Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Мцыри / Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение

  Скачать сочинение

Тип: Идейно-художественный анализ произведения

    Поэмы М.Ю. Лермонтова – характерное явление русского романтизма. Поэт продолжает и развивает в них традиции европейской и русской романтической поэмы. В его произведениях отразился духовный мир мыслящих людей 30-х годов 19 века: здесь и размышления о значении личности и ее взаимоотношениях с миром, с историей, и национально-патриотическая тематика, и отзвуки декабристских настроений.
    Разрабатывая этот жанр, Лермонтов получил возможность изображать героя не только изнутри, в его самораскрытии, как это происходило в лирике, но и извне. Поэма явилась как бы промежуточным звеном между лирикой и прозой поэта.
    Одной из самых замечательных романтических поэм Лермонтова надо признать «Мцыри» (1839). Мцыри принадлежит к типу лермонтовских героев-борцов, восстающих против насилия над их личностью.
    Слово «Мцыри» по-грузински означает не только «послушник», но и «чужеземец». Таким абсолютным чужеземцем в мире и является герой. Вырванный силой обстоятельств из родной почвы, он теряет свое место в едином потоке жизни. Все вокруг Мцыри живет какой-то глубокой, одновременно динамической и умиротворенной жизнью. Все, стремясь к небесам, портится в земле:
    И снова я к земле припал,
    И снова вслушиваться стал
    К волшебным, странным голосам;
    Они шептались по кустам,
    Как будто речь свою вели
    О тайнах неба и земли;
    И все природы голоса сливались тут…
    Тип существования героя принципиально иной. Его внутренний мир характеризует разомкнутость, гипертрофированная динамика. Символично, что герой с пути сбиваться стал не во время бури, но в успокоившейся природе. Его судьба – героическое, мощное, но трагически неосуществимое стремление к жизни.
    Поэма состоит из авторской экспозиции, намечающей основные этапы жизни героя, и исповеди Мцыри, в которой раскрывается его психологический облик. Центральное событие поэмы – побег Мцыри из монастыря. Это традиционный романтический мотив бегства из неволи. Но герой стремится не в мир, он стремится на родину, т.е. к самому себе, к той почве, из которой он насильственно вырван.
    Бегство героя – это ответ на неодолимый зов родных мест. Его душа сливается с природой, которая постепенно превращается из родственной, братской во враждебную человеку, грозную силу. Совсем недавно бывшая прекрасной, природа предстает вдруг герою в облике тесного и молчаливого неотзывчивого мира:
    Я рвал отчаянной рукой
    Терновник, спутанный плащом:
    Все лес был, вольный лес кругом.
    Кульминацией таких превращений природы в ее отношении к человеку выступает сцена смертельной схватки героя с барсом. В ней с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера героя.
    Трагизм Мцыри не только в том, что он не находит наилучшего пути, ведущего на родину, к свободной, естественной жизни, но в том, что такого пути нет вообще.
    Лермонтов в поэме «Мцыри» запечатлел «вечный ропот человека»:
    Мне внятен был тот разговор
    Немолчаливый ропот, вечный спор.
    Герой поэмы стал пленником русского генерала. Он помещен в монастырь, где был «Искусством дружеским спасен». Мцыри - не трус, он смел, отважен, в нем проснулся могучий дух отцов, он всей душой стремится в горы, в родное общество, хочет жить по обычаям предков. И – не может. Кавказ отталкивает от себя Мцыри, как и Гаруна, но, конечно, по совершенно другим причинам.
    Характер Мцыри обозначен в эпиграфе из 1-й Книги Царств (Библия): «Вкушая, вкусив мало меда, и се аз умираю». Эпиграф приобретает символический смысл и свидетельствует не столько о жизнелюбии Мцыри, сколько о трагической обреченности героя.
    Вся поэма, кроме эпического зачина, представляет собой исповедь-монолог Мцыри, где он выступает главным действующим лицом и рассказчиком. Хотя Мцыри рассказывает о своих приключениях после того, как он был найден монахами и вновь водворен в монастырь, речи Мцыри придана синхронность слова и переживания, слова и действия.
    Герой поэмы, прежде всего, герой действия, непосредственного поступка. Жить для него – значит действовать. В отличие от героев пушкинских романтических поэм Мцыри – «естественный» человек, вынужденный жить в неволе монастыря. Бегство в естественную среду означает для него возвращение в родную стихию, в страну отцов, к самому себе, куда зовет «могучий дух», данный ему с рождения. Мцыри откликается на этот зов природы, чтобы ощутить жизнь, предназначенную ему по праву рождения. Однако пребывание в монастыре наложило свой отпечаток – Мцыри слаб телом, жизненные силы его не соответствуют могуществу духа. Причина заключается в том, что он отдален от естественной среды воспитанием в чуждом и неорганичном для него укладе.
    Раздвоенность и противоречивость Мцыри выражаются в тоске по родине, куда он стремится, и в трагической гибели иллюзии, будто он может стать частью природного мира и гармонически слиться с ним. Внутренняя коллизия – могущество духа и слабость тела – получает внешнее выражение: открытый, распахнутый природный мир и замкнутость, чужеродность монастыря. Могучий дух обречен на гибель в несвойственном ему укладе, но и убежавший на волю Мцыри оказывается неприспособленным к ней. Это выражается в его метаниях по кругу.
    В основе сюжета, таким образом, лежит традиционная романтическая ситуация – бегство исключительного героя из неволи, которое является не приобщением к иному культурному укладу, а возвращением в родную среду. На этом пути к свободе герой терпит поражение, но и тот уклад, в котором он вырос (монастырь), также уходит в небытие. Исключительная индивидуальная судьба сопоставляется с вечностью и растворяется в ней, и это вносит в поэму примирительную ноту.
    Одновременно тревоги и страдания частного человека остаются неразрешенными, порыв к свободе неудовлетворенным, и результатом становится невозможность примирения. Как нарушение горских обычаев («Беглец»), так и стремление следовать им не приводят героев к победе, обрекает на одиночество и гибель. Горские обычаи торжествуют и не умирают, как торжествует и не кончается жизнь, но судьба личности всегда и всюду остается трагичной. Таковы противоречивость бытия и противоречивый ход истории.
    Поэма «Мцыри» при сосредоточенности конфликта на частной судьбе не чужда вечных, бытийных мотивов, поскольку действие развертывается на фоне всего мира («Кругом меня цвел божий сад…»).

  Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Мцыри / Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение


Смотрите также по произведению "Мцыри":


2003-2019 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis