Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

  Скачать сочинение

Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Замысел поэмы "Кому на Руси жить хорошо" продиктован самой жизнью. Н. А. Некрасов остро чувствовал "больные" вопросы своего времени. Это и подтолкнуло поэта к созданию народной книги.
    Поэме Некрасов отдал долгие годы неустанного труда. В ней он стремился дать читателю как можно более полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в жизни крестьянства после реформы 1861 года.

    Положение народа ясно рисуется уже в начале поэмы названиями тех мест, откуда родом" крестьяне-правдоискатели. Они - "временно обязанные", "Подтянутой губернии, уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, из смежных деревень - Заплатова, Дыряви-на, Разутова, Знобилина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож". Странствуя, мужики проходят через Испуганную, Подстрелянную и Безграмотную губернии. Эти названия говорят сами за себя.

    На многих страницах поэмы изображены бесправная, безрадостная жизнь народа. Деревни - "селенья незавидные, что ни изба - с подпоркою, как нищий с костылем..." У мужиков скудные запасы, на крестьянских полях - бедные всходы, поэтому целые селения осенью идут "на попрошайство"

    Картины народной жизни обрисованы в песнях "Голодная", "Барщинная", "Солдатская", "Веселая", "Соленая".

    Вот каким показан дореформенный мужик в одной из песен:

    Беден, нечесан Калинушка,

    Нечем ему щеголять,

    Только расписана спинушка,

    Да за рубахой не знать.

    С лаптя до ворота

    Шкура вся вспорота,

    Пухнет с мякины живот,

    Верченый, крученый,

    Сеченый, мученый

    Еле Калина бредет...

    Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

    Добра ты, царска грамота,

    Да не про нас ты писана.

    Как и прежде, крестьяне - люди, "досыта не едавшие, несолоно хлебавшие". Изменилось только то, что теперь их вместо барина будет драть волостной.

    Крестьянский мир предстает предельно обнаженным, во всей хмельной откровенности и непосредственности в главе "Пьяная ночь". Необычная "пьяная" ночь развязывает языки:

    Дорога стоголосая

    Гудит!Что море синее,

    Смолкает подымается

    Народная молва.

    Почти каждая реплика - сюжет, характер. Глава, по моему мнению, вмещает много рассказов. Разве не точная картина дикого деспотизма семейной жизни встает из ссоры двух баб:

    Мне старший зять ребро сломал,

    Средний зять клубок украл,

    Клубок - плевок, да дело в том-

    Полтинник был замотан в нем,

    А младший зять все нож берет,

    Того гляди, убьет, убьет...

    А разве не ясна из нескольких фраз судьба женщины Дарьюшки, хотя никакого рассказа о ней нет:

    - Худа ты стала, Дарьюшка!

    Не веретенце, друг!

    Вот то, чем больше вертится,

    Пузатее становится,

    А я как день-деньской...

    Именно желание показать всю народную Русь привлекло Некрасова к такой картине, где можно было бы собрать массу людей. Так появилась глава "Сельская ярмонка". Прошло много времени. И вот странники летом пришли на "ярмонку", которая свела вместе многих людей. Это народное гулянье, массовый праздник:

    Шумит, поет, ругается,

    Качается, валяется.

    Дерется и целуется

    У праздника народ.

    Кругом пестро, красно, рубахи полны цветов, платья красные, косы с лентами6 "Играет солнце вешнее, смешно, горласто, празднично".

    Но в народе много темного, неприглядного и безобразного:

    По всей по той дороженьке

    И по окольным тропочкам,

    Покуда глаз хватал,

    Ползли, лежали, ехали,

    Барахталися пьяные...

    Крестьянский мир на сельской ярмарке завершается рассказом о Якиме Нагом. Он говорит не о посетителях "ярмонки", а о всем мире тружеников. Яким не поддакивает своему барину Павлуше Веретенникову, а высказывает свое крестьянское чувство:

    Постой, башка порожняя!

    Шальных вестей бессовестных

    Про нас не разноси!..

    Отстаивая чувство трудовой крестьянской гордости, Яким видит и общественную несправедливость по отношению к трудовому крестьянству:

    Работаешь один,

    А чуть работа кончена -

    Гляди, стоят три дольщика:

    Бог, царь и господин!

    Русская женщина всегда была для Некрасова главной носительницей жизни, символом национального существования. Поэтому поэт уделил столько внимания крестьянке Матрене Тимофеевне Корчагиной. Она сама рассказывает о своей жизни. Личная судьба героини расширяется до пределов общерусских. Она все испытала и побывала во всех состояниях, в каких могла побывать русская женщина.
    Некрасовская женщина-крестьянка - несломленная испытаниями, выстоявшая. Итак, в поэме народная жизнь раскрыта в самых разнообразных проявлениях. Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, в разгуле.

    До Некрасова многие изображали народ. Он же сумел подметить в народе его скрытую силу и во весь голос сказать: "рать подымается неисчислимая". Он верил в пробуждение народа.

  Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Картины народной жизни в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"


Смотрите также по произведению "Кому на Руси жить хорошо":


2003-2020 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis