Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Черный Саша / Сатиры (первая книга стихотворений)

Сатиры (первая книга стихотворений) [2/4]

  Скачать полное произведение

    А бес меня в сердце толкает:
    Ударь его лампою в ухо!
    Всади кочергу ему в брюхо!
    Квартира? Танцкласс ли? Харчевня?
    Прилезла рябая девица:
    Нечаянно "Месяц в деревне"
    Прочла и пришла "поделиться"...
    Зачем она замуж не вышла?
    Зачем (под лопатки ей дышло!)
    Ко мне направляясь, сначала
    Она под трамвай не попала?
    Звонок... Шаромыжник бродячий,
    Случайный знакомый по даче,
    Разделся, подсел к фортепьяно
    И лупит. Не правда ли, странно?
    Какие-то люди звонили.
    Какие-то люди входили.
    Боясь, что кого-нибудь плюхну,
    Я бегал тихонько на кухню
    И плакал за вьюшкою грязной
    Над жизнью своей безобразной.
    <1910>
     Обстановочка
    Ревет сынок. Побит за двойку с плюсом,
    Жена на локоны взяла последний рубль,
    Супруг, убытый лавочкой и флюсом,
    Подсчитывает месячную убыль.
    Кряxтят на счетаx жалкие копейки:
    Покупка зонтика и дров пробила брешь,
    А розовый капот из бумазейки
    Бросает в пот склонившуюся плешь.
    Над самой головой насвистывает чижик
    (Xоть птичка божия не кушала с утра),
    На блюдце киснет одинокий рыжик,
    Но водка выпита до капельки вчера.
    Дочурка под кроватью ставит кошке клизму,
    В наплыве счастья полуоткрывши рот,
    И кошка, мрачному предавшись пессимизму,
    Трагичным голосом взволнованно орет.
    Безбровая сестра в облезлой кацавейке
    Насилует простуженный рояль,
    А за стеной жиличка-белошвейка
    Поет романс: "Пойми мою печаль"
    Как не понять? В столовой тараканы,
    Оставя черствый xлеб, задумались слегка,
    В буфете дребезжат сочувственно стаканы,
    И сырость капает слезами с потолка.
    <1909>
     Совершенно веселая песня
     (Полька)
    Левой, правой, кучерявый,
    Что ты ерзаешь, как черт?
    Угощение на славу,
    Музыканты - первый сорт.
     Вот смотри:
     Раз, два, три.
    Прыгай, дрыгай до зари.
    Ай, трещат мои мозоли
    И на юбке позумент!
    Руки держит, как франзоли,
    А еще интеллигент.
     Ах, чудак,
     Ах, дурак!
    Левой, правой, - вот так-так!
    Трим-ти, тим-ти - без опаски,
    Трим-тим-тим - кружись вперед!
    Что в очки запрятал глазки?
    Разве я, топ-топ, урод?
     Топ-топ-топ,
     Топ-топ-топ...
    Оботри платочком лоб.
    Я сегодня без обеда,
    И не надо - ррри-ти-ти.
    У тебя-то, буквоеда,
    Тоже денег не ахти?
     Ну и что ж -
     Наживешь.
    И со мной, топ-топ, пропьешь.
    Думай, думай - не поможет!
    Сорок бед - один ответ:
    Из больницы на рогоже
    Стащат черту на обед.
     А пока,
     Ха-ха-ха,
    Не толкайся под бока!
    Все мы люди-человеки...
    Будем польку танцевать.
    Даже нищие-калеки
    Не желают умирать.
     Цок-цок-цок
     Каблучок,
    Что ты морщишься, дружок?
    Ты ли, я ли - всем не сладко,
    Знаю, котик, без тебя.
    Веселись же хоть украдкой,
    Танцы - радость, книжки - бя.
     Лим-тим-тись,
     Берегись.
    Думы к черту, скука - брысь!
    <1910>
    
     Служба Cборов
    Начальник Акцептации сердит:
    Нашел просчет в копейку у Орлова.
    Орлов уныло бровью шевелит
    И про себя бранится: "Ишь, бандит!"
    Но из себя не выпустит ни слова.
    Вокруг сухой, костлявый, дробный треск -
    Как пальцы мертвецов, бряцают счеты.
    Начальнической плеши строгий блеск
    С бычачьим лбом сливается отеск,-
    Но у Орлова любоваться нет охоты.
    Конторщик Кузькин бесконечно рад:
    Орлов на лестнице стыдил его невесту,
    Что Кузькин как товарищ - хам и гад,
    А как мужчина - жаба и кастрат...
    Ах, может быть, Орлов лишится места!
    В соседнем отделении содом:
    Три таксировщика, увлекшись чехардою,
    Бодают пол. Четвертый же, с трудом
    Соблазн преодолев, с досадой и стыдом
    Им укоризненно кивает бородою.
    Но в коридоре тьма и тишина.
    Под вешалкой таинственная пара -
    Он руки растопырил, а она
    Щемящим голосом взывает: "Я жена...
    И муж не вынесет подобного удара!"
    По лестницам красавицы снуют,
    Пышнее и вульгарнее гортензий.
    Их сослуживцы "фаворитками" зовут -
    Они не трудятся, не сеют - только жнут,
    Любимицы Начальника Претензий...
    В буфете чавкают, жуют, сосут, мычат.
    Берут пирожные в надежде на прибавку.
    Капуста и табак смесились в едкий чад.
    Конторщицы ругают шоколад
    И бюст буфетчицы, дрожащий на прилавке...
    Второй этаж. Дубовый кабинет.
    Гигантский стол. Начальник Службы Сборов,
    Поймав двух мух, покуда дела нет,
    Пытается определить на свет,
    Какого пола жертвы острых взоров.
    Внизу в прихожей бывший гимназист
    Стоит перед швейцаром без фуражки.
    Швейцар откормлен, груб и неречист:
    "Ведь грамотный, поди, не трубочист!
    "Нет мест" - вон на стене висит бумажка".
    <1909>
     Окраина Петербурга
    Время года неизвестно.
    Мгла клубится пеленой.
    С неба падает отвесно
    Мелкий бисер водяной.
    Фонари горят как бельма,
    Липкий смрад навис кругом,
    За рубашку ветер-шельма
    Лезет острым холодком.
    Пьяный чуйка обнял нежно
    Мокрый столб - и голосит.
    Бесконечно, безнадежно
    Кислый дождик моросит...
    Поливает стены, крыши,
    Землю, дрожки, лошадей.
    Из ночной пивной всё лише
    Граммофон хрипит, злодей.
    "Па-ца-луем дай забвенье!"
    Прямо за сердце берет.
    На панели тоже пенье:
    Проститутку дворник бьет.
    Брань и звуки заушений...
    И на них из всех дверей
    Побежали светотени
    Жадных к зрелищу зверей.
    Смех, советы, прибаутки,
    Хлипкий плач, свистки и вой -
    Мчится к бедной проститутке
    Постовой городовой.
    Увели... Темно и тихо.
    Лишь в ночной пивной вдали
    Граммофон выводит лихо:
    "Муки сердца утоли!"
    <1910>
     На открытии выставки
    Дамы в шляпках "кэк-уоках",
    Холодок публичных глаз,
    Лица в складках и отеках,
    Трэны, перья, ленты, газ.
    В незначительных намеках -
    Штемпеля готовых фраз.
    Кисло-сладкие мужчины,
    Знаменитости без лиц,
    Строят знающие мины,
    С видом слушающих птиц
    Шевелюры клонят ниц
    И исследуют причины.
    На стене упорный труд -
    Вдохновенье и бездарность...
    Пусть же мудрый и верблюд
    Совершают строгий суд:
    Отрицанье, благодарность
    Или звонкий словоблуд...
    Умирающий больной.
    Фиолетовые свиньи.
    Стая галок над копной.
    Блюдо раков. Пьяный Ной.
    Бюст молочницы Аксиньи,
    И кобыла под сосной.
    Вдохновенное Nocturno*,
    Рядом рыжий пиджачок,
    Растопыренный над урной...
    Дама смотрит в кулачок
    И рассеянным: "Недурно!"
    Налепляет ярлычок.
    Да? Недурно? Что - Nocturno?
    Иль яичница-пиджак?
    Генерал вздыхает бурно
    И уводит даму. Так...
    А сосед глядит в кулак
    И ругается цензурно...
    <1910>
    * - Nocturno - Ночное, здесь - ночной пейзаж (лат.).
    
    
     Жизнь
    У двух проституток сидят гимназисты:
     Дудиленко, Барсов и Блок.
    На Маше - персидская шаль и монисто,
     На Даше - боа и платок.
    Оплыли железнодорожные свечи.
     Увлекшись азартным банчком,
    Склоненные головы, шеи и плечи
     Следят за чужим пятачком.
    Играют без шулерства. Хочется люто
     Порой игроку сплутовать.
    Да жутко! Вмиг с хохотом бедного плута
     Засунут силком под кровать.
    Лежи, как в берлоге, и с завистью острой
     Следи за игровздыхай,-
    А там на заманчивой скатерти пестрой
     Баранки, и карты, и чай...
    Темнеют уютными складками платья.
     Две девичьих русых косы.
    Как будто без взрослых здесь сестры и братья
     В тиши коротают часы.
    Да только по стенкам висят офицеры...
     Не много ли их для сестер?
    На смятой подушке бутылка мадеры,
     И страшно затоптан ковер.
    Стук в двери. "Ну, други, простите, к нам гости!"
     Дудиленко, Барсов и Блок
    Встают, торопясь, и без желчи и злости
     Уходят готовить урок.
    
    <1910>
     На вербе
    Бородатые чуйки с голодными глазами
    Хрипло предлагают "животрепещущих докторов".
    Гимназисты поводят бумажными усами,
    Горничные стреляют в суконных юнкеров.
    Шаткие лари, сколоченные наскоро,
    Холерного вида пряники и халва,
    Грязь под ногами хлюпает так ласково,
    И на плечах болтается чужая голова.
    Червонные рыбки из стеклянной обители
    Грустно-испуганно смотрят на толпу.
    "Вот замечательные американские жители -
    Глотают камни и гвозди, как крупу!"
    Писаря выражаются вдохновенно-изысканно,
    Знакомятся с модистками и переходят на ты,
    Сгущенный воздух переполнился писками,
    Кричат бирюзовые бумажные цветы.
    Деревья вздрагивают черными ветками,
    Капли и бумажки падают в грязь.
    Чужие люди толкутся между клетками
    И месят ногами пеструю мазь.
    <1909>
     Пасхальный перезвон
    Пан-пьян! Красные яички.
    Пьян-пан! Красные носы.
    Били-бьют! Радостные личики.
    Бьют-били! Груды колбасы.
    Дал-дам! Праздничные взятки.
    Дам-дал! И этим и тем.
    Пили-ели! Визиты в перчатках.
    Ели-пили! Водка и крем.
    Пан-пьян! Наливки и студни.
    Пьян-пан! Боль в животе.
    Били-бьют! И снова будни.
    Бьют-били! Конец мечте.
    <1909>
     На петербургской даче
    Промокло небо и земля,
    Душа и тело отсырели.
    С утра до вечера скуля,
    Циничный ветер лезет в щели.
     Дрожу, как мокрая овца...
     И нет конца, и нет конца!
    Не ем прекрасных огурцов,
    С тоской смотрю на землянику:
    Вдруг отойти в страну отцов
    В холерных корчах - слишком дико...
     Сам Мережковский учит нас,
     Что смерть страшна, как папуас.
    В объятьях шерстяных носков
    Смотрю, как дождь плюет на стекла.
    Ах, жив бездарнейший Гучков,
    Но нет великого Патрокла!
     И в довершение беды
     Гучков не пьет сырой воды.
    Ручьи сбегают со стволов.
    Городовой надел накидку.
    Гурьба учащихся ослов
    Бежит за горничною Лидкой.
     Собачья свадьба... Чахлый гром.
     И два спасенья: бром и ром.
    На потолке в сырой тени
    Уснули мухи. Сатанею...
    Какой восторг в такие дни
    Узнать, что шаху дали в шею!
     И только к вечеру поймешь,
     Что твой восторг - святая ложь...
    Горит свеча. Для счета дней
    Срываю листик календарный -
    Строфа из Бальмонта. Под ней:
    "Борщок, шнель-клопс и мусс янтарный".
     Дрожу, как мокрая овца...
     И нет конца, и нет конца!
    
    <1909>
     Ночная песня пьяницы
     Темно...
    Фонарь куда-то к черту убежал!
     Вино
    Качает толстый мой фрегат, как в шквал...
     Впотьмах
    За телеграфный столб держусь рукой.
     Но, ах!
    Нет вовсе сладу с правою ногой:
     Она
    Вокруг меня танцует - вот и вот...
     Стена
    Всё время лезет прямо на живот.
     Свинья!!
    Меня назвать свиньею? Ах, злодей!
     Меня,
    Который благородней всех людей?!
     Убью!
    А, впрочем, милый малый, бог с тобой -
     Я пью,
    Но так уж предназначено судьбой.
     Ослаб...
    Дрожат мои колени - не могу!
     Как раб,
    Лежу на мостовой и ни гу-гу...
     Реву...
    Мне нынче сорок лет - я нищ и глуп.
     В траву
    Заройте наспиртованный мой труп.
     В ладье
    Уже к чертям повез меня Харон...
     Adieu1!
    Я сплю, я сплю, я сплю со всех сторон.
    <1909>
     Городская сказка
    Профиль тоньше камеи,
    Глаза как спелые сливы,
    Шея белее лилеи
    И стан как у леди Годивы.
    Деву с душою бездонной,
    Как первая скрипка оркестра,
    Недаром прозвали мадонной
    Медички шестого семестра.
    Пришел к мадонне филолог,
    Фаддей Симеонович Смяткин.
    Рассказ мой будет недолог:
    Филолог влюбился по пятки.
    Влюбился жестоко и сразу
    В глаза ее, губы и уши,
    Цедил за фразою фразу,
    Томился, как рыба на суше.
    Хотелось быть ее чашкой,
    Братом ее или теткой,
    Ее эмалевой пряжкой
    И даже зубной ее щеткой!..
    "Устали, Варвара Петровна?
    О, как дрожаши ручки!"-
    Шепнул филолог любовно,
    А в сердце вонзились колючки.
    "Устала. Вскрывала студента:
    Труп был жирный и дряблый.
    Холод... Сталь инструмента.
    Руки, конечно, иззябли.
    Потом у Калинкина моста
    Смотрела своих венеричек.
    Устала: их было до ста.
    Что с вами? Вы ищете спичек?
    Спички лежат на окошке.
    Ну, вот. Вернулась обратно,
    Вынула почки у кошки
    И зашила ее аккуратно.
    Затем мне с подругой достались
    Препараты гнилой пуповины.
    Потом... был скучный анализ:
    Выделенье в моче мочевины...
    Ах, я! Прошу извиненья:
    Я роль хозяйки забыла -
    Коллега! Вите варенья,-
    Сама сегодня варила".
    Фаддей Симеонович Смяткин
    Сказал беззвучно: "Спасибо!"
    А в горле ком кисло-сладкий
    Бился, как в неводе рыба.
    Не хотелось быть ее чашкой,
    Ни братом ее и ни теткой,
    Ни ее эмалевой пряжкой,
    Ни зубной ее щеткой!
    <1909>
     Лаборант и медички
     1
    Он сидит среди реторт
    И ругается, как черт:
    "Грымзы! Кильки! Бабы! Совы!
    Безголовы, бестолковы -
    Йодом залили сюртук,
    Не закрыли кран... Без рук!
    Бьют стекло, жужжат, как осы.
    А дурацкие вопросы?
    А погибший матерьял?
    О, как страшно я устал!"
    Лаборант встает со стула.
    В уголок идет сутуло
    И, издав щемящий стон,
    В рот сует пирамидон.
     2
    А на лестнице медички
    Повторяли те же клички:
    "Грымза! Килька! Баба! Франт!
    Безголовый лаборант...
    На невиннейший вопрос
    Буркнет что-нибудь под нос;
    Придтся, как дама,-
    Ядовито и упрямо,
    Не простит простой ошибки!
    Ни привета, ни улыбки..."
    Визг и писк. Блестят глазами,
    Машут красными руками:
    "О, несноснейший педант,
    Лаборашка, лаборант!"
     3
    Час занятий. Шепот. Тишь.
    Девы гнутся, как камыш,
    Девы все ушли в работы.
    Где же "грымзы"? Где же счеты?
    Лаборант уже не лев
    И глядит бочком на дев,
    Как колибри на боа.
    Девы тоже трусят льва:
    Очень страшно, очень жутко -
    Оскандалиться не шутка!
    Свист горелок. Тишина.
    Ноет муха у окна.
    Где Юпитер? Где Минервы?
    Нервы, нервы, нервы, нервы...
    <1909>
     В гостях
     (Петербург)
    Холостой стаканчик чаю
    (Хоть бы капля коньяку),
    На стене босой Толстой.
     Добросовестно скучаю
     И зеленую тоску
     Заедаю колбасой.
    Адвокат ведет с коллегой
    Специальный разговор.
    Разорвись - а не поймешь!
     А хозяйка с томной негой,
     Устремив на лампу взор,
     Поправляет бюст и брошь.
    "Прочитали Метерлинка?"
    - "Да. Спасибо, прочитал..."
    - "О, какая красота!"
     И хозяйкина ботинка
     Взволновалась, словно в шквал.
     Лжет ботинка, лгут уста...
    У рояля дочь в реформ'е,
    Взяв рассеянно аккорд,
    Стилизованно молчит.
     Старичок в военной форме
     Прежде всех побил рекорд -
     За экран залез и спит.
    Толстый доктор по ошибке
    Жмет мне ногу под столом.
    Я страдаю и терплю.
     Инженер зудит на скрипке.
     Примирясь и с этим злом,
     Я и бодрствую, и сплю.
    Что бы вслух сказать такое?
    Ну-ка, опыт, выручай!
    "Попрошу... еще стакан"...
     Ем вчерашнее жаркое,
     Кротко пью холодный чай
     И молчу, как истукан.
    
    <1908>
     Европеец
     В трамвае, набитом битком,
     Средь двух гимназисток, бочком,
    Сижу в настроеньи прекрасном.
     Панама сползает на лоб.
     Я - адски пленительный сноб,
    В накидке и в галстуке красном.
     Пассаж не спеша осмотрев,
     Вхожу к "Доминику", как лев,
    Пью портер, малагу и виски.
     По карте, с достоинством ем
     Сосиски в томате и крем,
    Пулярдку и снова сосиски.
     Раздуло утробу копной...
     Сановный швейцар предо мной
    Толкает бесшумные двери.
     Умаявшись, сыт и сонлив,
     И руки в штаны заложив,
    Сижу в Александровском сквере.
     Где б вечер сегодня убить?
     В "Аквариум", что ли, сходить,
    Иль, может быть, к Мэри слетаю?
     В раздумье на мамок смотрю,
     Вздыхаю, зеваю, курю
    И "Новое время" читаю...
     Шварц, Персия, Турция... Чушь!
     Разносчик! Десяточек груш...
    Какие прекрасные грушки!
     А завтра в двенадцать часов
     На службу явиться готов,
    Чертить на листах завитушки.
     Однако: без четверти шесть.
     Пойду-ка к "Медведю" поесть,
    А после - за галстуком к Кнопу.
     Ну как в Петербурге не жить?
     Ну как Петербург не любить
    Как русский намек на Европу?
    <1910>
     Мухи
    На дачной скрипучей веранде
    Весь вечер царит оживленье.
    К глазастой художнице Ванде
    Случайно сползлись в воскресенье
     Провизор, курсистка, певица,
     Писатель, дантист и певица.
    "Хотите вина иль печенья?"
    Спросила писателя Ванда,
    Подумав в жестоком смущенье:
    "Налезла огромная банда!
     Пожалуй, на столько баранов
     Не хватит ножей и стаканов".
    Курсистка упорно жевала.
    Косясь на остатки от торта,
    Решила спокойно и вяло:
    "Буржуйка последнего сорта".
     Девица с азартом макаки
     Смотрела писателю в баки.
    Писатель за дверью на полке
    Не видя своих сочинений,
    Подумал привычно и колко:
    "Отсталость!" и стал в отдаленьи,
     Засунувши гордые руки
     В триковые стильные брюки.
    Провизор, влюбленный и потный,
    Исследовал шею хозяйки,
    Мечтая в истоме дремотной:
    "Ей-богу! Совсем как из лайки...
     О, если б немножко потрогать!"
     И вилкою чистил свой ноготь.
    Певица пускала рулады
    Все реже, и реже, и реже.
    Потом, покраснев от досады,
    Замолкла: "Не просят! Невежи...
     Мещане без вкуса и чувства!
     Для них ли святое искусство?"
    Наелись. Спустились с веранды
    К измученной пыльной сирени.
    В глазах умирающей Ванды
    Любезность, тоска и презренье -
     "Свести их к пруду иль в беседку?
     Спустить ли с веревки Валетку?"
    Уселись под старой сосною.
    Писатель сказал: "Как в романе..."
    Девица вильнула спиною,
    Провизор порылся в кармане
     И чиркнул над кислой певичкой
     Бенгальскою красною спичкой.
    
    <1910>
    
    
     Кухня
    Тихо тикают часы
    На картонном циферблате.
    Вязь из розочек в томате
    И зеленые усы.
    Возле раковины щель
    Вся набита прусаками,
    Под иконой ларь с дровами
    И двугорбая постель.
    Над постелью бывший шах,
    Рамкиакушках и бусах,-
    В рамках - чучела в бурнусах
    И солдаты при часах.
    Чайник ноет и плюет.
    На окне обрывок книжки:
    "Фаршированные пышки",
    "Шведский яблочный компот".
    Пахнет мыльною водой,
    Старым салом и угаром.
    На полу пред самоваром
    Кот сидит как неживой.
    Пусто в кухне. "Тик" да "так".
    А за дверью на площадке
    Кто-то пьяненький и сладкий
    Ноет: "Дарья, четвер-так!"
    <1922>
    Литературный цех
     В редакции толстого журнала
    Серьезных лиц густая волосатость
    И двухпудовые, свинцовые слова:
    "Позитивизм", "идейная предвзятость",
    "Спецификация", "реальные права"...
    Жестикулируя, бурля и споря,
    Киты редакции не видят двух персон:
    Поэт принес "Ночную песню моря",
    А беллетрист - "Последний детский сон".
    Поэт присел на самый кончик стула
    И кверх ногами развернул журнал,
    А беллетрист покорно и сутуло
    У подоконника на чьи-то ноги стал.
    Обносят чай... Поэт взял два стакана,
    А беллетрист не взял ни одного.
    В волнах серьезного табачного тумана
    Они уже не ищут ничего.
    Вдруг беллетрист, как леопард, в поэта
    Метнул глаза: "Прозаик или нет?"
    Поэт и сам давно искал ответа:
    "Судя по галстуку, похоже, что поэт"...
    Подходит некто в сером, но по моде,
    И говорит поэту: "Плач земли?.."
    - "Нет, я вам дал три "Песни о восходе""
    И некто отвечает: "Не пошли!"
    Поэт поник. Поэт исполнен горя:
    Он думал из "Восходов" сшить штаны!
    "Вот здесь еще "Ночная песня моря",
    А здесь - "Дыханье северной весны"".
    - "Не надо, - отвечает некто в сером: -
    У нас лежит сто весен и морей".
    Душа поэта затянулась флером,
    И розы превратились в сельдерей.
    "Вам что?" И беллетрист скороговоркой:
    "Я год назад прислал "Ее любовь"".
    Ответили, пошаривши в конторке:
    "Затеряна. Перепишите вновь".
    - "А вот, не надо ль? - беллетрист запнулся. -
    Здесь... семь листов - "Последний детский сон"".
    Но некто в сером круто обернулся -
    В соседней комнате залаял телефон.
    Чрез полчаса, придя от телефона,
    Он, разумеется, беднягу не узнал
    И, проходя, лишь буркнул раздраженно:
    "Не принято! Ведь я уже сказал!.."
    На улице сморкался дождь слюнявый.
    Смеркалось... Ветер. Тусклый, дальний гул.
    Поэт с "Ночною песней" взял направо,
    А беллетрист налево повернул.
    Счастливый случай скуп и черств, как Плюшкин.
    Два жемчуга опять на мостовой...
    Ах, может быть, поэт был новый Пушкин1,
    А беллетрист был новый Лев Толстой?!
    Бей, ветер, их в лицо, дуй за сорочку -
    Надуй им жабу, тиф и дифтерит!
    Пускай не продают души в рассрочку,
    Пускай душа их без штанов парит...
    Между 1906 и 1909
    "Смех сквозь слезы"
     (1809- 1909)
    
    Ах, милый Николай Васильич Гоголь!
    Когда б сейчас из гроба встать ты мог,
    Любой прыщавый декадентский щеголь
    Сказал бы: "Э, какой он, к черту, бог?
    Знал быт, владел пером, страдал. Какая редкость!
    А стиль, напевность, а прозрения печать,
    А темно-звонких слов изысканная меткость?..
    Нет, старичок... Ложитесь в гроб опять!"
    Есть между ними, правда, и такие,
    Что дерзко от тебя ведут свой тусклый род
    И, лицемерно пред тобой согнувши выи,
    Мечтают сладенько: "Придет и мой черед!"
    Но от таких "своих", дешевых и развязных,
    Удрал бы ты, как Подколесин, чрез окно...
    Царят! Бог их прости, больных, пустых и грязных,
    А нам они наскучили давно.
    Пусть их шумят... Но где твои герои?
    Все живы ли, иль, небо прокоптив,
    В углах медвежьих сгнили на покое
    Под сенью благостной крестьянских тучных нив?
    Живут... И как живут! Ты, встав сейчас из гроба,
    Ни одного из них, наверно, б не узнал:
    Павлуша Чичиков - сановная особа
    И в интендантстве патриотом стал -
    На мертвых душ портянки поставляет
    (Живым они, пожалуй, ни к чему),
    Манилов в Третьей Думе заседает
    И в председатели был избран... по уму.
    Петрушка сдуру сделался поэтом
    И что-то мажет в "Золотом руне",
    Ноздрев пошел в охранное - и в этом
    Нашел свое призвание вполне.
    Поручик Пирогов с успехом служит в Ялте
    И сам сапожников по праздникам сечет,
    Чуб стал союзником и об еврейском гвалте
    С большою эрудицией поет.
    Жан Хлестаков работает в "России",
    Затем - в "Осведомительном бюро",
    Где чувствует себя совсем в родной стихии:
    Разжился, раздобрел,- вот борзое перо!..
    Одни лишь черти, Вий да ведьмы и русалки,
    Попавши в плен к писателям modernes1*,
    Зачахли, выдохлись и стали страшно жалки,
    Истасканные блудом мелких скверн...
    Ах, милый Николай Васильич Гоголь!
    Как хорошо, что ты не можешь встать...
    Но мы живем! Боюсь - не слишком много ль
    Нам надо слышать, видеть и молчать?
    И в праздник твой, в твой праздник благородный,
    С глубокой горечью хочу тебе сказать:
    "Ты был для нас источник многоводный,
    И мы к тебе пришли теперь опять, -
    Но "смех сквозь слезы" радостью усталой
    Не зазвенит твоим струнам в ответ...
    Увы, увы... Слез более не стало,
     И смеха нет".
    
    1909
    * Modernes - Модернистам (франц.).- Ред.
     Стилизованный осел
     (Ария для безголосых)
    Голова моя - темный фонарь с перебитыми стеклами,
    С четырех сторон открытый враждебным ветрам.
    По ночам я шатаюсь с распутными, пьяными Феклами,
    По утрам я хожу к докторам.
    Тарарам.
    Я волдырь на сиденье прекрасной российской словесности,
    Разрази меня гром на четыреста восемь частей!
    Оголюсь и добьюсь скандалёзно-всемирной известности,
    И усядусь, как нищий-слепец, на распутье путей.
    Я люблю апельсины и все, что случайно рифмуется,
    У меня темперамент макаки и нервы как сталь.
    Пусть любой старомодник из зависти злится и дуется
    И вопит: "Не поэзия - шваль!"
    Врешь! Я прыщ на извечном сиденье поэзии,
    Глянцевито-багровый, напевно-коралловый прыщ,
    Прыщ с головкой белее несказанно-жженой магнезии,
    И галантно-развязно-манерно-изломанный хлыщ.
    Ах, словесные, тонкие-звонкие фокусы-покусы!
    Заклюю, забрыкаю, за локоть себя укушу.
    Кто не понял - невежда. К нечистому! Накося - выкуси.
    Презираю толпу. Попишу? Попишу, попишу...
    Попишу животом, и ноздрей, и ногами, и пятками,
    Двухкопеечным мыслям придам сумасшедший размах,
    Зарифмую все это для стиля яичными смятками
    И пойду по панели, пойду на бесстыжих руках...
    <1909>
     Недоразумение
    Она была поэтесса,
    Поэтесса бальзаковских лет.
    А он был просто повеса,
    Курчавый и пылкий брюнет.
    Повеса пришел к поэтессе.
    В полумраке дышали духи,
    На софе, как в торжественной мессе,
    Поэтесса гнусила стихи:
    "О, сумей огнедышащей лаской
    Всколыхнуть мою сонную страсть.
    К пене бедер, за алой подвязкой
    Ты не бойся устами припасть!
    Я свежа, как дыханье левкоя,
    О, сплетем же истомности тел!.."
    Продолжение было такое,
    Что курчавый брюнет покраснел.
    Покраснел, но оправился быстро
    И подумал: была не была!
    Здесь не думские речи министра,
    Не слова здесь нужны, а дела...
    С несдержанной силой кентавра
    Поэтессу повеса привлек,
    Но визгливо-вульгарное: "Мавра!!"
    Охладило кипучий поток.
    "Простите... - вскочил он, - вы сами..."
    Но в глазах ее холод и честь:
    "Вы смели к порядочной даме,
    Как дворник, с объятьями лезть?!"
    Вот чинная Мавра. И задом
    Уходит испуганный гость.
    В передней растерянным взглядом
    Он долго искал свою трость...
    С лицом белее магнезии
    Шел с лестницы пылкий брюнет:
    Не понял он новой поэзии
    Поэтессы бальзаковских лет.
    <1909>
     Переутомление
     (Посвящается исписавшимся "популярностям")
     Я похож на родильницу,
     Я готов скрежетать...
     Проклинаю чернильницу
     И чернильницы мать!
     Патлы дыбом взлохмаче Отупел, как овца,-
     Ах, все рифмы истрачены
     До конца, до конца!..
    Мне, правда, нечего сказать сегодня, как всегда,
    Но этим не был я смущен, поверьте, никогда -
    Рожал словечки и слова, и рифмы к ним рожал,
    И в жизнерадостных стихах, как жеребенок, ржал.
     Паралич спинного мозга?
     Врешь, не сдамся! Пень - мигрень,
     Бебель - стебель, мозга - розга,
     Юбка - губка, тень - тюлень.
     Рифму, рифму! Иссякаю -
     К рифме тему сам найду...
     Ногти в бешенстве кусаю
     И в бессильном трансе жду.
    Иссяк. Что будет с моей популярностью?
    Иссяк. Что будет с моим кошельком?
    Назовет меня Пильский дешевой бездарностью,
    А Вакс Калошин - разбитым горшком...
     Нет, не сдамся... Папа - мама,
     Дратва - жатва, кровь - любовь,
     Драма - рама - панорама,
     Бровь - свекровь - морковь... носки!
    
    <1908>
     Два толка
    Одни кричат: "Что форма? Пустяки!
    Когда в хрусталь налить навозной жижи -
    Не станет ли хрусталь безмерно ниже?"
    Другие возражают: "Дураки!
    И лучшего вина в ночном сосуде
    Не станут пить порядочные люди".
    Им спора не решить... А жаль!
    Ведь можно наливать... вино в хрусталь.
    <1909>
     Нетерпеливому
    Не ной... Толпа тебя, как сводня,
    К успеху жирному толкнет,
    И в пасть рассчетливых тенет
    Ты залучишь свое "сегодня".
    Но знай одно - успех не шутка:
    Сейчас же предъявляет счет.
    Не заплатил - как проститутка,
    Не доночует и уйдет.
    <1910>
     Недержание
    У поэта умерла жена...
    Он ее любил сильнее гонорара!
    Скорбь егла безумна и страшна-
    Но поэт не умер от удара.
    После похорон пришел домой-до дна
    Весь чен новым впечатленьем-
    И спеша родил стихотворенье:
    "у поэта умерла жена".
     1909
     Сиропчик
     (Посвящается "детским" поэтессам)
    Дама, качаясь на ветке,
    Пикала: "Милые детки!
    Солнышко чмокнуло кустик,
    Птичка оправила бюстик
    И, обнимая ромашку,
    Кушает манную кашку..."
    Дети, в оконные рамы
    Хмуро уставясь глазами,
    Полны недетской печали,
    Даме в молчаньи внимали.
    Вдруг зазвенел голосочек:
    "Сколько напикала строчек?"
    <1910>
     Искусство в опасности
    
    Литературного ордена
    Рыцари! Встаньте, горим!!
    Книжка Владимира Гордина
    Вышла изданьем вторым.
    1910
    
     Юмористическая артель
    Все мозольные операторы,
    Прогоревшие рестораторы,
    Остряки-паспортисты,
    Шато-куплетисты и бильярд-оптимисты
    Валом пошли в юмористы.
    Сторонись!
    Заказали обложки с макаками,
    Начинили их сорными злаками:
    Анекдотами длинно-зевотными,
    Остротами скотными,
    Зубоскальством
    И просто нахальством.
    Здравствуй, юмор российский,
    Суррогат под-английский!
    Галерка похлопает,
    Улица слопает...
    Остальное - не важно.
    Раз-раз!
    В четыре странички рассказ -
    Пожалуйста, смейтесь:
    Сюжет из пальца,
    Немножко сальца,
    Психология рачья,
    Радость телячья,
    Штандарт скачет,
    Лейкин в могиле плачет:
    Обокрали, канальи!
    Самое время для ржанья!
    Небо, песок и вода,
    Посреди - улюлюканье травли...
    Опостыли исканья,
    Павлы полезли в Савлы,
    Страданье прокисло в нытье
    Безрыбье - в безрачье...
    Положенье собачье!
    Чем наполнить житье?
    Средним давно надоели
    Какие-то (черта ль в них!) цели, -
    Нельзя ли попроще: театр в балаган,
    Литературу в канкан.
    Ры-нок тре-бу-ет сме-ха!
    С пылу, с жару, своя реклама,
    Побольше гама
    (Вдруг спрос упадет!),
    Пятак за пару -
    Держись за живот:
    Пародии на пародии,
    Чревоугодие,
    Комический случай в Батуме,
    Самоубийство в Думе,
    Случай в спальне -
    Во вкусе армейской швальни,
    Случай с пьяным в Калуге,
    Измена супруги.
    Самоубийство и Дума...
    А жалко: юмор прекрасен -
    Крыловских ли басен,
    Иль чеховских "Пестрых рассказов",
    Где строки как нити алмазов,
    Где нет искусства смешить
    До потери мысли и чувства,
    Где есть... просто искусство
    В драгоценной оправе из смеха.
    Акулы успеха!
    Осмелюсь спросить -
    Что вы нанизали на нить?
    Картонных паяцев. Потянешь-смешно,
    Потом надоест - за окно.
    Ах, скоро будет тошнить
    От самого слова "юмор"!..
     <1911>
    
     Единственному в своем роде
    Между Толстым и Гоголем Суворин,
     Справляет юбилей.
    Тон юбилейный должен быть мажорен:
     Ври, красок не жалей!
    Позвольте ж мне с глубоким реверансом,
     Маститый старичок,
    Почтить вас кисло-сладеньким романсом
     (Я в лести новичок),
     Полсотни лет,
     Презревши все "табу",
    Вы с тьмой и ложью,как ГамлЕт,
     Вели борьбу.
     Свидетель бог!
     Чтоб отложить в сундук -
    Вы не лизали сильных ног,
     Ни даже рук.
     Вам все равно -
     Еврей ли, финн, иль грек,
    Лишь был бы только не "евно",
     А человек.
     Твои глаза
     (Перехожу на ты!)
    Как брюк жандармских бирюза,
     Всегда чисты.
     Ты vis-а-vis
     С патриотизмом - пол
    По обьявленьям о любви
     Свободно свел.
     И орган твой,
     Кухарок нежный друг,
    Всегда был верный часовой
     Для верных слуг...
    ...На лире лопнули струны со звоном!..
    Дрожит фальшивый, пискливый аккорд...
    С мяуканьем, визгом, рычаньем и стоном
    Несутся кошмаром тысячи морд:
    Наглость и ханжество, блуд, лицемерье,
    Ненависть, хамство, и жадность, и лесть
    Несутся, слюнявят кровавые перья
    И чертят по воздуху: правда и честь!
     1909
    
    
    
     По мытарствам
    У райских врат гремит кольцом
    Душа с восторженным лицом:
    "Тук-тук! Не слышат... вот народ!
    К вам редкий праведник грядет!"
    И после долгой тишины
    Раздался глас из-за стены:
    "Здесь милосердие царит, -
    Но кто ты? Чем ты знаменит?"
    "Кто я? Не жид, не либерал!
    Я "Письма к ближним" сочинял..."
    За дверью топот быстрых ног,
    Краснеет райских врат порог.
    У адских врат гремит кольцом
    Душа с обиженным лицом:
    "Эй, там! Скорее, Асмодей!
    Грядет особенный злодей..."
    Визгливый смех пронзает тишь:
    "Ну, этим нас не удивишь!
    Отца зарезал ты, иль мать?
    У нас таких мильонов пять".
    "Я никого не убивал -
    Я "Письма к ближним" сочинял..."
    За дверью топот быстрых ног,
    Краснеет адских врат порог.
    Душа вернулась на погост -
    И здесь вопрос не очень прост:
    Могилы нет... Песок изрыт,
    И кол осиновый торчит...
    Совсем обиделась душа
    И, воздух бешено круша,
    В струях полуночных теней
    Летит к редакции своей.
    Впорхнувши в форточку клубком,
    Она вдоль стеночки, бочком,
    И шмыг в плевательницу. "О!
    Да здесь уютнее всего!"
    Наутро кто-то шел спеша
    И плюнул. Нюхает душа:
    "Лук, щука, перец... Сатана!
    Ужель еврейская слюна?!"
    "Ах, только я был верный щит!"
    И в злобе выглянуть спешит,
    Но сразу стих священный гнев:
    "Ага! Преемник мой - Азеф!"
    1909
    
    
    
     Панургова муза
    Обезьяний стильный профиль,
    Щелевидные глаза,
    Губым - клецки, нос - картофель:
    Ни девица, ни коза.
    Волоса - как хвост селедки,
    Бюста нет - сковорода,
    И растет на подбородке -
    Гнусно молвить - борода.
    Жесты резки, ноги длинны,
    Руки выгнуты назад,
    Голос тоньше паутины
    И клыков подгнивших ряд.
    Ах, ты, душечка! Смеется -
    Отворила ворота...
    Сногсшибательно несется
    Кислый запах изо рта.
    Щеки глаз припали к коже,
    Брови лысые дугой.
    Для чего, великий боже,
    Выводить ее нагой?!
     1908
    
    
    
    
     * * *
     Я обращаюсь к писателям, художникам,
     устроителям с горячем призывом
     не участвовать в деле, разлагающем общество...
     А. Блок. Вечера "искусств"
    Молил поэта
    Блок-поэт:
    "Во имя Фета
    Дай обет -
     Довольно выть с эстрады
     Гнусавые баллады!
    Искусству вреден
    Гнус и крик,
    И нищ и беден


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

/ Полные произведения / Черный Саша / Сатиры (первая книга стихотворений)


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis