Есть что добавить?
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru! |
|
/ Полные произведения / Алексин А.Г. / В стране вечных каникул
В стране вечных каникул [3/6]
- А теперь взгляните туда, взгляните! - не успаивался все тот же гражданин.
Я вместе с другими повернулся в ту сторону, куда он изумленно тыкал пальцем, и увидел вдали свой персонаный троллейбус, длинные "усы" ко- торого свободно болтались, словно плясали в воздухе над крышей.
- Никогда не видел ничего подобного, - протирая глаза, сказал ка- кой-то старичок. - Чтобы троллейбус ездил без проводов, каавтобус...
- И не грузовой троллейбус (тот и без проводов может на одном мото- ре), а самый обыкновенный, пассажирский... Не-во-о-бра-зи-мо! - меднно произнес гражданин в шляпе. И надел на нос очки, чтобы получше згля- деть это чудо.
"И не то еще увидите, если я захочу вас удивь! Стоит только мне зайти хотя бы вон в ту автоматную будку, набра две двойки и попросить Деда-Мороза..." - с этими мыслями, счастливый и гордый, я покинул прохо- жих, не привыкших вот так запросто, прямо на тротуаре, встречаться со сказкой.
По вечерам здание цирка выглядело наряднее, чем в дневное время: ве- чером фамилии акробатов, укротителей и клоунов были написаны разноцвет- ными огнями. А сейчас, днем, кое-какие фамилии даже трудно было разоб- рать: утром на буквах налипли снежинки, а потом потеплело - и буквы вы- тянулись, потекли вниз. Но я все же сумел прочитать, что в представлении участвует знаменитый клоун-богатырь.
Остальные фамилии я прочитать не успел, потому что на меня наскочила какая- дама, державшая за руку маленькую девочку:
- У тебя нет лишнего билета?
- У меня нету... - ответил я.
Маленькая девочка, которая совсем уже приготовилась попасть цирк (я видел это по ее празднично заплетенным косичкам), скривила гу, еле-еле удерживаясь от плача. И меня тоже стала тревожить мысль: "Как же пройти мимо контролеров туда, где скоро загремит музыка, и забегают по арене светящиеся круги, и будет показывать свои номера знаменитый клоун-бога- тырь? Тут ведь не Докмераб, не столищ Страны Вечных Каникул. И дядя Гоша нестречает меня у входа..."
Так думал я, потихоньку, боязливо приближаяск тому месту, где широ- кий поток зрителей словно бы входил в искусстнный шлюз - в узкий про- ход, по обеим сторонам которого стояли контролерши в форменных костюмах с серебряными полосками на рукавах. Неужели Дед-Мороз забыл обо мне?..
Когда до опасного шлюза оставалось всего нколько шагов, я услышал осторожный шепот:
- Вниз, направо, вторая дверь... Не оглядывайся! Мы с тобой не знако- мы!
Выбравшись из общего потока, я все-таки обернулся и увидел того чело- века, который шепнул мне на ухо: "вниз, направо, вторая дверь..." Он то-е был в форменном костюме с серебряной полоской на рукаве и, стало быть, тоже работал в цирке. Но ведь он, значит, мог бы просто так, без билета пропустить меня в зал! И почему я не должен смотреть в его сторо- ну? Почему должен подчеркивать, что мы не знакомы?
"Вниз, направо, вторая дверь!" - повторил я про себя. Вниз?.. Может быть, Дед-Мороз хочет, чтобы я проник в здание цирка подземным ходом? Но на той самой второй двери сава не было напитано "Подземный ход", а бы- ло написано "Служебный вход".
Я вошел... И ко мне сразу кинулось трое или четверо людей в форменных костюмах с серебряными полосками.
- Никто не видел, как ты сюда зашел? Никто не слышал, как тебя сюда послали?
- Никто, - ответил я. - А что такого особенного, если б кто-нибудь и услышал?
- Этоевозможно! - раздался громовой голос. - Тогда бы все погибло.
- Что погибло? - тихо спросил я, отступая назад перед огромным чело- веком врком и нелепом клоунском костюме. - Что бы тогда погибло?
- Тогда бы весь мой номер сегодня в зале помер!
и стихи почему-то очень напомнили мне стихи дяди Гоши.
- Нет, никтничего не видел, - тихо сообщил я.
- Тогда все будет гладко: ведь ты - моя "подсадка"!
Дядя Гоша декламировал только во время представлений, а этот знамени- тый клоун-богатырь (конечно же, это был он!) все время разговаривал в рифму. "Наверно, не все люди, которые пишут и даже горят стихами, на- зываются поэтами", - неожиданно подумал я.
У клоуна-богатыря было свирепое лицо: насупленные брови, огнен- но-красные щеки, которые напоминали две раскрашенные тыквы, глаза состо- яли из одних только круглых черных зрачков, а белков совсем не было. Но это была маска. А под ней, мне казалось, должно было скрываться цо, очень похожее на лицо массовика дяди Гоши - вечно ликующее, неизвестно чему улыбающееся. И лысина, наверно, была такая же блестящая, словно от- полированная, хотя над маской торчала мохнатая и густая щетка чьих-то чужих волос.
Да, будет все в порядке:
Ведь в зале - три "подсадки"!
Заметив, что я ничего не могу понять, клоун подтвердил:
Да, все должно быть гладко:
Ведь ты - моя "подсадка"!
- Кто, Я?
- "Подсадка"! Одна, как говорится, из трех. Значит, он иногда все-та- ки переходил на прозу.
- И куда я должен подсаживаться?
Не в поезд, конечно, ведь здесь не вокзал!
А просто как зритель в наш зрительный зал!
Ты тихо подсядешь у всех на виду На пятое место в десятом ряду!
Я молчал.
- Опять не понимаешь? Это, вероятно, из-за стихов, - прогремел над самым моим ухом клоун-богатырь. - Давай поговорим, как нормальные люди.
- Очень хорошо! - обрадовался я.
- Главное - секретность, или, как говорится, конспирация. Никто не должен знать, что ты - моя "подсадка". Соображаешь?
Я по-прежнему соображал довольно туго.
- Слушай дальше! Ты тихонечко, чтобы никто, как говорится, ничего не заметил, выйдешь отсюда в фойе. Походишь туда-сюда, как самый обыкновен- ный зритель. Даже можешь купить мороженое: обыкновенные зрители всегда едят мороженое. А потом, когда прозвенит третий звонок, войдешь вместе со всеми, в общей, как говорится, массе, в зал и сядешь на пятое место в десятом ряду. Сиди и жди, когда я начну выступать. Мой, как говорится, коронный номер: поднятие тяжестей. Чтобы доказать, что мои тяжести очень тяжелые, я вызову трех сых, как говорится, обыкновенных зрителей из зала на арену. Первым будешь ты!
Только не вздумай поднять мои тяжести...
- Я не смогу, - тихо сказал я.
Клоун-богатырь перешел на шепот. Но и от его шепота подрагивал графин на столе:
- Ты вполне сможешь подть мои тяжести, потому что они очень легкие. Но ты должен делать вид, что их невозможно не только поднять, но даже, как говорится, сдвинуть с места. Соображаешь?
- Каговорится, ага... - ответил я, невольно подражая богатырю, ко- торый поднимал легкие тяжести. - Только одно мне не совсем понятно.
- Что именно?
- На какие ньги я куплю мороженое?
Клоун загремел своим богатырским хохотом. Он хохотал очень долго. Но лицо его при этом ничуть не менялось: оно по-прежнему было свирепым, по- тому что это было не лицо, а маска.
- Кто, как говорится, получает на орехи, а кто - на мороженое!
Клоун протянул мне деньги. "Какой добрый, благородный богатырь! - по- думал я. - Совсем как в легендах и былинах!.." Значит, именно с его богатырской помощью.
Дед-Мороз решил бесплатно провести меня в цирк, да еще и угостить мо- роженым! Мороженое я любил не меньше, чем пастилу, шоколад и пряники.
Ни на одном стуле, ни в одном зрительном зале мне не было так приятно сидеть, как на пятом месте в десятом ряду.
Ведь я был не просто зрителем - я был участником представления, но тайным участником, и никто вокруг об этом не знал.
Сперва на арену вышита четыре медведя. Тяжелые и с виду неповоротли- вые, они ловко вскакивали на ход в мотоциклетные коляски, объезжали арену на самокатах и даже разгивали на передних лапах, задрав задние вверх. Я не хлопал, не визжал от восторга, как мои соседи, сидевшие в десятом ряду, - я все время истально вглядывался в медведей и думал: а может быть, это не настоящие звери? Если тяжести могут быть легкими, то и медведи могут быть не меедями. Может, какие-нибудь артисты залезли в бурые шкуры и нацепили мвежьи маски?
Медведи свободно расхаживали по арене... А тигры не пользовались та- ким доверием: они были в клетках. Но там, за стальными птьями, они вы- делывали такие номера, что я опять стал сомневаться: ожет быть, это вовсе не тигры? Катаются на шарах, прыгают сквозь горящие обручи. Гораз- до ловчее, чем я сквозь обручи дяди Гоши... Вот если бы меня послали проверить: настоящие они или не настоящие? Я представил себе,ак дрес- сировщик провозглашает на весь цирк: "Сейчас обыкновенный зритель, сидя- щий на пятом месте в десятом ряду, проверит моих зверей. Если он выйдет обратно из клетки, значит, звери не настоящие, а если не выйдет - зна- чит, все в порядке". От одной этой мысли все мои сомнения сразу рассея- лись: нет, конечно, тигры не нуждаются ни в какой проверке! Я готов был подтвердить это прямо со своего места в десятом ряду, даже не подходя к клкам.
Когда чего-нибудь ждешь, время тянется томительномедленно. Я не заме- чал, какой интересной и разнообразной была цирковая программа, потому что с нетерпением ждал выхода на арену знаменитого клоуна.
И вот наконец на арене загремели стихи: Сегодня в цирк вы пришли не зря: Увидите клоуна-богатыря!
Вслед за клоуном появилисдве тележки с такими гирями, что казалось, упади они - и на манеже обзуются глубокие воронки. Люди в форменных костюмах с серебряными полосками на рукавах везли тележки медленно, тя- жело отдуваясь, то и дело останавливаясь для отдыха.
- Мои помощники, или, как говорится, ассистенты! - сообщил клоун. И стал заниматься гимнастикой, готовясь к поднятию тяжестей. Он вытягивал руки - и мускулы его вздымались, как крутые пригорки на ровной дороге. "Наверно, кло пошутил, что тяжести легкие", - подумал я, видя, как ес- тественно выбиваются из л, надрываются и вытирают пот со лба ассистен- ты, катившие по арене повозки с гирями.
Никто на всей планете
Не сдвинет гири эти!
Никто не сможет в мире
Поднять такие гири!
Громогласно объявив об этом, клоун обвел застывшим свирепым взглядом ряды зрителей и в рифму спросил:
Может быть, вы не верите?
Может быть, вы проверите!
Сразу вверх потянулись руки.
- Возьмем каждой трибуны первых попавшихся зрителей, - объявил кло- ун-богатырь - Ребенок! Он, ясное дело, не поднимет! - запротестовал кто-то в - ле.
- Вес моих гирь испытают представители разных поколений! - объявил клоун-богатырь. - Как говорится, и старые и малые!..
И тут же ему на глаза "случайно" попался я...
Я был в десятом ряду, но очутился внизу на арене так быстро, будто сидел в первом. Однако, очутившись там, внизу, я вдруг понял, как это страшно - выступать перед зрителями. Сотни глаз со всех сторон устави- лись на меня и на гири. И все ждали... Только обычно от человека, стоя- щего на арене, рядом с гирями, ждут, чтобы он их поднял, а от меня жда- ли, чтобы я нсумел их поднять. Все было наоборот.
Я смотрел на клоуна, как на самого настоящего богатыря и героя: он расхаживал по арене совершенно спокойно, будто вокруг не было никаких зрителей и никто с трибун на него не глазел. А у меня тряслись коленки, и я со страху чуть было не поднял гири, которые были такими легкими, что, казалось, прямо-таки прилипали к моим ладоням и тянулись за ними вверх. Но я вовремя опомнился, напряг все свои силы и сумел не поднятьЯ даже не сдвинул их с места. Потом я, подражая ассистентам клоуна-бога- тыря, стал вытирать пот со лба. Пот у меня действительно выступил...
- Что, не под силу? - над самым моим ухом прогремел голос.
- Не под силу, - растерянно ответил я.
- Устами младенца, как говорится, истина глаголет! - торжественно провозгласил клоун. - Теперь вызовем первых попавшихся зрителей с другой трибуны. Начали мы с ребенка, а сейчас вызовем мужчину. Да покрепче, поздоровее!
Я вернулся на свое пятое место в десятом ряду. Представление продол- жалось... А мне хотелось, чтобы оно уже кончилось: не терпелось поскорее вернуться домой и позвонить Деду-Мору. У меня была к нему одна очень важная просьба!..
ЭТО НАШ ПЯ!
Я снова набрал две двойки. И снова мне ответил знакомый Снегурочкин голос:
- "Стол заказов" слушает!
- Это я... Петя-каникуляр!
- Оформить заказ на выполнение желаний?
- Да, пожалуйста. Если не трудно...
- Такая нашработа.
- Я бы очень хотел, чтоб все мои друзья очутились в цирке дневном представлении!
- Обслуживаем только каникуляров! - строгответил "Стол заказов".
- Но ведь меня это очень развлечет. Мн доставит огромное удо- вольствие, прямо-таки наслаждение, если все мои приятели окажутся в цир- ке!
- Обратись непосредственно к Деду-Морозу. Может быть, он разрешит... в порядке исключения. Соединяю!
Я начал повторять свою просьбу, но Дед-Мороз перебил меня:
- О, не затрудняй себя: я слышал ваш разговор по отводной трубке. Во- обще-то говоря, Снегурочка абсолютно права: по правилам я должен развле- кать только каникуляров. У скки ведь тоже есть свои законы. Если, зна- ешь ли, волшебники начнут делать все, что им взбредев голову, они та- кое натворят на белом свете... Но в порядке исключениятак уж и быть, пойду тебе навстречу: организую для всех твоих приятелей культпоход в цирк.
- Завтра? - обрадовался я.
- Нет, не завтра, а в ближайшее воскресенье.
- Почему-у? Мне бы очень хотелось...
Дед-Мороз опять перебил меня:
- Я дисциплинированный волшебник и не могу отрывать ребят от занятий. И от всяких обственных дел. Особенно сейчас, когда они в школе гото- вятся ко дню открытия.
- Что это они там собираются открывать? - лениво перебил я волшебни- ка.
- Вот видишь, я нечаянно нарушил законы сказки: каникуляру нельзя да-е рассказывать о том, что делается в школе. Ни о каких занятиях, ни каких делах! Он должен только отдыхать и развлекаться. Так что больше я ничего не расскажуА просьбу твою насчет цирка выполню.
И сразу же в трубке раздался голос дед-морозовской внучки:
- Заказ принят! Номер заказа: два дробь семь. Приняла и оформила Сне- гурочка.
Я уже говорил о том, что мне в ту далекую пору очень нравиль выход- ные дни.
Но, пожалуй, никогда еще я не ждал воскресенья с таким нетерпением, как после разговора с Дедом-Морозом. Ведь на дневном воскресном предс- тавлении в цирке должна была осуществиться одна моя необыкновенная за- тея! Необыкновенная!..
"Будет так... - размышлял я. - Выкатят огромные гири, выйдет кло- ун-богатырь, а потом уж спущусь на арену и я. Спущусь тихои скромно, будто первый раз в жизни...
Все наши ребята будут смотреть на меня. И даже Валерик замрет от изумления. "Устами младенца, как говорится, истина глаголет! - восклик- нет клоун. И обратится ко мне:
- Под силу ли тебе, мальчик, поднять эти гири?" А я возьму и подниму их вверх! Трудно даже представить себе, что тут начнется! Все решат, что я великий сач! Ведь остальные "подсадки" не будут подводить клоуна и не смогут поднять гири. А я смогу! Ах, если мой план осуществится! Тогда все ребята сразу и на веки веков забуд о моем позоре на хоккейном по- ле! Забудут обо всех моих неудачах!.. Обо всех!"
И вот наступил долгожданный день.
Со своего пятого мес в десятом ряду я видел, как на противоположной трибуне расхаживают мои друзьяприятели. Но они меня не замечали: должно быть, ДедМороз нарочно сделал так, чтобы они не смотрели в мою сторону. А я не спускал глаз с Валерика. Он, конечно, сидел рядом с Жоркой и Миш- кой-будильником. Он даже положил руку Жорке на плечо. И мне было как-то неприятно на это смотреть...
Девчонка, сидевшая позади них, стала объяснять, что ей из-за длинню- щего Жоркиного роста ничего не видно. Тогда Жора немного отодвинулся от Валерика, чтобы девчонка могла смотреть в просвет между ними. И рука Ва- лерика соскользнула с Жорино плеча. Мне стало легче. Может быть, это Дед-Мороз нарочно посадил сзади такую маленькую девчонку?
"Ну ничего, Валерик, - думал я. - Скоро, буквально через каких-нибудь полчаса, ты поймешь, кто больше заслуживает уважения: я или твои новые приятели! Мне казалось, что увертюра, которую исполнял оркестр, стала гораздо длиннее, чем была, что медведи катались на самокатах гораздо дольше, чем в первый раз, и что укротитель в клетке гораздо медленнее готовил своих тигров к прыжкам сквозь горящие обручи.
- Сколько можно смотреть на этих зверей! - тихонько ворчал я. - Зоо- парк здесь, что ли? Сколько можно слушать эту музыку! Концерт здесь, что ли?
- Все-то тебе не нравится, - рассердилась женщина, сидевшая рядом. - Вышел бы сам на арену да и выступал!
Она и представить себе не могла, что я через несколько минут действи- тельно появлюсь на арене.
И вот наконец раздалось: Сегодня в цирк вы пришли не зря: Увидите клоуна-богатыря!
"Не знаю, как другие, а уж я-то, по крайней мере, пришел не зря. Это точно!" - говорил я сам себе, аплодируя клоуну. И все ему хлопали. Даже Валерик, который не любил выражать восторгов, и тот неторопливо, както по-своему, не сгибая пальцев, аплодировал циркачу-геркулесу. Ассистенты, отдуваясь на каждом шагу, опять приволокли гигантские гири.
Никто на всей планете
Не сдвинет гири эти!
Может быть, вы не верите?
Может быть, вы проверите?
Весь ряд, в котором сидели мои приятели, первым задрал руки вверх. Только один Валерик не рвался проверить клоуна... Жорина ручища тянулась ввысь, как семафор. Но хоть она была длиннее всех, клоун-богатырь ее не замети Взгляд его опять совершенно "случайно" наткнулся на мою руку.
После первого представления клоун за кулисами сказал мне:
- Не лети на арену как угорелый: это может вызвать подозрения. Веди себя естественней!
И я попытался вести себя естественнее. И не спеша поднялся со своего стула и робко спросил:
- Вы вызываете меня?
- Ну да, тебя!
- Именно меня?
- Тебя! Тебя, мальчик!
- И я могу спуститься вниз, на арену?
- Можешь!
- А мое место тут без меня не займут?
Никто его не займет...
Но я все-таки обратился к своей соседке так, чтобы слышали все кру- гом:
- Покараульте, пожалуйста, мое место!
Только после этого я медленным шагом сошел вниз, на арену. Весь ряд, в котором сидели мои приятели, вытянул шеи вперед и замер.
- Устами младенца, как говорится, истина глаголет! - объявил клоун. - Вот мальчик, по имени... Как тебя зовут?
- Петей.
- Сейчас мальчик, по имени Петя, скажет нам всем: можно ли поднять эти гири! Или хоть чуть-чуть сдвинуть их с места!
"Ничего!.. Сейчас ты, Валерик, чнешь уважать меня. И вы, мои друж- ки-приятели, тоже", - подумал я. И стремительным рывком поднял гари вверх!..
Наступила абсолютная тишина.
И вдруг среди этой тишины загремел голос клоуна-богатыря:
- Перед нами - феноменальный ребенок! Ребенокбогатырь!.. Родители мальчика в зале? Я хочу, чтоб они по праву разделили успех своего сына, его триумф. Но раз он пришел один...
- Он не один! - завопил ряд, в котором сидели мои приятели. - Это наш Петя! Он живет в шем дворе! Он учится в нашей шкапе!..
- Ага, значит, здесь присутствует коллектив, в котором, как говорит- ся, рос и развивался наш юный рекордсмен по поднятию тяжестей?
- Он с нами! - вопил коллектив. - Это наш Петя!
- Чтобы вы по достоинству оценили богатырскую силу этого мальчика, - перекрикивая всех моих друзей, продолжал клоун, - мы сейчас вызовем двух самых крепких, самых плечистых мужчин! Первых попавшихся... Ну, хотя бы вот этих!
Но не тут-то было. Десятки зрителей со всех концов зала ринулись на арену: они хотели трогать гири, которые я так легко поднял ввысь. "Не- ужели в зале столько "подсадок"? - подумал я. - Нет, не может быть... Значит, это самые обыкновенные зрители. Какой ужас! Что сейчас будет?"
- Стойте! Остановитесь! - воскликнул я так громко, как не смог бы, наверно, крикнуть даже сам клоун-богатырь. - Сейчас я покажу вам еще один номер. Но если хоть один выбежит на арену, все пропало...
Те, что бежали, замерли в проходах между рядами.
- Подождите минутку! - предупредит я. - Одну минутку! Мне нужно сбе- гать за кули!.. И тогда вы увидите такой номер, какого никогда не ви- дали!..
- Что ты еще придумал, негодяй? - еле слышно прохрипел сквозь маску клоун-богатырь. Мне казалось, что он вот-вот упадет в обморок.
Я выбежал зкулисы и, задыхаясь от волнения, спросил у женщины в форменном костюме с двумя серебряными полосками на рукаве:
- Где тут у вас телефон?
- Во-он там, на столике, где сидит дежурный пожарник!
Не спрашивая разрешения у пожарника, я набрал две двойки.
- "Стол заказов" слушает! - ответила Снегурочка.
- Я хочу, чтобы гири стали тяжелыми! Чтобы никто не смог их под- нять!..
- Принимаем заказы только на развлечения.
- Но тогда развлечение превратится в мучение... Сделайте, пожалуйста, в рядке исключения!
От волнения я вдруг, как клоун-богатырь, заговор стихами. И это по- действовало на Снегурочку.
- Заказ принят! - сзала она. - Номер заказа: три дробь семь.
Вернувшись на арену, я смандовал:
- Теперь проверяйте! Бегите, бегите сюда... Попробуйте поднять эти гири!
- А где же обещанный номер? Где номер?..
- Номер отменяется! В следующий раз... - пообещал я. А сам подумал: "Сейчас-то и будет главный номер программы!"
Перви на арену ворвались ребята с нашего двора. А вслед за ними - незнакомые мне мужчины, женщины, мальчишки и девчонки. Все стали хва- таться за гири, но - очудо! - никто не мог их поднять! Я, будто слу- чайно, толкнул ногой одну гирю - и почувствовал, что она налилась неп- риступной тяжестью и словно бы прироа к полу. Сказка пришла мне на по- мощь! Но как же теперь поднимет эти гири сам клоун-богатырь?
- Я не могу работать в такой обстановке! - прогремел он на весь цирк. И, гордо вскинув свою свирепую голову, ушел за кулисы.
- Никто не может сдвинуть гири с места, а ты смог! Ты смог! - обнима- ли меня дружки-приятели. Они подняли меня на руки и потащили в тот ряд, где сидели сами.
- Куда же вы его? - закричала моя бывя строгая соседка. - Я сберег- ла его место!..
Ей хотелось сидеть рядом с ребенком-богатырем. Но ребята унесли меня к себе. Мишка и Жора теснились теперь на одном стуле, а я сидел на быв- шем Жорином месте, прижавшись плечом к Валерику.
- Вот что значит курс лечения! - с завистью сказал Мишка. - Мы ходим в школу, зубрим, с утра до вечера расходуем свои силы. А он сберегает их! Накаплает!.. Вот бы мне кто-нибудь прописал такой "курс"!
- Да, здорово ло бы! Если бы и нам тоже. Эх, хорошо было бы! - вздыхали и друг ребята.
Сзади и спереди ко мне потянулись руки: все хотели пощупать мои мус- кулы.
- Вы ничего не почувствуете: они в расслабленном состоянии, - сказал я. - Отдыхают!
Валерик молчал. А вечером во дворе он подошел ко мне иполголоса, но повелительно произнес:
- Смотри на меня внимательно: в оба глаза! Слушай меня внимательно: в оба уха! Гири были фанерные? Или из какого-нибудь там папье-маше?
Я хотел сказать, что гири были настоящие, что ни один человек в цир- ке, кроме меня, не смог их поднять. Но язык не слушался меня, голос ку- да-то пропал. И я не сумел соврать. Первый раз в жизни хотел - и не су- мел! Наверно, Валерик меня загипнотизировал...
Только уже дома голос ко мне вернулся. Тогда я набрал две двойки и торопливо, взволнованно заговорил в трубку:
- Я вас очень прошу... Я просто умоляю: заколдуйте, пожалуйста, Вале- рика! Чтобы он восхищался мною, как все!
- Это невозможно, - ответила Снегурочка.
- Но ведь воля каникуляра должна быть для вас законен!
- Да, это верно. Но тут мы бессильны.
- Почему?!
- Я не могу объяснить.
- Из-за его сильной воли, да?
- Нет, дело совсем в другом.
- чем?
- Не могу объяснить...
- Это тайна?
Снегурочка повесила трубку. Почему Валерик не поддавался Деду-Морозу? Почему он был неподвластен сказке?
Да, это была тайна. И такая, что даже каникуляру не ими права ее раскрыть...
ПРОКАЗНИЦА-МАРТЫШКА, ОСЕЛ... ДА КОСОЛАПЫЙ МИШКА
Не подумайте только, что я плохо помню те строки из басни Крылова, которые очень похожи на название этой главы. Басню я учил в школе, а то, что я учил там, запомнилось на всю жизнь... У Крылова написано: "Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка", но я козла пропустил. И не потому, что забыл о нем, а просто по- тому, что... Впрочем, об этом вы узнаете немного позже.
А сейчас я хочу рассказать о том, что было после моего выступления на цирковой арене.
Все ребята стали просить меня поднять что-нибудь тяжелое. И все те- перь обращались ко мне очень вежливо и уважительно.
- Пет подними, пожалуйста, скамейку в садике, - просил один.
- Петя, там, на улице, стоит инвалидная коляска... Подними ее, если не трудно.
- Мне не трудно, - отвечал я. - Но просто не хочется расходовать си- лы. Вот если будет что-нибудь важное... Какой-нибудь особый случай!
Мишка-будильник попросил меня однажды:
- Петя, подними, пожалуйста, меня и подержи в воздухе минут пять. Это как раз очень важно: я поспорил с ребятами из соседнего двора. Они не были в цирке и не верят.
На этот раз меня случайно выручила мама. Она высунулась в форточку и тем же голосом, каким раньше звала: "Домо-ой! Пора делать уроки!" - ка- тегорически приказала мне сверху:
- Домо-ойПора смотреть телевизор!..
Простите, телевизоров тогда еще не было... Я вспомнил, мама крикнула мне сквозь форточку:
- Домо-ой! Пора слушать патефон!
У нас был синий облезлый ящик, который шипел и кряхтел от старостиЯ любил по десять раз в день слушать одну и ту же пластинку. Раньше мама возмущалась, что я даром теряю время.
- Перемени пластинку! - заявляла она. - Почитай лучше книгу. Или раскрой учебник.
А теперь мама са смело крутила тугую ручку, хотя знала, что ручка иногда со стремительной силой раскручивалась в обратную сторону.
- Ты стал недопустимо пренебрегать патефоном! - говорила она. - Смот- ри у меня!
После истории в цирке Мишка-будильник начал упрямо допытываться, где, в какой поликлинике мне прописали такой замечательный "курс лечения". Мишка вообще был завистливым паренько а тут уж прямо места себе не на- ходил.
- Скажи: что нужно глотать, чтобы набраться такой силищи? Порошки, да? Пилюли, да?.. Ведь этот твой "курс лечения" можно и самому се дома устроить, а? Скажи, Петька... А я тебе буду всегда сообщать точное вре- мя! Хочешь? Сейчас девятнадцать часов - ровно!
- Ничего я тебе не ска: это страшная тайна!
- Боишься, что я стану сильнее тебя, да? А ты мне столько этих пилюль дай или порошков, чтобы я тоже стал сильным, но все-таки был в два или даже в три раза слабее тебя, - торговался Мишка. - Мне и этого будет достаточно. Ты можешь сразу две гори поднять, а я пусть смогу токо од- ну. Мне и этого хватит! А, Петька?..
Ребята рассказывали обмне легенды. Через несколько дней в соседнем дворе уже знали, что я поднял в воздух самого клоуна-богатыря, у которо- го было две гари в руках, одна - в зубах, одна - на голове и две - под мышками.
И только Валерик по-прежнему мною не восторгался. А я так хотел это- го!
Мне так хотелось, чтобы он забыл о фанерных гирях и о моем позоре на хоккейном поле, чтобы он стал уважать меня чтобы емснова, как прежде, хотелось видеть меня чаще, чем всех остальных ребят в нашей школе и в нашем дворе.
И я решил, что надо тайно провести Валерика в Дом культуры медицинс- ких работников. Пусть он увидит, как для меня одного поют певцы, и тан- цуют танцоры, и показывают фокусы фокусники. Ведь всякое торжество - только наполовину торжество, если его не могут оценить другие.
Пусть же Валерик увидит, как сам Дед-Мороз вручает мне призы! И пусть друе ребята тоже присутствуют в зале в эту минуту моего торжества! Мо- жет быть, не все, но хотя бы Жора и Мишка-будильник.
"Вот только как же они туда пройдут? - думал я. - У них же нет посто- янной прописки на моем елочном празднике. И даже временной тоже нету. А у дверей с вывеской "Ремонт" меня встречает массовик дядя Гоша... Да и Снетурочка-паспортистка поглядывает, чтобы никто не проживал в Стране Вечных Каникул без прописки."
А вывеска "Ремонт", конечно же, приколочена к дверям специально для того, чтобы посторонние не входили в Дом культуры, когда там для меня (для меня одного!) гремит духовыми оркестрами, заливается песнями и кри- чит вечно радостным голосом дяди Гоши Страна Вечных Каникул.
"Ни для какой нашей ервой клюшки" и "Первой бутсы" не станет Дед-Мороз зажигать новогоднюю елку в феврале, - думал я. - А для меня зажигает!"
Как же сделать так, чтобы Валерик и Жора с Мишкой увидели это?
Как сделать?
ожет быть, Дед-Мороз поможет мне... В порядке исключения?
Я набрал две двойки.
- "Стол заказов" слушает! - ответила Снегурочка.
- Я хочу, чтобы мои приятели попали в столицу Страны Вечных Каникул - в Докмераб на Елку!
- Обслуживаем только каникуляров.
- А если... в порядке исключения?
- Обратись непосредственно к Деду-Морозу. Соединяю!
И я обратился.
- Не могу, - ответил Дед-Мороз так решительно, как не отвечал еще ни- когда. - Я дисциплинированный волбник. И не могу устраивать Елку в феврале. По всем законам этот праздник заканчивается в последний день зимних каникул. Для каникуляра я могу проить... Потому что его канику- лы никогда не кончаются и не имеют последнего дня. Это другое дело! Ндля нормальных ребят...
- Как это для "нормальных"? А я разве сумасшедший?
- О нет! Ты просто... не совсем обычный. Для тебя я обязан делать все, что ты пожелаешь.
- А если... в порядке исключения? - нааивал я.
- Хочешь, лучше поведу тебя самого в Музей изобразительных искусств? Или в Планетарий? Или на выставку мод?
В музее и Планетарии яже бывал, а моды меня в то время еще не инте- ресовали.
"В конце концов, мое дело пригласить, - решил я, - а пройти - это уж их дело! Недаром ведь Валерика называют фантазером: он что-нибудь приду- мает!"
И Валерик придумал...
Помню, как вечером у нас в коридоре раздались короткие,ловно дого- няющие друг друга, условные звонки, при звуке которых я всегда пулей срывался с места, но которых уже очень-очень давно не слышал. Моя мама любила Валерика, но в тот вечер она, кивнув в мою сторону, строго сказа- ла:
[ 1 ]
[ 2 ]
[ 3 ]
[ 4 ]
[ 5 ]
[ 6 ]
/ Полные произведения / Алексин А.Г. / В стране вечных каникул
|
|