Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Чехов А.П. / Вишневый сад / Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

  Скачать сочинение

    Прошлое, настоящее и будущее воплощают в «Вишневом саде» сталкивающиеся социальные силы, расстановка которых соответствует исторической действительности конца XIX -начала XX века: уходящее в прошлое дворянство (Гаев, Раневская); новое купечество, представители которого становятся подлинными «хозяевами жизни» и которым, безусловно, «принадлежит» настоящее (Лопахин), и разночинная интеллигенция в лице Пети Трофимова, взгляд которой устремлен в будущее.
    Эти силы сталкиваются в пьесе вокруг центрального события - продажи с молотка фамильной усадьбы Гаевых. Родовая усадьба Гаевых - одно из тех «дворянских гнезд», с которыми русская историческая память издавна связывала представления о ценностях дворянской культуры, особенностях быта, традиционно большой семье.
    В Гаеве и Раневской воплощены и светлые, и темные черты уходящей в прошлое русской знати. Брат и сестра безвольны и недальновидны, не имеют в жизни ни определенного занятия, пи цели, неспособны защитить накопленные предыдущими поколениями материальные и духовные ценности.
    Дворянское имение не просто переходит и руки купца-предпринимателя - новым владельцем усадьбы становится внук малограмотного и бесправного Ермолая, который когда-то был крепостным Гаевых. «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню», - говорит Лопахин. В приобретении этой усадьбы Лопахиным можно увидеть нечто вроде исторического возмездия: участники многовековой русской драмы меняются местами, потомки крепостников вытесняются с авансцены русской жизни потомками крестьян.
    Гаев с неприязнью относится к Лопахину. Он настойчиво напоминает о грани, существующей между ним и «мужиком», кичится своим происхождением. Его речь, обращенная к столетнему шкафу, вызывает двойственное чувство. С одной стороны, в обстоятельствах надвигающейся катастрофы Гаев с его высокопарным монологом смешон и жалок. С другой стороны, столетняя прочность шкафа - хранителя книг (интеллектуальных, духовных сокровищ) - косвенное опровержение взглядов Лопахина относительно «никчемности» старых построек, опровержение взглядов новой буржуазии относительно «никчемности» дворянских святынь.
    Однако сам Гаев книг не читает, и в этом оп неотличим от Лопахина, который засыпает над книгой. Гаев беспомощен и ленив, его неустанно опекает старый слуга Фирс. Аристократическая спесь Гаева на поверку оказывается почти обломовским «неумением жить».
    Образ вишневого сада связан в комедии с темой памяти, культурной преемственности. Связь времен», казалось бы, распалась: теперь никто не помнит способа сушить вишню (что огорчает Фирса), а красота вишневого сада не нужна новым «хозяевам жизни».
    Верность традиционным ценностям дворянской культуры заставляет Раневскую и Гаева отказаться от единственного способа избежать разорения - вырубить вишневый сад, разбить землю на участки и сдавать в аренду дачникам. С вишневым садом для них связаны история рода, их собственная жизнь. В своем выборе они последовательны, отчего их решение приобретает трагический оттенок.
    Лопахину недоступен мир представлений и переживаний Раневской и Гаева. Он человек другой эпохи, носитель другой культурной памяти: «Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком...» Наследие дворянской культуры не передается другому культурному поколению. Буржуазная Россия не обретает прочных корней в национальном бытии, и это грозит неизбежностью будущих потрясений.
    «Вечный студент», сын аптекаря, Петя Трофимов занимает особое положение в пьесе. Он не принимает ни сторону Лопахина, ни сторону Раневской. Продажа вишневого сада не представляется ему чем-то драматическим. С имением «давно покончено», равнодушно замечает он, а позднее говорит Ане: «Вся Россия наш сад». Трофимов произносит монологи о том, как надо бы жить в этой жизни, амбициозно заявляет, что оп «выше любви», отказывается от лопахинских денег. Но часто то, что говорит Петя, почерпнуто из книг, не выстрадано, не проверено жизнью, а потому отмечено некоторым налетом инфантилизма: «Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!» Устремленный в будущее и равнодушный к настоящему и прошлому, Трофимов, как и Гаев с Раневской, мало приспособлен к жизни. Он нелепо выглядит, не может найти свои калоши, много лет не может окончить курса. Не случайно Любовь Андреевна, рассердившись па его бестактные замечания, называет Петю «недотепой» и «смешным человеком». Трофимов - будущий революционер. Чехов знал, что этот социальный тип уже появился в русской жизни, однако вопрос о том, принадлежит ли Трофимовым будущее России, остается в пьесе открытым.

  Беру!

7614 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу":

 Прошлое, настоящее, будущее в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»
 «Вся Россия – наш сад!» (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»).
 Кто виновен в гибели вишневого сада? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

/ Сочинения / Чехов А.П. / Вишневый сад / Прошлое, настоящее и будущее в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»


Смотрите также по произведению "Вишневый сад":


2003-2019 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis