Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Почему все образы помещиков в поэме Гоголя "Мёртвые души" образы сатирические?

Почему все образы помещиков в поэме Гоголя "Мёртвые души" образы сатирические?

  Скачать сочинение

Тип: Идейно-художественный анализ произведения

    Поэму Гоголя "Мёртвые души" смело можно назвать поэмой обличительной, она раскрывает не только образы помещиков, но и целую картину России, её уклад и строй политической жизни.
    Образы помещиков Гоголь продумывал до самых мелочей, включая детали интерьера, быт и усадьбу. Эти образы смело можно назвать несущими, ведь на них держится и строится вся поэма, через них Гоголь отражает всю Россию в сатирическом обличии.
    Первый помещик - Манилов. Автор показывает человека ненадёжного, бесхарактерного, живущего только в собственных грёзах и иллюзиях, потому что все его планы либо несущественны, либо далеки от реальности: "...он говорил о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост". Из диалога Чичикова и Манилова о купле-продаже крестьян выясняется, что Манилов не имеет малейшего понятия о количестве умерших крестьян, предложение Чичикова о покупке мёртвых душ озадачило Манилова и вызвало состояние растерянности: "Манилов...посмотрел очень значительно в лицо Чичикова, показав во всех чертах лица своего и в сжатых губах такое глубокое выражение, какого, может быть...разве только у какого-нибудь слишком умного министра". Он решает отдать Чичикову мёртвые души бесплатно, и это решение скорее вызвано его манерой общения и образом поведения, скрывающими внутреннюю бессодержательность Манилова,
    потому что в смысл купли-продажи Манилов так и не вник.
    Далее Гоголь знакомит нас с Настасьей Петровной Коробочкой, он охарактеризовал её как "дубиноголовую", упёртость и непробиваемость, мешающая просторному образу мысли, основная черта Коробочки. Эту черту Гоголь также отмечает в государственных лицах: "...иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка".
    Разговор о купле-продаже мёртвых душ вызывает у Коробочки непреодолимый страх остаться обманутой: "Она видела, что дело, точно, как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое; а потому начала сильно побаиваться". Мы понимаем, что она с настороженностью относится к каким-либо изменениям в жизни, потому что застыла в своём внутреннем пространстве, где нет хода живым мыслям, там где остановилось живое развитие души, и осталось место лишь страхам. Гоголь доводит психологию души Коробочки до совершенного комизма, когда она высказывает Чичикову мысль о том что мёртвые души: "Может, в хозяйстве-то как-нибудь под случай понадобятся".
    Ноздрёв открывается читателю как человек непостоянный, нестабильный. Из-за своего неумеренного и несдержанного нрава он создаёт себе проблемы на пустом месте: "Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают свои же приятели", поэтому автор иронически называет Ноздрева «историческим человеком». Образ жизни Ноздрёва сводится к нескончаемому кутежу и мотовству: "Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами". В этой неуправляемой страстности и горячности натуры заключается психологическая проблема Ноздрёва.
    Для Ноздрёва любое предложение или сделка представляет игру, в которой азарт и задор всегда доминирует над существенным положением вещей. Он не задумываясь предлагает своё хозяйство, в том числе лошадей, шарманку, собак, его мало интересует выгода, ведь деньги у такого человека не имеют цены.
    Следущий помещик - Михайло Семёныч Собакевич. Это человек крайне примитивный и ограниченный, кажется эта неотёсанность сопровождает его во всём, в его портрете и в интерьере: "...натура недолго мудрила...; просто рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет". Собакевич устрашает не только одним своим животным видом, но и образом жизни и интересами, которые сосредотачиваются лишь на деньгах и еде.
    Тоже самое и отражается в сделке, Собакевич попросил задаток и согласился дать расписку только после полученного задатка. О мёртвых же он вполне спокойно отзывается как о живых, наделяя их качествами и свойствами: "собственноручно принялся выписывать всех не только поименно, но даже с означением похвальных качеств". Сразу становится ясно, что самая главная ценность для Собакевича это - деньги и ничего боле.
    Яркая отличительная черта следующего помещика Плюшкина - это скупость, доходящая до крайности и абсурда. Скупость окончательно выжила в нём все человеческие качества, и теперь комната Плюшкина больше походит на помойку, ведь из-за своей мелочности и жадности он сохраняет даже мусор: "На бюре лежало множество всякой всячины: куча исписанных бумажек, какая-то старинная книга в кожаном переплете, лимон, весь высохший, отломленная ручка кресла, рюмка с какой-то жидкость и тремя мухами, кусочек сургучека, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами…".
    Обстановка жилища также говорит о душевном складе героя: "... он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком... что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии", это человек давно забросивший и потерявший цель и стремление в жизни и абсолютно лишившейся каких-либо душевных сил.
    Такой же хаос и беспорядок происходит в хозяйстве Плюшкина, большинство работников напросто умерло от горячки. Это говорит о безразличном отношении героя к жизни, через образы крестьян чётко показан мир Плюшкина, давно умершей, прекративший какое-либо движение.
    Каждый помещик словно по восходящей градации приближается к критическому уровню деградации, с каждым последующим персонажем начинает усиленно оскудевать образ мысли и жизни, начиная с Манилова, человека приятного вида и заканчивая Плюшкиным, едва походившим на живое существо.
    Цель сатиры - обличить явление действительности, Гоголь хотел показать постепенную деградацию человеческой души, такая художественная форма как сатира позволила достичь автору невероятной точности и ясности, позволила увидеть читателю живое омертвение души, ведь чтобы объективно воспринять столь ужасающую картину жизни, нужно увидеть во всей действительности подноготную помещиков.


Добавил: Bubak

  Беру!

10524 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу":

 Чичиков у Плюшкина (анализ фрагмента 6-ой главы первого тома поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»)
 «Каждое лицо в «Мертвых душах» есть в то же время вывод из целой категории людей ...» (В.Н.Майков).
 Почему Плюшкин изображен последним в галерее помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Почему все образы помещиков в поэме Гоголя "Мёртвые души" образы сатирические?


Смотрите также по произведению "Мертвые души":


2003-2020 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis