 / Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
 / Сочинения / Пушкин А.С. / Евгений Онегин / Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
|  |  Скачать сочинение |  | 
    А. С. Пушкин - величайший поэт XIX, основоположник русского реализма и литературного языка — семь лет своей жизни посвятил работе над романом в стихах “Евгений Онегин”. В этих “пестрых главах”, “полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных”, отразился весь современный автору уклад русской жизни: блестящего светского Петербурга, патриархальной Москвы, поместных дворян.
    Одно из основных мест в романе отведено семье Лариных. Это типичная семья, ничем не отличающаяся от семей провинциальных помещиков того времени, которые, в отличие от света, жили по старинке, сохраняя традиции и “привычки милой старины”, отмечали вместе с крестьянами православные праздники:
    Они хранили в жизни мирной
    Привычки милой старины;
    У них на масленице жирной
    Водились русские блины.
    Именно на примере этой семьи и раскрываются женские образы Татьяны и Ольги Лариных, их матери. “Простой... добрый барин”, “смиренный грешник” Дмитрий Ларин умер к моменту начала действия романа. Всеми делами в семье заправляла мать Татьяны. Она когда-то жила в городе, но, ее “не спрося, выдали замуж” за Дмитрия Ларина, в то время как она вздыхала о другом. Она немного поплакала, но вскоре привыкла к скуке деревенской жизни и вскоре “открыла тайну, как супругом самодержавно управлять”, и тогда все “пошло на стать”. Она превратилась в типичную уездную помещицу:
    Она езжала по работам,
    Солила на зиму грибы,
    Вела расходы, брила лбы,
    Ходила в баню по субботам,
    Служанок била осердясь...
    За этими повседневными делами проходила спокойно ее жизнь. Такая жизнь не требовала большого ума, да она его и не имела. Все ее духовное развитие состояло в чтении романов Ричардсона в молодости (она их читала только потому, что “в старину княжна Алина, ее московская кузина, твердила часто ей об них”). Ларина-мать по-своему любила своих дочерей: она хотела видеть их счастливыми, мечтала выдать удачно замуж. Точную и меткую характеристику Лариной дал Онегин: 
    А кстати, Ларина проста, 
    Но очень милая старушка.
    Копией своей матери является Ольга Ларина, и, как скажет позже Белинский, она “из грациозной и милой девочки сделается недюжинною барыней, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время”. Мы видим Ольгу глазами влюбленного Ленского, боготворившего ее:
    Всегда скромна, всегда послушна, 
    Всегда как утро весела, 
    Как жизнь поэта простодушна, 
    Как поцелуй любви мила.
    Ленский - романтик, далекий от реальности, живущий в мире своих фантазий и мечтаний, не мог видеть реальную Ольгу. Все ее простодушие и веселость были лишь маской, за которой скрывалась пустота ее внутреннего мира. Она не знала ни верности, ни преданности, ни самопожертвования ради любви. Ольга не меньше Онегина была виновата в смерти Ленского:
    Кокетка, ветреный ребенок! 
    Уж хитрость ведает она, 
    Уж изменять научена!
    Она являлась типичной героиней сентиментальных романов, столь популярных в то время. Пушкин признается, что таких пустых красавиц он и сам прежде любил, но они вскоре ему надоели: 
    Все в Ольге... но любой роман 
    Возьмите и найдете, верно, 
    Ее портрет: он очень мил, 
    Я прежде сам его любил, 
    Но надоел он мне безмерно.
    Автор говорит о том, что таких легкомысленных девушек было множество, что их поступки одинаковы, а чувства непостоянны. Так и Ольга, недолго страдая после гибели Ленского, вскоре вышла замуж за проезжего улана и обрела свое счастье. Точную характеристику Ольге дает Онегин:
    В чертах у Ольги жизни нет. 
    Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне: 
    Кругла, красна лицом она, 
    Как эта глупая луна 
    На этом глупом небосклоне.
    Полной противоположностью своей сестре является Татьяна Ларина - “милый идеал” Пушкина. На ее характер, мировосприятие, гармонию натуры повлияла среда, в которой она воспитывалась: близость к народной жизни с ее нравами и обычаями, сказками и преданиями, к природе.
    Итак, она звалась Татьяной. 
    Ни красотой сестры своей, 
    Ни свежестью ее румяной 
    Не привлекла б она очей.
    Если у Ольги была красота внешняя, то у Татьяны - внутренняя. Она обладала прекрасной душой, богатым воображением и внутренним миром. Она была выше всех окружающих ее людей. Задумчивость, одиночество и мечтательность были ее спутниками с самого раннего детства:
    Задумчивость, ее подруга 
    От самых колыбельных дней, 
    Теченье сельского досуга 
    Мечтами украшала ей.
    Большую роль в становлении характера Татьяны сыграла близость к народным традициям и корням, к природе: 
    Татьяна (русская душою, 
    Сама не зная почему) 
    С ее холодною красою 
    Любила русскую зиму.
    В провинциальной глуши, среди разговоров “о сенокосе, о вине, о псарне и своей родне” единственным занятием Татьяны были сентиментальные романы. Именно они создали в ее воображении идеального героя, которого она увидела в Онегине:
    Ей рано нравились романы; 
    Они ей заменяли все, 
    Она влюблялася в обманы 
    И Ричардсона и Руссо.
    Другой чертой, отличающей ее от сестры, является ее постоянство. Однажды полюбив, она оказывается верна своей любви, несмотря на то что получает от Онегина холодный эгоистический отказ. Татьяна подчиняется своей судьбу: ее выдают замуж, как некогда поступили с ее матерью. И в замужестве она проявляет благородство своей души. Любя Онегина, она остается верна своему супружескому долгу: 
    Я вас люблю (к чему лукавить?), 
    Но я другому отдана; 
    Я буду век ему верна.
    Татьяна из провинциальной барышни превратилась в “равнодушную княгиню”, которая научилась “властвовать собой”, как некогда поучал ее Онегин, но в душе она осталась той же, готовой отдать все за дорогие ее сердцу поля, леса, деревни:
    Сейчас отдать я рада 
    Всю эту ветошь маскарада, 
    Весь этот блеск, и шум, и чад 
    За полку книг, за дикий сад, 
    За наше бедное жилище, 
    За те места, где в первый раз, 
    Онегин, видела я вас...
    В. Белинский высоко оценил вклад Пушкина в русскую литературу, который создал образ подлинно русской женщины: “Натура Татьяны немногосложна, но глубока и сильна... Татьяна создана как будто вся из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей”. Ее жизнь гармонична, наполнена смыслом, в отличие от жизни Онегина.
    И, наконец, последним образом, играющим немаловажную роль в романе, является няня Татьяны - Филипьевна. Именно она вложила в свою воспитанницу русскую душу, приблизила ее к русской природе, русскому быту, познакомила ее с “преданиями простонародной старины”. Она была единственно духовно близким Татьяне человеком. Именно ее и вспоминает героиня в светской жизни:
    Да за смиренное кладбище, 
    Где нынче крест и тень ветвей 
    Над бедной нянею моей.
    Подводя итог, необходимо сказать, что Пушкин “первый поэтически воспел, в лице Татьяны, русскую женщину...”, его начинания продолжили видные классики русской литературы: Лермонтов, Толстой, Тургенев, Достоевский.
| 858 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу":  Сравнительная характеристика сестёр Лариных по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». | 
