Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Краткие содержания / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Вариант 2

Кому на Руси жить хорошо [2/2]

  Скачать краткое содержание

    [ Глава VII Губернаторша ]
    Матрена Тимофеевна собирается в дорогу, идет к губернатору, с трудом добирается до города: в то время она была беременна очередным ребенком. Дает швейцару рубль, чтобы пропустил. Тот говорит, чтобы приходила через два часа. Матрена Тимофеевна приходит, швейцар берет с нее еще один рубль. Приезжает губернаторша. Матрена Тимофеевна бросается к ней с просьбой о заступничестве, с ней делается дурно. Когда приходит в себя, ей говорят, что она родила ребенка. Губернаторша, Елена Александровна, отнеслась к ней очень хорошо, за ее сыном ходила как за своим (у нее самой не было детей). В село послали нарочного, во всем разобрались, мужа вернули. Глава заканчивается хвалебной песней губернаторше.
    [ Глава VIII Бабья притча ]
    Что дальше? Домом правлю я, Рощу детей... Не радость ли? ... А то, что вы затеяли Не дело — между бабами Счастливую искать!... Странники спрашивают, все ли им Матрена Тимофеевна рассказала. Та ответила, что много разного было, и дважды горели они, и сибирская язва была, и лошади мерли, а они вместо них впрягались и пахали землю. Затем вспоминает слова, которые ей сказали святая богомолица, ходившая на "высоты Афонские": Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У бога самого! Да вряд они и сыщутся... Какою рыбой сглотнуты Ключи те заповедные, В каких морях та рыбина Гуляет — бог забыл!
    [ Пир на весь мир (из 2 части) Вступление ]
     В деревне идет пир. "Затейщик" пира был "орудовать по-питерски привыкший дело всякое, знакомец наш Клим Яковлич". Послали за приходским дьячком Трифоном. Вместе с ним пришли его сыновья- семинаристы — Саввушка и Гриша. В день смерти старого князя крестьяне еще не знали, что наживут тяжбу из-за поемных лугов, стали спорить, как им быть с этими лугами. Затем "галденье непрерывное и песни начались".
     [ 1. Горькое время — горькие песни. ]
     Веселая — Кушай тюрю, Яша! Молочка-то нет! "Где ж коровка наша?" — Увели, мой свет! Барин для приплоду Взял ее домой. Славно жить народу На Руси святой! "Где же наши куры?" — Девчонки орут. — Не орите, дуры! Съел их земский суд; Взял еще подводу Да сулил постой... Славно жить народу На Руси святой! Разломило спину, А квашня не ждет! Баба Катерину Вспомнила — ревет: В дворне больше году Дочка... нет родной! Славно жить народу На Руси святой! Чуть из ребятишек, Глядь — и нет детей; Царь возьмет мальчишек, Барин—дочерей! Одному уроду Вековать с семьей. Славно жить народу На Руси святой! Затем мужики поют песню "Барщинную", потом вспоминают о старых порядках: День — каторга, а ночь? Что сраму-то! За девками Гонцы скакали тройками По нашим деревням. В лицо позабывали мы Друг дружку, в землю глядючи, Мы потеряли речь. В молчанку напивалися, В молчанку целовалися, В молчанку драка шла. — Один из мужиков скептически отзывается о "молчанке", говорит, что мужики горазды ругаться, вспоминает, как их барыня решила того, "кто скажет слово крепкое" нещадно драть. Прекратили ругаться, а как объявили волю, "душу отвели" — ругались так, что "поп Иван обиделся". Другой "детина с черными большими бакенбардами" рассказывает про "Якова верного — холопа примерного". Помещик Поливанов был жадный, скупой, пил горькую, "деревушки на взятки купил". Дочь выдал замуж, но повздорив с зятем, приказал высечь его, потом прогнал вместе с дочерью, ничего не дав. Был у него верный слуга Яков. Яков таким объявился из младости, Только и было у Якова радости: Барина холить, беречь, ублажать Да племяша-малолетку качать. Яков жил вместе с барином, был вернее пса. Племянник Якова, Гриша, вырос и попросил позволения барина жениться на девушке Арише. Но барин сам имел виды на Аришу и поэтому отдал Гришу в солдаты, несмотря на мольбы Якова. Яков запил, потом пропал. Поливанову плохо без Якова: он к нему привык. Внезапно через две недели Яков вернулся. Собрался Поливанов к сестре в гости, Яков повез его. Проезжая лесом, свернул в глухое место — Чертов овраг. Помещик испугался, стал Якова умолять пощадить его, обещать всякие блага. Яков ответил, что не станет руки убийством марать. Перекинул вожжи через сук и сам повесился. Барин остался один. Кричал, звал людей, но никто не отозвался. Барин пролежал в овраге всю ночь, "стонами птиц и волков отгоняя". Утром его нашел охотник, барин вернулся домой, причитая: "Грешен я, грешен! Казните меня!" После этого рассказа мужики заспорили, кто грешнее — кабатчики, помещики, мужики или разбойники. Клим Лавин затеял драку с купцом, из которой вышел победителем. Ионушка, "смиренный богомол" рассказывает о силе веры — историю про юродивого Фомушку, который звал людей спасаться в леса, а его арестовал становой и повез в острог. Фомушка с телеги кричал: "Били вас палками, розгами, кнутьями, будете вы биты железными прутьями!" А утром пришла воинская команда — допросы, усмирение, "пророчество строптивого чуть в точку не сбылось". Иона упоминает о Ефросиньюшке, божьей посланнице, которая появляется в холерные года и "хоронит, лечит, возится с больными". Рассказывает о том, как турки монахов Афонских топили в море. Иона Ляпушкин был богомолом и странником. Крестьяне знали его и не только не гнушались им, но спорили, кто первый приютит его. Все выносили ему навстречу иконы, а Иона шел не с теми, у кого икона богаче, но за той, которая больше ему понравится, нередко за самой бедной. Иона рассказывает притчу о двух великих грешниках.
    [ О двух великих грешниках ]
    Эту древнюю быль ему рассказал в Соловках отец Питирим. Было двенадцать разбойников, а атамана их звали Кудеяр. Жили они в дремучем лесу, много крови пролили, много богатства награбили. Из-под Киева Кудеяр вывез девицу-красу — "днем с полюбовницей тешился, ночью набеги творил". Но внезапно "у разбойника лютого совесть господь пробудил". Ему повсюду стали мерещиться убитые им люди, Кудеяр "голову снес полюбовнице и есаула засек". Вернулся домой "старцем в одежде монашеской", день и ночь молит Господа отпустить грехи. Перед Кудеяром возникает угодник Господа и, указывая на огромный дуб, говорит: "Тем же ножом, что разбойничал, срежь его той же рукой... Только что рухнется дерево, цепи греха упадут". Кудеяр начинает выполнять божие предначертание. Через некоторое время мимо проезжает некий пан Глуховский, спрашивает, что Кудеяр делает. Много жестокого, страшного Старец о пане слыхал В поучение грешнику Тайну свою рассказал. Пан усмехнулся: "Спасения Я уж не чаю давно, В мире я чту только женщину, Золото, честь и вино. Жить надо, старче, по-моему: Сколько холопов гублю, Мучу, пытаю и вешаю, А поглядел бы, как сплю!" Отшельник приходит в страшный гнев, набрасывается на Глуховского и вонзает ему в сердце нож. В тот же миг громадное дерево рухнуло, а с отшельника пал груз грехов.
     [ 3. Старое и новое ]
     Приходит паром. Иона уплывает. Крестьяне снова заспорили о грехах. Игнат Прохоров рассказывает о грехе крестьянском.
     [ Крестьянский грех ]
    Одному адмиралу за военную службу, за битву с турками под Очаковым государыня пожаловала восемь тысяч душ крестьян. Умирая, он отдает Глебу-старосте ларец с наказом беречь его, так как в нем завещание, по которому все восемь тысяч душ получают вольную. После смерти адмирала в имение приезжает дальний родственник и заводит со старостой "речь окольную" — насулил ему "горы золота" — и завещание сожгли. Все соглашаются с Игнатом, что это великий грех. Гриша Добросклонов произносит речь о свободе крестьян, говорит, что "Глеба нового не будет на Руси". Дьячок, отей, "рыдал над Гришею: "Создаст же бог головушку! Недаром порывается в Москву, в новорситет!" Влас желает Грише золота, серебра и умную, здоровую жену. Гриша отвечает: Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси! Подъезжает воз с сеном, на нем сидит солдат Овсянников. С ним племянница Устиньюшка. Солдат кормился райком (переносная панорама с показом предметов через увеличительное стекло), да инструмент сломался. Тогда солдат новые песни выдумал и стал играть на ложках. Клим замечает, что у него во дворе есть колода, на которой он с молодости колет дрова, "так та не столь изранена", как солдат Овсянников. Но пансиона полного солдату не дали, так как помощник лекаря, посмотрев раны, сказал, что они второразрядные. Солдат опять обращается с прошением. "Вершками раны смерили и оценили каждую чуть-чуть не в медный грош". "Приравняем ли к побоищу базарному войну под Севастополем, где лил солдатик кровь?" [ Доброе время — добрые песни ]
    Савва с Гришею, качаясь, ведут домой родителя. Уложив отца, Саввушка взялся за книгу, а Гриша ушел в поля, в луга. Лицо у Гриши худое, так как в семинарии их недокармливал хапуга-эконом. У покойной матери, Домны, Гриша был любимым сыном. Гриша вспоминает мать. Григорий поет песнь, в которой видит светлое будущее своей страны: "Еще суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю". Довольно, окончен с прошедшим расчет, Окончен расчет с господином! Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином! Григорий видит бурлака, который, окончив (заботу, идет, звеня медью в кармане, в кабак. Вид бурлака побуждает Гришу спеть еще одну песню. Русь Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! В рабстве спасенное Сердце свободное — Золото, золото Сердце народное! Сила народная, Сила могучая — Совесть спокойная, Правда живучая! Сила с неправдою Не уживаются, Жертва неправдою Не вызывается, — Русь не шелохнется, Русь — как убитая! А загорелась в ней Искра сокрытая, — Встали — небужены, Вышли — непрошены, Жита по зернышку Горы наношены! Рать подымается — Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая! Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка Русь! Гриша доволен своей песней Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного, Пел он воплощение счастия народного!


Добавил: Dilan88

1 ] [ 2 ]

/ Краткие содержания / Некрасов Н.А. / Кому на Руси жить хорошо / Вариант 2


Смотрите также по произведению "Кому на Руси жить хорошо":


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis