Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?"

Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?"

  Скачать сочинение

Тип: Характеристика героев

    Вершиной творчества русского поэта Н. А. Некрасова становится поэма-эпопея "Кому на Руси жить хорошо", в которой автор с яркой образностью и достоверностью хотел показать и показал взаимоотношения господствующего класса и крестьянства в 20-70-е годы XIX в.

    Уже в начале произведения автором ставится проблема, которая найдет свое разрешение на страницах поэмы: в чем состоит счастье и кто по-настоящему счастлив? "Кому живется весело, Вольготно на Руси?"

    Заметим, что первым кандидатом на счастливого является именно один из главных героев поэмы - помещик. Представители крестьянства, находящиеся всегда в услужении у него, до сих пор, после отмены крепостного права, считают его жизнь вольготной и счастливой.
    Но на этом Некрасов не останавливается. Он расширяет сюжетные рамки, раскрывает полностью свою идею и дает дальнейшее развитие образа помещика в пятой главе, которая так и называется "Помещик". В этой главе мы знакомимся с неким представителем помещичьего класса Оболт-Оболдуевым (обратим внимание на фамилию, в некотором роде помогающую Некрасову еще ярче показать свою насмешку над изображаемым классом), описание которого дается сначала крестьянами:

    Какой-то барин кругленький,

    пузатенький,

    с сигарою во рту.

    Насмешка, ирония звучат в этих словах. Когда-то важный, степенный барин превращается в мишень для издевательств и насмешек. Эта же интонация продолжает звучать и в последующем описании помещика уже устами самого автора: "румяненький, осанистый, присадистый", "ухватки молодецкие". Вот такого помещика "троечка везла".

    Герой представляется нам "шутом гороховым", над которым смеются даже бывшие крепостные. А он строит из себя важного господина и с горечью и обидой говорит о былых временах:

    ... жили мы,

    Как у Христа за пазухой,

    И знали мы почет.

    Он говорит о благородстве и древности своего рода похваляется этим, а сам является предметом насмешек и крестьян, и автора. Лёгкий смех в некоторых моментах сопровождается открытым сарказмом:

    Закон - мое желание!

    Кулак - моя полиция!

    Удар искросылительный,

    Удар зубодробительный,

    Удар скуловорот!

    Но я карал - любя!

    Помещик считает себя вправе обижать и унижать крестьян, ибо они - его собственность. Но то время прошло, и уж звонят колокола по помещичьей жизни. Русь ему не матушка, а мачеха теперь. И вот трудиться пора, а помещик этого не умеет. Всю жизнь он жил не тужил, "коптил небо божие". Но теперь все изменилось, и так не хочется примириться с этими порядками, но надо:

    Прорвалась цепь великая!

    Прорвалась - раскололася:

    Одним концом по барину,

    Другим по мужику!..

    Эти слова в большей степени можно отнести к помещику из главы "Последыш": "Помещик наш: Утятин князь!"

    Символично название главы "Последыш". Ее герой несколько гиперболизирован и, в то же время, аллегоричен: не хочет помещик расставаться с прежними порядками, с прежней властью, вот и живет пережитками прошлого.

    В отличие от Оболт-Оболдуева, князь Утятин не смог примириться с отменой крепостного права:

    Помещик наш особенный,

    Богатство непомерное,

    Чин важный, род вельможеский,

    Весь век чудил, дурил

    Да вдруг гроза и грянула.

    Парализовало с горя князя Утятина после страшного известия - тут его "наследники" и съехались к нему. Рвет герой и мечет, не хочет признать очевидное. Испугались "наследнички", что пропадет их наследство, да уговорили крестьян притвориться, будто князь Утятин по-прежнему их хозяин. Абсурдно и смешно:

    Поверил: проще малого

    Ребенка стал старинушка!

    Заплакал! Пред иконами

    Со всей семьею молится.

    Насколько же сильно в помещике это желание управлять крестьянами, делать их жизнь несчастнее! Ведь как очнулся князь от страшного "сна", пуще прежнего стал с крестьянином обращаться, за свое опять взялся: судить, карать народ. И не имеет воли и силы крестьянин, чтобы противиться этому. Искони это заложено в русском народе - почитание своего барина и служение ему.

    Ловко обманули "наследнички" бывших крепостных. Ведь они после смерти князя начали судиться с крестьянами, чтобы доказать, что земля эта им принадлежит. Горькую правду выводит писатель из описания этого помещика и его последних дней жизни: пусть помещики и перестали быть крепостниками, но они имеют свою власть над крестьянами. Не освободился еще по-настоящему русский народ. Да, князь Утятин умер, а кто знает, сколько еще таких "последышей" по всей Руси-матушке.

    Еще одного помещика показывает Некрасов в главе "Савелий - богатырь Святорусский". Это Шалашников, выколачивающий с помощью жестокой порки и угнетения оброк из крестьян. С одной стороны, по сравнению с ежедневными издевательствами оболдуевых и утятиных, отношения Шалашникова с крепостными мужиками могут показаться простыми и естественными. Но, с другой стороны, всех помещиков роднит их паразитизм, жестокость, глубокая враждебность к народу

    Заметим, что всех помещиков Некрасов показал неслучайно: первый примирился с неизбежностью, но решает жить дальше за чужой труд; второй чуть не умер после того, как узнал о реформе; а третий тип помещика - это постоянно издевающийся над крестьянином, крепостным или нет, барин. И их еще много осталось на Руси. Но, тем не менее, Некрасов пишет, что самодержавному строю приходит конец, и помещики уже не смогут с величием сказать:

    Я божию милостью,

    И с древней царской грамотой,

    И родом и заслугами

    Над вами господин!..

    Прошло время господина и раба, и хотя крестьяне еще не освободились полностью из-под помещичьего гнета, Оболт-Оболдуевы, Утятины и Шалашниковы уже доживают свой век. "Последыши" скоро совсем уйдут с земли русской, и народ вздохнет свободно. Символичны в этом плане картина опустевшего барского дома, растаскиваемого по кирпичику дворней (глава "Крестьянка").

    Своей поэмой, думается, Некрасов хотел показать, что ушло время помещичьей Руси. Изображая сатирические образы помещиков, автор смело и безбоязненно утверждает: возможно счастье народа и без помещиков, но лишь после того, как сам народ себя освободит и станет хозяином собственной жизни.

  Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?"


Смотрите также по произведению "Кому на Руси жить хорошо":


2003-2020 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis