Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Панаев И.И. / Белая горячка

Белая горячка [3/7]

  Скачать полное произведение

    адресован.
     VI
     26 мая 183... Москва.
     ...Я уж более месяца в Москве и до сих пор не могу к ней приглядеться. Правда,
     всякий небольшой городок, только раскинувшийся на горе, поразил бы меня, меня,
     варвара, никогда не выезжавшего из Петербурга, но ты все-таки не можешь
     представить себе того бесконечно-глубокого впечатления, которое произвел на меня
     этот дивный, семисотлетний, бесконечный город божиих храмов. Знаешь ли ты,
     счастливчик, перелетевший из Петербурга в Рим, что ты слишком много потерял, не
     видав нашей родной Москвы? Ты не имеешь понятия о настоящем русском городе. Не
     смейся над истертым выражением: Москва -- сердце России, в полном и высоком
     значении этих слов. Она живая, величественная летопись нашей славы народной. Вот
     ее святой Кремль с золотыми, сердцеобразными куполами, с бесчисленными крестами,
     между которыми красуются старинные двуглавые орлы, почерневшие от времени; с
     пестрыми теремами и башнями; с Иваном Великим, который господствует надо всеми
     громадами зданий. Эти столетние камни производят эффект поразительный. Войди в
     эти мрачные и узкие соборы, взгляни на темные иконы в тяжеловесных, драгоценных
     окладах и кивотах, перед которыми горят неугасаемые лампады; на царственные
     гробы, на мощи святых чудотворцев... Здесь является наша Русь, облеченная
     торжественно в свои древние ризы, во всем очаровании поэтическом.
     И как живописно раскинулась Москва по горам и пригоркам, с совершенно барским
     привольем и прихотями, с истинно русскою нерасчетливостью, и как роскошно
     утонула она в зелени садов и бульваров своих! Сколько переулков и закоулков в
     Москве! и все эти переулки зигзагами: нет ни одной улицы прямой, -- Москва
     ненавидит прямых линий. И какая она пестрая, узорчатая! Как она любит украшать
     домы свои гербами, балконы позолотою, а вороты львами! Поверишь ли, я каждый
     день, гуляя, открываю новые виды, новые картины, и всегда неожиданно. Мне
     необыкновенно нравятся эти отдельные, красивые деревянные дома на скатах гор, в
     тени душистых сиреней и лип, а на берегу Москвы-реки деревянные лачужки, одна к
     другой прилепленные, нищета которых прикрывается роскошью зелени густо
     разросшихся берез и рябин. К этим лачужкам ведут переулочки, превращающиеся в
     тропинки, исчезающие под горой. Здесь, недалеко от Драгомиловского моста, я
     часто стою по вечерам и смотрю на противоположный берег реки: вон виднеются две
     каменные пирамиды с двуглавыми орлами, -- это Драгомиловская застава, а за нею
     Поклонная гора и даль, сливающаяся с горизонтом. Кстати, я набросал в своем
     дорожном портфеле виды Москвы от Симонова монастыря и с Поклонной горы. С этой- то горы величаво, во всем протяжении своем, предстала она орлиным очам
     Наполеона, и он ждал ее, коленопреклоненную
     ...с ключами старого Кремля; а она, для спасения своей Руси, уготовляла себе костер, сама зажигала его и,
     страшно восставая из дыма и пламени, прорицательно указывала владыке полмира на
     померкавшую звезду его!..
     Если бы мог я передать тебе, как нравится мне Москва! Сколько отрадных, светлых
     минут она доставила мне! На днях вечером, именно накануне праздника вознесения,
     я отправился в Кремль. Вечер был теплый, летний. Долго бродил я по Царской
     площади, зашел в Чудов монастырь и вспомнил "Бориса Годунова" Пушкина, эту
     келью, в которой отец Пимен перед лампадой дописывал свое последнее сказанье, и
     Григория, который в минуту, когда кровь бунтовала в нем и когда его покой
     "бесовское мечтанье тревожило", любовался величавым спокойствием отжившего
     старца... Когда я вышел из соборной монастырской церкви, начинало темнеть; на
     площади никого не было; городской шум замирал в отдалении; тихий звон колоколов
     торжественно и гармонически разливался в воздухе; огни нигде еще не зажигались,
     но Замоскворечье уже облекалось в синий туман, уже Воробьевы горы исчезли; но на
     темнеющем небе горели в двух или в трех местах облитые светом пирамидальные
     колокольни праздничных церквей... Я с полчаса простоял на одном месте;
     замоскворецкие здания стали сливаться в одну неопределенную массу -- и скоро на
     всем этом пространстве, опоясывавшем подножие Кремля, огоньки засветились в
     окнах мелькая и перебегая, и то потухали, то снова вспыхивали. В эту минуту я ни
     о чем не думал, я смотрел, мне было хорошо и весело... Весь вечер я чувствовал
     такую полноту, силу и такое спокойствие...
     Поверишь ли, что даже московские гулянья мне нравятся несравненно больше
     петербургских?.. Кремлевский сад необыкновенно хорош. Несмотря на то, высшее
     общество не удостоивает его своим посещением: в этом саду гулянье народное -- и
     я иногда сижу здесь в вечерний час, в большой аллее, любуясь движущимися передо
     мной фигурами. Какое разнообразие! Среди различных особ женского пола медленно
     прохаживаются молодые и старые купчики с бородками и без бородок; бегают
     студенты, ищущие случая полюбезничать; ходят армейские офицеры с густо
     нафабренными усами и блестят своими эполетами (увы! в Москве эполеты большая
     редкость), и гремят своими саблями, и озадачивают публику своими султанами, и
     кушают шоколад в садовой кондитерской при восхитительных звуках тирольской
     песенки, сопровождаемой очаровательным брянчаньем на арфе, -- кушают шоколад и
     бросают победоносные взгляды на худощавую, малинового цвета певицу, на эту Хлою
     в пастушеской шляпке, удивительно закатывающую глаза под лоб. Сколько здесь
     венгерок и синих; и зеленых, и с кистями, и с аграмантами! Я не знаю, к какому
     классу, людей принадлежат эти господа в венгерках, но они прелестны. Все они
     носят предлинные волосы, от которых в Петербурге пришли бы в ужас, и небольшие
     усики, завитые в кольца. Ходят они -- локти вперед, покачиваясь и напевая.
     Портреты этих господ можно видеть на московских цирюльных и других вывесках...
     Я, как живописец, не могу смотреть без особенного чувства на здешние вывески:
     они мне доставляют неисчерпаемое удовольствие. Дамы, изображенные на них в
     подвенечных платьях и вуалях, а, кавалеры в венгерках с эспаньолками, во фраках
     с блестящими пуговицами, даже в чулках и башмаках, -- могли бы красоваться на
     нашей выставке и пленять зрителей, любящих более всего в картинах яркость
     колорита. В Петербурге нет таких вывесок. В Москве столько же венгерок, сколько
     в Петербурге вицмундиров, столько же толстых франтов, сколько в Петербурге
     тоненьких. Московские толстые франты с неимоверно дикими прическами медленно,
     важно, с одышкою прохаживаются по Тверскому бульвару, а петербургские, ты
     знаешь, стригут волосы гораздо короче, холят по Невскому довольно скоро, а иные,
     уж очень тоненькие, просто бегают. Москва, сколько я мог заметить, живет или для
     потребности желудка и спокойствия тела, или для внутренних, духовных
     потребностей, а Петербург -- весь во внешней жизни. Ему некогда мыслить; он
     вечно в движении, вечно занят: бегает по Невскому, сочиняет дорогой проекты,
     танцует, кланяется, изгибается -- и все для выгод; набирает акции, перепродает
     их, забегает на публичные лекции -- с желанием мимоходом проникнуть в таинства
     языка, для усовершенствования своего канцелярского слога; дает обеды, вечера,
     балы, рауты, и все это для угождения тому-то или для получения того-то. Москва
     веселится просто из желания веселиться, дает обеды и балы единственно по
     неограниченному добродушию своему и гостеприимству... Я не выдаю всего этого за
     непреложную истину, но мне так кажется и так рассказывают многие люди знающие.
     Москва, патриархальная и ленивая, никогда не достигнет этого блестящего развития
     практической стороны жизни, до которой изволил возвыситься Петербург... Только
     на берегах Невы можно набивать свои карманы. Вот и я, по милости Петербурга,
     теперь с деньгами! Да здравствует Петербург! о, милая моя родина, на которую я
     так неблагодарно нападаю!..
     Ах, чуть было не забыл тебе сказать, что в Москве есть невиданные дивы: кареты и
     коляски, ровесники Ноеву ковчегу, издающие страшный свист, скрип и бренчание, да
     еще казачки сзади этих полуковчегов, а у казачков на головах шапки в виде
     пополам разрезанной дыни, красные суконные, с золотыми и серебряными шнурочками
     и с кистью на маковке. Это очень мило!..
     Я познакомился со многими здешними литераторами. Они о своих сочинениях толкуют
     меньше, чем наши петербургские, и уверяют, будто пишут совсем не для денег. Это
     мне показалось дико. "Вот бескорыстные чудаки!" -- подумал я и невольно вспомнил
     нашего умного и милого Рябинина1. Я к нему непременно напишу об этом, -- да не
     поверит, злодей! Напрасно он предрекал мне, что я соскучусь в Москве; на этот
     раз он, мудрый прорицатель, ошибся. Несмотря на мою дружбу с ним, я не могу до
     сих пор понять в нем многого, и между прочим, каким образом ему могла не
     понравиться Москва, которую он торжественно называет Азиею, да еще зачем он
     допускает в наши приятельские беседы людей ограниченных и посредственных.
     Неужели с его проницательным умом, с его опытом он может восхищаться тем, что
     они бессмысленно удивляются речам его и восторгаются от каждого его слова?
     неужели их нелепые похвалы могут льстить ему?
     1Фамилия длинного человека.
     Я чуть было не забыл сказать тебе, что живу на Тверской, в княжеских чертогах.
     Перед ними обширный двор и красивая решетка, а над воротами ее преизрядной
     величины герб. Комнаты отведены мне внизу и с отдельным подъездом. А как
     меблированы они! мебель вся из Петербурга, и пате, и кушетки, и кресла с разными
     вычурными спинками. Мастерская моя довольно обширна и устроена с роскошью. Князь
     -- добрейший и благороднейший человек в мире. Его внимание ко мне заставляет
     краснеть меня. Дочери его я еще не видал, потому что князь переехал до приезда
     моего в подмосковное село свое за 20 верст от города, и я в огромном доме один.
     Прекрасная коляска к моим услугам; однако я мало пользуюсь ею: ты знаешь, что я
     большой охотник ходить пешком. Я хотел было тотчас после приезда отправиться в
     деревню к князю, но случилось так, что он приехал в это время в Москву по делам
     и прожил в ней три дня. Он дал мне месяц срока на знакомство с Москвою и взял с
     меня честное слово переехать к нему в подмосковную...
     Срок этот кончается; через два дня я еду туда. Говорят, будто дочь князя
     красавица, что от нее вся Москва в очаровании. Посмотрим...
     VII
     30 мая. Село Богородское.
     По обеим сторонам большой*** дороги, почти на версту, протягиваются красивые
     крестьянские домики села Богородского, принадлежащего князю Б*. За ними, немного
     в стороне от этой дороги, на значительном возвышении, из-за густой зелени
     выходит обширный княжеский дом и пятиглавая церковь. Темная дубовая аллея ведет
     к дому -- массивному зданию времен екатерининских и оканчивается круглой
     лужайкой против главного фасада; в середине ее, на высокой клумбе, растет
     несколько кустов сирени. У парадного подъезда покоятся два льва, смотрят друг на
     друга и придерживают лапами шары. Кадки с апельсинными и померанцевыми деревьями
     стоят по обе стороны подъезда, над которым балкон, поддерживаемый кариатидами.
     Два флигеля, выдавшиеся вперед, соединяются с большим домом полукруглыми
     галереями.
     Все это я разглядел после, а в ту минуту, когда подъезжал к княжеским хоромам, я
     вовсе был не в таком расположении духа, чтобы спокойно заняться рассматриванием
     местности. Я попризадумался немного о самом себе и от нечего делать сравнивал
     мое прошедшее с настоящим, дивился своим незаслуженным успехам, вспомнил о тебе
     и о всех вас, товарищах моего детства, близких мне по сердцу, которых судьба
     разметала в разные стороны. Качка коляски расположила бы меня, вероятно, еще к
     каким-нибудь думам, но вдруг лакей, сидевший на козлах, обратился ко мне и
     сказал:
     -- Вот, сударь, княжна изволят прогуливаться верхом...
     -- Где? -- спросил я, вздрогнув и осматриваясь.
     В конце дубовой аллеи, в которую только что повернула моя коляска, увидел я двух
     всадниц, возвращавшихся домой с гулянья, в сопровождении жокея. Ты будешь
     смеяться надо мной, если скажу тебе, что я смутился не на шутку от такой
     нечаянности. Встретиться с княжною, еще не зная ее, показалось мне очень
     неловко: поклониться ли ей или проехать мимо, как будто не замечая ее? что
     делать?.. Я сказал кучеру, чтобы он ехал тише, чтобы не обгонял дам, но кучер не
     слыхал моих слов: четверня моя неслась, а дамы ехали шагом... У меня забилось
     сердце от какой-то глупой боязни обратить на себя насмешливые взоры княжны. Мне
     почему-то представлялось, что она непременно должна посмотреть на меня
     насмешливо... Коляска уже нагнала их... Тут только одна из всадниц, в синем
     амазонском платье и в черной круглой шляпе, откинула от лица вуаль, повернула
     свою голову, посмотрела на знакомый ей экипаж, на меня, незнакомого ей, -- и
     сказала два слова своей спутнице, которая тоже обернулась. В глазах у меня
     рябило. Я мог заметить только, промчавшись мимо всадниц, что у одной из них
     темные волосы, у другой рыжеватые, что одна очень стройна, другая безобразно
     худощава. Коляска остановилась у одного из боковых подъездов...
     У двери этого подъезда стоял белокурый мальчик лет десяти, в красной рубашке с
     золотым поясом и с цветком в руке, точно на картинке. Когда я выскочил из
     коляски и вошел в длинный коридор, мальчик побежал за мною.
     -- Это вы тот гость, которого ждал папенька? -- спросил он, нахмурясь и
     осматривая меня.
     -- А кто твой папенька?
     -- Разве вы его не знаете? Папенька, Демид Петрович.
     Лакей, провожавший меня, объяснил мне, что Демид Петрович -- главный управляющий
     и дворецкий князя.
     -- Папенька велел, -- продолжал мальчик, -- приготовить вам комнаты туда, окнами
     в сад. Князь ему приказал... Да куда же вы идете? надо направо.
     Так же богато убранные комнаты, как в московском доме, ожидали меня и здесь.
     Только в этом убранстве слишком заметны претензии на деревенскую простоту. Окна
     точно выходят в сад, и в комнате, назначенной мне для спальни, кусты жимолости,
     прислонившиеся к самым стеклам, могут заменять шторы.
     Чемоданы мои тотчас были принесены, и я начал переодеваться. Мальчик, положив
     руки на стол и опершись на нем своим подбородком, все пристально смотрел на
     меня...
     -- А что, миленький, ты не знаешь, князь дома? -- спросил я его.
     -- Может быть, дома, а может быть, и в саду, -- и вдруг он подбежал ко мне и
     сказал, показывая, цветок: -- А этот цветок мне подарила сегодня княжна.
     -- Она тебя любит?
     -- Она все целует меня и дает мне конфекты... Хотите, я вам подарю леденец? А
     вот и папенька пришел...
     В самом деле, в дверях показался низенький, толстенький человек с редкими на
     голове волосами, с круглым лицом и в белом накрахмаленном галстухе.
     -- Прикажете ли к вам велеть принести завтрак, -- сказал он, поклонясь мне С
     чувством собственного достоинства, -- или вы пожалуете завтракать к князю? Он
     сейчас только узнал от княжны о вашем приезде и прислал меня к вам.
     Княжна сказала ему о моем приезде! Это немного удивило меня.
     -- Потрудитесь доложить князю, что я иду к нему.
     -- Хорошо, сударь... А ты, Ванюша, что здесь изволишь делать? -- И управляющий
     полустрого, полуласково обратился к своему сыну.
     -- Не сердитесь на него, -- сказал я, -- он со мной познакомился и, кажется,
     полюбил меня. Он все до вашего прихода занимал меня разговорами. Я ему очень
     благодарен.
     -- Что касается до этого, он у меня, я вам скажу, мальчик неглупый, и все бы,
     изволите видеть, как следовало, да ее сиятельство княжна изволит нас немножко
     побалывать. Ваня! пойди-ко к маменьке домой, а я сейчас к князю доложить о вашей
     воле...
     Князь прохаживался по большой зале, украшенной сверху донизу картинами, заложив
     руки назад. Увидя меня входящего, он пошел ко мне навстречу.
     -- Очень, очень рад вашему приезду, -- говорил он, взяв меня за руку... -- Ну
     что? вы насмотрелись на нашу пеструю Москву? Теперь вы совсем к нам в деревню,
     не правда ли?
     -- Да, князь, совсем. Какое у вас чудесное собрание картин! -- заметил я, с
     любопытством смотря на стены.
     -- Здесь еще не все, не все, -- и лицо князя заметно просияло, он оживился. --
     Мой дед был большой любитель живописи и знаток. Вам известно, что и я немножко
     знаю толк в картинах. У меня есть славные вещи из школы Карачча, оригиналы Гвидо
     и Альбани. Погодите, мы с вами...
     Он не договорил, потому что вдруг в соседней комнате кто-то с силою ударил по
     клавишам, так что мы оба вздрогнули, и вслед за этим раздался женский голос,
     сильный, звучный и страстный, доходящий до сокровенной глубины души.
     -- Это, кажется, последняя сцена из глюковой "Армиды". Дочь моя с некоторого
     времени, к сожалению, пристрастилась к немецкой музыке, -- сказал с улыбкою
     князь, подходя к двери комнаты, откуда раздавались звуки. Я следовал за ним.
     В этой комнате за роялем сидела она. Ее темные волосы длинны и густы, ее локоны
     опущены до плеч, ее белое, немного продолговатое лицо едва-едва оттеняется
     легким румянцем; круглые брови немножко приподняты; длинные ресницы вполовину
     закрывают бледно-голубые глаза, которые иногда кажутся серыми; все это вместе
     так хорошо, так легко и воздушно, что на нее нельзя насмотреться. Я недавно
     прочел шекспиров Сон в летнюю ночь, и мне кажется, что Титания должна непременно
     походить на княжну... Но все это -- слова, слова... они не дадут тебе и
     приблизительного понятия о ней, об этой княжне. К тому же все описания красоты,
     как бы ни были красноречивы, до невероятности надоели и прискучили... Недаром же
     в Москве ее величают красавицей. Она, должно быть точно,
     Как величавая луна, Средь ясен и дев блестит одна. Она поразила меня с первой минуты; я остановился перед нею, проникнутый
     благоговейным трепетом, как перед дивной картиной великого мастера, и не мог
     отвести от нее глаз; сердце мое сильно билось в груди... Боже, боже, как хороша
     она!
     Она не заметила, как я и князь вошли в комнату. Мы остановились у окна. Она
     продолжала петь... глаза ее горели, она, казалось, вся была проникнута
     вдохновительною силою композитора. Вдруг, вообрази мое удивление, на половине
     сцены княжна смолкла. Раза два зевнула, впрочем, с большою грациею, потом
     перевернула ноты, лежавшие на пюпитре, еще зевнула и наконец оборотилась к окну.
     Она нимало не удивилась, увидев князя, и посмотрела на меня с ужасающим
     равнодушием.
     -- Браво, браво, Lise! -- воскликнул князь, когда она подходила к нему. -- Зачем
     же ты не продолжала? Мы тебя расположились слушать. Однако лучше, если бы ты
     спела нам что-нибудь из Россини.
     -- Как я устала! -- сказала княжна, -- как мне жарко! Если бы вы могли
     вообразить, как я устала! Мы с мисс Дженни ездили верхом и, верно, сделали верст
     десять. Бедная Дженни теперь лежит.
     Князь представил меня дочери.
     Она сделала едва заметное движение головою, мельком взглянув на меня.
     "О, какая она важная!" -- подумал я.
     -- Что же? мы будем сегодня завтракать? -- продолжала княжна, обращаясь к отцу,
     -- я ужасно проголодалась...
     -- Завтрак готов.
     Мы отправились в залу. Удовлетворив свой аппетит, княжна, утомленная, села в
     кресла и прислонилась головой к высокой подушке этих кресел.
     -- Зачем же ты ездишь так далеко? -- спросил ее князь. -- Не дурно ли тебе? ты
     так бледна!
     -- О, нисколько!.. -- И она вскочила с кресел и с быстротою изумительною
     очутилась у балкона, заставленного цветами, позабыв об усталости, на которую
     жаловалась за минуту перед тем.
     -- Зачем здесь так много наставили тюбероз? от них всегда такой сильный запах,
     от них у меня болит голова.
     -- Не правда ли, в этом старике есть что-то рембрандтовское? -- сказал мне
     князь, не обращая внимания на капризы дочери и показывая на одну из картин,
     изображавшую старика за книгой.
     Я подошел поближе к картине. Картина точно была недурна, и я распространился в
     похвалах ей, к немалому удовольствию князя, который, сколько я замечаю, ужасно
     высоко ценит свою небольшую галерею.
     Княжна подошла к нам. Она посмотрела на меня в этот раз довольно милостиво и
     довольно пристально.
     -- Не правда ли, Москва очень скучна? -- спросила она меня.
     -- Я еще не успел в ней соскучиться; для меня в Москве все так ново...
     -- Да!.. вы любовались видами.
     -- Кстати, где эти московские виды, которые ты сделала карандашом на память?
     -- Я разорвала их.
     -- Можно ли это?.. -- Князь пожал плечами.
     -- Княжна любит заниматься рисованием? -- осмелился спросить я, не обращая,
     однако, вопрос мой прямо к ней.
     -- О, я большая артистка! -- отвечала она очень серьезно.
     Целый день, возвратясь от князя, я устраивал свои комнаты и обедал у себя.
     Вечером, часу в десятом, он прислал меня звать к чаю. Тут я увидел, кроме рыжей
     и молчаливой англичанки, новое лицо -- тетушку князя и бабушку княжны, девицу
     лет 65-ти, в морщинах, с маленькими усиками, с блестящими перстнями на сухощавых
     руках, ненавистницу всего нового, без умолку воркующую про блаженные времена
     Екатерины и Павла. Чай был приготовлен в комнате, отделанной во вкусе
     помпейском. Это любимая комната князя. Княжна сама разливала чай; мы все уселись
     около круглого стола, на котором блестел великолепный серебряный самовар... Руки
     княжны точно изваяны из мрамора, пальцы продолговатые, тонкие и белые. Она
     подала чашку своей бабушке, потом мне. Бабушка отведала чай и поморщилась.
     -- Ты, странное дело, -- ворчала она, -- до сих пор не можешь выучиться
     приготовлять как следует чай: или слишком сладко, или совсем без сахара. Я в
     твои лета, Lise, была такая мастерица делать и разливать чай, что, бывало,
     светлейший князь Борис Дмитриевич, который езжал к нам всякий божий день,
     выпивал чашек по пяти моего чая и не мог им нахвалиться, а он был знаток в чае!
     Княжна улыбнулась.
     -- На вас не угодишь. Не правда ли, мой чай не так дурен, как уверяет бабушка? - - сказала она, обращаясь ко мне.
     Не знаю отчего, но я смешался, покраснел и несвязно пробормотал что-то.
     Старушка с усиками престрашно посмотрела на меня.
     Княжна не могла не заметить моего смущения. Может, оттого, что ей стало жаль
     меня, она снова обратилась ко мне.
     -- И вы, верно, будете пить еще? Я не устану наливать вам. Мне только хочется
     доказать бабушке, что и моего чая можно выпить до пяти чашек.
     Дрожащею рукою подал я княжне выпитую чашку и поблагодарил ее.
     Князь позвонил и велел подать сигар.
     -- Вы курите? -- спросил он меня.
     -- Очень мало и редко... -- А ты знаешь, какой я охотник курить, и в эту минуту
     я стал бы курить с большею приятностью, но пускать дым при дамах и в такой
     великолепной комнате мне показалось невежливо.
     Княжна, в то время как бабушка подозвала к себе зачем-то лакея, взяла со стула
     сигару и подала ее мне и сказала вполголоса: "Пожалуйста, курите".
     -- В деревне смело можно курить и при дамах, -- прибавил князь.
     Старушка с усиками, увидев меня с сигарою во рту, еще страшнее посмотрела на
     меня.
     -- Курить при дамах, -- заворчала она, относясь к князю, -- на даче, в деревне
     или в городе в наше время считалось величайшим невежеством. Я помню, как молодой
     граф, сын графа Александра Кирилловича, однажды на блистательном бале у покойной
     матушки, -- на бале, который удостоила своим посещением блаженной памяти
     императрица, -- сказал при дамах, что он охотник до трубки. Что ж вы думали,
     князь? Да мы, девицы, перестали смотреть на него, все от него стали бегать, как
     от чумы.
     -- Времена не те, бабушка!
     -- Знаю, княжна, знаю. Вы теперь ни за что не в претензии: при вас мужчины
     лежат, а вас это нимало не оскорбляет.
     Вчера утром я гулял по саду и встретился с княжною, которая довольно приветливо
     отвечала на мой поклон. Она шла с своей рыжей англичанкой, мисс Дженни. На ней
     было темное платье и полосатая мантилья. Как все, что ни наденет она, к лицу ей!
     Долго провожал я ее глазами, покуда она совсем исчезла за деревьями... Друг!
     такую девушку я вижу первый раз в жизни. В ее походке, в ее малейшем движении
     необъяснимая грация, в ее взгляде сила и очарование, от которого тщетно
     стараешься высвободиться; в голосе ее звучность и мягкость, так могущественно
     действующая на душу... Не брани меня за мои восторженные речи. Слышишь ли? я
     никогда не видал такой девушки, решительно никогда... Прежняя любовь моя кажется
     мне смешною и жалкою. Это было желание любви, а не любовь: это был первый
     ребяческий лепет сердца... Но полно; я что-то хотел сказать тебе о княжеском
     саде... Да, этот сад, несмотря на свою огромность, содержится в величайшем
     порядке. Местоположение его красиво, потому что гористо. От дома до большого
     озера прямые, классические, подстриженные аллеи, установленные мраморными
     бюстами Гераклита, Демокрита и других шутов древности, точно как в Летнем саду.
     За озером же мастерски распланированный английский сад.
     Вечером мы катались в линейке, князь и я, княжна и англичанка. Окрестности
     здешние удивительно живописны; жаль, что мало воды. Княжна два раза была в чужих
     краях и с энтузиазмом говорила мне о Неаполе и его окрестностях. Прости мне! по
     ее отрывочному рассказу я составил себе гораздо яснейшее понятие об этом чудном
     городе, чем по твоим подробным письмам... Я начинаю обращаться с нею свободнее,
     я перестаю бояться ее. Она совсем не так горда, как показалось мне в первый раз.
     Сколько я мог до сих пор заметить, она глубокая девушка, с душою полною и
     прекрасною... а наружность ее, наружность!
     О, теперь вижу я, что только блестящее воспитание большого света дает женщине
     эту волшебно-поэтическую, художественную форму. Против этого нечего спорить. Мне
     становятся отвратительны, гадки и глупы все выходки против большого света наших
     и других сочинителей, особенно наших. Я всем бы им сказал: "Зелен виноград,
     милостивые государи! Неужели, в самом деле, общество генеральши Поволокиной
     лучше?"
     Если умному человеку непременно надобно толкаться в обществе, так пусть он
     толкается там, где по крайней мере хоть внешность ослепительна, а не
     оскорбительна. Я думаю, ни ты, друг мой сердечный, ни я не в состоянии идти
     теперь на балок к г-же Липрандиной, где мы некогда, воспитанники академии, в
     синих мундирах с золотыми галунами, так от души выплясывали по воскресеньям с
     барышнями и восхищали их своею любезностью?..
     VIII
     8 июня.
     С половины апреля до сей минуты мы пользуемся такой неоцененной погодой, что,
     право, не завидуем вам, живущим в странах, благословенных богом и дивно
     изукрашенных его щедротами. Я каждый день вижусь с княжной, часто гуляю с ней, в
     две недели я сделался человеком домашним в доме князя. Она показывала мне
     рисунки свои: в этих рисунках много таланта, но всего более я люблю ее за
     роялем. Музыка просветляет ее. Едва проникнется она гармонией любимца своего,
     Моцарта, -- обыкновенно веселое и беспечное лицо ее вдруг делается задумчивым;
     глаза принимают выражение неясное, туманное, но за этой туманностью неизмеримый
     мир любви и блаженства!
     В ноябре князь располагает быть в Риме, и я наконец обниму тебя после
     бесконечной разлуки, -- и ты увидишь ее. Тогда решишь, прав ли я, прибавил ли я
     хоть одно лишнее слово, говоря об ней... Я до того счастлив теперь, что иногда
     сдается мне, будто такое полное счастье не может быть продолжительным, и мне
     становится страшно за себя... Я начинаю совершенно мириться с жизнию. Друг, она
     прекрасна, эта жизнь! Я убеждаюсь, что в ней-то, цветущей и могучей, а не в
     собственных грезах должны мы искать собственного удовлетворения... И люди,
     право, не так гадки, как говорят и пишут об них... Я тебе должен передать две
     занимательные новости.
     Третьего дня я получил два письма из Петербурга: одно от Осипа Ильича Теребенина
     и его достопочтенной супруги Аграфены Петровны, которые из всех сил и самым
     отборным канцелярским слогом стараются уверить меня, что всегда принимали во мне
     нежнейшее участие, считали меня ближайшим своим родственником, благодарят теперь
     бога за мое счастие и проч. и проч. Все это предисловие ведет к тому, что
     Аграфене Петровне очень хочется к следующему новому году быть статской
     советницей, и она с чего-то изволила вообразить, что князь возьмется хлопотать
     об этом. Какова?
     Другое письмо от нашего приятеля Рябинина. Оно удивило и обрадовало меня. Я тебе
     выпишу несколько строк из этого письма, и ты увидишь, в чем дело:
     "Знаешь ли что? не улыбайся, я говорю не шутя. С охотою поехал бы я с князем
     Б*** в чужие края, если у него будет лишнее место, для того только, чтобы не
     расставаться с тобой. Ты сделался необходим моему духовному бытию. Да! часто в
     голове моей блеснет мысль яркая, лучезарная... но с кем разделить ее? людей
     много вокруг, людей со смыслом и с чувством, но они не так глубоко поймут меня,
     как ты. В стране любви и искусств мы вместе преклонили бы колени перед
     творениями избранников божиих, и в одно время в душах наших затеплилась бы
     молитва!.. К тому же я могу быть полезен князю, как писатель; пожалуй, я вел бы
     путевые записки; ты, верно, взялся бы сделать к моему тексту несколько рисунков;
     все это князь издал бы великолепно, как прилично меценату. Похлопочи-ка об этом,
     да подъезжай к князю половчее, похитрее. Если это удастся, то я скоро обниму
     тебя и крепко прижму к груди моей... А ведь, ей-богу, славно бы мы прокатились,
     да ещё и на чужой счет..."
     Чудак! он не может обойтись без всяких фраз ни в письмах, ни в разговоре; он
     беспрестанно твердит о деньгах, и оттого о нем многие думают как о человеке, для
     которого нет другого кумира кроме денег, о нем, так пламенно и бескорыстно
     преданном искусству!
     Я тотчас же пошел к князю.
     Князь был в своем кабинете. Кабинет этот весь завален английскими гравюрами и
     заставлен избранными картинами, особенно нравящимися князю... Этой чести
     удостоилась и моя "Ревекка", недостатки которой начинают только теперь
     выясняться мне...
     -- Читали ли вы, мой милый, -- начал князь, увидя меня, -- читали ли вы
     рассуждение о живописи Леонарда да Винчи? Эту книгу не везде можно достать;
     впрочем, она переведена на французский язык. К ней приложены рисунки, сделанные
     Пуссеном. Сколько тут мыслей, сколько верности во взгляде! Прочтите, она у меня
     есть; я только сейчас все думал о ней. У меня библиотека полная, старинная, что


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]

/ Полные произведения / Панаев И.И. / Белая горячка


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis