Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Русская женщина в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Русская женщина в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

  Скачать сочинение

    Доля ты! — русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать.
    Н. А. Некрасов

    С ранних лет я полюбила поэзию Н. А. Некрасова. Он всю свою жизнь служил "великим целям века". Его муза — родная сестра обездоленных. Особенно дороги мне стихи, посвященные безысходности доли русской женщины-крестьянки. Мне кажется, что это лучшие стихи поэта, говорящие о горькой, многострадальной судьбе женщины-труженицы.
    Не мудрено, что ты вянешь до времени,
    Всевыносящего русского племени
    Многострадальная мать!

    Образ женщины-труженицы, "страдалицы, печалицы", созданный поэтом, навсегда западает в душу. Женщина-крестьянка испытывала не только социальный гнет, но и бытовой. Вот как об этом пишет поэт в поэме "Мороз, Красный нос":

    Три тяжкие доли имела судьба.
    И первая доля: с рабом повенчаться,
    Вторая — быть матерью сына раба.
    А третья — до гроба рабу подчиняться.

    В галерее замечательных женских образов особое место занимает образ Матрены Тимофеевны — героини поэмы "Кому на Руси жить хорошо".
    Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин. Здесь они надеются встретиться со счастливой крестьянкой. Матрена Тимофеевна сама рассказывает им о своей нелегкой жизни. Сколько же тяжелых страданий выпало на долю этой "счастливой" женщины! Но от всего ее облика исходит такая красота и сила, что нельзя не залюбоваться ею. Как напоминает она мне "тип величавой славянки", о которой с восторгом писал поэт:

    В беде не сробеет, — спасет,
    Коня на скаку остановит,
    В горящую избу войдет!

    Естественная красота и физическая сила под стать ее духовной красоте.
    Как быстро промелькнули счастливые годы детства и девичества. Матрене Тимофеевне, по ее словам, в девичестве повезло:

    Мне счастье в девках выпало:
    У нас была хорошая, непьющая семья.

    Заботой и лаской окружила семья любимую дочурку. Однако пора безмятежного детства быстро миновала. На "седьмом годку", рассказывает Матрена Тимофеевна, "за бурушкой сама... в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла". Так она "привыкла" к делу, что всю дальнейшую жизнь трудилась, не покладая рук.
    Но физический труд не приносил Матрене Тимофеевне огорчений. Самое страшное — это духовное рабство. Матрена Тимофеевна, наработавшись в поле, вымоется в баньке и готова петь, плясать:

    И добрая работница,
    И петь-плясать охотница
    Я смолоду была.

    Но как мало светлых моментов в ее жизни! Один из них — помолвка с любимым Филиппушкой. Всю ночь не спала Матрена, думая о предстоящем замужестве: ее страшило "подневолье". И все-таки любовь оказалась сильнее опасений попасть в рабство. А потом, после замужества, она попала "с девичьей холи в ад". "Изнурительная работа", "обиды смертные", тяжелые несчастья с детьми, разлука с мужем, которого незаконно забрали в рекруты, и многие другие невзгоды — таков горький жизненный путь Матрены Тимофеевны. С болью говорит она о том, что в ней:

    Нет косточки неломаной,
    Нет жилочки нетянутой.

    Я поражаюсь той стойкости, тому мужеству, с которым выносила эта замечательная женщина страдания, не склонив своей гордой головы. Сердце обливается кровью, когда читаешь строки поэмы о безутешном горе матери, потерявшей своего сына-первенца Демушку:

    Я клубышком каталася,
    Я червышком свивалася,
    Звала, будила Демушку —
    Да поздно было звать!..

    Рассудок готов помутиться от страшного несчастья. Но огромная душевная сила
    помогает Матрене Тимофеевне выстоять, вновь вернуться к жизни и активно бороться со всеми житейскими невзгодами. Своим врагам, становому и лекарю, терзающим "тело белое" ее сына, она шлет гневные проклятья: "Злодеи! Палачи!" Матрена Тимофеевна хочет найти на них управу, но ей не советуют односельчане вступать с ними в борьбу: "Высоко бог, далеко царь... Нам правды не найти". Когда же со вторым ее сыном случается несчастье, она решительно сбивает с ног старосту Силантия, спасая Федотушку от наказания.
    Матрена Тимофеевна готова выдержать любые испытания, нечеловеческие муки, чтобы отстоять своих детей, мужа от житейских бед. Какая огромная сила воли должна быть у женщины, чтобы отправиться одной в-морозную зимнюю ночь за десятки верст в губернский город в поисках правды. "Всю ночь я шла, не встретила живой души", — рассказывает Матрена Тимофеевна странникам.
    Безгранична ее любовь к мужу, выдержавшая такое суровое испытание. Губернаторша, пораженная ее самоотверженным поступком, оказала "великую милость":

    Послали в Клин нарочного,
    Всю истину доведали —
    Филиппушку спасли.

    Чувство собственного достоинства, которое проявилось у Матрены Тимофеевны в девичьи годы, помогает ей идти величаво по жизни. Это чувство ограждает ее от наглых притязаний Ситникова, стремящегося сделать ее любовницей своей.
    Тучей сгущается в ее душе гнев против поработителей. Она готова им мстить за свои обиды.

    Я потупленную голову,
    Сердце гневное ношу!

    — говорит она. Когда дедушка Савелий учит любимую внучку терпеть, заявляя, что богатырство мужика в его выносливости, Матрена Тимофеевна с иронией замечает:

    Ты шутишь шутки, дедушка! —
    Такого богатыря могучего,
    Гай, мыши заедят!

    Огромная внутренняя сила, ненависть к угнетателям и способность протестовать — это те замечательные качества, которые выгодно отличают Матрену Тимофеевну. Образ Матрены Тимофеевны очень близок, понятен и дорог мне. Люди, подобные ей, свидетельствовали о том, какая богатырская, несокрушимая сила сокрыта в народной душе. Поэт верит в то, что

    Сила народная,
    Сила могучая —
    Совесть спокойная —
    Правда живучая!

    Некрасов убежден в могучей нравственной силе народа. Верит в то, что "ключи от счастья женского", "заброшенные и потерянные у бога самого", найдутся. Эта вера оказалась пророческой. Наш народ, как и мечтал поэт, вышел на "широкую и ясную" дорогу жизни. Прав был поэт, утверждая, что "народу русскому пределы не нужны".

  Беру!

28932 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу":

 Образ крестьянки Матрены Тимофеевны в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
 Тема женской доли в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
 Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Русская женщина в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»


Смотрите также по произведению "Кому на Руси жить хорошо":


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis