Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

  Скачать сочинение

    А. С. Пушкин - великий русский национальный поэт, основоположник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихотворениях “Вольность”, “К Чаадаеву”, “Деревня”, “Во глубине сибирских руд”, “Арион”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как “свобода”, “вольность”.
    В первый период своего творчества — период окончания лицея и проживания в Петербурге- до 1820 года- понятие свободы у него было связано с понятием политической свободы.
    В 1817 году он пишет оду “Вольность”, которая явилась примером гражданской витийственной лирики. Ода продолжает традиции классицизма, но развивает их в декабристском направлении. Она делает Пушкина одним из первых поэтов-декабристов.
    В первой части поэт обращается к певице свободы и просит у нее вдохновения для создания стихов, чтобы “воспеть свободу миру, на тронах поразить порок”. Выступая против тирании, поэт призывает угнетенных восстать:

    Тираны мира! трепещите!
    А вы, мужайтесь и внемлите,
    Восстаньте, падшие рабы.

    Затем автор размышляет о том, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Граждане должны быть равны в своих правах и обязанностях. Он пишет об убитом Людовике XVI - “мученике ошибок славных”, указывая при этом не только на то, что неповинующиеся закону должны быть наказаны, но и проводит мысль, что путем революций и бунтов к свободе тоже не прийти. Смерть Людовика он сравнивает с убийством Павла I. Воспевая конституционную монархию, в конце оды он призывает царей:

    Склонитесь первые главой
    Под сень надежную закона,
    И станут вечной стражей трона
    Народов вольность и покой.

    Продолжая мысли оды “Вольность”, в 1818 году Пушкин пишет стихотворение “К Чаадаеву”, в котором идеи вольности сливаются с идеями патриотизма и любви к родине. Жанр стихотворения — дружеское послание — приобретает черты послания политического. В нем возникает два образа: “власть роковая” и “Отчизна”. В сопоставлении этих образов прослеживается мысль о тяжелом положении родины, народа “под гнетом власти роковой”. В обращении “товарищ” появляется новый оттенок - соратник в борьбе, единомышленник. В стихотворении много политической лексики и архаизмов, что соответствует высокому гражданскому пафосу произведения. Стихотворение проникнуто боевым, революционным духом и пламенным патриотизмом, заканчивается оптимистически: восход звезды символизирует победу дела освобождения.

    Товарищ, верь: взойдет она,
    Звезда пленительного счастья,
    Россия вспрянет ото сна,
    И на обломках самовластья
    Напишут наши имена.

    В 1819 году мысли Пушкина более конкретизировались, и в стихотворении “Деревня” он уже не предается абстрактной идее свободы, а рисует конкретные картины современной ему России. “Деревня” - это выступление поэта по одному из важнейших вопросов того времени - вопросу о крепостном праве. Оно выражало чаяния передовой дворянской молодежи. Стихотворение построено по принципу антитезы. В первой части поэт рисует идиллическую картину природы, в которой отсутствует борьба и противоречия. Это детально выписанный пейзаж. В нем легко угадываются окрестности Михайловского.

    Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
    Где парус рыбаря белеет иногда,
    За ними ряд холмов и нивы полосаты,
    Вдали рассыпанные хаты,
    На влажных берегах бродящие стада,
    Овины дымные и мельницы крылаты;
    Везде следы довольства и труда...

    Вторая часть противопоставлена первой. Автор приводит ужасающие факты крепостничества:

    Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
    Присвоило себе насильственной лозой
    И труд, и собственность, и время земледельца.
    (...)
    Здесь рабство тощее влачится по браздам
    Неумолимого владельца.
    Здесь тягостный ярем до гроба все влекут...

    Возникающие образы “барства дикого” и “рабства тощего” - это обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян. Стихотворение заканчивает риторическим вопросом:

    Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
    И рабство, падшее по манию царя,
    И над отечеством свободы просвещенной
    Взойдет ли наконец прекрасная заря?

    Во время южной ссылки мысли поэта о свободе претерпели изменения. В этот период Пушкин находился в плену романтизма и поклонялся, как все тогдашние молодые люди, великим личностям: Байрону и Наполеону. Понятие “свобода” приобрело абсолютное, абстрактное значение. Поэт, увлеченный идеями революций в Греции и Италии, пишет стихи о побеге в “мир вольных стихий”. В стихотворении “Узник” мы видим мотив побега. Здесь же присутствуют постоянные романтические символы: море, отдаленные берега, ветер, ночь, звезды, облака. Эти “вольные стихии” противопоставлены несвободному миру с его “темницами сырыми” и “решетками”. В элегии “К морю” поэт прощается со свободной стихией - океаном, который воплощает в себе могучие силы природы, идеал абсолютной свободы:

    Прощай, свободная стихия!
    В последний раз передо мной
    Ты катишь волны голубые
    И блещешь гордою красой.

    В 1823 году поэт переживает мировоззренческий кризис, изменивший его свободолюбивые идеалы. Он разочаровывается в освободительных движениях. Результатом этого явилось стихотворение “Свободы сеятель пустынный”, в котором ярко показано отношение автора к людям, не способным к борьбе за свободу и не желающим быть свободными:

    Паситесь, мирные народы!
    Вас не разбудит чести клич.
    К чему стадам дары свободы?
    Их должно резать или стричь.

    В произведениях этого периода появляется и новое, приземленное понятие свободы - свободы материальной. Так, в стихотворении “Разговор книгопродавца с поэтом” он высказывает такую истину: “В наш век жестокий без денег и свободы нет”.
    События 14 декабря 1825 года очень повлияли на Пушкина. Среди декабристов было много его друзей и товарищей. После поражения восстания Пушкин вновь задумывается над тем, что такое свобода и какой ценой она достается. Он пишет ряд стихотворений, адресованных друзьям-декабристам. Среди них послание в Сибирь “Во глубине сибирских руд”, отправленное с отъезжающей к мужу Муравьевой. В нем Пушкин хотел поддержать моральный дух своих друзей. Он верил, что дело свободы победит и тогда “оковы тяжкие падут, темницы рухнут”. Он остался верен делу декабристов, говоря о том, что их “скорбный труд” не пропал, на их место пришли новые борцы. В стихотворении “Арион” поэт как бы воссоздает ход событий до и после декабрьского восстания. В основу стихотворения положен известный миф о древнегреческом поэте и певце Арионе. Пушкин изменил ситуацию античной легенды. Певец окружен друзьями, а не врагами, дружно плывущими к единой цели, направляемые твердой рукой “кормщика умного”. Поэт поет песни “беспечной веры полн” в торжество общего дела. Затем появляется образ “грозового вихря”, в результате которого “погиб и кормщик, и пловец”, но “таинственный певец” “выброшен на берег волною”. Он остается верен своим идеалам и помыслам:

    Я гимны прежние пою
    И ризу влажную мою
    Сушу на солнце под скалою.

    В конце двадцатых годов у Пушкина появляется ряд стихотворений, посвященных свободе творчества. Поэтическая свобода - это независимость поэта и его деятельности от мнения толпы “непросвещенной”, и добиться этого можно, лишь следуя своему вдохновению, “велению Музы”. Это особенно ярко прослеживается в стихотворениях “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830).

    Поэт! Не дорожи любовию народной.
    Восторженных похвал пройдет минутный шум,
    Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
    Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

    В зрелые годы у Пушкина происходит новая переоценка ценностей. У него возникает новый образ свободы - свободы личной, внутренней. Он хочет покоя в жизни, отказываясь от прежних идеалов революционной свободы. “На свете счастья нет, но есть покой и воля”, - пишет он в стихотворении “Пора, мой друг, пора!” (1834), а в стихотворении “Из Пиндемонти” (1836) лишь подтверждает эту мысль:

    Иная, лучшая потребна мне свобода...
    ...себе лишь самому
    Служить и угождать.
    По прихоте своей скитаться здесь и там.
    Дивясь божественным природы красотам.

    Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” (1836) является в определенном смысле поэтическим завещанием поэта, в котором он подводит итог своему творчеству. Главную свою заслугу он видит в том,

    Что чувства добрые я лирой пробуждал,
    Что в мой жестокий век восславил я свободу
    И милость к падшим призывал.

    Итак, идеалы свободы постоянно претерпевали изменения на протяжении всей жизни поэта. Это было обусловлено как обстановкой в стране, так и личными фактами биографии поэта. Но несмотря ни на что, Пушкин всегда оставался великим вольнодумцем и проповедником свободы во всех ее проявлениях.

  Беру!

33785 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина


Смотрите также по разным произведениям Пушкина:


2003-2020 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis