихотворении что-то кроткое, задушевное, отрадно успокоивающее душу...
     Но до конца среди волнений трудных,
     В толпе людской и средь пустынь безлюдных,
     В нем тихий пламень чувства не угас:
     Он сохранил и блеск лазурных глаз,
     И звонкий детский смех, и речь живую,
     И веру гордую в людей и жизнь иную.
     Но он погиб далеко от друзей...
     Мир сердцу твоему, мой милый Саша!
     Покрытое землей чужих полей,
     Пусть тихо спит оно, как дружба наша
     В немом кладбище памяти моей!
     Ты умер, как и многие, без шума,
     Но с твердостью. Таинственная дума
     Еще блуждала на челе твоем,
     Когда глаза закрылись вечным сном;
     И то, что ты сказал перед кончиной,
     Из слушавших тебя не понял ни единый.
     И было ль то привет стране родной,
     Названье ли оставленного друга,
     Или тоска по жизни молодой,
     Иль просто крик последнего недуга,
     Кто скажет нам?.. Твоих последних слов
     Глубокое и горькое значенье
     Потеряно... Дела твои, и мненья,
     И думы, - всё исчезло без следов,
     Как легкий пар вечерних облаков:
     Едва блеснут, их ветер вновь уносит -
     Куда они? зачем? откуда? - кто их спросит..
     И какою грандиозною, гармонирующею с тоном целого картиною заключается это стихотворение:
     Любил ты моря шум, молчанье синей степи -
     И мрачных гор зубчатые хребты...
     И, вкруг твоей могилы неизвестной.
     Всё, чем при жизни радовался ты,
     Судьба соединила так чудесно:
     Немая степь синеет, и венцом
     Серебряным Кавказ ее объемлет;
     Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет,
     Как великан, склонившись над щитом,
     Рассказам волн кочующих внимая,
     А море Черное шумит не умолкая.
     Вот истинно бесконечное и в мысли и в выражении; вот то, что в эстетике должно разуметь под именем высокого (sublime)...
     Не выписываем чудной "Молитвы" (стр. 43), в которой поэт поручает Матери Божией, "теплой заступнице холодного мира", невинную деву. Кто бы ни была эта дева - возлюбленная ли сердца, или милая сестра - не в том дело; но сколько кроткой задушевности в тоне этого стихотворения, сколько нежности без всякой приторности; какое благоухание, теплое, женственное чувство! Все это трогает в голубиной натуре человека; но в духе мощном и гордом, в натуре львиной - все это больше, чем умилительно... Из каких богатых элементов составлена поэзия этого человека, какими разнообразными мотивами и звуками гремят и льются ее гармонии и мелодии! Вот пьеса, означенная рубрикою "1-е января": читая ее, мы опять входим в совершенно новый мир, хотя и застаем в ней все ту же думу, то же сердце, словом - ту же личность, как и в прежних. Поэт говорит, как часто, при шуме пестрой толпы, среди мелькающих вокруг него бездушных лиц, - _стянутых приличьем масок_, когда холодных рук его с небрежною смелостью касаются _давно бестрепетные руки_ модных красавиц, - как часто воскресают в нем старинные мечты, святые звуки погибших лет...
     И вижу я себя ребенком; и кругом
     Родные всё места: высокий барский дом
     И сад с разрушенной теплицей;
     Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
     А за прудом село дымится - и встают
     Вдали туманы над полями.
     В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
     Глядит вечерний луч, и желтые листы
     Шумят под робкими шагами.
     Только у Пушкина можно найти такие картины в этом роде! Когда же, говорит он, шум людской толпы _спугнет мою мечту_,
     О, как мне хочется смутить веселость их,
     И дерзко бросить им в глаза железный стих
     Облитый горечью и злостью!..
     Если бы не все стихотворения Лермонтова были одинаково _лучшие_, то это мы назвали бы одним из лучших.
     "Журналист, читатель и писатель" напоминает и идеею, и формою, и художественным достоинством "Разговор книгопродавца с поэтом" Пушкина. Разговорный язык этой пьесы - верх совершенства; резкость суждений, тонкая и едкая насмешка, оригинальность и поразительная верность взглядов и замечаний - изумительны. Исповедь поэта, которою оканчивается пьеса, блестит слезами, горит чувством. Личность поэта является в этой исповеди в высшей степени благородною.
     "Ребенку" - это маленькое лирическое стихотворение заключает в себе целую повесть, высказанную намеками, но тем не менее понятную. О, как глубоко поучительна эта повесть, как сильно потрясает она душу!.. В ней глухие рыдания обманутой любви, стоны исходящего кровию сердца, жестокие проклятия, а потом, может быть, и благословение смиренного испытанием сердца женщины... Как я люблю тебя, прекрасное дитя! Говорят, ты похож на нее, и хоть страдания изменили ее прежде времени, но ее образ в моем сердце...
     ...А ты, ты любишь ли меня?
     Не скучны ли тебе непрошенные ласки?
     Не слишком часто ль я твои целую глазки?
     Слеза моя ланит твоих не обожгла ль?
     Смотри ж, не говори ни про мою печаль,
     Ни вовсе обо мне. К чему? Ее, быть может,
     Ребяческий рассказ рассердит иль встревожит...
     Но мне ты всё поверь. Когда в вечерний час
     Пред образом с тобой заботливо склонясь,


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]

/ Критика / Лермонтов М.Ю. / Стихотворения / Стихотворения М. Лермонтова