Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Разное / 19 век / Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века

Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века

  Скачать сочинение

Тип: Анализ творчества поэта/писателя

    Тема предназначения поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. Она прослеживается в творчестве Державина, Рылеева, Пушкина, Лермонтова. Так и поэты второй половины 19 века не являются исключением. У Кюхельбеккера и Пушкина поэт – «пророк» находится над толпой в борьбе за идеалы свободы, добра и справедливости, он идет к людям «глаголом жечь сердца». У Некрасова – это пророк, которого к людям «послал бог гнева и печали». Его путь тернист, потому что Поэт проходил этот путь с карающей лирой в руках. Некрасов-поэт понимает, что снискать всеобщую любовь таким образом невозможно:

    Со всех сторон его клянут,

    И, только труп его увидя,

    Как много сделал он, поймут,

    И как любил он – ненавидя!

    Но его позиция – это позиция поэта-гражданина, сына своей родины:

    Не может сын смотреть спокойно

    На горе матери родной.

    Поэтическим манифестом поэта стало стихотворение «Поэт и гражданин». Оно написано в форме диалога поэта с читателем-гражданином, демократом по своим убеждениям, предъявляющим поэту требования от имени лучших людей страны. Эти требования отвечают духу времени, духу самой жизни:

    Не время в шахматы играть,

    Не время песни распевать!

    ……

    Будь гражданин! Служи искусству,

    Для блага ближнего живи.

    Перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений:

    Поэтом можешь ты не быть,

    Но гражданином быть обязан.

    А что такое гражданин?

    Отечества достойный сын.

    Муза Некрасова – «печальная спутница печальных бедняков», «плачущая, скорбящая», «униженно просящая» за судьбу народа, прошла вместе с поэтом через всю его жизнь:

    Чрез бездны темные Насилия и Зла,

    Труда и Голода она меня вела –

    Почувствовать свои страданья научила

    И свету возвестить о них благословила…

    В конце жизни поэт, обращаясь к своей музе, говорит:

    О Муза! Наша песня спета.

    Приди, закрой глаза поэта

    На вечный сон небытия,

    Сестра народа – и моя!

    Поэт уверен, что его Муза не даст «порваться долго» «живому, кровному союзу» между ним и честными сердцами, даже после его смерти.

    Муза Афанасия Фета, в отличие он некрасовской, – «на облаке, незримая земле, в венце из звезд, нетленная богиня». И звуки его поэзии сносят на землю «не бурю страстную, не вызовы к борьбе, а исцеление от муки». Лейтмотивом поэзии Фета является тема полета, мечты в его стихах «уносят в небо». А свою поэзию Фет называет ласточкой с «молниевидным крылом».
    Поэт для Фета – не просто человек, способный рифмовать слова и сладко петь о красоте мира. Поэт, как орел, возносится к облакам и обозревает оттуда землю. Только поднявшись к небу, считает Фет, можно ощутить истинную свободу.

    Фет видит свою роль в том, чтобы запечатлеть и передать читателям различные оттенки настроения, внутреннего состояния природы. Он видит ее внутренним взором, чувствует ее запахи и звуки:

    Как первый золотистый луч

    Меж белых гор и сизых туч

    Скользит уступами вершин

    На темя башен и руин.

    Воспевая красоту, Фет стремится «усилить бой бестрепетных сердец». В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…» поэт говорит о призвании «избранника»:

    Дать жизни вздох, дать сладость тайны мукам,

    …..

    Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

    Усилить бой бестрепетных сердец –

    Вот чем певец лишь избранный владеет,

    Вот в чем его и признак и венец!

    Близок Фету в решении темы поэта и поэзии такой талантливый поэт второй половины 19 века, как Федор Тютчев. Он тоже видит свое назначение в том, чтобы передать внутреннее состояние мира природы. В стихах Тютчева много шорохов, теней, приближающих нас к реальному миру, в котором жил и творил Тютчев. Поэт утверждал в своих лирических произведениях, что должен успокаивать, а не «тревожить сердца»:

    Певец! Под царскою парчою

    Своей волшебною струной

    Смягчай, а не тревожь сердца!

    Поэт, по Тютчеву, несомненно должен быть патриотом, любить свою родину. Но, в то же время, он не кричит ни «вперед», ни «за мной», не призывает быть гражданином, а спокойно говорит:

    Умом Россию не понять,

    Аршином общим не измерить:

    У ней особенная стать –

    В Россию можно только верить.

    Таким образом, мы видим, что писателей всех времен и эпох волновал и волнует вопрос о роли и назначении поэзии, но у каждого поэта есть своя точка зрения на этот вопрос.

  Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Разное / 19 век / Тема поэта и поэзии в литературе второй половины 19 века


Смотрите также по произведению "19 век":


2003-2022 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis