Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Тема дороги в поэме "Мертвые души"

Тема дороги в поэме "Мертвые души"

  Скачать сочинение

Тип: Эссе

    Тема дороги является одной из центральных в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Путешествие Чичикова является центром сюжета произведения, а характер и направление дороги, по которой мчится тройка, символизирующая Россию, в последнем лирическом отступлении, лежат в основе проблематики всего произведения.
    Дорога является пространством Чичикова, персонажа без дома, семьи, корней. Сюжет 1 тома состоит в том, что главный герой едет от одного помещика к другому, преследуя одну цель: заработать денег засчёт своей аферы с мертвыми душами. Его путь – кривое отражение пути героического: с одной стороны, он, как и герой, к примеру, мифологический, проходит испытания, но с другой, в отличие от настоящего героя он проходит испытания своей хитрости и изворотливости, а не смелости, доблести и т.д., а также, в отличие от героя мифа, он, по прохождении всех испытаний никак не меняется. На уровне общего сюжета поэмы (всех трех томов, сюжет которых по задумке Гоголя подражал сюжету «божественной комедии», имея трехчастную форму, а также 3 уровня: ад, чистилище и рай) Чичиков должен был совершить внутренний путь от тьмы к свету, однако в первом и единственном томе никакого внутреннего роста, никакого пути его душа не совершает. Судьба дает душе героя возможность сдвинуться с мертвой точки, к примеру, в сцене столкновения бричек, когда Чичиков видит прекрасную из окна девушку, однако тот только подмечает: «Славная бабешка!.. А любопытно бы знать, чьих она? что, как ее отец? богатый ли помещик почтенного нрава, или просто благомыслящий человек с капиталом, приобретенным на службе? Ведь если, положим, этой девушке да придать тысячонок двести приданого, из нее бы мог выйти очень, очень лакомый кусочек. Это бы могло составить, так сказать, счастье порядочного человека». Сцена, которая может стать для героя толчком для начала перемен обращается в рядовую, лишь еще раз подтверждая зацикленность Чичикова и невозможность спасения его души. Таким образов, Чичиков совершает путь, представляющий из себя исключительно физическое перемещение из точки А в точку Б, в то время как душа его топчется на месте. Что касается помещиков, все они, кроме, возможно, Плюшкина, который, в отличие от остальных, раньше был живым и даже в очень малой степени, но сохранил свою человечность и на чьем лице, хоть изредка, но все же «мгновенно проскользало чувство», обладают «неподвижными» душами: Коробочка, не выезжающая из своего поместья и контролирующая все и не упускающая ничего, что касается ее хозяйства, Ноздрев, помешанный на играх, ярмарках и погрязший в суете, Собакевич, для которого единственными ценностями являются крепкое хозяйство и еда, Манилов, чей мир насквозь искусственен и театрален, а чья мечтательность и стремление к красоте граничит (если не переходит эту границу) с идиотизмом (примером могут служить античные имена его детей). Следовательно, все население уездного города «NN» и его окрестностей с духовной точки зрения стоят на месте, хотя в тоже время все время передвигаются, мечутся и суетятся.
    В лирических отступлениях «Мертвых душ» автор, описывая некоторую общую, не искривленную иронией, юмором и гротесками картину мира также затрагивает тему дороги. К примеру, в лирическом отступлении в 10 главе автор напрямую говорит о пути, которому следует/следовало/последует человечество и который сам автор явно осуждает: «Много совершилось в мире заблуждений, которых бы, казалось, не сделал бы и ребенок. Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь, подобный пути, ведущему к великой храмине, назначенной царю в чертоги!.. Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумением своих предком, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми так же потом посмеются потомки.» В представленном отрывке автор говорит о неверно избираемых новыми поколениями путях, при этом не говоря напрямую, куда они приведут. В последнем лирическом отступлении 1 тома «Мертвых душ» Гоголь говорит уже не о человечестве или о поколении, а о всей России в целом, представляя ее в виде несущейся тройки, тройки без кучера (т.е. какого-либо управляющего и направляющего), летящей невесть куда и невесть зачем: «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. …. летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.»
    Несмотря на такие прорехи (а, возможно, и по их вине отчасти), как общество города «NN», мертвое и неподвижное, Россия несется, несмотря на преграды и не смотря на то, куда путь, которого она придерживается, ведет. Как и главный герой романа, Чичиков, тройка несется бездумно (у Чичикова есть цель, заработать денег, к которой он страстно стремится, детально не продумывая план, а продумывая, его не придерживается, следовательно, путь Чичикова можно назвать хаотичным), однако в отличие от героя, чья цель известна, цель, конечная точка, в которой окажется/к которой стремится тройка остается для автора загадкой.


Добавил: yudinatic

  Беру!

6896 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Тема дороги в поэме "Мертвые души"


Смотрите также по произведению "Мертвые души":


2003-2020 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis