Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Алексин А.Г. / Действующие лица и исполнители

Действующие лица и исполнители [2/5]

  Скачать полное произведение

    бас, который звучал хрипло из-за не совсем здоровых голосовых связок? Так
    или иначе, но Костя Чичкун был непревзойденным исполнителем отрицательных
    ролей в спектаклях для самых маленьких. В театре его называли
    "профессиональным Бармалеем". Но еще больших высот он достиг в "Золотом
    ключике", где был бессменным, не имеющим дублеров Карабасом Барабасом. Дети
    города его боялись и обожали. Они узнавали его голос по радио. А когда
    встречали его на улице, прятались за мамину спину.
     Секретарем комитета Костю выбрали за отзывчивость и доброту.
     А для того, чтобы доброта сочеталась с остротой и принципиальностью,
    заместителем выбрали Зину.
     Костя и Зина пришли к директору раскрасневшиеся от только что
    пережитого спектакля, аплодисментов и плохо смытого грима. Иван Максимович
    очень любил артистов. Он всячески подчеркивал, что они без дирекции
    обойдутся, а дирекция без них -- никогда; что не они для него, а он для них,
    что главное место в театре -- это сцена, а не его кабинет.
     -- Простите, пожалуйста, что мне пришлось вас, несмотря на вашу
    занятость... -- начал он, поднимаясь навстречу. -- Вот тут у меня есть
    нарзан... Я бы, конечно, зашел к вам за кулисы, но здесь просто удобнее.
    Никто не будет мешать.
     -- Что-нибудь случилось? -- спросила Зина, наливая себе нарзан.
     -- Нет... Мне просто хотелось узнать, какие вопросы вы ставите завтра
    на комитете.
     -- Значит, так... Мы пригласили Николая Николаевича, -- загудел Костя.
    О чем бы он ни говорил, лицо его оставалось мрачным, и голос звучал так,
    будто он вот-вот собирался бросить в огонь Буратино.
     -- Если не секрет, с какой целью вы его пригласили?
     -- С самой высокой, -- сказала Зина. -- Хотим поговорить о репертуаре
    нашего театра.
     -- А с каких позиций? Если не тайна...
     -- С разных позиций, -- сказала Зина. -- Костя -- с одной, а я -- с
    другой.
     Ивана Максимовича прежде всего заинтересовала позиция Зины.
     -- Нет, пусть лучше основной доклад делает секретарь. А я выступлю в
    прениях, -- сказала она.
     -- Значит, так... -- начал Костя. -- Педчасть раздала анкеты
    зрителям-старшеклассникам. Вопрос был один: "О чем должна рассказать
    ближайшая премьера нашего театра?"
     Старшеклассники ответили: "О любви". Не все, конечно... Но большинство.
     -- Я знаю, -- сказал Иван Максимович. -- Валентина Степановна была
    немного огорчена. Но мне удалось убедить ее, что в этом нет ничего ужасного.
     -- Значит, так, -- продолжал Костя. -- Старшеклассники быстро ответили
    на анкету, потому что мы обещали выполнить их пожелание. Но пьесы о любви в
    театре не оказалось. Тогда Тонечка Гориловская мобилизовала всех авторов --
    столичных и местных. Они прислали то, что у них было на эту тему.
     -- И что же вы выбрали?
     -- "Ромео и Джульетту", -- ответил Костя.
     Иван Максимович привстал и навалился своим коренастым туловищем на край
    стола.
     -- Окончательное слово, конечно, за худсоветом. Но я согласен уже
    сейчас. И Николай Николаевич, я уверен, не будет против.
     -- Почему вы уверены? -- спросила Зина.
     -- Потому что совсем недавно... буквально сегодня вечером, он сказал
    мне, что ставка на молодежь -- это беспроигрышная ставка.
     -- Афоризмы, цитаты, формулы... -- пробормотала Зина.
     -- Что? Что?... -- не расслышал Иван Максимович.
     -- Да так... ничего серьезного.
     -- Шекспир в ТЮЗе?... -- вслух размышлял директор. -- Это будет
    новаторством.
     -- Что-о? Новаторство?! -- Зина уставилась на директора. -- Это
    традиция. В Ленинграде поставили "Гамлета". А "Двенадцатую ночь" показывают
    днем и вечером в разных ТЮЗах!
     -- Я знаю... Но на нашей сцене Шекспир еще не бывал.
     -- По-моему, театр, который ни разу не поставил Шекспира или
    Островского, -- это не настоящий театр, -- отрезала Зина.
     Костя с укором взглянул на свою заместительницу.
     -- Только что говорила о формулах... -- Он покачал головой. -- Значит,
    так, Иван Максимович. Мы хотим, чтобы спектакль был молодежным.
     -- Шекспиру -- от комсомола! -- вставила Зина. Костя снова с укором
    взглянул на нее и продолжал:
     -- Значит, так... Актеры -- молодые, художник -- молодой, композитор --
    молодой.
     -- Хотелось бы, конечно, чтобы и постановщик тоже был молодой, --
    добавила Зина.
     -- Это было бы неэтично по отношению к главному режиссеру, -- сказал
    Иван Максимович.
     -- Очень сомневаюсь, что Николай Николаевич способен поставить
    спектакль о любви.
     -- Ну почему же? Такой красивый мужчина!...
     -- Хотя пусть поставит! -- неожиданно согласилась Зина. -- А то все
    лекции да беседы! Пусть совершит на наших глазах прыжок от теории к
    практике.
     -- Это несправедливо, -- возразил ей Костя Чичкун. -- На его лекции
    ходят все. Многие даже ведут конспекты.
     -- Режиссер-наставник, -- пробормотала Зина. -- За год ни одной
    постановки!
     Иван Максимович заволновался:
     -- Ты сказала, что в разговоре с главным режиссером у Кости будет одна
    позиция, а у тебя -- другая. Это она и есть?...
     Зина вскочила и заметалась по кабинету. От стены до стены она делала
    вдвое больше шагов, чем Николай Николаевич. Но преодолевала это расстояние
    вдвое быстрее.
     -- Я дружу с семьей Патова. С его женой, дочерью... Они прекрасные
    люди. Хотя разные... -- В оценке людей Зина любила точность. -- Ксения
    Павловна -- это домашний ангел. Домашний только потому, что сидит дома: ее
    доброты могло бы хватить на весь наш ТЮЗ. Лера говорит все, что думает!
     -- У нас в театре такой характер уже есть, -- вставил Иван Максимович.
     -- Нет, мы с ней непохожи. Она острее!
     -- Бедный Николай Николаевич... -- громогласно вздохнул Костя. Его
    заступничество всегда казалось очень убедительным и весомым, потому что
    диссонировало с его внешностью и голосом. "Уж если такой жалеет, такой
    заступается!..." -- думал тот, кто видел Костю впервые.
     -- Ну и что?! -- крикнула Зина и уставилась немигающими глазами куда-то
    в пространство. Казалось, она мысленно изумлялась самой себе. -- Они обе --
    прекрасные люди. И что же? Я из-за этого должна промолчать?
     -- Скажи конкретно, объясни... О чем ты не можешь молчать? -- умоляющим
    голосом произнес Иван Максимович.
     -- Врач должен лечить людей, каменщик -- строить дом, а режиссер --
    ставить спектакли. Разве это надо доказывать?
     -- Сядь, пожалуйста... Это все понимают. В этом все абсолютно убеждены!
     -- Но убеждения и взгляды не всегда совпадают с поступками. Вот вы,
    Иван Максимович, как директор, и Костя, как секретарь комитета, убеждены,
    что Патов должен был за год проявить себя... как режиссер. Но это ваше
    убеждение остается при вас. А при мне не останется. Я его выскажу на
    комитете!
     -- Сядь, пожалуйста, -- повторил свою просьбу Иван Максимович, -- и
    послушай меня... Верная мысль не существует абстрактно, сама по себе. Она
    тоже существует во времени и пространстве. Вот хирург, например, решает
    сделать операцию на сердце. Но практически приступает к ней только тогда,
    когда подготовит себя и больного. Родственники не могут торопить его:
    "Поскорее! Мы очень волнуемся!"
     -- Родственники могут и подождать. Если они уверены, что этот хирург
    умеет оперировать сердце. А если не уверены, они обратятся к другому
    хирургу.
     -- Ты не вполне объективна, -- вступил в разговор Костя. -- Николай
    Николаевич никогда не был режиссером детского театра. Он хочет понять его
    специфику. Он вживается в коллектив.
     -- Вот именно! -- обрадовался Иван Максимович. -- Он вживается. И
    довольно успешно. Происходит процесс... простите меня за громкое слово,
    взаимообогащения. Он дарит театру свои теоретические знания, а театр дарит
    ему свой практический опыт работы с детьми.
     -- Только нужен ли ему этот подарок? -- сказала Зина.
     -- Ну, так нельзя! -- Костя с мрачным видом покачал головой. -- Где у
    тебя... основания?
     -- А вы заметили, какое слово он чаще всего произносит в качестве...
    ну, ругательства, что ли?
     Иван Максимович и Костя стали вспоминать, но не вспомнили.
     -- Он ругается словом "детство"! Вы разве не слышали? Когда он особенно
    возмущен, то восклицает: "Это какое-то детство!"
     Зина произнесла эту фразу так, что директор и секретарь комитета сразу
    вспомнили ее. И даже вздрогнули: им показалось, что они услышали голос
    Патова.
     -- Слово "детство" звучит как нечто глубоко отрицательное в устах...
    режиссера детского театра! -- Зина изумленно пожала плечами. И наконец села.
     А Иван Максимович, наоборот, встал, протиснулся между столом и креслом
    и своей тяжеловатой, неуклюжей походкой подошел к Зине...
     Много лет назад, когда он начинал работать в театре, его предупреждали,
    что актеры -- сложные люди. "Преувеличивают!" -- думал он, потому что как
    зритель получал от театра одно только удовольствие. Но потом оказалось, что
    предупреждавшие его друзья не преувеличивали. Пожалуй, даже преуменьшали.
    Сложнее всего было с теми актерами, которых Иван Максимович особенно ценил.
    "В жизни всегда трудней с теми, кого любишь!" -- сделав это открытие,
    директор нашел для своих неприятностей теоретическое обоснование. Оно
    помогало ему обретать терпение и аргументы.
     -- Я знаю, что Николай Николаевич очень любит своих детей, -- сказал
    Иван Максимович. -- У него в кабинете под стеклом вся их биография в
    фотографиях. Ты видала?
     -- Я видел, -- ответил Костя.
     -- Значит, он вовсе не равнодушен к детям! Вот у меня под стеклом нет
    фотографий... моего Алеши...
     -- И о чем это говорит? -- спросила Зина.
     -- Может быть, ни о чем. Но все-таки... Я хочу, чтобы ты была
    справедлива. За этот год мы поставили три спектакля.
     -- Возобновили старые работы Петра Васильевича. Сделали это сами
    актеры. А помогал ассистент режиссера.
     -- Но Николай Николаевич каждый раз объяснял ему творческую задачу.
    Делал поправки, замечания.
     -- И не принял ни одной новой пьесы! Учтите, что Тонечка Гориловская
    переписывается со всеми драматургами нашей страны. Николай Николаевич
    прочитал то, что она ему предложила, и в каждой пьесе нашел непоправимые
    просчеты и недостатки. Теперь многие из Тонечкиных пьес с успехом идут в
    других театрах.
     -- Ну что же, он ищет... Пойми: он должен сказать свое слово, а не
    просто продолжить то, что прекрасно говорил зрителям Петр Васильевич.
    Фактически он должен вступить с Петром Васильевичем в соревнование. А это
    нелегко! Прости меня за громкие фразы, но я должен доказать тебе. Ты
    простишь меня, а?
     -- Прощу.
     -- Так вот... Он стремился создать в театре атмосферу, которая
    необходима именно ему, для его творчества. Теперь эта атмосфера, по-моему,
    создана.
     -- Дело -- за творчеством! -- отрезала Зина.
     -- Может быть, и вы, Иван Максимович, придете на комитет? -- предложил
    Костя.
     -- Не надо... Пусть от имени стариков будет один Николай Николаевич. Я
    думаю, что ваш замысел очень устроит его: Шекспир, классика!... Коллектив
    надеется на него. Ждет. И ты, Зиночка, не убивай, пожалуйста, эту надежду...
    на завтрашнем комитете.
     -- Посмотрим, -- сказала Зина.
     Выйдя в фойе, она с сожалением взглянула на Костю:
     -- Я вижу, ты только в сказках бываешь зубастым.
     -- Чтобы найти с человеком общий язык, не обязательно показывать ему
    свои зубы, -- мрачно сформулировал Костя.*** На комитете Зина не выступала. Да и вообще, кроме Николая Николаевича,
    там, по сути дела, не выступал никто.
     Только вначале Костя рассказал про анкету, продемонстрировал последний
    номер областной комсомольской газеты с заголовком на полполосы: "Зритель
    проголосовал за любовь". И познакомил главного режиссера с замыслом
    комсомольцев.
     Николай Николаевич поддержал его сразу, не задумавшись ни на минуту. Он
    поправил свои манжеты, поднялся и протянул руки навстречу членам комитета,
    словно хотел заключить их в объятия.
     -- Это прекраснейшая идея! Именно такой спектакль может стать визитной
    карточкой молодежи нашего театра. И вот интересно: Шекспир написал эту
    трагедию тоже будучи молодым. Это одно из ранних его творений. -- Николай
    Николаевич сел и задумался. -- Мы говорим, что сегодняшние дети "раньше
    взрослеют". Смешно! Лермонтов написал "Маскарад" в двадцатилетнем возрасте.
    Добролюбов -- философ! -- в двадцать пять уже умер. Писарев в двадцать семь
    уже утонул... Джульетте не было и четырнадцати! А современные дети "раньше
    взрослеют". Смешно...
     Зина давно заметила, что современные дети раздражали главного
    режиссера. Он не прощал им ничего: ни громкого смеха, ни оброненного в зале
    номерка, ни странного, как ему казалось, стремления обязательно осмотреть в
    фойе фотографии, а некоторые потрогать руками, обязательно попить фруктовую
    воду в буфете, обязательно сходить в туалет.
     -- Мне кажется, что спектакль для них вовсе не самое главное, -- сказал
    он однажды Зине.
     -- Вы были ребенком? -- спросила она его. Николай Николаевич задумался,
    словно бы вспоминая.
     -- Таким не был, -- ответил он. -- А эта их манера заглядывать в зал до
    звонка?
     Когда Николай Николаевич погоревал на комитете о том, что современные
    дети взрослеют не так уж рано, Зина сказала:
     -- И правильно делают. Куда торопиться?
     -- И все же чем скорей они приобщатся к большим философским мыслям и
    большим человеческим переживаниям, даже страстям, тем будет лучше! --
    воскликнул Николай Николаевич. -- Тем скорее они станут людьми!...
     Он часто говорил о том, что дети с годами должны стать людьми. Зина
    однажды возразила ему: "Они давно уже люди, Николай Николаевич!" Но на
    комитете она промолчала.
     А Николай Николаевич заговорил о ранней трагедии Шекспира. Он знал
    имена всех актеров, которые когда-либо с успехом исполняли роли Джульетты и
    Ромео, а с некоторыми из них даже был знаком лично. Имена великих английских
    и итальянских актеров он произносил так, как они произносятся в Англии и
    Италии, поэтому Зина известные ей имена либо узнавала с трудом, либо вовсе
    не узнавала.
     Члены комитета притихли: слушать Николая Николаевича было интересно.
    "Он был бы прекрасным гидом!" -- подумала Зина.
     -- И только с одним вашим предложением я не могу согласиться, -- сказал
    в заключение Николай Николаевич. -- Хоть отказаться от него нелегко... Да,
    нелегко, но пусть уж в будущем спектакле все будут молоды: автор, герои,
    актеры... И режиссер! Зачем же так беспощадно подчеркивать мой возрастной
    отрыв от вас всех?
     "Почему он отказался ставить этот спектакль? -- размышляла Зина по
    дороге домой. -- Что его пугает? Быть может, не что, а кто? Все еще не
    решается вступить в соревнование с Петром Васильевичем?
     Зина вспомнила фразу, которую произнес в ее присутствии один молодой
    журналист: "Лучший редактор журнала -- это тот, который не мешает коллективу
    делать журнал!" Фраза показалась Зине циничной, и она ответила журналисту
    что-то такое, после чего он весь вечер называл ее "блаженной". Прозвища с
    непостижимой быстротой приобретают популярность: уже через неделю
    "блаженной" Зину стали называть многие.
     "Журнал без редактора? -- думала Зина по дороге домой. -- Не знаю...
    По-моему, ерунда! И театр, я уверена, без режиссера не может существовать,
    как дети без матери. Если родной матери нет, ею становится другая...
    приемная. Интересно, кто станет нашей приемной матерью?"
     После беседы с Иваном Максимовичем Зина задавала себе и другой вопрос:
    "Неужели никто, кроме меня, не испытывает тревоги? Вот хоть Ванечка или
    Костя?" И сама себе отвечала: "Трево-ожатся... Но у них просто больше
    терпения, чем у меня! Хотят найти общий язык..."
     Со вчерашнего дня Зина ощущала настойчивую потребность встретиться с
    Ксенией Павловной и Лерой. Она хотела высказать им все то же самое, что
    сказала Ивану Максимовичу и Косте, чтобы не получилось, что она действует
    втайне от них. Вчера вечером у Патовых никого не было дома...
     Поднявшись на третий этаж, Зина подошла к двери Патовых. По привычке
    заглянула в дырочки почтового ящика. Там что-то белело. Но это не могло быть
    письмо Петру Васильевичу: все друзья Петруши давно уже знали его новый
    адрес.
     Ксения Павловна была дома одна. Она встретила Зину с какой-то особой
    тревожной радостью.
     -- Заходите! Скоро придет Николай Николаевич! Его вызвали на заседание
    комсомольского комитета...
     -- Пригласили, -- поправила Зина.
     -- Ну да... Конечно же пригласили. Я волновалась... Я всегда волнуюсь,
    когда его куда-нибудь вызывают. Пока он не позвонил, я сходила с ума!
     Зина смотрела на растерянную, трогательно-беззащитную Ксению Павловну и
    думала, что ни за что не сможет стать злым гением этой женщины. "Зачем я
    нападаю на Николая Николаевича? -- неожиданно подумала она. -- Ведь еще
    ничего неизвестно. У Ивана Максимовича опыт общения с главными режиссерами
    гораздо больше, чем у меня. И он ждет... Он надеется. А меня, как всегда,
    заносит!"
     -- Пойдемте ко мне, -- предложила она Ксении Павловне. -- Ничего
    существенного у меня дома нет. Но есть чай с конфетами и пряниками. Я
    переняла у своих дорогих зрителей любовь к дешевым конфетам и мятным
    пряникам. Им ведь все равно: леденцы или трюфеля, было бы сладкое!
     -- И мне все равно, -- сказала Ксения Павловна. -- Но скоро придет
    Николай Николаевич... Мы бы все втроем посидели. Это было бы для него
    сюрпризом!
     -- Не сомневаюсь, -- сказала Зина. И тут же подумала: "Зачем я
    опять?..."
     -- Я очень хочу, чтобы вы были друзьями, -- почти что с мольбой
    произнесла Ксения Павловна.
     -- Я плохо училась по математике, -- сказала Зина. -- Но некоторые
    формулы запомнила на всю жизнь. Вот, например: две величины, порознь равные
    третьей, равны между собой! Мы с Николаем Николаевичем порознь любим вас, и
    это залог наших с ним будущих дружеских отношений.
     -- Я знаю... вы ко мне хорошо относитесь, -- тихо и благодарно сказала
    Ксения Павловна.
     -- Поэтому идемте ко мне пить чай.
     -- А если вернется Николай Николаевич? Он с утра ничего не ел! Я
    приколю к двери записку...
     -- Не надо. Я сразу улавливаю шаги, которые направляются к этой двери.
     Зина любила, когда Ксения Павловна приходила к ней. В такие вечера ей
    казалось, что она недооценивает свою комнату: не замечает, какая она уютная,
    как располагает к отдыху и спокойствию.
     -- Если бы я была мужчиной, я женилась бы только на вас, -- оказала
    Зина, ставя на стол хлебницу с белыми, словно обсыпанными мукой, мятными
    пряниками и вазочку с "Театральными" конфетами. -- Николай Николаевич --
    счастливец!
     Ксения Павловна обрадовалась, что Зина упомянула о Патове: ей очень
    хотелось, чтоб он стал главной темой их разговора.
     -- А я, если бы заново начала свою жизнь, вышла бы опять за него.
    Опять... Поверьте: он идеальный муж.
     -- Идеальный муж -- это понятие не столь положительное. Если вспомнить
    классику зарубежной драматургии! -- сказала Зина. С нежностью взглянув на
    Ксению Павловну, она добавила: -- Я шучу. И не слишком удачно!
     -- Между друзьями возможны любые шутки, -- сказала Ксения Павловна. --
    Важно знать, что человек этот -- твой друг, тогда уже слова не имеют
    значения.
     -- Это верно, -- согласилась с ней Зина. -- На друзей обижаться смешно.
    Я вообще обидчивых людей не люблю. Чаще всего это недалекие люди. Они не
    понимают, что если говорит хороший человек, надо к нему прислушаться. А если
    плохой... то что же на него обижаться?
     Боясь упустить главную тему, Ксения Павловна воскликнула:
     -- Николай Николаевич умеет быть выше обид!
     "И вообще выше всего, что вокруг него происходит!" -- про себя добавила
    Зина. Кажется, Ксения Павловна была первым человеком, который заставлял ее
    кое-что произносить мысленно, про себя.
     -- Вы знаете, почему мы приехали в этот город?-- спросила Ксения
    Павловна.
     -- Николай Николаевич захотел попробовать свои силы на сцене ТЮЗа?
     -- Не совсем так... И все же наш приезд связан с его любовью к детям.
     -- Интересно! -- сказала Зина и своим немигающим взглядом уставилась на
    Ксению Павловну.
     -- Юра, наш сын, уехал учиться в Ленинград: у него ярко выраженные
    математические способности. И он поступил на физмат.
     -- Это правильно!
     -- Что?...
     -- То, что человек с математическими способностями идет на
    математический факультет! А не на биологический, например...
     Ксения Павловна взглянула на Зину непонимающими глазами. И продолжала:
     -- Это было ударом для Николая: он не представляет себе жизни без
    ребят. Без наших детей! Потом пришло время и Лере поступать в институт. Она
    мечтала быть врачом. С детства!... Представляете себе, любила болеть.
     -- Чтобы не ходить в школу?
     -- Не-ет!... Для того, чтобы к ней пришла женщина в белом халате. Она
    задавала врачам столько разных вопросов, что мне становилось неудобно... В
    нашем городе не было медицинского. А тут как раз наш с Николаем приятель по
    институту предложил переехать сюда. Он занимается театрами здесь, в отделе
    культуры.
     -- В управлении, -- уточнила Зина.
     -- Ну да... Я плохо разбираюсь в этих названиях. Николай узнал, что у
    вас есть медицинский. И это имело решающее значение.
     -- Я так и думала!
     -- Так и думали?... -- удивилась Ксения Павловна.
     -- Я понимала, что Николай Николаевич...
     С Зиной происходило что-то невероятное: она подыскивала слова! "Милая,
    наивная Ксения Павловна, -- думала она. -- Как бы мне вам все объяснить?..."
     -- Я рада за ваших детей, -- сказала она. -- У них есть призвание. И
    они будут ему служить.
     -- Безусловно!... Этому учил их отец. Он стремился, чтобы они поняли,
    чего хотят от жизни.
     -- А чего вы хотели, он понял? Тогда, после театрального института?...
     -- Он не виноват, что так получилось. Он никогда не умел переступать
    через свои принципы... Это достойно уважения. Поверьте мне, Зиночка!
     Она защищала его с одержимостью матери. "Человек, которого так
    защищают, наверно, достоин защиты! -- подумала Зина. -- Чего-то я в нем,
    может быть, не разглядела?"
     Она хотела напомнить Ксении Павловне о том, что они еще год назад
    составили подробный план ее возвращения в театр. Во взрослый, где главный
    режиссер не состоял с ней в родственных отношениях. Зина хотела спросить,
    почему Николай Николаевич до сих пор не помог подготовить какую-нибудь сцену
    для пробы в театре. Но спросила совсем о другом.
     -- А чего он сам хочет... в данный момент?
     -- Отдать все свои знания...
     -- ТЮЗ -- не лекторий, -- сказала Зина. -- Нужно еще...
     -- Он все отдаст!
     -- Важно, чтобы было что отдавать... -- задумчиво произнесла Зина.
     -- Что вы имеете в виду, Зиночка? Скажите мне. Я ему подскажу... Я
    всегда была его другом!
     -- Посоветуйте ему поскорей поставить спектакль для юных зрителей.
    Поскольку наш театр так называется: Театр юного зрителя.
     -- Он это сделает! Я только хочу, чтобы вы были друзьями.
     "Угораздило их поселиться со мной на одной площадке! -- думала Зина. --
    Теперь все время буду метаться между совестью и Ксенией Павловной..."
     -- У нас собираются ставить "Ромео и Джульетту", -- сказала она. -- Для
    меня в этой трагедии роли нет. Но я все равно буду болеть за спектакль.
    Николай Николаевич мог бы поставить его... А он отказался. Кстати, я слышу
    его шаги...*** На худсовете предложение комсомольцев тоже было одобрено. Все сошлись
    на том, что уж если говорить со школьниками о любви, то о любви огромной,
    великой.
     -- Я -- "за", -- сказала заведующая педагогической частью Валентина
    Степановна, -- но лишь при условии, что на этот спектакль о великой любви
    Иван Максимович не будет проводить первоклассников со служебного входа.
     Валентина Степановна считала, что ТЮЗ -- это три театра в одном
    помещении: один -- для малышей, другой -- для подростков и третий -- для
    юношества. Так считали и все остальные, но она особенно часто это
    подчеркивала.
     -- Вспомните свое детство, -- как обычно, попросила она членов
    художественного совета.
     -- Кто же о нем забывает? -- задумчиво произнесла всеми уважаемая Анна
    Гавриловна -- ветеран театра, когда-то игравшая мальчишек, а теперь бабушек.
     -- Кто забывает? Дирекция! -- воскликнула Валентина Степановна. -- Год
    в нашем возрасте -- это двенадцать месяцев. А каждый год в детстве...
     --... это эпоха! -- закончил ее фразу Иван Максимович. -- Я с вами
    согласен.
     -- Теоретически! А на практике вы каждый вечер ходатайствуете за тех,
    кто должен ходить в театр утром.
     Все в театре разговаривали с Иваном Максимовичем "на равных". И не
    потому, что позволяли это себе, а потому, что к этому располагали характер
    директора, и его лицо, и его неуклюжая, застенчивая походка. Но
    непосредственней и резче других высказывалась Валентина Степановна,
    поскольку пришла в театр с ним вместе, лет двадцать тому назад. И еще
    потому, что она всех убеждала: "Вот увидите: когда он уйдет на пенсию, все
    кончится!"
     Члены худсовета посочувствовали Тонечке Гориловской: на этот раз ей не
    придется работать с автором над текстом произведения, что она очень любила
    делать. И, расходясь, поздравили Костю Чичкуна с хорошей идеей.
     -- Это не я. Это товарищи, -- с мрачным видом ответил довольный Костя.
     Иван Максимович попросил задержаться главного режиссера, Костю и Зину.
     -- Сейчас позвоним в Москву и узнаем насчет молодых режиссеров!
     -- Лучше пригласить совсем молодого, -- сказал Николай Николаевич,
    задумчиво проверяя и поправляя свои манжеты. -- Какого-нибудь дипломника!
     -- Таким легче будет руководить, -- шепнула Зина сидевшему рядом Косте.
     -- Мы попросим помощи у Терешкиной из министерства, -- сказал Иван
    Максимович и набрал номер междугородной.
     -- Терешкина из министерства!... -- с иронией произнес Николай
    Николаевич.
     Зина вскочила со стула:
     -- Вы знаете Сусанну Романовну?
     -- Я столько слышал о ней, что, кажется, узнаю, если встречу на улице.
     -- Если встретите, передайте ей от меня привет!
     -- Вершит судьбы детского театра?
     -- Она не вершит. Она помогает...
     -- Терешкина нам помо-ожет! -- мрачно подтвердил Костя Чичкун. -- Она
    лю-убит нам помогать! -- Взглянув на часы, Костя добавил: -- Сейчас, правда,
    обеденное время...
     -- Она не обедает, -- сказал Иван Максимович. Сусанна Романовна
    оказалась на месте.
     Когда Иван Максимович изложил ей просьбу театра, она воскликнула:
     -- Вы как раз вовремя позвонили!
     -- В обеденный перерыв?
     -- Я не шучу. Есть один замечательный парень, Андрей Лагутин!... Он
    ставил "Ромео". Это было его дипломной работой.
     -- Дипломник? То, чего хочет Николай Николаевич!
     -- Вот видите... Вы как раз вовремя позвонили. За Андрея дерутся!
     Иван Максимович не часто обращался к Терешкиной. Но когда бы он это ни
    делал, она обязательно восклицала: "Вы как раз вовремя позвонили!"
    Создавалось впечатление, что Сусанна Романовна сидела и ждала его звонков,
    стараясь заранее предугадать, что именно понадобится его театру.
     -- У Андрея есть, правда, одно небольшое условие...
     -- Наверное, квартира, а? Этого нет. Вы попросите его не настаивать на
    квартире.
     -- Он может спать в вестибюле. Или у вас в кабинете. Это его не
    волнует. Но есть одно условие, которое я прошу выполнить. Он сам вам все
    объяснит.
     -- Ну, если министерство нас просит...
     -- Это я прошу.
     -- Тем более!
     Повесив трубку, Иван Максимович торжественно сообщил:
     -- Есть режиссер. И как раз дипломник! Терешкина пришлет его. Она
    просила нас выполнить одно его небольшое условие. Мы выполним, а?
     Николай Николаевич нервно поправил манжеты.
     -- Начинающий режиссер с условием? Мы, помнится, начинали не с условий,
    а с благодарности за то, что нас приглашали.
     -- Мы не знаем, с чего начнет он, -- сказала Зина. -- Иван Максимович
    разговаривал с Сусанной Романовной...
     -- А что она еще о нем сообщила? -- пропустив мимо ушей Зинину фразу,
    обратился к директору Николай Николаевич.
     -- Сказала: "Замечательный парень!"
     -- Исчерпывающая характеристика для режиссера!...*** Валентина Степановна поставила на стол в кабинете директора тарелку с
    бутербродами, вазу с пирожными и три бутылки нарзана. Увидев это, Николай
    Николаевич стал нервно поправлять манжеты, которые были в полном порядке. В
    общении с ними всегда проявлялось его настроение.
     -- Ну, непедагогично же, право, -- обратился он к заведующей
    педагогической частью. -- Он ведь не в буфет приходит, а в театр. Детство
    какое-то!...
     -- А вдруг он голодный? -- сказал Иван Максимович. -- С дороги-то! Это
    я попросил Валентину Степановну...
     -- Цветы, бутерброды, шампанское -- все это после премьеры, мои
    дорогие! Если она, разумеется, будет успешной. А такие авансы... Вообще,
    Иван Максимович, я бы хотел вновь подчеркнуть: не мы должны быть счастливы,
    что он приезжает, а он должен быть благодарен, что его пригласили. Кто из
    великих начинал с Шекспира? Даже не припомню. По-моему, просто никто.
     В этот момент в комнату ворвалась Зина.
     -- Встретили! -- воскликнула она. -- Тут все в порядке? Действительно,
    замечательный парень!
     -- Ну вот!... -- Николай Николаевич безнадежно махнул рукой и сел на
    стул, небрежно положив ногу на ногу, а голову устало откинув назад. Он
    приготовился к встрече.
     -- Представляете себе, -- продолжала Зина, -- он всем восторгается!


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]

/ Полные произведения / Алексин А.Г. / Действующие лица и исполнители


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis