Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Ломоносов М.В. / Петр Великий

Петр Великий [3/4]

  Скачать полное произведение

    Железом, камнями, всех тягостей ударом.
     На предводителя поверженно бревно
     Свирепым зелием упало разжжено.
     Он, сринут, побледнел меж трупами бездушных
     И томным оком зрит оружников послушных;
     Еще старается дать к твердости приказ,
     Еще пресеченный болезнью нудит глас.
     Ревнители его и слову и примеру,
     Держа в уме Царя, отечество и веру,
     Как волны на крутой теснятся дружно брег,
     Вспященный крутизной возобновляют бег,
     До прежней вышины от низу встав, ярятся,
     И скачущих верьхи кудрявые крутятся,
     Старинных корни древ и тяжки камни рвут.
     С обеих сторон стоял темненный рока суд.

     Меж тем ревнительны сердца к звездам восходят,
     Святого с горних мест Героя в мысль приводят.
     Поборник Александр издревле сих брегов
     Зрит, грозно ополчен над ними, на врагов.
     Уже высокий всход с землей бысть мнится равен,
     И Ярославов сын, среди царей преславен,
     Являя сродный зрак Великого Петра,
     Оружием звучит чистейшим серебра,
     Святою силою противных устрашает,
     Россиян важностью десницы укрепляет.
     Защиту древнюю от сильного плеча,
     Броней, копья, щита, и шлема, и меча
     Воспомянув, места веселый плеск воздвигли,
     Что избавления желанного достигли;
     Достигли наконец желанных тех времен,
     Что паки Александр для них вооружен.

     В священной дерзости то представляет воин,
     По мыслям, по делам бессмертия достоин,
     Высок усердием, надеждою легок,
     Чрез мертвые тела на свой ступает рок.
     По крепких подвигах, к успеху неудобных,
     И по волнениях противных и способных
     Взливается на стен кровавых высоту,
     Наводит на врагов боязнь и тесноту.
     Наполнился весь град рыдания и плача.

     Уже не Нарвская, о Готы, вам удача,
     Не местничество здесь и не оплошный Крой,
     Не старой брани вид, не без порядка строй;
     Великий правит Петр рожденное им войско,
     И Шереметева рачение Геройско
     Отмщеньем дышащих бодрит напор сердец.
     Увидев крепости в сражении конец,
     Вы неизбежну смерть покорством предварили
     И белый к сдаче знак по ветру распустили.

     Умолкнул грозный звук со обоих сторон;
     Лишь слышен раненых плачевный вой и стон.
     Вандалы выпуску с военной честью просят
     И городских ворот ключи Петру приносят,
     На Победителя в восторге взводят взор
     И укрепляют свой о сдаче договор.
     Коль радостная там, коль красная премена!
     Уж веют на стенах Российские знамена,
     Изображаются, Нева, в твоих струях.
     Тимпанов мирный шум при радостных трубах
     Забыть велит сердцам минувших тучей громы;
     И Шведы тщатся в путь в свои достигнуть домы.

     Обычай воины из древних лет хранят,
     Чтоб храбрых почитать по сдаче сопостат:
     Признаки мужества в руках их оставляют
     И славу тем своей победы уважают.
     Победоносец наш жар сердца отложил
     И первый кротостью успех свой посвятил:
     Снабдил противников к отшествию судами.
     Оставив стену, зрят прискорбными очами.
     Распущены на ветр знамена, трубный шум
     Печальной радостью теснят их вольный ум.
     На волю им пути прискорбны - стен проломы,
     Что отворили им из рук Российских громы.
     По грозным толь страстям и по таком труде
     Начало чувствуют предбудущей беде.

     В Отечестве сказать сей случай поспешайте,
     И побежденны быть от Россов привыкайте;
     Скажите ваш домой почтительный возврат,
     Что выпущены вы пространством новых врат;
     И Карлу вашему победу возвестите,
     Что Петр, Отечеству и к славе и к защите
     Над вами получив, наследство возвратил
     И ближе к Швеции простер шум орлих крил.
     Пускай в Германии Герой ваш успевает,
     Отверсты городы свободно протекает,
     В рожденной счастием кичливости своей
     Низводит с высоты и взводит Королей;
     Пусть дерзостно спешит, как буйный ветр, к востоку
     И приближается к предписанному року.
     Не найдет Дария, чтоб Александром стать;
     Не спорит меж собой развратна прежде рать:
     Петрову новому учению послушны,
     Россияне стоят в полках единодушны.
     Движением Своих величественных сил
     Народу новый дух и мужество вложил.
     Восток и Океан его послушен слову;
     Карл пышностью своей возвысит честь Петрову.

     Разливы Невские на устиях шумят
     И течь Россиянам во сретенье хотят.
     Там нимфы по брегам в веселии ликуют,
     И в осень з_е_фиры между древами дуют.
     Вменяя, что лице земное расцвело.

     Тогда возвел Монарх веселое чело
     К начальникам своих победоносных ратных,
     Что видит в целости другов своих обратных.
     Отрада всех живит, стократно выше бедств;
     Отвсюду слышен глас желаний и приветств:
     "Уже нас, Государь, Твоими в запад персты
     Врата для подвигов торжественных отверсты,
     И промысл дал Тебе земли и моря ключ:
     По их обширности распростирай Свой луч.
     Нам сносны все труды и не ужасны смерти,
     Лишь только бы Твоих врагов гордыню стерти,
     Отечеству подать довольство, честь, покой
     И просветить народ, как дух желает Твой".
     Усердным толь речам Петр радостно внимает,
     Но, к городским стенам приближась, воздыхает,
     Смотря на разные повёржения тел,
     Кому как умереть предписан был предел;
     Прощается у них печальными устами:
     "О други верные, я вашими кровями
     И общих и Своих преодолел врагов;
     Небесных радуйтесь сподобившись венцов.
     Примером с высоты другим по вас сияйте
     И мужество в сердца полкам Моим вливайте".
     Рыдание конец был жалкой речи сей,
     И манием дал знак к сокрытию костей.

     Чрез стены проходя, от древности наследны,
     Чго были долго нам от межусобства вредны,
     Он оком облетел преодоленный град;
     Рассматривает сам все множество громад:
     Между различными едина изваянна
     Великим именем являет Иоанна.
     Сей бодрый Государь в Россию первый ввел
     На бранях новый страх земных громовых стрел.
     Неслыханны пред тем и сильные удары
     Почувствовав от нас против себя, Татары
     Вовек отчаялись над Россами побед:
     Скончался с гордостью Ордынскою Ахмет.
     Сие старинное орудие военно
     В смущенны времена осталося плененно.
     На выгоды свои, на знаки наших бед
     Смотря с веселием, тогда гордился Швед.
     Теперь против него обратно пусть пылают
     И вместо радости во брани устрашают.
     Коль многи тягости оружий роковых,
     Что в приступлении вредили нас и их,
     Лежат по улицам и бомб и ядер кучи,
     Наметанные там из грозной Россов тучи.
     Меж целыми число расседшихся громад,
     Что выше сил своих на нас пускали град.
     Там потрясенный дом на дом другой склонился,
     Иной, на улицу повержен, разрушился.
     По всходам, по стенам, по кровлям - угли, прах
     Показывают вид, каков был самый страх.

     О смертные, на что вы смертию спешите?
     Что прежде времени вы друг друга губите?
     Или ко гробу нет кроме войны путей?
     Везде нас тянет рок насильством злых когтей!
     Коль многи, вышедши из матерней темницы,
     Отходят в тот же час в мрак черныя гробницы!
     Иной усмешкою отца повеселил
     И очи вдруг пред ним вовеки затворил.
     Готовому вступить во брачные чертоги
     Пронзает сердце смерть и подсекает ноги.
     В средине лутчих лет иной, устроив дом,
     Спокойным говорит, льстясь здрав пребыть, умом:
     "Отныне поживу и наслаждусь трудами", -
     Но час последний был, скончался со словами.
     Коль многи обстоят болезни и беды,
     Которым, человек, всегда подвержен ты!
     Кром_е_ что немощи, печали внутрь терзают,
     Извне коль многие напасти окружают:
     Потопы, бури, мор, отравы, вредный гад,
     Трясение земли, свирепы звери, глад,
     Падение домов, и жрущие пожары,
     И град, и молнии гремящие удары,
     Болота, лед, пески, земля, вода и лес
     Войну с тобой ведут, и высота небес.
     Еще ли ты войной, еще ль не утомился
     И сам против себя вовек вооружился?
     Но оправдал тебя военным делом Петр.
     Усерд к наукам был, миролюбив и щедр,
     Притом и меч простер и на море и в поле.
     Сомнительно, чем Он, войной иль миром, боле.
     Другие в чести храм рвались чрез ту вступить,
     Но ею он желал Россию просветить.
     Когда без оныя не ввел к нам просвещении,
     Не может свет стоять без сильных воружений.
     На устиях Невы его военный звук
     Сооружал сей град, воздвигнул Храм наук!
     И зданий красота, что ныне возрастает,
     В оружии свое начало признаваем

     Посмотрим мысленно на прежни времена:
     Народам первенство дает везде война,
     Науки с вольностью от зверства защищает
     И храбрых мышцею растит и украшает.
     Оружие дано природою зверям,
     Готовить хитростью судьба велела нам.
     Народы дикие, не знаючи науки,
     Воюют пращами и напрягают луки.

     Открой мне бывшие, о древность, времена!
     Ты разности вещей и чудных дел полна.
     Тебе их бытие известно все единой:
     Что приращению оружия причиной?
     С натурой сродна ты, а мне натура - мать:
     В тебе я знания и в оной тщусь искать.

     Уже далече зрю в курении и мраке
     Нагого тела вид, не явственный в призраке.
     Простерлась в облака великая глава,
     И ударяют в слух прерывные слова:
     "Так должно древности простой быть и не ясной,
     С народов наготой, с нетщанием согласной!"

     Велит: "Ты зрение по свету обведи
     По мест различности, и веки рассуди,
     И мысльми обратись на новые народы".
     Простерла руку в даль из облаков чрез, воды:
     "Там вместо знания военных всех наук
     Довольна мнится быть едина твердость рук;
     Там знают напрячись коленом и бедрою,
     Нагая грудь и лоб, броня и шлем есть к бою;
     Иные, камни взяв с земли, друг друга бьют,
     Сломив уразину, нагие члены рвут.
     Дреколия концы огнем там прижигают,
     И, заостривши их, противников пронзают.
     Там тучи страшные на воздуха предел
     Терновых, костяных, железных воют стрел.
     При накрах движут дух свирели, барабаны,
     И новость стен трясут пороки и тараны.
     Но инде с ужасом трудолюбивый ум
     Услышал для войны огня приличный шум.
     Европа там гремит, сама в себе пылая;
     Коль часто фурия свирепствует в ней злая!
     Кровавая война от века так течет,
     Так хитрость бранная от первых дней растет.
     Рок кровью присудил лице земли багровить;
     Монархам надлежит оружие готовить.
     Ваш Петр за широту пределов меч простер,
     Блаженству Росскому завиствующих стер.
     И ныне Дщерь торжеств бессмертность утверждает,
     Огней ражение искусством умножает.
     Елисаветины военные дела
     Как мирные вовек венчает похвала".

     Ужо Россияне мест дряхлость очищают
     И рухлость стен, стрельниц прилежно укрепляют,
     Дабы лежащий град восстал и был готов
     Оружие поднять и отвратить врагов.
     Преславный в путь вступил Вандалов Победитель
     Во град, где Праотцы и храбрый где Родитель
     Оставили своих заслуг великих знак.
     Коль радостен там был Москвы священный зрак!

     Но, муза, помолчи, помедли до трофеев,
     Что взяты от врагов и внутренних злодеев:
     Безмерно больше труд напредки настоит,
     Тогда представь сея Богини светлый вид.

     1756-1761

     ПРИМЕЧАНИЯ

     При подготовке настоящего издания поэтических произведений М. В.
    Ломоносова составитель руководствовался двумя наиболее авторитетными
    изданиями: Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 8. Под ред. В. В.
    Виноградова, А. И. Андреева, Г. П. Блока. М.-Л., АН СССР, 1959; Ломоносов М.
    В. Избранные произведения. Вступ. статья, подготовка текста и примеч. А. А.
    Морозова. М.-Л., Сов. писатель, 1965 (Б-ка поэта. Большая серия).
     Орфография и пунктуация текстов Ломоносова приближены к современным
    нормам (за исключением тех случаев, когда в правописании отражается
    произносительная манера, напр.: "Етна", "верьхи", "отнюд" и т. п.).
    Сохранено ломоносовское написание некоторых слов с прописных букв. Датировка
    текстов - по изданию 1959 г.

     Петр Великий. Впервые - отдельным изданием в декабре 1760 г. ("Песнь
    первая") и в июле 1761 г. ("Песнь вторая").
     Работу над поэмой Ломоносов начал примерно в 1756 г. и к середине 1761
    г. закончил вторую часть ее. Поэма осталась незавершенной: дальше второй
    части работа не продвинулась (помешала исключительная загруженность в
    Академии наук, да и самый подход к воплощению темы и образа Петра I,
    наметившийся в первых двух песнях, говорил о необычайной широте и глубине
    замысла). Петр I в понимании Ломоносова - это творец и одновременно символ
    новой России, человек, совершивший нечто неподвластное человеку, -
    перевернувший весь жизненный уклад огромной страны, определивший ее
    настоящее величие и заложивший основы величия будущего, сотворивший мир
    н_о_в_ы_х культурных ценностей, создавший оптимальные условия для
    формирования н_о_в_о_г_о ч_е_л_о_в_е_к_а и н_о_в_о_г_о о_т_н_о_ш_е_н_и_я к
    человеку и (вот это-то особенно важно учитывать, говоря о Ломоносове и
    вообще о русском просветительстве XVIII в.) с_а_м воплотивший в себе
    и_д_е_а_л н_о_в_о_г_о ч_е_л_о_в_е_к_а: просвещенного и страстного, сильного
    духом и широкого душою, увлекающегося и расчетливого и т. п., - человека
    мощной индивидуальности, решающей чертой которой является гармоническое
    соединение личного и общенационального интереса. Поэма "Петр Великий" должна
    была художественно увенчать предшествующие творческие усилия Ломоносова в
    создании образа царя-просветителя, предпринятые в похвальных одах, надписях,
    ораторской прозе. Во многом благодаря этим усилиям русское просветительство
    XVIII в. в своих общественно-политических построениях развивалось с оглядкой
    на великую личность Петра I (если западноевропейские просветители мыслили
    себе идеал государя, просвещенного монарха в неопределенном будущем, то для
    всех русских просветителей, за исключением Радищева, этот идеал уже был
    воплощен в действительности в недавнем прошлом). Причем, обращаясь к Петру
    I, наша общественная мысль XVIII в., начиная с Ломоносова (и опять-таки во
    многом благодаря ему), выделяла в этом "идеальном государе" прежде всего его
    деятельный характер: если на Западе "идеальный государь" в представлениях
    великих умов эпохи - это по преимуществу "философ на троне", то в России
    сама жизнь Петра I и масштабы его дел исподволь приводили к заключению, что
    "идеальный государь" - это "работник на троне". Здесь Ломоносов по прямой
    линии является предшественником Пушкина. При этом, конечно, необходимо
    учитывать, что историческая дистанция между Ломоносовым и предметом его
    постоянных раздумий, Петром I, была слишком мала, чтобы требовать от него
    пушкинского реализма, спокойствия и такта в оценках царя-просветителя.
    Четыре пушкинских строки:

     То академик, то герой,
     То мореплаватель, то плотник,
     Он всеобъемлющей душой
     На троне вечный был работник, -

    сильнее отпечатываются в сознании современного читателя и, как это ни
    парадоксально, больше ему сообщают, нежели все написанное Ломоносовым о
    Петре I. Но если бы не грандиозная по размаху и глубине первоначальная
    попытка Ломоносова осмыслить "человека, каков не слыхан был от века", то мы,
    безусловно, не имели бы этой лапидарной пушкинской формулы, выраженной
    именно в этих простых, конкретных и одновременно в_с_е_о_б_ъ_е_м_л_ю_щ_и_х
    терминах. Пушкинскому спокойствию в оценке Петра I (спокойствие здесь - в
    философическом, а не в житейском смысле) необходимо предшествует
    ломоносовский восторг. Ломоносов первым постиг "всеобъемлющую душу" "на
    троне вечного... работника" и испытал при этом что-то вроде "священного
    ужаса". В 1755 г., непосредственно перед началом работы над поэмой, в "Слове
    похвальном Петру Великому" он писал: "Я в поле меж огнем; я в судных
    заседаниях между трудными рассуждениями; я в разных художествах между
    многоразличными махинами; я при строении городов, пристаней, каналов между
    бесчисленным народа множеством; я меж стенанием валов Белого, Черного,
    Балтийского, Каспийского моря и самого Океана духом обращаюсь; везде Петра
    Великого вижу, в поте, в пыли, в дыму, в пламени; и не могу сам себя
    уверить, что один везде Петр, но многие; и не краткая жизнь, но лет тысяча.
    С кем сравню великого государя!.. Итак, ежели человека богу подобного, по
    нашему понятию найти надобно, кроме Петра Великого не обретаю". Здесь
    Ломоносов как бы расшифровывает знаменитую формулу Петра I, содержащуюся в
    его оде 1743 г.:

     Он Бог, он Бог твой был, Россия,
     Он члены взял в тебе плотские,
     Сошед к тебе от горьких мест...

     В сущности, в "Слове похвальном Петру Великому" содержится программа
    будущей поэмы: выдвинув тезис о божественном характере творческой
    деятельности Петра I, он должен подтверждать его конкретными примерами, и
    постепенно эти-то конкретные примеры, в которых во всем размахе и со всей
    возможной детальностью обрисовывается сущность и величие Петровых дел,
    выступают на первый план: "...Коль великою любовию, коль горячею ревностию к
    государю воспалялось начинающееся войско, видя его в своем сообществе за
    одним столом, тую же приемлющего пищу; видя лице его, пылью и потом
    покрытое; видя, что от них ничем не разнится, кроме того, что в обучении и в
    трудах всех прилежнее, всех превосходнее". Именно этот второй,
    "иллюстративный" план составляет основу повествования в поэме "Петр
    Великий". Прав Д. Д. Благой, когда пишет, что "свою поэму Ломоносов строил
    как произведение историческое" (Б л а-гой Д. Д. История русской литературы
    XVIII века. М., 1951, с. 193- 194). В этом Ломоносов выступал как подлинный
    новатор: "...если Буало считал, что "эпос величавый" требует непременно
    "вымысла", "высокой выдумки" и "роя мифических прикрас", если он
    предостерегал эпического поэта от перегрузки сюжета событиями и от
    подражания "историкам спесивым", то Ломоносов, наперекор теории французского
    классицизма, заявлял, что предметом его поэмы будут "истинные дела", то есть
    как раз именно события и притом подлинно исторические" (Ломоносов М. В.
    Полн. собр. соч., т. 8, с. 1129). Уже в первых двух песнях Ломоносов,
    подобно "историку спесивому", скрупулезно точен в изложении. Перед ним
    встает трудная задача соединения в художественное целое педантизма историка
    и "высокой выдумки" поэта. Вряд ли стоит гадать, удался бы ему этот синтез
    или нет. Здесь уместно напомнить слова И. И. Шувалова о том, что "Петр
    Великий" остался незавершенным, так как Ломоносов "был много занят, и время
    для фантазии было очень близко" (Москвитянин, 1852, Ќ 20, кн. 2, отд. IV, с.
    60). Очевидно, ломоносовский патрон не только свое мнение высказывал:
    Ломоносов и сам должен был понимать, что хронологическая дистанция между ним
    и Петром I была еще "очень близка" (к тому же была жива дочь Петра!) и время
    для "фантазии", то есть для свободного художественного освоения материала,
    еще не приспело. Так или иначе перед нами лишь вступление к поэме и две
    песни. Отношение к ним современников и ближайших потомков было
    противоречивым. Н. И. Новиков причислял "Петра Великого" к произведениям
    Ломоносова, обессмертившим его имя. А. П. Сумароков, по обыкновению,
    "ругательной" эпиграммой раскритиковал поэму. Молодой Г. Р. Державин
    выступил в защиту Ломоносова и отвечал Сумарокову своей эпиграммой. А. Н.
    Радищев считал, что Ломоносов "томился в эпопее" (ср. шуваловское суждение о
    том, что "время для фантазии было очень близко"). Н. М. Карамзин не увидел в
    поэме Ломоносова "того богатства идей, того всеобъемлющего взора, искусства
    и вкуса, которые нужны для представления картины нравственного мира и
    возвышенных, иройских страстей". Высоко оценивал ломоносовскую поэму поэт К.
    Н. Батюшков. Несправедлив отзыв В. Г. Белинского о "Петре Великом" как о
    поэме "дикой и напыщенной" (объяснить это можно тем, что Белинский воевал с
    литературными реакционерами, которые узурпировали право выступать во славу
    Ломоносова). Пушкин не оставил прямых высказываний о ломоносовской поэме:
    выражаясь фигурально, его оценка "Петра Великого" содержится в цитированных
    выше "Стансах" ("В надежде славы и добра...", 1826), а также "Полтаве"
    (1828), "Медном всаднике" (1833), "Пире Петра Первого" (1835) и "Истории
    Петра I" (1835).

     ...Меотиских... валов... - то есть: валов Азовского моря.
     ...уклоняется в Унскую губу. - Здесь Ломоносов (возможно, сознательно)
    допускает хронологическую неточность: говоря о третьем путешествии Петра 1 в
    Архангельск (1702 г.), он описывает "уклонение" в Унскую губу, имевшее место
    во время второго приезда Петра I на Север (в 1694 г.).
     Пою премудрого Российского Героя... - традиционный, идущий от Гомера
    зачин эпической поэмы ("Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына...");
    Пушкин пародировал этот прием в "Евгении Онегине" (ср.: "Пою приятеля
    младого...").
     Богиня, коей власть владычеств всех превыше... - обращение к Елизавете
    Петровне.
     ...флот... Что создан в скорости Петром неимоверной. - Указ о создании
    флота для второго Азовского похода был подписан Петром I 23 декабря 1695 г.,
    а уже в конце апреля - начале мая 1696 г. новая армада в количестве 27
    боевых кораблей и 1226 транспортов начала свое движение из Воронежа к Азову.
     ...Бунтующих стрельцов достойной после казни. - Имеются в виду
    стрелецкие казни в Москве и под Москвой с 30 сентября по 21 октября 1698 г.
     Воздвигся в западе войны ужасный гром. - Северная война началась указом
    Петра I от 19 августа 1700 г., который гласил: "Великий государь указал:
    свейского короля за многие его к нему, великому государю, неправды и что во
    время его, государева, шествия через Ригу от рижских жителей чинились ему,
    великому государю, многие противности и неприятства, идтить на его,
    свейского короля, городы своим, великого государя, ратным людям войною".
     Шатались мыслями и войск походом Шведы. - Одержав 20 ноября 1700 г.
    победу над русскими, Карл XII, поколебавшись, отошел от Нарвы.
     Где прежде меж валов душа в нем веселилась... - Петр I впервые увидел
    море во время первого путешествия в Архангельск, это произвело на него
    неизгладимое впечатление, и, как пишет ниже Ломоносов, "больше к плаванью в
    нем жажда воспалилась".
     О холмы красные и островы зелены... - Ломоносов имеет в виду свою
    родину под Холмогорами, где Петр I побывал трижды (два раза в 1693 г. и
    последний раз в 1702 г.).
     ...И шествовал по вам пред новыми полками... - Для встречи царя 28 июля
    1693 г. был построен почетный караул из двух полков.
     ...новы крепости и новы корабли... - Имеются в виду военные укрепления
    по берегам Двины, частью подновленные, частью вновь заложенные (например,
    Новодвинская крепость, возведение которой началось по петровскому указу 12
    июня 1701 г.); беломорский флот России к 1702 г. насчитывал немногим более
    десяти кораблей.
     ...противу их набегу... - Первый набег шведов на Беломорское побережье
    состоялся летом 1701 г. и закончился неудачей; второй набег, намеченный на
    лето 1702 г. (как о том сообщал Петру I русский посланник в Голландии), не
    состоялся, по мысли Ломоносова, вследствие приезда в Архангельск самого
    Петра I.
     ...Праотцев Его он в север заточил... уморил. - В июне 1601 г. Борис
    Годунов сослал в поселение неподалеку от устья реки Уны дядю будущего царя
    Михаила Федоровича боярина Александра Никитича Романова, который там и умер
    в 1602 г.
     ...пройти покрыту льдами воду. - Пример "высокой выдумки": Ломоносов
    приписывает Петру I свои мысли об отыскании северного морского прохода в
    Америку.
     Достигло дневное до полночи светило... Верьхи златых зыбей пловцам
    сверкают в очи. - К. Н. Батюшков видел в этих строках "первоклассные красоты
    описательной поэзии".
     Черепокожных - то есть покрытых раковиной; зоологический термин,
    введенный Ломоносовым (продержался в употреблении до второй половины XIX
    в.).
     От севера стада морских приходят чуд... Что должен Океан Монарху
    своему. - Пример (причем единственный) "мифической прикрасы" в поэме
    представляет это описание морского царства и его обитателей.
     Из диких камней град - Соловецкий монастырь.
     Фирс - архимандрит Соловецкого монастыря с 1689 по 1718 г.
     ...Пятьсот изменников, пойманных Татар... - Ни в летописях, ни в
    исследованиях историков нет упоминания о том, что Иван Грозный посылал
    пленных татар на строительство Соловецкого монастыря; очевидно, Ломоносов
    пользовался здесь устным северным преданием.
     ...Не преклонил ни глад, ни должной казни страх. - Фирс рассказывает
    Петру I. о так называемом "Соловецком сидении" в 1667 г. - восстании
    соловецких монахов-раскольников, которое, после присоединения к восставшим
    бывших разинцев, приобрело наряду с антицерковным и антиправительственный
    характер (о чем Ломоносов умалчивает) и было подавлено лишь в 1677 г.
     "Пять крат против меня, - Он сказывал, - восстала..." - С мая по
    сентябрь 1682 г. стрельцы и раскольники трижды выступали против Петра I; в
    августе 1689 г. состоялось четвертое столкновение Петра г Софьей,
    закончившееся ее заточением в монастырь; уже после этого в июне 1698 г.
    стрельцы вновь восстали под Торопцем и двинулись на Москву - так можно
    расшифровать слова "пять крат", обратившись к ломоносовскому "Описанию
    стрелецких бунтов" (1757), сделанному для Вольтера, который, работая над
    своей "Историей Российской империи при Петре Великом" (1759), пользовался в
    числе других источников и подготовительными материалами, составленными
    Ломоносовым по предложению И. И. Шувалова (см.: Ломоносов М. В. Полн. собр.
    соч., т. 6, с. 97-161; см. также: Богословский М. М. Петр I. Материалы для
    биографии, т. 1. М., 1940, с. 42-48, 81-88, 538-539, 551).
     ...старший брат... мне препоручил Российскую державу. - Надо думать,
    сознательная неточность Ломоносова: старший брат Петра Федор Алексеевич не
    "препоручал" ему престол.


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

/ Полные произведения / Ломоносов М.В. / Петр Великий


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis