Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / «Молчалины блаженствуют на свете!» (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума)

«Молчалины блаженствуют на свете!» (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума)

  Скачать сочинение

    «Горе от ума» А. С. Грибоедова комедия двух параллельных интриг. С одной стороны, в ней происходит столкновение двух социальных сил. В лице Чацкого новое поколение русских дворян, исповедующее идеалы личной и политической свободы и презирающее рабство, бросает вызов консервативно настроенным крепостникам, которых приводит в ужас сама мысль о свободе («Ах! боже мой! он карбонари!», «Он вольность хочет проповедать!»).
    С другой стороны, автор прибегает к традиционной для «классической» комедии сюжетной схеме любовного треугольника: два соперника, Молчалин и Чацкий, добиваются любви героини. При этом первый равнодушен к Софье, видит в ней лишь средство пробиться в московские «тузы», второй же ради нее приезжает в Москву, а в финале комедии, отвергнутый героиней, решает покинуть Москву навсегда. «Всякий шаг, почти всякое слово в пьесе связано с игрой его чувства к Софье», замечает И. А. Гончаров в критическом этюде Мильон терзаний».
    Идеологическая интрига сплетается с любовной, поскольку соперники принадлежат к двум враждующим лагерям. Молчалин живет по законам екатерининского века, когда добивались богатства и успеха те, «чья чаще гнулась шея».
    «Низкопоклонник и делец» ничтожный, трусливый, расчетливый Молчалин побеждает в любовном поединке Чацкого. В финале главный герой осознает подлинное значение и подлинную роль Молчалиных в «веке нынешнем» не случайно имя фамусовского секретаря звучит во множественном числе:
    Ах! как игру суды постичь?
    Людей с душой гонительница, бич!
    Молчалины блаженствуют па свете!
    В «сцене на лестнице» из четвертого действия Софья и Чацкий дают нравственную оценку этому персонажу. «Не подличайте, встаньте...» слышит он от Софьи. «Подлец!» восклицает Чацкий, ставший, как и она, свидетелем исповеди секретаря перед служанкой Лизой. Во время, когда создавалась комедия, слово «подлость» еще сохраняло оттенок своего первоначального значения. С давних пор на Руси «подлыми» называли людей, находившихся йодле господина (к «подлому» сословию относили и крепостных крестьян). В XIX веке слово «подлец» было уже оскорбительным и означало бесчестность человека и его готовность стерпеть унижение. Молчалину подходят все оттенки этого слова. Он бесчестен, способен унизиться, но главное всегда находится подле кого-то.
    Инстинкт «услужника» точно подсказывает Молчалину, какую линию поведения избрать с тем или иным человеком. С Фамусовым он предельно осторожен, общаясь со старухой Хлестовой, проявляет инициативу: составляет ей партию в карточной игре, хвалит ее собачку. С Софьей Молчалин «уступчив, скромен, тих» и больше всего боится, что их роман получит огласку: «Не повредила бы нам откровенность эта». Общаясь с Чацким, он становится значительно смелее выражает, с ноткой превосходства, сочувствие собеседнику но поводу его «неуспеха» в служебных делах, советует завести знакомство со всесильной Татьяной Юрьевной («...хоть раз бы съездить вам»). Перед Чацким он впервые открыто проговаривается о своих жизненных принципах: «...частенько там / Мы покровительство находим, где не метим», «Ведь надобно ж зависеть от других».
    В отношениях с Лизой Молчалин сбрасывает маску «услужника». Он настойчиво добивается се благосклонности, пытается прельстить девушку подарками, подчеркивает свое пренебрежительное отношение к Софье: «Пойдем делить любовь плачевной нашей крали...» Именно перед Лизой Молчалин обнажает душу, излагая свою «философию успеха»: Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова бича: За личными качествами Молчалина, за его убогой жизненной философией проступают «прошедшего житья подлейшие черты». В Фамусовское мире карьерных «исканий» рецепт Максима Петровича («Упал он больно, встал здорово») не устарел Чацкий ошибается, полагая, что раболепство и карьеризм остались в «веке минувшем».
    Молчалин ходит как на службу на свидания с Софьей («...дочь такого человека!»), Фамусов заискивает перед Скалозубом (блестящая партия для дочери!), Тугоуховские готовы ради дочерей «таскаться на поклон» к первому встречному.
    Всесильные Татьяна Юрьевна, Фома Фомич, «княгиня Марья Алексевна» всегда будут нуждаться в своих Молчалиных, готовых «жертвовать затылком» ради заветной цели выбиться в люди «и нить, и есть иначе».
    В комедии «Горе от ума» проблема выбора между человеческим достоинством и жизненным успехом поставлена с предельной остротой.

  Беру!

10373 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу":

 Молчалин – «жалчайшее создание» (по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума")

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / «Молчалины блаженствуют на свете!» (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума)


Смотрите также по произведению "Горе от ума":


2003-2020 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis