Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

  Скачать сочинение

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Комедия «Недоросль», написанная в 1781 году, стала главным произведением Д.И. Фонвизина. Она по праву считается высшим достижением русской драматургии XVIII века.
    Эта пьеса явилась первой общественно-политической комедией в России. Ее основной задачей, по мысли Фонвизина, было изображение современных писателю общественных нравов как результата сложившейся в обществе системы взаимоотношения людей. Наглядным «результатом» этих современных нравов стал в «Недоросле» Митрофанушка Простаков – сын госпожи Простаковой, типичный представитель молодого русского дворянства. Его характер, склонности, взгляды на жизнь, привычки – все это результат недостойного, развращающего воспитания. Оно, по мнению драматурга, идет не столько из семьи, сколько от политики государства, лелеющей недостатки и пороки дворянства, превращающей элиту государства в балласт, жестоких крепостников, праздных небокоптителей.
    Митрофана характеризует отношение к своей няньке Еремеевне, его омерзительное обращение с отцом и дядей, моментальная готовность «за людей приниматься» (то есть чинить расправу над крепостными), наплевательское отношение к родной матери. Все это в сочетании с невежеством, нежеланием учиться, косностью и чувством вседозволенности показывают, что из Митрофанушки в недалеком будущем получится деспот, жестокий крепостник, глумящийся и уничтожающий все вокруг.
    На протяжении всего произведения драматург рисует картины разложения русского дворянства. С первой же сцены Фонвизин представляет мир, в котором одни люди владеют другими людьми. Главная фигура этого мира – госпожа Простакова, «презлая фурия» и «госпожа бесчеловечная». Она полновластная хозяйка своих крестьян, от ее ничем неограниченного произвола зависит судьба рабов: старухи Еремеевны, Тришки, девки Палашки, других крестьян, обеспечивающих ее благосостояние. Но Простакова простирает свою деспотическую власть не только на крепостных, но и на свою семью: мужа, Софью, Скотинина - на всех, в ком не встречает отпора.
    Но, по мысли Фонвизина, рабство убивает все человеческие чувства не только в крестьянах и холопах, но и развращает самих крепостников. Они утрачивают честь, достоинство, человечность и сами превращаются в рабов своих страстей и пороков. Таким образом, одна из основных мыслей Фонвизина заключается в том, что деспотизм уничтожает человека в человеке и разрушает общественные связи людей.
    Не менее важной проблемой в комедии является проблема воспитания. Драматург считает, что она имеет важное государственное значение, ибо только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла. История воспитания Митрофанушки Простакова объясняет, откуда берутся скотинины и что следует изменить, чтобы они более не появлялись. По мнению Фонвизина, нужно уничтожить рабство и преодолеть путем нравственного воспитания пороки человеческой натуры.
    Знаменателен финал комедии. Простаковых ждет заслуженное наказание - приходит распоряжение властей взять имение под опеку. Но появление Правдина с указом в руках разрешает конфликт лишь формально. Испуганный Скотинин, виновный в подобных же злодеяниях, благополучно уезжает в свою деревню. Зритель убежден в том, что и Простаковы тоже не очень пострадают и будут впредь лишь осторожнее.
    Заключительная сцена, в которой госпожу Простакову, лишенную власти, покидает даже ее любимый сын, свидетельствует о том, что порочный человек своими поступками готовит себе справедливое наказание. Но эта сцена должным образом характеризует и Митрофана. Ведь он – результат воспитания, прежде всего, своей маменьки. Трусливый, подлый, лишенный чувства собственного достоинства, не уважающий и не любящий даже свою мать, этот человек стал воплощением современного Фонвизину молодого дворянина.
    Важно, что Митрофан – недоросль, то есть совсем еще молодой человек, который в будущем должен стать опорой России. Я думаю, что, по мнению автора, еще возможно перевоспитание этого героя, главное, чтобы ему попались хорошие учителя. Такими в пьесе выступают Правдин, Стародум, Милон. Их говорящие имена проясняют не только те идеи, которые они воплощают в комедии, но и отношение к ним самого автора.
    Таким образом, название комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» концентрирует в себе основную идею произведения – необходимо пересмотреть развращающую политику государства относительно русского дворянства и исправлять сложившуюся ситуацию просвещением и воспитанием. Только это сможет изменить положение и предотвратить катастрофу разложения страны.

  Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Фонвизин Д.И. / Недоросль / Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»


Смотрите также по произведению "Недоросль":


2003-2019 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis