/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)

Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)

corn left block pdf icon  Скачать сочинение corn right block

    Люблю тебя, Петра творенье,
    Люблю твой строгий, стройный вид,
    Невы державное теченье,
    Береговой ее гранит...

    А. Пушкин

    Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге;
    для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы!
    Н. Гоголь

    Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей.
    О Петербурге дворцов, палат, символе Петровской эпохи писал А. Пушкин (“Медный всадник”), Н. Гоголь (“Невский проспект”), А. Белый (“Петербург”), А. Блок, А. Ахматова, О. Мандельштам. В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову.
    В романе “Преступление и наказание” мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку, — город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит. Он — соучастник преступлений, соучастник бредовых идей и теорий. Он — свидетель кошмарных снов и человеческих трагедий.
    Особое внимание уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров меблированных комнат, но также обращает наше внимание на запахи и символические цвета.
    Так, желтый цвет у него — символ болезни, нищеты, убожества жизни. Желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая “похожая на шкаф или на сундук” каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет, Соня Мармеладова пошла “по желтому билету”, женщина — самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони, “мебель желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина.
    Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
    Однако в романе мы находим и зеленый цвет, цвет “фамильного” мар-меладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и искупительную силу этих страданий. Умирая, Катерина Ивановна произносит; “Бог сам знает, как я страдала...” Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене возрождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежды главных героев произведения “превозмогает” желтый цвет больного Петербурга. На их больных лицах засияла “заря обновленного будущего”, они готовы воспринимать новую жизнь.
    Итак, образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” глубоко символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события произведения, с другой — сам выступает действующим лицом, соучастником страшного преступления Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.

  Беру!

1146 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу":

 Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
 Петербург Достоевского

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)