Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Разное / Серебряный век русской поэзии / Поиски и находки поэтов Серебряного века

Поиски и находки поэтов Серебряного века

  Скачать сочинение

Тип: Обзорная тема (по произведениям нескольких авторов)

    Годы, принадлежащие концу XIX – началу XX столетия, вошли в русскую литературу под красивым названием Серебряный век. В это время в стране появился целый ряд выдающихся поэтов, имена которых навсегда останутся в русской и мировой литературе. Это Ахматова, Гумилев, Блок, Маяковский и многие другие. Все эти люди творили в нелегкое для России время. Началом Серебряного века условно считают 1892 год, конец же его пришел с Октябрьской революцией и Гражданской войной. Именно в эти годы в России появилась социально-политическая напряженность, возникшая в связи с затянувшимся феодализмом, неспособностью дворянства проводить качественные реформы, медлительностью монархии, не желавшей идти на уступки. Все это рождало у интеллигенции, к которой относились и поэты Серебряного века, чувство приближающихся потрясений. В их душе возникало ощущение того, что мир перевернулся, а потому появилось стремление разгадать причины такой дисгармонии и найти пути исцеления России.
    Эти поиски нашли отражение в русской литературе, породив новое течение – модернизм. В свою очередь, оно разделилось на три направления: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты-символисты – Брюсов, Мережковский, Гиппиус, ранний Блок, Андрей Белый, Бальмонт – отражали в стихах свои идеи, собственное мировоззрение с помощью туманных образов и полунамеков. Акмеисты – Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Городецкий – выражали свои ощущения в стихах, описывали мир вещей и чувств, осмысленный поэтически. Футуристы вообще отрицали прошлое во имя создания будущего. К этому течению принадлежали Маяковский, Хлебников, Северянин, Каменский. Поэты-модернисты всех направлений пытались создать поэзию, призванную содействовать духовному развитию человека.
    Одно из основных течений в поэзии Серебряного века – символизм, возникший как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. Огромное влияние на русских символистов оказал философ Вл. Соловьев. Он выдвинул идею вечной, божественной красоты и видел спасение мира в слиянии с Богом. Эти идеи были наиболее близки «старшим символистам» (Дм. Мережковский, В.Брюсов, З.Гиппиус), которые пытались своим творчеством пробудить на Земле Божественное начало. Единственным способом достижения этой цели символисты считали отказ от обсуждения социальных проблем и выдвижение на первый план собственных, субъективных ощущений. При этом поэт познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе творчества, когда приходит вдохновение.
    Тень несозданных созданий
    Колыхается во сне,
    Словно лопасти латаний
    На эмалевой стене.
    Фиолетовые руки
    На эмалевой стене
    Полусонно чертят звуки
    В звонко-звучной тишине…
    Так описывает зарождение творческой идеи один из наиболее ярких представителей символизма Валерий Брюсов. В своем стихотворении «Юному поэту» он сформулировал основные идеи этого литературного направления:
    …Ныне даю я тебе три завета:
    Первый прими: не живи настоящим,
    Только грядущее – область поэта.
    Помни второй: никому не сочувствуй,
    Сам же себя полюби беспредельно.
    Третий храни: поклоняйся искусству,
    Только ему, безрассудно, бесцельно.
    В этом стихотворении Брюсов призывает создавать «искусство для искусства», чтобы еще больше усилить автономность символизма.
    Позднее от «старших символистов» отделилось течение «младосимволистов», основными представителями которого являются Ф.Сологуб, Андрей Белый, ранний Блок. Одним из самых известных и оригинальных «младосимволистов» является Андрей Белый. Его мнение по поводу использования символов в поэзии совпадает с догадками «старших символистов». Он считает, что символизация – одно из самых значительных открытий в литературе. Именно она дает возможность поэту проникнуть в суть явлений, вскрыть их подлинную сущность. Мир не поддается логическому истолкованию, поэтому необходимо интуитивно познавать его смысл. Герои Белого – это не только литературные персонажи, но и «условные знаки» психологических обобщений.
    Тема судьбы своей Родины также всегда волновала Андрея Белого. Одним из первых среди символистов он заметил, что Россия и русский народ – это безотрадная земная реальность, а не некое возвышенное начало. И чем пристальнее он вглядывался в жизнь России, тем дальше отодвигались его мечты о скорейшем обновлении Родины. Светлые и яркие образы все чаще вытеснялись в его стихах мрачными картинами с ярко выраженным чувством отчаяния:
    Роковая страна, ледяная,
    Проклятая железной судьбой –
    Мать Россия, о родина злая,
    Кто же так подшутил над тобой?
    Андрей Белый так и не находит ответа на роковой вопрос. В год революции поэт пишет знаменитое стихотворение «Родине», в котором заклинательные интонации обращены в будущее:
    Рыдай, буревая стихия,
    В столбах громового огня!
    Россия, Россия, Россия, –
    Безумствуй, сжигая меня!
    Именно в изменении, обновлении российской жизни Андрей Белый увидел возможность для разрешения духовного кризиса.
    В споре с символизмом родилось новое литературное течение Серебряного века – акмеизм. Поэты этого направления – Н.Гумилев, А.Ахматова, О.Мандельштам – отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность художника на своем внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта только к тому, что можно познать. А показывая реальный мир, художник-акмеист обретает с ним тесную связь. Так, в творчестве Николая Гумилева мы находим изображение окружающего мира во всех его красках. В его стихах встречаются и экзотические пейзажи, и народные обычаи Северной Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта. В этом можно убедиться, читая стихотворения «Жираф», «На озере Чад» и другие.
    Есть в творчестве Гумилева и романтические интонации. Так, в стихотворении «Капитаны» он предстает перед нами как певец отваги, риска, смелости. Поэт поет гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям:
    Быстрокрылых ведут капитаны,
    Открыватели новых земель,
    Для кого не страшны ураганы,
    Кто отведал мальстремы и мель,
    Чья не пылью затерянных хартий, –
    Солью моря пропитана грудь,
    Кто иглой на разорванной карте
    Отмечает свой дерзостный путь.
    Романтические мотивы можно найти даже в военной лирике Гумилева:
    И залитые кровью недели
    Ослепительны и легки.
    Надо мною рвутся шрапнели,
    Птиц быстрей взлетают клинки.
    Романтизация боя, подвига, отваги была особенностью Н.Гумилева. Это поэт и человек с ярко выраженным рыцарским началом и в поэзии, и в жизни.
    Одновременно с акмеизмом в русской литературе появился футуризм. Его последователи – Вл. Маяковский, В.Хлебников, Е.Г.Гуро – заняли скандально-эпатирующую позицию: их целью было сбросить признанных русских классиков с «парохода современности» и отстоять красоту «самоценного слова». Футуристы отрицали всю предшествующую культуру, в том числе старые ритмы и рифмы, грамматику языка. Работа над словом, над «приручением» звуков становилась их основной целью, иногда даже в ущерб смыслу.
    Так произошло в стихотворении В.Хлебникова «Перевертень», каждая строчка которого – палиндром:
    Кони, топот, инок.
    Но не речь, а черен он.
    Идем молод, долом меди…
    В творчестве футуристов отразилось не только стремление создать искусство будущего, но и ощущение трагизма современной жизни. Так, в поэме Вл. Маяковского «Облако в штанах» возникают картины большого города, в котором властвуют вещи, и появляется стремление «перекроить» землю.
    Одним из ответвлений футуризма является «эгофутуризм», который возглавил Игорь Северянин. Основным направлением его творчества была борьба со стереотипами, поиск новых, смелых образов, разнообразных ритмов и рифм. Его поэзии присущи экспериментаторство, сочная звукопись, игра словами и сложными оборотами. Благодаря своим исканиям Игорь Северянин добивается прекрасной выразительности и музыкальности стиха. Доказательством этого служит замечательное стихотворение «Чары Лючинь», где в каждом слове есть буква «ч»:
    Лючинь печальная читала вечером ручьисто-вкрадчиво,
    Так чутко чувствуя журчащий вычурно чужой ей плач…
    В истории поэзии Серебряного века Игорь Северянин останется как талантливый новатор, смело экспериментирующий над русским языком.
    Таким образом, поэзия Серебряного века открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии стиха. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. Поиски поэтами Серебряного века новых стихотворных форм обогатили русскую поэзию. А их творчество послужило дальнейшему развитию отечественной литературы, став доказательством ее неисчерпаемости и величия.


Добавил: Arbel

  Беру!

28259 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Разное / Серебряный век русской поэзии / Поиски и находки поэтов Серебряного века


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis