Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Гоголь Н.В. / Театральный разъезд после представления новой комедии

Театральный разъезд после представления новой комедии [2/3]

  Скачать полное произведение

    Господин П. (продолжая). И потом опять, что за чепуху он наговорил здесь? Говорит: действительный статский советник может быть гусь. Ну, еще пусть титулярный, это можно допустить...
    
     Господин В. Однако ж пойдем, полно толковать; я думаю, что все проходящие узнали уже, что ты действительный статский советник. (В сторону.) Есть люди, которые имеют искусство все охаять. Твою же мысль, повторивши, они умеют сделать ее так пошлою, что сам краснеешь. Скажешь глупость, она бы, может быть, так и проскользнула незамеченной,- нет, отыщется поклонник и приятель, который непременно пустит ее в ход и сделает еще глупее, чем она есть. Даже досадно, право: точно в грязь посадил.
    
     Уходят.
    
     Военный и статский выходят вместе.
    
     Статский. Ведь вот вы какие, господа военные! Вы говорите <это нужно выводить на сцену>; вы готовы вдоволь посмеяться над каким-нибудь статским чиновником; а затронь как-нибудь военных, скажи только, что есть в таком-то полку офицеры, не говоря уже о порочных наклонностях, но просто скажи: есть офицеры дурного тона, с неприличными ухватками,- да вы из-за одного этого готовы с жалобой полезть в самый государственный совет.
    
     Военный. Ну, послушайте, за кого же вы меня считаете? Конечно, есть между ними такие донкишоты;
    
     но поверьте также, что есть много истинно рассудительных людей, которые будут рады всегда, если будет выведен на всеобщее осмеяние порочащий свое званье. Да и в чем здесь обида? Подавайте нам его! Мы всякий день готовы смотреть.
    
     Статский (в сторону). Этак всегда кричит человек: <Подавайте! подавайте!>-а подашь-так и рассердится.
    
     Уходят.
     Две бекеши.
    
     Первая бекеша. У французов тоже, например;
     но у них все это очень мило. Ну вот, помнишь, во вчерашнем водевиле: раздевается, ложится в постель, схватывает со стола салатник и ставит его под кровать. Оно,
     конечно, нескромно, но мило. На все это можно смотреть,
     это не оскорбляет... У меня жена и дети всякий день в
     театре. А здесь-ну что это, право?-какой-нибудь
     мерзавец, мужик, которого бы я в переднюю не пустил,
     развалится с сапогами, зевает или ковыряет в зубах,ну что это, право? на что это похоже?
    
     Другая бекеш а. У французов другое дело. Там Societe mon cher!* У нас это невозможно. У нас ведь сочинители совершенно без всякого образованья: все это большею частью воспитывалось в семинарии. Он и к вину наклонен, он и потаскун. К моему лакею тоже ходил в гости один какой-то сочинитель: где ж ему иметь понятие о хорошем обществе?
    
     * общество, мой милый (франц.)
    
     Уходят.
    
     Светская дама (в сопровождении двух мужчин:
     одного во фраке, другого в мундире). Но что за люди, что за лица выведены! хотя бы один привлек... Ну, отчего не пишут у нас так, как французы пишут, например, как Дюма и другие? Я не требую образцов добродетели;
    
     выведите мне женщину, которая бы заблуждалась, которая бы даже изменила мужу, предалась, положим, самой порочной и непозволенной любви; но представьте это увлекательно, так, чтобы я побуждена была к ней участьем, чтобы я полюбила ее... А ведь здесь все лица-один отвратительней другого.
    
     Мужчина в мундире. Да, тривиально, тривиально.
    
     Светская дама. Скажите: отчего у нас в России все еще так тривиально?
    
     Мужчина во фраке. Душа моя, после расскажешь, отчего тривиально: кричат нашу карету.
    
     Уходят.
     Выходят трое мужчин вместе.
    
     Первый. Почему же не посмеяться? смеяться можно; но что за предмет для насмешки - злоупотребления и пороки? Какая здесь насмешка?
    
     Второй. Так над чем же смеяться? Разве над добродетелями, над достоинствами человека?
    
     Первый. Нет; да это не предмет для комедии, мой милый! Это уже некоторым образом касается правительства. Как будто нет других предметов, о чем можно писать?
    
     Второй. Какие же другие предметы?
    
     Первый. Ну да мало ли есть всяких смешных светских случаев? Ну, положим, например, я отправился на гулянье на Аптекарский остров, а кучер меня вдруг завез на Выборгскую или к Смольному монастырю. Мало ли есть всяких смешных сцеплений?
    
     Второй. То есть вы хотите отнять у комедии всякое сурьезное значение. Но зачем же издавать непременный закон? Комедий в том именно вкусе, в каком вы желаете, есть множество. Почему же не допустить существования двух, трех таких, какова была игранная теперь? Если же вам нравятся те, о которых вы говорите, поезжаите только в театр: там всякий день вы увидите пьесу, где один спрятался под стул, а другой вытащил его оттуда за ногу.
    
     Третий. Ну нет, послушайте, это не то. Всему есть свои границы. Есть вещи, над которыми, так сказать, не следует смеяться, которые в некотором роде уже святыня.
    
     Второй (про себя, с горькой усмешкой). Так всегда на свете: посмейся над истинно благородным, над тем, что составляет высокую святыню души,- никто не станет заступником; посмейся же над порочным, подлым и низким-все закричат: <Он смеется над святыней!>
    
     Первый. Ну вот видите ли, вы, я вижу, теперь убеждены: не говорите ни слова. Поверьте, нельзя не быть убеждену: это истина. Я сам человек беспристрастный и говорю, не то чтобы... но просто это не авторское дело, это не предмет для комедии. (Уходит.)
    
     Второй (про себя). Признаюсь, я бы ни за что не захотел быть на месте автора. Прошу угодить! Избери маловажные светские случаи, все будут говорить: <Он пишет вздор, никакой нет глубокой нравственной цели>;
     избери предмет, сколько-нибудь имеющий сурьезную нравственную цель-будут говорить: <Не его дело, пиши пустяки!> (Уходит.)
    
     Молодая дама большого света в сопровождении мужа.
    
     Муж. Карета наша не должна быть далеко, мы можем скоро уехать.
    
     Господин N. (подходя к даме). Что вижу! Вы приехали смотреть русскую пиесу!
    
     Молодая дама. Что ж тут такого? разве я уже ничуть не патриотка?
    
     Господин N. Ну, если так, то вы не очень насытили патриотизм свой. Вы, верно, браните пиесу?
    
     Молодая дама. Совсем нет. Я нахожу, что многое очень верно: я смеялась от души.
    
     Господин N. Отчего же вы смеялись? Оттого ли, что любите посмеяться над всем, что русское?
    
     Молодая дама. Оттого, что просто было смешно. Оттого, что выведена была внаружу та подлость, низость, которая в какое бы платье ни нарядилась, хотя бы она была и не в уездном городке, а здесь, вокруг нас-она была бы такая же подлость или низость: вот отчего смеялась.
    
     Господин N. Мне говорила сейчас одна очень умная дама, что она тоже смеялась, но что при всем том пиеса произвела на нее грустное впечатление.
    
     Молодая дама. Я не хочу знать, что чувствовала ваша умная дама; но у меня не так чувствительны нервы, и я всегда рада смеяться над тем, что внутренне смешно. Я знаю, что есть иные из нас, которые от души готовы посмеяться над кривым носом человека и не имеют духа посмеяться над кривою душою человека.
    
     Вдали показывается тоже молодая дама с мужем.
    
     Господин N. А вот идет ваша приятельница. Я бы желал знать ее мнение о комедии.
    
     Обе дамы подают друг другу руку.
    
     Первая дам а. Я видела издали, как ты смеялась.
    
     Вторая дама. Да кто же не смеялся? все смеялись.
    
     Господин N. А не чувствовали вы никакого грустного чувства?
    
     Вторая дама. Признаюсь, мне было точно грустно. Я знаю, все это очень верно; я сама тоже видела много подобного, но при всем том мне было тяжело.
    
     Господин N. Стало быть, комедия вам не понравилась?
    
     Вторая дама. Ну, послушайте, кто ж это говорит? Я вам говорю уже, что я смеялась от всей души, и больше даже, нежели все другие; я думаю, меня приняли даже за безумную... Но мне было грустно оттого, что хотелось бы отдохнуть хоть на одном добром лице. Это излишество и множество низкого...
    
     Господин N. Говорите, говорите!
    
     Вторая дама. Послушайте, посоветуйте автору, чтобы он вывел хоть одного честного человека. Скажите
     ему, что об этом его просят, что это будет, право, хорошо.
    
     Муж первой дамы. А вот же этого именно и не советуйте. Дамам хочется непременно рыцаря, чтобы он тут же твердил им за всяким словом о благородстве, хотя бы самым пошлым слогом.
    
     Вторая дама. Совсем нет! Как вы мало знаете нас! Вот вам-то принадлежит это! Вы именно любите только одни слова и толки о благородстве. Я слышала суждение одного из вас: один толстяк кричал так, что, я думаю, всех заставил на себя обратиться,- что это клевета, что подобных низостей и подлостей у нас никогда не делается. А кто говорил?-самый низкий и подлый человек, который готов продать свою душу, совесть и все что хотите. Я не хочу только назвать его по имени.
    
     Господин N. Ну скажите же, кто это был?
    
     Вторая дама. Зачем вам знать? Да не он один;
    
     я слышала беспрестанно, как около нас кричали: <Это отвратительная насмешка над Россией, насмешка над правительством! Да как это позволить? Да что скажет народ?> А отчего они кричали? Оттого ли, что в самом деле думали и чувствовали это? Извините! Оттого, чтобы произвести шум, чтобы запретили пьесу, потому что в ней, может быть, отыскали кое-что похожее на самих себя. Вот каковы ваши настоящие, не театральные рыцари!
    
     Муж первой дамы. О! да у вас уж начинает рождаться маленькая злость!
    
     Вторая дама. Злость, именно злость. Да, я зла, очень зла. И нельзя не быть злою, видя, как подлость является под всякими личинами.
    
     Муж первой дамы. Ну да: вам бы хотелось, чтобы сейчас выскочил рыцарь, прыгнул через какуюнибудь пропасть, сломил бы себе шею...
    
     Вторая дама. Извините.
    
     Муж первой дамы. Натурально: женщине что нужно? Ей непременно нужно, чтобы в жизни был роман.
    
     Вторая дама. Нет, нет, нет! Двести раз готова говорить: нет! Это пошлая, старая мысль, которую вы нам навязываете беспрестанно. У женщины больше истинного великодушия, чем у мужчины. Женщина не может, женщина не в силах сделать тех подлостей и гадостей, какие делаете вы. Женщина не может там лицемерить, где лицемерите вы, не может смотреть сквозь пальцы на те низости, на которые вы смотрите. В ней есть довольно благородства для того, чтобы сказать все это, не осматриваясь по сторонам, понравится ли это комулибо или нет,-потому что это нужно говорить. Что подло, то подло, как вы ни скрывайте его и какой ни давайте вид. Это подло, подло, подло!
    
     Муж первой дамы. Да вы, я вижу, рассердились во всех отношениях.
    
     Вторая дама. Потому что я откровенна и не могу вынести, когда говорят неправду.
    
     Муж первой дамы. Ну, не сердитесь же, дайте мне вашу ручку! Я пошутил.
    
     Вторая дама. Вот вам рука моя, я не сержусь. (Обращаясь к N.) Послушайте, посоветуйте автору, чтобы он вывел в комедии благородного и честного человека.
    
     Господин N. Да как же это сделать? Ну, если он выведет честного человека, а этот честный человек будет похож на театрального рыцаря?
    
     Вторая дама. Нет, если он сильно и глубоко чувствует, то герой его не будет театральным рыцарем.
    
     Господин N. Да ведь, я думаю, это не так легко сделать.
    
     Вторая дама. Просто скажите лучше, что у автора вашего нет глубоких и сильных движений сердечных.
    
     Господин N. Отчего ж так?
    
     Вторая дама. Ну да уж кто беспрестанно и вечно смеется, тот не может иметь слишком высоких чувств;
    
     ему не может быть знакомо то, что чувствует одно только нежное сердце.
    
     Господин N. Вот хорошо! Стало быть, по-вашему, автор не должен быть благородный человек?
    
     Вторая дама. Ну вот видите, вы сейчас перетолковываете в другую сторону. Я не говорю ни слова о том, чтобы у комика не было благородства и строгого понятия о чести во всем смысле слова. Я говорю только, что он не мог бы... выронить сердечную слезу, любить что-нибудь сильно, всей глубиной души.
    
     Муж второй дамы. Но как же ты можешь сказать это утвердительно?
    
     Вторая дама. Могу, потому что знаю. Все люди. которые смеялись или были насмешниками, все они были самолюбивы, все почти эгоисты; конечно, благородные эгоисты, но всё же эгоисты.
    
     Господин N. Стало быть, вы решительно предпочитаете только тот род сочинении, где действуют одни высокие движенья человека?
    
     Вторая дама. О, конечно! Я их всегда поставлю выше, и, признаюсь, я больше имею душевной веры к такому автору.
    
     Муж первой дамы (обращаясь к господину Л.). Ну, разве ты не видишь,- выходит опять то же. Это женский вкус. Для них самая пошлая трагедия выше самой лучшей комедии уж потому только, что она трагедия...
    
     Вторая дама. Молчите, я опять буду зла. (Обращаясь к Л.) Ну, скажите, не правду ли я сказала: ведь у комика душа непременно должна быть холодная?
    
     Муж второй дамы. Или горячая, потому что раздражительность характера возбуждает тоже к насмешкам и сатирам.
    
     Вторая дама. Ну, или раздражительная. Но что же это значит? Это значит, что причиною таких произведений все же была желчь, ожесточение, негодование, может быть и справедливое во всех отношениях. Но нет того, что бы показывало, что это порождено высокой любовью к человечеству... словом, любовью. Не правда ли?
    
     Господин N. Это правда.
    
     Вторая дама. Ну скажите: похож автор комедии на этот портрет?
    
     Господин N. Как вам сказать? Я не знаю так коротко его, чтобы мог судить о душе его. Но, соображая все, что я о нем слышал, он точно должен быть или эгоист, или очень раздражительный человек.
    
     Вторая дама. Ну, видите ли, я это хорошо знала.
    
     Первая дама. Не знаю почему, но мне бы не хотелось, чтобы он был эгоистом.
    
     Муж первой дамы. А вот идет наш лакей, стало быть карета готова. Прощайте. (Пожимая руку второй дамы.) Вы к нам, не правда ли? Чай пьем у нас?
    
     Первая дама (уходя). Пожалуйста!
    
     Вторая дама. Непременно.
    
     Муж второй дамы. Кажется, наша карета тоже готова.
    
     Уходят за ними.
    
     Выходят двое зрителей.
    
     Первый. Вот что растолкуйте мне: отчего, разбирая порознь всякое действие, лицо и характер, видишь:
     все это правда, живо, взято с натуры, а вместе кажется уже чем-то громадным, преувеличенным, карикатурным, так что, выходи из театра, невольно спрашиваешь: неужели существуют такие люди? А между тем ведь они не то чтобы злодеи.
    
     Второй. Ничуть, они вовсе не злодеи. Они именно то, что говорит пословица: <Не душой худ, а просто плут>.
    
     Первый. И потом еще одно: это громадное накопление, это излишество- не есть ли уже недостаток комедии? Скажите мне, где есть такое общество, которое бы состояло все из таких людей, чтобы не было если не половины, то, по крайней мере, некоторой части порядочных людей? Если комедия должна быть картиной и зеркалом общественной нашей жизни, то она должна отразить ее во всей верности.
    
     Второй. Во-первых, по моему мнению, эта комедия вовсе не картина, а скорее фронтиспис. Вы видите-и сцена, и место действия идеальны. Иначе автор не сделал бы очевидных погрешностей и анахронизмов, не вставил бы даже иным лицам тех речей, которые, по свойству своему и по месту, занимаемому лицами, не принадлежат им. Только первая раздражительность приняла за личность то, в чем нет и тени личности и что принадлежит более или менее личности всех людей. Это-сборное место: отовсюду, из разных углов России, стеклись сюда исключения из правды, заблуждения и злоупотребления, чтобы послужить одной идее-произвести в зрителе яркое, благородное отвращение от многого кое-чего низкого. Впечатление еще сильней оттого, что никто из приведенных лиц не утратил своего человеческого образа: человеческое слышится везде. Оттого еще глубже сердечное содроганье. И, смеясь, зритель невольно оборачивается назад, как бы чувствуя, что близко от него то, над чем он посмеялся, и что ежеминутно должен он стоять на страже, чтобы не ворвалось оно в его собственную душу. Я думаю, забавней всего слышать автору упреки: <зачем лица и герои его не привлекательны>,-тогда как он употребил все, чтобы оттолкнуть от них. Да если бы хотя одно лицо честное было помещено в комедию, и помещено со всей увлекательностью, то уже все до одного перешли бы на сторону этого
     честного лица и позабыли бы вовсе о тех, которые так испугали их теперь. Эти образы, может быть, не мерещились бы беспрестанно, как живые, по окончании представленья; зритель не унес бы грустного чувства и не говорил бы: <Неужели существуют такие люди?>
    
     Первый. Да. Ну, это, однако же, не вдруг поймут. Второй. Весьма естественно. Смысл внутренний всегда постигается после. И чем живее, чем ярче те образы, в которые он облекся и на которые раздробился, тем более останавливается всеобщее внимание на образах. Только сложивши их вместе, получишь итог и смысл созданья. Но разбирать и складывать такие буквы быстро, читать по верхам и вдруг-не всякий может; а до тех пор долго будут видеть одни буквы. И вы увидите. вот я вам говорю это вперед: прежде всего рассердится всякий уездный городишко в России и будет утверждать, что это злая сатира, пошлая, низкая выдумка, направленная именно на него.
    
     Уходят.
    
     Один чиновник. Это пошлая, низкая выдумка, это сатира, пасквиль!
    
     Другой чиновник. Теперь, значит, уж ничего не осталось. Законов не нужно, служить не нужно. Вицмундир, вот который на мне,-его, значит, нужно бросить: он уж теперь тряпка.
    
     Бегут двое молодых люден.
    
     Один. Ну, все рассердились. Я уж столько наслышался толков, что могу, взглянувши, угадать, что каждый думает о пьесе.
    
     Другой. Ну, что думает вот этот?
    
     Первый. Вот тот, который надевает шинель в рукава?
    
     Другой. Да.
    
     Первый. Вот что он думает: <За такую комедию тебя бы в Нерчинск!..> Однако ж тронулось, кажется, верхнее население; водевиль, как видно, кончился. Сейчат нахлынут разночинцы. Уйдем.
    
     Оба уходят.
    
     Шум увеличивается; по всем лестницам раздается беготня. Бегут армяки, полушубки, чепцы, немецкие долгополые кафтаны купцов, треугольные шляпы и султаны, шинели всех родов: фризовые, военные, подержанные и щегольские - с бобрами. Толпа сталкивает господина, надевающего в рукав шинель; господин посторонивается и продолжает надевать ее в стороне. Показываются в толпе господа н чиновники всех родов и сортов. Лакеи в ливреях прочищают для барынь дорогу. Слышен бабий крик: <Батюшки, припихнули со всех сторон!>
    
     Молоденький ч и н о в н и к уклончивого свойства (подбегая к господину, надевающему шинель). Ваше превосходительство, позвольте, я вам подержу!
    
     Господин в шинели. А, здравствуй! Ты здесь? Пришел смотреть?
    
     Молоденький чиновник. Да-с, ваше превосходительство, забавно подмечено.
    
     Господин в шинели Вздор! ничего нет забавного!
    
     Молоденький чиновник. Это правда, ваше превосходительство, совсем ничего нет.
    
     Господин в шинели. За эдакие вещи нужно сечь, а не хвалить.
    
     Молоденький чиновник. Это правда, ваше превосходительство.
    
     Господин в шинели. Вот, пускают молодых людей в театр. Много полезного вынесут! Вот и ты: теперь уж, чаи, придешь в канцелярию, прямо грубить станешь?
    
     Молоденький чиновник. Как можно, ваше превосходительство!.. Позвольте, я вам прочищу дорогу вперед! (Народу, толкая того и другого.) Эй вы, посторонитесь, генерал идет! (Подходя с необыкновенным учтивством к двум щегольски одетым.) Господа, сделайте милость, позвольте пройти генералу!
    
     Хорошо одетые, посторониваясь и давая дорогу:
    
     Первый. Не знаешь, какой генерал? Должен быть какой-нибудь известный?
    
     Второй. Не знаю, я никогда не видывал его.
    
     Чиновник разговорчивого с в о и с т в а (подхватывая сзади). Просто статский советник, по месту только числится в четвертом классе. Каково счастье? В пятнадцать лет службы Владимира, Анну, Станислава, три тысячи рублей жалованья, две тысячи столовых, да от совета, да от комиссии, да еще по департаменту.
    
     Господа хорошо одетые (один другому). Уйдем! (Уходят.)
    
     Чиновник разговорчивого с в о и с т в а. Должны быть матушкины сынки. Чай, в иностранной коллегии служат. Я не люблю комедий; на мой вкус больше нравятся трагедии. (Уходит.)
    
     Голос из толпы. Эк народу навалило!
    
     Офицер (пробираясь с дамой под руку). Эй вы, бороды, что напираете? Разве не видишь-дама?
    
     Купец (с дамой под руку). У самих, батюшка, дама.
    
     Голос из толпы. Вот она поворотилась, видишь, видишь? Еще теперь подурнела, но года три тому назад...
    
     Разные голоса. Да три гривны, слышь ты, взял с него сдачи.-Подлая, скверная пьеса!-Забавная пьеска! -Ты что лезешь в самое горло?
    
     Голоса одном конце толпы. Все это вздор! Где могло случиться такое происшествие? Этакое происшествие могло только разве случиться на Чукотском острову.
    
     Голос в другом конце. Ну вот точь-в-точь эдакое событие было в нашем городке. Я подозреваю, что автор если не был сам там, то, вероятно, слышал.
    
     Голос купца. Оно, вот изволите видеть, оно здесь больше, так сказать, с моральной стороны. Конечно, бывают, так сказать, всякие-с. Да ведь и то извольте посудить, что и честный человек, случаем придется... А насчет моральности, так и за дворянами это водится.
    
     Голос господина поощрительного свойства. Должен быть бестия, пройдоха сочинитель: все изведал, все знает!
    
     Голос сердитого чиновника, н о, как видно, опытного. Что он знает?-черта он знает. И врет он, врет: все это, что ни написал он, всё- враки. И взятки не так берут, уж если пошло на то...
    
     Голос другого чиновника из толпы. Да что вы говорите: <смешно, смешно>! Знаете ли, от чего смешно? Ведь это всё личности. Ведь это все он вывел своих бабушек да тетушек. Вот отчего это смешно.
    
     Неизвестный голос. Стой, украли платок!
    
     Д в а о ф и ц е р а, узнавшие друг друга, переговариваются через толпу.
    
     Первый. Мишель, ты туда?
    
     Второй. Туда.
    
     П е р в ы и. Ну, и я там.
    
     Чиновник важной наружности. Я бы всё запретил. Ничего не нужно печатать. Просвещением пользуйся, читай, а не пиши. Книг уж довольно написано, больше не нужно.
    
     Голос в народе. Что ж, коли подлец, то и подлец. Не будь подлецом, то и не будут над тобой смеяться.
    
     Красивый и плотный господин (говорит с жаром невзрачному и низенькому). Нравственность, нравственность страждет, вот что главное!
    
     Господин низенький и невзрачный, но ядовитого свойства. Да ведь нравственность вещь относительная.
    
     Красивый и плотный господин. Что вы разумеете под именем <относительная>?
    
     Невзрачный, но ядовитого с в о и с т в а господин. То, что нравственность всякий меряет относительно к себе. Один называет нравственностью сниманье ему шляпы на улице; другой называет нравственностью смотренье сквозь пальцы на то, как он ворует; третий называет нравственностью услуги, оказываемые его любовнице. Ведь обыкновенно как говорит всякий из нашей братьи своим подчиненным?-свысока говорит:
     < Милостивый государь, старайтесь исполнить свои долг относительно бога, государя, отечества>,-а ты, мол, уж
     там себе разумей, относительно чего. Впрочем, это так только в провинциях водится, в столицах этого не бывает, не правда ли? Тут если и явится у кого-нибудь в три года два дома, так ведь это отчего? Всё от честности, не так ли?
    
     Красивый и плотный господин (в сторону). Скверен, как черт, а язык как у змеи.
    
     Невзрачный, н о ядовитого свойства господин (толкая под руку вовсе не знакомого ему человека, говорит ему, кивая на красивого господина). Четыре дома в одной улице; все рядом один возле другого в шесть лет выросли! Каково действует честность на прозябательную силу, а?
    
     Незнакомец (уходя поспешно). Извините, я недослышал.
    
     Невзрачный, н о ядовитого с в о и с т в а человек (толкая под руку незнакомого соседа). Глухота-то как нынче распространилась в городе, а? Вот что значит нездоровый и сырой климат.
    
     Незнакомый сосед. Да вот и грипп тоже. У меня все дети переболели.
    
     Невзрачный, но ядовитого свойства человек. Да, и грипп, и глухота; свинка тоже в горле. (Пропадает в толпе.)
    Разговор в группе на стороне.
    
     Первый. А говорят, что подобное происшествие случилось с самим автором- он в каком-то городке сидел в тюрьме за долги.
    
     Господин с другой стороны группы (подхватывая речь). Нет, это было не в тюрьме, это было на башне. Это видели те, которые проезжали. Говорят, это было что-то необыкновенное. Вообразите: поэт на высочайшей башне, вокруг горы, местоположение восхитительное, и он оттуда читает стихи. Не правда ли, что здесь является какая-то особенная черта писателя?
    
     Господин положительного с в о и с т в а. Автор должен быть умный человек.
    
     Господин отрицательного свойства. Ничуть не умный. Я знаю, он служил, его чуть не выгнали из службы: просьбы не умел написать.
    
     Просто враль. Бойкая, бойкая голова! Ему места долго не давали, так что ж вы думаете?-он прямо написал письмо к министру. Да ведь как написал! Квинтильяновским манером*. Одно уж то, как начал: <Милостивыи государь!> А потом и пошел, и пошел, и пошел...страниц восемь отвалял кругом. Министр, как прочитал:
     <Ну, говорит, благодарю, благодарю! Я вижу, у тебя много врагов. Будь начальник отделения!> И прямо из писцов махнул он в начальники отделения.
    
     * Квинтильяновским манером-Квинтилиан Марк Фабий (ок. 35-ок. 96)-римский теоретик ораторского искусства.
    
     Господин добродушного свойства (обращаясъ к другому человеку хладнокровного свойства).Черт его знает, кому и верить! И в тюрьме сидел, и на башню лазил! И выгнали из службы, и место дали!
    
     Господин хладнокровного с в о и с т в а.
     Да ведь это все говорится экспромтом.
    
     Господин добродушного свойства. Как экспромтом?
    
     Господин хладнокровный. Так. Ведь они еще за две минуты не знают сами, что услышат от себя. Язык у них без ведома хозяина вдруг брякнет новость, а хозяин и рад-возвращается домой, как будто бы наелся. А на другой день он уж и позабыл о том, что сам выдумал. Ему кажется, что он услышал от других,-и пошел передавать ее по городу всем.
    
     Господин добродушный. Это однако же бессовестно: лгать и не чувствовать самому.
    
     Господин хладнокровный. Да есть и чувствительные. Есть такие, которые чувствуют, что лгут, но считают уже надобностью для разговора: красно поле рожью, а речь ложью.
    
     Дама среднего света. Но только какой злой насмешник должен быть этот автор! Я, признаюсь, ни за что бы не хотела попасться ему на глаза: этак он вдруг заметит во мне смешное.
    
     Господин с весом. Я не знаю, что это за человек. Это, это, это... Для этого человека нет ничего священного; сегодня он скажет: такой-то советник не хорош, а завтра скажет, что и бога нет. Ведь тут всего только один шаг.
    
     Второй господин. Осмеять! Да ведь со смехом шутить нельзя. Это значит разрушить всякое уважение-вот что это значит. Да ведь меня после всего этого всякий прибьет на улице, скажет: <Да ведь над вами смеются; а на тебе такой же чин, так вот тебе затрещина!> Ведь это вот что значит.
    
     Третий господин. Еще бы! Это сурьезная вещь! Говорят: <Безделушка, пустяки, театральное представление>. Нет, это не простые безделушки; на это обратить нужно строгое внимание. За эдакие вещи и в Сибирь посылают. Да если бы я имел власть, у меня бы автор не пикнул. Я бы его в такое место засадил, что он бы и света божьего не взвидел.
    
     Появляется группа люден бог весть какого свойства, впрочем, благородной наружности и прилично одетых.
    
     Первый. Постоимте лучше здесь, покамест выйдет толпа. Ну что это, право! Затевать шум, рукоплесканье, как будто бы бог знает что! Безделка, какая-нибудь пустая театральная пьеса, и подымать такую тревогу, кричать, вызывать автора- ну что это такое!
    
     Второй. Однако ж пьеса повеселила, развлекла.
    
     Первый. Ну да, повеселила, как обыкновенно веселит всякая безделка. Но зачем же из-за этого такие крики, толки? Рассуждают, как будто о какой-нибудь важной вещи, аплоди руют... Ну, что это такое! Ну, я понимаю, если бы какая-нибудь певица или танцовщица, ну, там я понимаю: там удивляешься искусству, гибкости, проворству, природному таланту. Ну, а здесь что? Кричат: <Литератор! литератор! писатель!> Да что такое писатель? Что иной раз попадется остроумное словцо да спишет кое-что с натуры... Да что же здесь за труд? Что ж тут такого? Ведь это всё побасенки-и больше ничего.
    
     Второй. Да, конечно, вещь неважная.
    
     Первый. Рассудите: ну, танцор, например,-там все-таки искусство, уж этого никак не сделаешь, что он делает. Ну захоти я, например: да у меня просто ноги не подымутся. Ну сделай я антраша - не сделаю ни за что. А ведь писать можно не учившись. Я не знаю, кто такой автор, но мне сказывали, что он невежа совершенный, ничего не знает: его откуда-то, кажется, выгнали.
    
     Второй. Но, однако ж, все-таки что-нибудь он должен знать: без этого нельзя писать.
    
     Первый. Да помилуйте, что ж он может знать? Вы сами знаете, что такое литератор: пустейший человек! Это всему свету известно - ни на какое дело не годится. Уж их пробовали употреблять, да бросили. Ну посудите сами, ну что такое они пишут? Ведь это всё пустяки, побасенки! Захоти, я сей же час это напишу, и вы
     напишете, и он напишет, и всякий напишет.
    
     Второй. Да, конечно, почему ж и не написать.
     Будь только капля ума в голове, так уж и можно.
    
     Первый. Да и ума не нужно. Зачем тут ум? Ведь это все побасенки. Ну, если бы еще была, положим, какая-нибудь ученая наука, какой-нибудь предмет, которого еще не знаешь, а ведь это что такое? Ведь это всякий мужик знает. Это всякий день увидишь на улице. Садись только у окна да записывай все, что ни делается,вот и вся штука!


1 ] [ 2 ] [ 3 ]

/ Полные произведения / Гоголь Н.В. / Театральный разъезд после представления новой комедии


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis