Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Блок А.А. / Двенадцать / Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»

Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»

  Скачать сочинение

Тип: Идейно-художественный анализ произведения

    В октябре 1918 года поэт М. Волошин писал: «Поэма «Двенадцать» является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя самому себе, ни своим приёмам, ни формам, Блок написал глубоко реальную и – что удивительно – лирически объективную вещь. Этот Блок, уступивший свой голос большевикам – красноармейцам, остался подлинным Блоком «Прекрасной Доны» и «Снежной Маски».
    Но, несмотря на некоторую традиционность содержательной стороны поэмы с её мотивами, образами–символами, композиционная структура её весьма оригинальна. Для того, чтобы охарактеризовать композицию произведения, нужно сказать несколько слов о его жанре.

    Поэма «Двенадцать» мыслилась Блоком сначала как пьеса. В этом проявлялось стремление поэта овладеть «большим стилем» драмы и трагедии. Только в процессе создания произведение обрело черты поэмы, но такой, внутренняя структура которой драматична.

    На первый план в повествовании Блок выдвигает коллективный характер, то есть образы двенадцати красноармейцев, и это придаёт поэме ещё и этические черты. Но всё же, как сказал по поводу её жанра один из исследователей творчества поэта П. Н. Медведев, «Двенадцать» - лирико-драматическая поэма. Композиция её построена на чередовании, на перебоях драматических ситуаций и лирических мотивов…».

    Выяснив драматическую основу поэмы, можно утверждать, что она разделена не только на главы, но и – внутренне – на сцены с монологами и диалогами. Собственно повествовательная часть здесь представлена весьма странно, а сам автор из лирического повествователя постоянно превращается в действующее лицо.

    Первая глава «Двенадцати» - это своеобразный пролог, в котором значительную роль играет сам автор. Звучит его голос:

    Чёрный вечер.

    Белый снег.

    Ветер…

    Эти слова звучат как ремарка драматурга. Блок использует такие «ремарки» и в других местах: «Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек». Но постепенно они переходят в монолог или сцену общего разговора. В этом их своеобразие.

    После ремарки – монолога автор отходит в сторону и начинает знакомить «зрителей» с персонажами пролога, предоставив центральную часть сцены старушке, буржую, писателю-витии, попу, двум барыням, проституткам, бродяге. Поэт как бы отделяет образы друг от друга, показывает их фрагментарно, чтобы подчеркнуть разрушение «старого» мира. Автор делает это с помощью реплик: «А это кто?», «А вот и долгожданный…», «Вот барыня в каракуле».

    Первый акт «Двенадцати» как поэмы-трагедии включает в себя главы вторую и третью. С появлением красногвардейцев происходит завязка драматического действия. Важная роль принадлежит здесь рефрену: «Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!» Герои попадают в ситуацию, когда традиции прошлого и веры во Христа рухнули. А это значит, что человек может в таких условиях говорить всё, что угодно, и чувствовать себя невиновным. В первой же сцене общего разговора, начинающейся со слов: «- А Ванька с Катькой – в кабаке…», герои не поддаются искушению. Чувство революционного долга берёт верх и подтверждается коллективной песней:

    Мы на горе всем буржуям

    Мировой пожар раздуем…

    Во втором акте, включающем в себя четвёртую и пятую главы поэмы, Ванька демонстративно появляется с Катькой на лихаче в роли беса-искусителя.

    Внешне четвёртая глава имеет повествовательный характер, но повествование здесь не совсем обычное: оно хоровое. Хор, состоящий из голосов красноармейцев, играет большую роль в поэме Блока. Партии хора в ней бывают диалогическими, лирическими или повествовательными.

    В первой сцене второго акта (глава четвёртая) Ванька с Катькой увидены глазами коллективного героя. Повествование здесь ведётся от лица хора, из которого постепенно выделяется голос Петрухи («Ах ты, Катя, моя Катя, Толстоморденькая…»), и приобретает в главе пятой форму внутреннего монолога.

    Третий акт, включающий главы шестую и седьмую, является кульминацией. Здесь происходит убийство Катьки и начинается внутренне очищение и преображение главного героя – Петрухи, а вместе с ним - и всего коллективного характера, избавляющегося от бесовских искушений «неугодного врага».

    Эта тема найдет отражение в четвёртом (главы восьмая и девятая) и пятом (десятая и одиннадцатая) актах.

    Мотив Спаса, очищающего душу красноармейцев от искушения, - своеобразный идеальный образ, который, хотя его и не замечают апостолы нового мира, всё же присутствует. Он неизменен и вечен, находит отражение в эпилоге поэмы, составляющем двенадцатую главу.

    Такова композиция «Двенадцати» - поэмы-трагедии, специфический жанр которой отвечал как внутренним устремлениям самого поэта, так и духу тех национальных классических традиций, которые он развивал в своём творчестве.
    Своеобразие композиции, как уже отмечалось, в том, что поэма делится на главы-стихотворения, представленные в виде пролога, пяти актов и эпилога. Составные части этой драматургической структуры подобны ступеням на пути всё большего погружения в глубины действительности революционной эпохи.

  Беру!

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Блок А.А. / Двенадцать / Особенности композиции поэмы А. А. Блока «Двенадцать»


Смотрите также по произведению "Двенадцать":


2003-2019 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis