Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Нравственный идеал в произведении Достоевского " Преступление и наказание"

Нравственный идеал в произведении Достоевского " Преступление и наказание"

  Скачать сочинение

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» открывает для размышления многие непростые вопросы: социальные, философские, этические. Среди них – проблема нравственного идеала. Достижим ли он? Что способно изменить жестокий мир? Для автора этот идеал воплощён в образе Сонечки Мармеладовой.
    С первых страниц романа мы погружаемся в страшные картины нищеты, невыносимой духоты жизни. Общество, в котором живёт Родион Раскольников, бесчеловечно. В отношениях между людьми место доброты, сочувствия, милосердия прочно занимают жестокость, равнодушие, ненависть. Человек одинок в своих несчастьях. Он загнан в тупик и обречён на преступление, в том числе и против себя. Так совершает уголовное и одновременно нравственное преступление Раскольников.
    Познакомившись с Соней Мармеладовой, Раскольников открывает для себя новый мир, в котором есть место человеческому братству, любви, взаимоуважению. Раскольников откровенен с Соней, тоже преступницей, не случайно. Внешне кажется, что она затоптала свою гордость и честь в будничной грязи, ведёт безнравственную жизнь. Поэтому сначала герой хочет найти в девушке «единомышленника» по преступлению («Пойдём вместе… Я пришёл к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдём!... Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь… свою»). Но преступление Раскольникова и Сони нельзя сравнивать. Каждый из них несёт свою правду. Правда Сони окажется сильнее. Встреча с ней круто меняет жизнь Раскольникова. Новые отношения стали началом его духовного выздоровления.
    Из исповеди Мармеладова, отца девушки, мы понимаем, что Соня занялась постыдным, унизительным делом ради своей несчастной семьи: пьяницы-отца, брата и сестёр, больной мачехи Катерины Ивановны. Раскольников видит Соню человеком любящим, отзывчивым, чутким, когда та с заботой и пониманием отзывается о чахоточной Катерине Ивановне. «Какое-то ненасытимое сострадание, если можно так выразиться, изобразилось вдруг во всех чертах лица» её, - замечает автор. Соня обладает сильной натурой, во имя любви к близким, ради спасения их от голодной смерти она готова принести себя в жертву. Соня сознательно идёт на позор и унижение, но духовно она чиста.
    Раскольникову, показалось странным, что после признания в убийстве процентщицы Сонечка отнеслась к преступнику с состраданием вместо ожидаемой или ненависти или хотя бы пренебрежения: «Странная какая ты, Соня, - обнимаешь и целуешь, когда я тебе сказал про это». Необычным показалось герою необъяснимая связь девушки с Лизаветой: «Лизавета! Странно!.. какие-то таинственные сходки с Лизаветой». Но в мире униженных и оскорблённых Мармеладовых живут братская любовь и сострадание, что так незнакомо, но так необходимо Раскольникову.
    При первой встрече героев мы видим Соню тихой, кроткой, покорной. Но разговор о Боге преобразил девушку: «Что же бы я без бога-то была? – быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку». На вопрос Раскольникова, что даёт ей взамен бог она «вскрикнула», «строго и гневно смотря на него»: «Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!..». Перед нами теперь сильная, решительная, гневная Сонечка. Она живёт верой в бога и видит причину преступления Раскольникова в отречении от бога: «От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!»
    Думаю, Достоевский хочет донести до нас мысль, что остаться с незапятнанной душой Соне помогла христианская религия, искренняя вера в бога. Раскольников и Сонечка противопоставляются в романе, хотя по христианским законам оба великие грешники. У каждого свои идеалы. Раскольников не может принять жизнь такой, какая она есть. Он живёт разумом. Теория Раскольникова не освещена любовью к человеку, толкая его на путь насилия, в результате душа страдает. Герой презирает себя за сострадание к другим, считая это слабостью.
    Соня живёт сердцем, Да, она смиряется с обстоятельствами и страдает, жертвуя собой, но тем самым сохраняя моральную чистоту. Потому её чуткая, отзывчивая душа излучает свет, обладает целительной силой. Девушка видит искупление вины Раскольникова страданием.
    В конце романа Раскольников принимает путь Сони. Они пойдут по нему вместе. Под подушкой у Раскольникова евангелие – вечная книга, которая учит: не убий, возлюби ближнего. Соня помогает Раскольникову возродиться. Теория Раскольникова – страшная теория, которая разрешает кровь по совести.
    Таким образом, Соня Мармеладова – истинный нравственный идеал Достоевского. Она утверждает любовь, милосердие, всепрощение, противостоящее злу. Писатель уверен, с помощью насилия не спасти мир. На вопрос «Как жить?» у него один ответ – не убивать, а любить и делать добро. И любовью и добротой мир спасётся.

  Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Нравственный идеал в произведении Достоевского " Преступление и наказание"


Смотрите также по произведению "Преступление и наказание":


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis