Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Катаев В.П. / Белеет парус одинокий

Белеет парус одинокий [17/17]

  Скачать полное произведение

    Петя строго посмотрел на Гаврика:
     - Что бабахнет?
     - Танамид.
     - Как?
     - Танамид, - не совсем уверенно повторил Гаврик, - который взрывает. А что?
     - Не танамид, а динамит! - наставительно сказал Петя.
     - Нехай динамит. Неважно, лишь бы стенку проломало.
     Петя сейчас только вдруг понял как следует значение Гавриковых слов. Он почувствовал, что его спина покрывается "гусиной кожей".
     Темными большими глазами он посмотрел на труха:
     - Дай честное благородное слово, что правда.
     - Честное благородное.
     - Перекрестись.
     - Святой истинный крест на церкву.
     Гаврик истово и быстро перекрестился на монастырские купола Большого Фонтана. Но Петя верил ему и без этого. Креститься заставил больше для порядка. Петя всей своей душой чувствовал, что это правда.
     Гаврик опустил парус. Шаланда стукнулась о маленькие лодочные мостки. Берег был пуст и дик.
     - У тебя платочка нема? - спросил Гаврик Петю
     - Есть.
     - Покажь!
     Петя достал кармана носовой платок, при виде которого тетя, наверное, упала бы в обморок.
     Но Гаврик остался вполне доволен. Он серьезно и важно кивнул головой:
     - Годится. Сховай.
     Затем он посмотрел на часы. Было "десять и еще самые трошки".
     - Я останусь в шаланде, - сказал Гаврик, - а ты и Мотька бежите наверх и стойте в переулочке. Будете их встречать. Как только они подъедут, замахайте платочком, чтоб я подымал парус. Соображаешь, Петька?
     - Соображаю... А если их часовой подстрелит?
     - Промахнется, - с уверенностью сказал Гаврик и сурово усмехнулся. - Часовой как раз с Дофиновки, знакомый. Бежи, Петька. Как только их заметишь, так сразу начинай махать. Сможешь?
     - Спрашиваешь!
     Петя и Мотя вылезли шаланды и побежали наверх.
     Здесь, как и на всем побережье от Люстдорфа до Ланжерона, детям была знакома каждая дорожка. Продираясь сквозь цветущие кусты одичавшей сирени, мальчик и девочка взобрались на высокий обрыв и остановились в переулочке между двумя дачами.
     Отсюда было видно и шоссе и море.
     Далеко вну маленькая шаланда покачивалась возле совсем маленьких мостков. А самого Гаврика было еле видно.
     - Мотька, слушай здесь, - сказал Петя, осмотревшись по сторонам. - Я влезу на шелковицу - оттуда дальше видно, - а ты ходи по переулку и тоже хорошенько смотри. Кто раньше заметит,
     По правде сказать, на шелковицу можно было и не лазить, так как сну тоже все было прекрасно видно. Но Петя ужо почувствовал себя начальником. Ему хотелось совершать поступки и командовать.
     Мальчик разбежался, кряхтя, вскарабкался на дерево, сразу же разорвав на коленях штаны. Но это не только его не смутило, а, наоборот, сделало еще более суровым и гордым.
     Он уселся верхом на ветке и нахмурился.
     - Ну? Чего ж ты стоишь? Ходи!
     - Сейчас.
     Девочка посмотрела на Петю сну вверх испуганными, преданными глазами, обеими руками обдернула юбочку и чинно пошла по переулку к дороге.
     - Стой! Подожди!
     Мотя остановилась.
     - Слушай здесь. Как только их увидишь, сейчас же кричи мне. А как только я увижу - буду кричать тебе. Хочешь?
     - Хочу, - тоненьким голоском сказала девочка.
     - Ну, ступай.
     Мотя повернулась и пошла в густой тени зеленовато-молочных, вот-вот готовых распуститься акаций, оставляя в пыли маленькие следы босых пяток.
     Она дошла до угла, постояла там и вернулась обратно.
     - Еще не едут. А у вас?
     - И у меня еще не едут. Ходи дальше.
     Девочка снова отправилась до угла и снова вернулась, сообщив, что у нее еще не едут.
     - И у меня еще не едут. Ходи еще.
     Сначала мальчику очень нравилась эта игра.
     Необыкновенно приятно было сидеть высоко на дереве, с напряжением вглядываясь в конец переулка - не покажется ли мчащийся возчик.
     О, как ясно представлял он себе взмыленную лошадь и кучера, размахивающего над головой свистящим кнутом! Экипаж подлетает. Из него выскакивают с револьверами в руках Терентий и матрос. За ними бегут тюремщики. Терентий и матрос отстреливаются. Тюремщики один за другим падают убитые. Петя о всех сил машет платком, кричит, ловко прыгает с дерева и мчится, обгоняя всех, к лодке - помогать ставить парус. А Мотька только сейчас догадалась, что это приехали они. Ничего но поделаешь: девчонка.
     ... Но время шло, а никого не было. Становилось скучновато.
     Пете надоело смотреть на ослепительно белое шоссе - то катила карета с английским кучером, одетым, как Евгений Онегин, то с громом проезжала фура с искусственным льдом. Тогда становилось особенно жарко и особенно сильно хотелось пить.
     Мальчик уже давно успел рассмотреть во всех подробностях соседнюю дачу: ярко-зеленые газоны, гравий на дорожках, туи, статую, испещренную лиловыми кляксами тени, вазу, которой ниспадали длинные, острые листья алоэ, и художника, пишущего пейзаж.
     Художник, с закрученными усиками и эспаньолкой, в бархатном берете, сидел под зонтиком на складном полотняном стульчике и, откинувшись, ударял длинной кистью по холсту на мольберте.
     Ударит и полюбуется, ударит и полюбуется.
     А на оттопыренный большой палец левой руки надета палитра - эта гораздо более красивая, чем сема картина, овальная дощечка, на которой в безумном, но волшебном беспорядке смешаны все краски, все оттенки моря, неба, глины, сирени, травы, облаков, шаланды...
     ... А между тем уже давно подъехал пыльный возчик, и по переулку медленно шли два человека. Впереди них бежала Мотя, крича:
     - У меня уже приехали! Махайте, махайте!
     Петя чуть не свалился с дерева. Он вырвал кармана платок и стал отчаянно крутить им над головой.
     Шаланда закачалась сильнее, и Петя увидел, что Гаврик прыгает и машет руками.
     Под шелковицей, на которой сидел Петя, прошли Терентия и матрос. По их пламенно-красным лицам струился пот. Мальчик слышал их тяжелое дыхание.
     Матрос шел без шапки, сильно хромая. Его щегольские кремовые брюки - те самые, в которых Петя видел его в последний раз, на маевке, - были порваны и выпачканы кирпичным порошком. Грязная полуоторванная манишка обнажала выпуклую, блестящую от пота грудь. Сжатые кулаки были как бы опутаны голубыми веревками жил. Усики висели. На обросшем лице сильно выдавались скулы. Глаза сухо искрились. Горло двигалось.
     - Здравствуйте, дядя! - крикнул Петя.
     Терентий и матрос посмотрели на мальчика и усмехнулись.
     Пете показалось даже, что матрос подмигнул ему. Но они уже бежали вн, оставляя за собой облако пыли.
     - А я первая увидела, ага! - сказала Мотя.
     Петя слез с дерева, делая вид, что ре слышит.
     Мальчик и девочка стояли рядом, глядя вн на шаланду, подымавшую парус.
     Они видели, как маленькая фигурка матроса прыгнула в лодку. Парус надулся. Его стало относить от берега, как лепесток. Теперь на опустевших мостках стояли только Терентий и Гаврик. Через минуту Терентий исчез.
     Остался один Гаврик. Он махнул Пете и Моте рукой и стал не торопясь подниматься по обрыву.
     Шаланда, подпрыгивая и разбивая волну, быстро уходила в открытое море, ярко синевшее крепкой зыбью.
     - Поехал один, - сказал Петя.
     - Ничего. Мы ему хлеба положили. Целую буханку. И восемь таранек.
     Скоро к Пете и Моте присоединился и Гаврик.
     - Слава богу, отправили, - сказал он, перекрестившись. - А то прямо наказание.
     - А как же шаланда? - спросил Петя. - Так теперь и пропала?
     - Шаланда пропала, - сумрачно сказал Гаврик, почесав макушку.
     - Как же вы будете без шаланды?
     - Не дрейфь. Не пропадем как-нибудь.
     Торопиться было некуда. Дети перелезли через забор и тихонько остановились за спиной художника. Теперь почти уже весь пейзаж был готов. Затаив дыхание они засмотрелись, очарованные чудесным возникновением на маленьком холсте целого мира, совсем другого, чем на самом деле, и вместе с тем как две капли воды похожего на настоящий.
     - Море есть, а шаланды нету, - шепнула Мотя, как бы нечаянно положив руку на Петино плечо, и тихонько хихикнула.
     Но вот художник набрал тонкой кистью каплю белил и в самой середине картины на лаковой синеве только что написанного моря поставил маленькую выпуклую запятую.
     - Парус! - восхищенно вздохнула Мотя.
     Теперь нарисованное море невозможно было отличить от настоящего. Все - как там. Даже парус.
     И дети, тихонько толкая друг друга локтями, долго смотрели то на картину, то на настоящее, очень широко открытое море, в туманной голубне которого таял маленький парус дедушкиной шаланды, легкий и воздушный, как чайка.
     ... Под ним струя светлей лазури,
     Над ним луч солнца золотой.
     А он, мятежный, просит бури,
     Как будто в бурях есть покой!


Добавил: Danielwower

1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ]

/ Полные произведения / Катаев В.П. / Белеет парус одинокий


Смотрите также по произведению "Белеет парус одинокий":


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis