Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Шмелев И.С. / Человек из ресторана

Человек из ресторана [7/10]

  Скачать полное произведение

    стремиться? Должны быть планы, верно?
     Такой непонятный разговор повел, что нельзя понять. И жилец что-то стал
    объяснять, но он опять свое:
     -- Ежели человек какой скучает в пустом занятии, как ему надо
    стремиться? Если всЈ насмешки и пустое занятие? Ответьте, как образованные
    люди знают...
     И стал лоб растирать, потому что у него в глазах как кровь и, должно
    быть, кружилась голова. А тут, как по телефону, и заявляется к пирогу Кирилл
    Саверьяныч. Так и рассыпался перед жильцами:
     -- Очень приятно с образованными людьми и все это самое...
     И пошел говорить и себя показывать, потому что очень много знал из
    книг. И про законы, и про жизнь, и про машинное производство. И стал укорять
    про непорядки высших лиц и ругать всех за бунты. А жилец хоть бы слово. И
    Колюшка ни гугу. А тот так соловьем и заливается. И так ему пришло по вкусу,
    что против него никто не может, что даже налил себе рюмку и стал просить
    жильца выпить и очень удивился, что тот не пьет.
     -- Очень,-- говорит,-- трогательно видеть такое образование и мудрость.
    Когда наука дойдет до пределов, все изменится. А то у нас очень много
    непонимающих людей...
     А жилец улыбнулся и сказал:
     -- Все идет своим порядком.
     -- Очень верно изволили сказать.-- Такой вежливый стал в разговоре.-- И
    позвольте спросить, вы не на государственной службе изволите состоять?
     А тут вдруг Черепахин и вышел из молчаливого состояния. Расправил плечи
    и как в воздух:
     -- Не за ту тянешь, оборвешь! Очень всех развеселил, а Кирилл
    Саверьяныч на себя не оборотил и' очень хитро намекнул:
     -- А вы не тяните и не оборвете... все это самое...-- и по рюмочке
    позвенел пальцем.
     Но тут жильцы поднялись, и Колюшка с ними, и ушли в комнату. А Кирилл
    Саверьяныч и говорит:
     -- Очень вы должны быть рады, что такой у вас жилец. Он очень
    образованный и может хорошо повлиять. И я замечаю влияние, но...-- и тут мне
    на ухо: -- вы посматривайте!..
     -- А что?
     -- Насчет барышни... Я кое-что замечаю... Даже... у них близкие
    взгляды...
     Сказал я, что и меня беспокоит.
     -- Так он вам и экзамена не сдаст. Увидите! Теперь такое время, что
    даже могут жить втроем. Это как у французов, я это хорошо понимаю. Мне один
    француз из винного магазина, которого я брею, все подробно объяснил, как У
    них происходит, очень свободно... От этого-то и безнравственность и смуты...
    И может совсем прекратиться население, как во Франции... Это нужно понимать!
     А тут вдруг телеграмму! Так мы все перепугались. А это жильцу. Жилец
    мигом собрался и ушел с книгами. А тут вскорости и Колюшка с жиличкой пошли.
    Смотрим в окно, как они пошли, а Кирилл Саверьяныч мне:
     -- И вдруг тут будет роман! Не сдаст он тогда экзамена, помяните мое
    слово!.. Лучше скорей примите меры.
     Потолковали мы с ним про жизнь, и Черепахин тут сидел, дремал. И удивил
    тут меня Кирилл Саверьяныч.
     -- А придется, должно, дело прикрыть...-- И стал сурьезный.
     -- А что такое, почему?
     -- Невозможно! Мастеришки скоро по миру пустят. Какой теперь народ-то
    стал -- зуб за зуб! У него штаны одни да фальшивая цепочка без часов
    болтается, а за горло хватает! Чтоб по восьми часов работать и прибавку! а?
    Наскандалили, два убора спалили и ушли гулять... И вот в праздник заведение
    запер...
     А тут Черепахин голову поднял и бац:
     -- А вы машинами!
     -- Чего-с?
     -- Ничего-с. Заведите такие машины, как рассказывали, и не тревожьте
    людей. Или чтобы вам городовых прислали стричь и брить...
     А Кирилл Саверьяныч потряс пальцем в его направлении и говорит:
     -- Вот оно, необразование-то наше!
     -- Ваш карман,-- говорит,-- очень образованный. Но Кирилл Саверьяныч не
    обратил внимания и стал говорить рассказ про желудок и члены, которые
    отказались работать на него, и тогда наступила гибель всех.
     -- Все,-- говорит,-- производства прекратятся, тогда что будет?
     А Черепахин ему:
     -- Головомойка!..-- И кулаком по столу.
     А тот ему наотрез:
     -- Я не могу с необразованным человеком рассуждать. В вас, во-первых,
    спирт, а во-вторых -- необразование. Тут надо в суть смотреть, а это не в
    трубу дуть! И вдруг, смотрю в окно,-- подъезжает извозчик и на нем Колюшка.
    Что такое? Входит и говорит, что книги надо отправить, потому что жильцы
    квартиру покидают, едут в Воронеж. У барышни дядя помирает, и они сейчас
    прямо на вокзал, чтобы не опоздать, а он за багажом приехал. Весь их скарб
    забрал и умчал. Еще Луша сказала:
     -- Не с места ли его прогнали... В лице даже переменился...
     Что же делать!.. Велел я Наташе записку про комнату писать на ворота.
    Написала она записку, живо это оделась, перед зеркалом повертелась и шмыг.
    Куда? В картинную галерею.
     А уж мне пора в ресторан -- и так запоздал. Вышли мы вместе с Кириллом
    Саверьянычем и только повернули за угол, он мне и показывает пальцем:
     -- Глядите-ка, а ведь это ваша Наташа там... Пригляделся я и вижу -- в
    конце переулка идет моя девчонка под ручку с офицером. Так меня и ударило.
    Она, она... у ней беленькая эта самая буа 1 из зайца. Я за ней. А они на
    извозчика сели и поехали. Добежал до угла, спрашиваю -- мальчишка стоял --
    куда рядили?
     -- В театры... А в какой -- неизвестно. Кирилл Саверьяныч стал меня
    успокаивать:
     -- Это вы так не оставляйте, тут может очень сурьезно быть...
     Побежал на квартиру, сказал Луше, а та -- ах-ах... А Кирилл Саверьяныч
    еще накаливает:
     -- Это вы ее распустили... У меня тоже Варвара в голову забрала -- хочу
    и хочу на курсы, так я ей показал курсы!.. И теперь очень хорошо за
    бухгалтером живет...
     А Луша бить себя в грудь.
     -- Все-то ей косы оборву!..-- И на меня: -- Ты все, ты! Ты при них про
    пакости ваши ресторанные рассказываешь...
     А кто ей ленточки да юбочки покупал да кружева разные? А утешитель-то
    мой на ухо строчит:
     -- Опасно, ежели с офицером... У них особые правила для брака.
     И Черепахин еще тут ко мне, чуть не плачет:
     -- Я вам говорил!.. Берегите!..
     А Кирилл Саверьяныч так даже с торжеством:
     -- А может, они и не в театр? Вон в газетах было, как в номерах за
    шанпанским отравились после всего... Драма может быть...
     Вот тогда мне в первый раз ударило в голову, так все и зазвенело и
    завертелось... Скоро отошло. А Луша уж шубу надела, куда-то бежать с
    Черепахиным, отыскивать. Но тут Кирилл Саверьяныч рассудил:
     -- Все равно, если худое что, уж невозможно остановить. Положитесь на
    волю творца. А если они в театр, так он должен ее довезти до места, откуда
    принял. Это всегда по-вежливому делается. Вот и надо их сторожить и указать
    на неприличие...
     меховой женский шарф (искаж. фр. boa). Так и решили. И Черепахин
    вызвался сторожить. И все мы к трем часам вышли и ходили по окружности,
    измерзли. И к четырем Поликарп Сидорыч усмотрел с конца переулка и рукой
    махнул мне. Вижу, слезли они с извозчика и офицер ей руку жмет, а она так и
    жеманничает и с жоржеткой играет перед его носом. Я сейчас выступил и
    говорю:
     -- Это что такое? Так и села.
     -- До свиданья...-- говорит. И пошла. А тот на меня так строго:
     -- Позвольте!..
     -- Нечего,-- говорю,-- позволять, а вам стыдно! Порядочные люди с
    родителями знакомятся, если что, а не из-за угла! И прошу вас оставить мою
    дочь в покое! Повернулся и пошел, а он за мной. Смотрю, и Черепахин тут,
    поблизости, у фонаря сторожит. А офицер в волнении мне сзади:
     -- Виноват, позвольте... Я требую объяснения... Вы должны...
     Я ноль внимания, иду к квартире. Тогда он настойчиво уж:
     -- Позвольте... моя честь!.. Я должен объясниться! И публика стала
    останавливаться, а он мне уж тихо, но с дрожью:
     -- Я требую на пару слов! Я не могу на улице... Или я вас ударю!..
     Обернулся я тут к нему и говорю:
     -- Вы что же, скандалу хотите? Вы еще так поступаете и мне еще
    грозите?! Ну, ударьте! Ну?
     А кровь во мне так вот и бьет. Только бы он меня ударил! Я еще никого
    не бивал, но, думаю, мог бы при своей комплекции это дело сделать не хуже
    другого. А Черепахин совсем близко и руки в карман засунул, трепещет.
     -- Прошу двух слов, наконец! Вот на бульвар... А мы уж и квартиру
    прошли, и как раз тут бульвар. Сели.
     -- Говорите, а потом я вам скажу! -- говорю ему.
     -- Вот что... Вы ошиблись... Это ваша дочь?
     -- Дочь, и я не позволю безобразия допускать! Вы не имеете права...
     А он мне:
     -- Виноват... вы всЈ узнаете... Я познакомился на катке, и мы
    познакомились... Говорю, как офицер... тут ничего позорного для вашей дочери
    нет... Я хотел с домом познакомиться...
     -- Вы, позвольте узнать,-- спрашиваю,-- подругин брат? Тут он и
    завертелся:
     -- Да... то есть нет... Но я хотел с вами познакомиться, только не было
    случая...
     Так я тут осерчал! А Черепахин наискосок присел, меня охраняет. И
    говорю:
     -- У вас случая не было? Так вы,-- говорю,-- меня можете каждый день в
    ресторане видеть, где я таким вот, как вы, господам кушанья подаю. Не рука
    вам будет-с знакомиться!..
     А он так издалека на меня посмотрел и поднялся.
     -- А-а... Вот как...
     -- Да,-- говорю,-- вот так! А если вы еще раз посмеете к ней подойтить,
    у нас с вами другой разговор будет! А он мне гордо так, с высоты:
     -- Не забывайте, с кем говорите! Я вас в участок могу отправить!
     Желаете? Пойдемте,-- говорю.
     А он мне вдруг:
     -- Нахал!..-- И пошел большими шагами, а я ему вослед:
     -- Так помните, господин! Но он как не слыхал. А меня Черепахин за
    руку, как клещами.
     -- Хотите, я сейчас с ним скандал? Я ему покажу!.. Не допустил я его. А
    как пришел на квартиру -- содом, чистый содом! Луша стоит с иконой и кричит
    не в себе:
     -- Перед Казанской клянись! Клянись, стерва ты эдакая! Клянись, что не
    путалась ты, поганка, шлюха!
     А та вся встрепанная, плачет, и крестится, и дрожит. И покатилась в
    истерике.
     -- Замучили меня, истерзали! А кто ее терзал? Ей же все готовое, все...
    А мать опять к ней:
     -- Клянись своей смертью, клянись! Ногами тебя затопчу! Славили чтобы
    нас за тебя? Кому ты нужна трепаная?
     Но тогда я это безобразие устранил. Лушу в комнату запер и Наташке все
    объяснил. Утихла она и ко мне на шею кинулась.
     -- Папаша, я не знала... Он мне понравился... А Луша за дверью кричит:
     -- Я тебе понравлюсь! Я тебе, дармоедке, все косы оборву! На цепь тебя
    закую!..
     А тут вскорости заявился Колюшка. Мать к нему с жалобами:
     -- Порадуйся, как твоя сестра с офицерами на извозчиках катается...
     Не понял он ничего, побелел только. Но как все узнал, увел Наташу в
    комнатку жильцовскую и стал с ней говорить. И потом свел нас всех и помирил.
    И такой он стал неспокойный и тревожный и не обедал совсем. Спросил его,--
    что же, не вернутся? стало быть, можно и сдавать? А он так резко:
     -- Сдавайте!.. И задумался. А Луша мне:
     -- Это он по той так скучает. И хорошо, что уехали... А лучше бы совсем
    не приезжали...
     XIV И был у нас тот вечер как на похоронах. Наташка за ширмочки
    забилась. Колюшка в жильцовской засел, а Черепахин на каток с трубой пошел,
    и скрипач ушел в свой кинематограф. И в ресторан я не пошел после такого
    расстройства. Прилегли мы с Лушей отдохнуть. И уж часов семь было,
    всполошила меня Луша:
     -- Дым у нас в квартире, пожар!.. Вскочил я -- полна квартира дыма,
    лампы не видать. В жильцовскую комнату кинулся, а там Колюшка мечется.
     -- Лампу,-- говорит,-- оправлял и спичку в угол бросил, на бумаги. Я в
    печку сгреб, а трубу забыл открыть.
     И вдруг звонок. Колюшка отпирать кинулся, пошептался с кем-то в
    темноте, схватил пальто и -- марш. Что такое? Не пойму ничего, как
    представление какое весь день. А Луша мне все свое:
     -- Что-то они это путают, сдается мне... Может, она с тем-то разошлась,
    а для отводу с квартиры перебралась...
     Плетет неведомо что. Через полчаса Колюшка заявился.
     -- Что,-- говорю,-- у тебя за маскарад?
     Васиков будто приходил на вечер звать, но он только его проводил и
    отказался., И такая меня тоска забрала, согнал я всех своих и Наташку из
    темноты вытащил.
     -- Что вы,-- говорю,-- как чумовые какие' по норам сидите?
     Послал за орехами, сели в короли играть, силой заставил, а то уныние.
    Только и радостного, что бумаги прибыль дали. Нарочно Наташку в короли
    провел -- нет! Надутые все и взятки пропускают. А Луша Колюшку пытать про
    жиличку:
     -- Без жилички своей скучаешь?.. Что смотришь-то! Шваркнул он карты и
    ушел. И опять все расклеилось. И ужинать не стал. А как стал я спать
    ложиться, подходит и говорит:
     -- Вы, пожалуйста, никому не сказывайте, что я жильцовское имущество
    возил.
     -- Почему такое -- не говорить?
     -- А потому, что сейчас очень полиция следит и не дозволяет
    распространять хорошие сочинения... Могут быть неприятности... И вообще
    лучше ничего не говорите.
     -- Да кому мне говорить-то? Очень кому нужно!
     -- Ну, это другое дело... А я вас предупреждаю. Так меня запутал, что
    ничего я не понял. А вскорости и Черепахин заявляется с катка. Очень бледный
    и сильно покачнулся. Да еще бутылку несет.
     -- Прощайте,-- говорит,-- ласковые взоры! Стал спрашивать, что такое,--
    оказывается, околоточный на катке сказал, что завтра мобилизация его сроку и
    ночью призовут. В типографии уж печатают оповещание.
     -- И позвольте,-- говорит,-- мне напоследках выпить за ваше здоровье и
    набраться духу...
     -- Ну, набирайтесь,-- говорю,-- но чтобы только смирно...
     Выпил и я с ним рюмку, а он так и спешит. И вскорости так себя
    направил, что стали у него глаза в разные стороны смотреть и кровью
    налились. И вдруг разворачивает бумажку и показывает:
     -- Вот и освобождение от всего... Освободительный порошок! Если в
    водке, то очень скоро подействует... Трахнул я по бумажке, и весь его
    порошок -- фук! И говорю:
     -- Вы с ума не сходите! Помимо вас нам неприятность... То Кривой от нас
    удавился, теперь вы ознаменуете! Да что мы, ироды какие, что ли?
     -- Папаша, я не знала... Он мне понравился... А Луша за дверью кричит:
     -- Я тебе понравлюсь! Я тебе, дармоедке, все косы оборву! На цепь тебя
    закую!..
     А тут вскорости заявился Колюшка. Мать к нему с жалобами:
     -- Порадуйся, как твоя сестра с офицерами на извозчиках катается...
     Не понял он ничего, побелел только. Но как все узнал, увел Наташу в
    комнатку жильцовскую и стал с ней говорить. И потом свел нас всех и помирил.
    И такой он стал неспокойный и тревожный и не обедал совсем. Спросил его,--
    что же, не вернутся? стало быть, можно и сдавать? А он так резко:
     -- Сдавайте!.. И задумался. А Луша мне:
     -- Это он по той так скучает. И хорошо, что уехали... А лучше бы совсем
    не приезжали...
     XIV И был у нас тот вечер как на похоронах. Наташка за ширмочки
    забилась. Колюшка в жильцовской засел, а Черепахин на каток с трубой пошел,
    и скрипач ушел в свой кинематограф. И в ресторан я не пошел после такого
    расстройства. Прилегли мы с Лушей отдохнуть. И уж часов семь было,
    всполошила меня Луша:
     -- Дым у нас в квартире, пожар!.. Вскочил я -- полна квартира дыма,
    лампы не видать. В жильцовскую комнату кинулся, а там Колюшка мечется.
     -- Лампу,-- говорит,-- оправлял и спичку в угол бросил, на бумаги. Я в
    печку сгреб, а трубу забыл открыть.
     И вдруг звонок. Колюшка отпирать кинулся, пошептался с кем-то в
    темноте, схватил пальто и- марш. Что такое? Не пойму ничего, как
    представление какое весь день. А Луша мне все свое:
     -- Что-то они это путают, сдается мне... Может, она с тем-то разошлась,
    а для отводу с квартиры перебралась...
     Плетет неведомо что. Через полчаса Колюшка заявился.
     -- Что,-- говорю,-- у тебя за маскарад?
     Васиков будто приходил на вечер звать, но он только его проводил и
    отказался. И такая меня тоска забрала, согнал всех своих и Наташку из
    темноты вытащил..
     -- Что вы,-- говорю,-- как чумовые какие по норам сидите?
     Послал за орехами, сели в короли играть, силой заставилл, а то уныние.
    Только и радостного, что бумаги прибыль дали. Нарочно Наташку в короли
    провел -- нет! Надутые все и взятки пропускают. А Луша Колюшку пытать про
    жиличку:
     -- Без жилички своей скучаешь?.. Что смотришь-то! Шваркнул он карты и
    ушел. И опять все расклеилось. И ужинать не стал. А как стал я спать
    ложиться, подходит говорит:
     -- Вы, пожалуйста, никому не сказывайте, что я жильцовское имущество
    возил.
     -- Почему такое -- не говорить?
     -- А потому, что сейчас очень полиция следит и не дозволяет
    распространять хорошие сочинения... Могут быть неприятности... И вообще
    лучше ничего не говорите.
     -- Да кому мне говорить-то? Очень кому нужно!
     -- Ну, это другое дело... А я вас предупреждаю. Так меня запутал, что
    ничего я не понял. А вскорости и Черепахин заявляется с катка. Очень бледный
    и сильно покачнулся. Да еще бутылку несет.
     -- Прощайте,-- говорит,-- ласковые взоры! Стал спрашивать, что такое,--
    оказывается, околоточный на катке сказал, что завтра мобилизация его сроку и
    ночью призовут. В типографии уж печатают оповещание.
     -- И позвольте,-- говорит,-- мне напоследках выпить за ваше здоровье и
    набраться духу...
     -- Ну, набирайтесь,-- говорю,-- но чтобы только смирно...
     Выпил и я с ним рюмку, а он так и спешит. И вскорости так себя
    направил, что стали у него глаза в разные стороны смотреть и кровью
    налились. И вдруг разворачивает бумажку и показывает:
     -- Вот и освобождение от всего... Освободительный порошок! Если в
    водке, то очень скоро подействует... Трахнул я по бумажке, и весь его
    порошок -- фук! И говорю:
     -- Вы с ума не сходите! Помимо вас нам неприятность... То Кривой от нас
    удавился, теперь вы ознаменуете! Да что мы, ироды какие, что ли?
     И принялся он плакать.
     -- Все,-- говорит,-- пропало теперь, Яков Софроныч... Что вы со мной
    сделали!
     -- Да с чего вы, с чего? -- спрашиваю.-- Еще молодой человек,
    сильный...
     А он взял себя за голову и качается...
     -- Нет душе моей покою, и опротивела мне жизнь... Хоть бы убить кого!
    Хоть бы раздробить мне что! Схватил трубу свою, но я вырвал.
     -- Не скандальте, прошу вас! -- говорю.-- Наталья Яковлевна спит...
     Хоть этим его унять. Притих.
     -- Да,-- говорит,-- Наталья Яковлевна... Яков Софроныч! -- И так с
    чувством произнес и в грудь себя кулаком.-- Очень во мне сил много, а нет
    мне ходу никакого... Сдохнуть бы...
     -- Жизнь,-- говорю,-- от господа нам дана, и надо ее прожить...
     -- Наплевать мне на жизнь! Что я от нее видел? Был я на хрустальном
    заводе... Папаша мой всю грудь себе отдул на бутылках, матери не знал...
    Катюшка... от жизни отравилась... А меня на музыку... Сволочь, сукин сын!
    Зачем он меня на музыку распустил? Подлец!
     Стал я его успокаивать. Ничего не действует.
     -- Грамоте не выучили, а у меня в башке каша... Я, может, знаменитым
    человеком стал бы, очень во мне сил много!.. А меня вот на это дерьмо
    пустили.-- Это он про трубу-то.-- Хозяин,-- выругался он очень неприлично,--
    сирот мальчишек согнал. Я, говорит, им всем кусок хлеба дам и учрежду
    оркестр духовой... За каждую ноту драли! В Питер возил нас, генералам
    хвастал... Вот, говорит, что я из дураков сделал... Все с куском хлеба... А?
    Идите и играйте на воздухе и помните заботы!.. А! Старый черт! А у самого
    сто двадцать миллионов!.. Дедки моего нет... Застегали на каторге... Он им
    головы рвал напрочь... *
     Зубами заскрипел и глаза вытаращил. Стал я его уговаривать -- ничего.
     -- А теперь... в мобилизацию... защищать отечество... Какое отечество?
    -- И опять в трубу ногой...
     И потом все на голову жаловался. Простился я с ним и богом его
    постращал, чтобы и не думал. И пошел спать... И вот тут началось все...
     XV Надо полагать, что третий час шел... Звонок. Луша меня разбудила.
     -- Звонок к нам, Яков Софроныч... И сам я услыхал: резко так. А у нас
    простой колокольчик был -- дребезжалка. Что такое? Подбежал, в чем был, к
    двери. И Колюшка вскочил, брюки натягивает. И Черепахин выбежал, бубнит:
     -- За мной... на мобилизацию...
     -- Кто такой? -- спрашиваю.
     -- Отпирайте! Телеграмма! -- так решительно. Открыл, а там целая толпа.
    Полиция... Вошли, и враз с черного ходу стук, и один из них сам кинулся
    открывать. И оттуда вошли. Один чиновник с кокардой, пристав наш еще,
    околоточный, и еще двое в пальто, и еще дворники.
     -- Вы хозяин? -- чиновник меня спросил. Сказал я, а у меня зубы --
    ту-ту-ту. И ничего сообразить не могу. Стали у дверей, пристав у стола
    уселся, лампу приказали засветить.
     -- Я должен произвести у вас обыск... Где ваши жильцы? -- Это все тот,
    который был в кокарде, а пристав только у стола сидел и пальцами барабанил.
     -- Жильцы,-- говорю,-- уехали сегодня...
     -- Как так уехали? куда? -- И на пристава посмотрел. А пристав ему:
     -- Удивительно... А уж другие по квартире рассыпались, и Луша, слышу,
    кричит:
     -- Уйдите, безобразники! У меня дочь раздета...
     -- Потрудитесь одеться... Где комната жильцова? А тут Черепахин увидал,
    что не за ним, стоит с папиросой и цепляется, чтобы себя показать:
     -- Ночная тревога, а неприятеля нет! А главный ему:
     -- Ты что за человек? Кто это такой? -- мне-то. А Черепахин гордо так:
     -- Обнаковенный жилец, на двух ногах!
     -- Обыскать его!
     Сейчас его -- царап! Шарить по карманам. Шустро так, как облизали! Нет
    ничего. А тот на смех:
     -- В кальсонах не обозрели! там у меня пара блох беспачпортных!..
     Режет им и меня подбодрил. Я и говорю главному:
     -- Вы, ваше благородие, напрасно так... У меня ничего такого и в мыслях
    нет...
     А уж там жильцовскую комнату глядят; в отдушники, в печку. Пепел
    разворотили. "Жгли!" -- говорят. И я им сказал, что сам весь хлам после
    жильцов сжег, как всегда. И тут пристав им сказал в защиту мою:
     -- Я его знаю хорошо... Спокойный обыватель, в ресторане лакей...
     А тут Колюшку на допрос: с жильцами знаком? что знает? куда уехали? А
    во всех комнатах шорох идет такой... Луша с ними зуб за зуб -- даже я
    удивился. И Наташка, слышу, визжит:
     -- Ах, не трогайте меня! Колюшка шмыг к ней, и главный побежал. А
    Наташка стоит в ночной кофточке, руками прикрывается, и в одном башмаке.
    Постелька ее раскрыта, и тюфяк заворочен. И Черепахин тут:
     -- Не имеете права! Это безобразие!.. И Колюшка и Луша крик подняли. И
    я сказал:
     -- Тут девица, и так нельзя поступать... А главный мне свое:
     -- Не кричите, а отвечайте на вопросы. Не в игрушки мы играем.
     И пошел меня донимать. Когда уехали, да кто ходит, да то да се...
     И тут в столовую целую охапку книг и бумаг Колюшкиных принесли и
    вывалили. Смотрели-смотрели и цоп -- письмо. Почитал и мне:
     -- Это что значит? Колюшка посмотрел и говорит, что это был жилец у
    нас, Кривой, который удавился. И объяснил про письмо директору. Забрал он
    письма,-- разберем "Про вашего Кривого. Альбом был у Луши с карточками.
    Смотреть. Кто такой? А этот? Потом насторожился на одного и вдруг уж к
    Колюшке:
     -- А это кто такой? А тот и не знает. А это повар один, приятель мой, и
    уж помер. Сказал я, кто такой, а тот не верит.
     -- Это мы разберем... И забрал. И еще одного парнишку взял, теперь
    метрдотель в "Хуторке" и семейный человек. Даже удивительно, зачем они
    понадобились. Этого-то все они разглядывали и что-то мекали. Часа три так
    возились. Потом главный и вынимает из портфеля бумажку и показывает Колюшке.
    А верхушку рукой прикрыл:
     -- А это не вы писали? Посмотрел Колюшка, сморщился и говорит:
     -- Что-то не помню... Как будто моя рука... И читает ему главный:
     -- "...перешлю готовое..." Это что "готовое"?
     -- А-а... Это образцы изданий картинной галереи... Я,-- говорит,-- для
    жильца иногда забирал товар и посылал ему по адресу, когда он в города
    ездил.
     А тот так усмехнулся и говорит:
     -- Я вас арестую.
     -- Как угодно,-- говорит. Тут уж я вступился:
     -- За что же вы его? Это ваш произвол! И Луша на него:
     -- Не имеете права! Я к губернатору пойду! У нас лакей, у губернатора
    служит, двоюродный брат... А тог сейчас:
     -- Объясните свои слова. Какой лакей, у какого губернатора?
     А та врет и врет.
     -- Не хочу объяснять! -- и все.
     Тогда он ей свое:
     -- Ну, так я вас арестую для объяснения... Так она и села. И тут я
    вступился. Говорю, что она с испугу, а у нас никакого брата нет у
    губернатора. Наташка чуть не в истерику, а Колюшка так глазами и сверкает.
     -- Не запугивайте мать! -- кричит. Тот ему пригрозил. Черепахин тоже
    про произвол -- отстранили.
     Осмотреть чердак, чуланы! Побежали там какие... Сундуки осмотреть!
     И пошло навыворот. Все перетряхнули: косыночки, шали там, приданое
    какое для Наташки. За иконами в божнице глядели. Луша тут заступаться, но ей
    очень вежливо сказали, что они аккуратно и сами православные. И велели
    Колюшке одеваться. Луша в голос, но тут сам пристав -- он благородно себя
    держал, сидел у столика и пальцами барабанил -- успокоил ее:
     -- Если ничего нет, подержат и выпустят. Не беспокойтесь...
     А Колюшка все молчал, сжался. А внутри у него, я-то его хорошо знаю,
    кипит, конечно. И на его поведение даже главный ему сказал:
     -- Вы все объясните, и мы вас не задержим.
     -- Нечего,-- говорит,-- мне объяснять, потому что я ничего не знаю.
    Берите.
     А тут еще скрипач вернулся поздно с танцевального вечера. Сейчас его
    захватили, карманы вывернули, там грушка и конфетки с бала. А Колюшка уж
    оделся. Простились мы с ним. Лушу уж силой оторвали. Очень тяжело было. И
    повели его с городовыми. И я за ними выбежал. И на дворе полиция. Окружили и
    повели. Посажались на извозчиков... И крикнул я ему тогда:
     -- Колюшка, прощай! Не слыхал он. Повезли... Побежал я, упал на углу,
    поскользнулся. Ночь. И ни души, одни фонари. Стал я так на уголку, а мне
    дворник сказал:
     -- Ступай, ступай... Замерзнешь... И не помню, как я в квартиру влез.
    Луша как каменная сидит среди хаоса, а Черепахин ей голову из ковша
    примачивает. И калит всех на все корки. ,,
     -- А-а!..-- кричит.-- Сами кобели, да еще собак завели!
     Очень сильно бушевал. И всех нас очень скрипач утешил. Совсем он
    слабенький был и сильно кашлял.
     -- Исус Христос тоже в темнице сидел...
     А Черепахин все геройствовал:
     -- Я только не могу вас оставить в горе, а то бы я их разворотил!
     И потом, когда уж мы всЈ в сундуки запихнули и маломальски в порядок
    привели, легли спать; но разве уснешь тут, когда на груди камень. А Луша все
    плакала. И Наташа плакала за ширмочками. И Казанская при лампадке смотрела
    на нас, на наше житье беспомощное...
     Ах, как горько было!.. И вот какие оказались жильцы... Потом-то я все
    узнал. А тогда я все проклял, все, и доброе отношение к людям. А что люди?
    Скольким я послужил, и как послужил! А кто мне послужил? Много я их видел, и
    много прошло их мимо меня через рестораны... И без последствий. И всюду без
    всяких последствий для меня. От господ я ничего хорошего не видал. У них,
    конечно, свои дела, но хоть бы ласковое слово когда... И сколько было
    страхов и горя... Слез сколько было пролито по уголкам, как у нас с Лушей...
    И изо дня в день у нас в ресторане и светло, и тепло было, и всегда
    неизменно оркестр румынский играл, и господа кушали под музыку и были
    веселые и довольные... И я служил в тоске и под музыку. До меня ли им, что у
    меня на сердце и внутри? Ибо все было у них и не о чем им было печалиться.
    Потому что такое устройство жизни...
     XVI Много прошел я горем своим, и перегорело сердце. Но кому какое
    внимание? Никому. Больно тому, который плачет и который может проникать и
    понимать. А таких людей я почти что не видал. Вокруг не видал, с которыми
    имел дело. Потому что теперь нет святых, которые были раньше, как написано в
    священных книгах. Теперь пошел народ другого фасона и больше склонен, как бы
    иметь в кармане лишние пять рублей. И уж потом я узнал, что есть еще люди,
    которых не видно вокруг и которые проникают всЈ... Через собственную скорбь
    познал и не могу поносить, как другие. Совесть мне этого не дозволяет. И нет
    у них ничего, и голы они, как я, если еще не хуже... Господь все видит и
    всему положит суд свой.
     Не спал я тогда всю ночь и все думал, к кому прибегнуть. И перебрал в
    уме всех гостей могущественных, которые бывали в нашем ресторане. И потом
    побывал я у них. И одни совсем меня не допустили, а другие сказали, что это
    к ним не относится и они ничего не могут. У самого председателя суда был, и
    он только развел руками и тоже сказал, что это не его дело. А его очень
    уважали всегда, и всегда все здоровались с ним у нас. И никто никакого
    внимания. Только поежатся и поскорей бы отговориться.
     И повидал же я за это время! И почему такой народ пошел жестокий? И в
    участке был, и в отделениях разных был... И никто ничего не знает. Взяли, и
    никто не знает! И в тюрьме тоже -- не знаем, получите уведомление. К
    батюшке, отцу духовному, ходил, а он покачал головой и говорит -- зачем так


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ]

/ Полные произведения / Шмелев И.С. / Человек из ресторана


Смотрите также по произведению "Человек из ресторана":


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis