Войти... Регистрация
Поиск Расширенный поиск



Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Полные произведения / Окуджава Б. / Лирика

Лирика [5/11]

  Скачать полное произведение

    строк твоих и напевов тщета?
    Он иной, и иные кумиры
    перед ним отворяют врата.
    Он с природою слиться не хочет...
    Но, назойлив и неутомим,
    незнакомый ему молоточек
    монотонно стрекочет пред ним.
     3
    Вдруг он вздрогнул. Надменные брови
    вознеслись неизвестно с чего,
    и гудение собственной крови
    докатилось до слуха его.
    Показалось смешным все, что было,
    еле видимым сквозь дерева.
    Отголоски житейского пира
    в этот мир пробивались едва.
    Что-то к горлу его подступило:
    то ли слезы, а то ли слова...
    Скинул фрак. Закатал рукава...
    На платке оборвал кружева...
    То ли клятвы, а то ли признанья
    зазвучали в его голове...
     4
    И шагнул он, срывая дыханье,
    спотыкаясь о струны в траве,
    закружился, цветы приминая,
    пятерней шевелюру трепля,
    рифмы пробуя,лиру ломая
    и за ближнего небо моля.
    Он не то чтобы к славе стремился -
    просто жил, искушая судьбу...
    И серебряный пот заструился
    по его не великому лбу.
    Ручка белая к небу воздета.
    В карих глазках - ни зла, ни обид...
     5
    Заждалась у дороги карета,
    и лакей на припеке храпит.
     1982
    x x x
     Ю. Давыдову
    Нужны ли гусару сомненья,
    их горький и въедливый дым,
    когда он в доспехах с рожденья
    и слава всегда перед ним?
    И в самом начале сраженья,
    и после, в пылу, и потом,
    нужны ли гусару сомненья
    в содеянном, в этом и в том?
    Покуда он легок, как птица,
    пока он горяч и в седле,
    врагу от него не укрыться:
    нет места двоим на земле.
    И что ему в это мгновенье,
    когда позади - ничего,
    потомков хула иль прощенье?
    Они не застанут его.
    Он только пришел из похода,
    но долг призывает опять.
    И это, наверно, природа,
    которую нам не понять.
    ...Ну, ладно. Враги перебиты,
    а сам он дожил до седин.
    И клетчатым пледом прикрытый,
    рассеянно смотрит в камин.
    Нужны ли гусару сомненья
    хотя бы в последние дни,
    когда, огибая поленья,
    в трубе исчезают они?
     1982
    x x x
     Оле
    По прихоти судьбы - разносчицы даров -
    в прекрасный день мне откровенья были.
    Я написал роман "Прогулки фрайеров",
    и фрайера меня благодарили.
    Они сидят в кружок, как пред огнем святым,
    забытое людьми и богом племя,
    каких-то горьких дум их овевает дым,
    и приговор нашептывает время.
    Они сидят в кружок под низким потолком.
    Освистаны их речи и манеры.
    Но вечные стихи затвержены тайком,
    и сундучок сколочен из фанеры.
    Наверно, есть резон в исписанных листах,
    в затверженных местах и в горстке пепла...
    О, как сидят они с улыбкой на устах,
    прислушиваясь к выкрикам из пекла!
    Пока не замело следы их на крыльце
    и ложь не посмеялась над судьбою,
    я написал роман о них, но в их лице
    о нас: ведь все, мой друг, о нас с тобою.
    Когда в прекрасный день Разносчица даров
    вошла в мой тесный двор, бродя дворами,
    я мог бы написать, себя переборов,
    "Прогулки маляров", "Прогулки поваров"...
    Но по пути мне вышло с фрайерами.
     1982
    ПАРИЖСКАЯ ФАНТАЗИЯ
     Т.К.
    У парижского спаниеля лик французского
     короля,
    не погибшего на эшафоте, а достигшего славы
     и лени:
    набекрень паричок рыжеватый, милосердие в
     каждом движенье,
    а в глазах,голубых и счастливых, отражаются
     жизнь и земля.
    На бульваре Распай, как обычно, господин
     Доменик у руля.
    И в его ресторанчике тесном заправляют
     полдневные тени,
    петербургскою ветхой салфеткой прикрывая
     от пятен колени,
    розу красную в лацкан вонзая, скатерть белую
     с хрустом стеля.
    Как стараются неутомимо бог, Природа, Судьба,
     Провиденье,
    короли, спаниели и розы, и питейные все
     заведенья,
    этот полдень с отливом зеленым между нами
     по горстке деля...
    Сколько прелести в этом законе!
     Но и грусти порой...Voila!
    Если есть еще позднее слово, пусть замолвят
     его обо мне.
    Я прошу не о вечном блаженстве -
     о минуте возвышенной пробы,
    где возможны, конечно, утраты и отчаянье даже,
     но чтобы -
    милосердие в каждом движенье и красавица
     в каждом окне!
     1982
    АРБАТСКИЕ НАПЕВЫ
     1
    Все кончается неумолимо.
    Миг последний печален и прост.
    Как я буду без вас в этом мире,
    протяженном на тысячи верст,
    где все те же дома и деревья,
    и метро, и в асфальте трава,
    но иные какие-то лица,
    и до вас достучишься едва?
    В час, когда распускаются розы,
    так остры обонянье и взгляд,
    и забытые мной силуэты
    в земляничных дворах шелестят,
    и уже по-иному крылато
    все, что было когда-то грешно,
    и спасаться от вечной разлуки
    унизительно мне и смешно.
    Я унижен тобою, разлука,
    и в изменника сан возведен,
    и уже укоризны поспели
    и слетаются с разных сторон,
    что лиловым пером заграничным,
    к меловым прикасаясь листам,
    я тоскую, и плачу, и грежу
    по святым по арбатским местам.
    Да, лиловым пером из Риеки
    по бумаге веду меловой,
    лиловеет души отраженье -
    этот оттиск ее беловой,
    эти самые нежность и робость,
    эти самые горечь и свет,
    из которых мы вышли, возникли.
    Сочинились...
    И выхода нет.
     1982
     2
     Ч. Амирэджиби
    Я выселен с Арбата, арбатский эмигрант.
    В Безбожном переулке хиреет мой талант.
    Вокруг чужие лица, безвестные места.
    Хоть сауна напротив, да фауна не та.
    Я выселен с Арбата и прошлого лишен,
    и лик мой чужеземцам не страшен, а смешон.
    Я выдворен, затерян среди чужих судеб,
    и горек мне мой сладкий, мой эмигрантский хлеб.
    Без паспорта и визы, лишь с розою в руке
    слоняюсь вдоль незримой границы на замке
    и в те, когда-то мною обжитые края
    все всматриваюсь, всматриваюсь, всматриваюсь я.
    Там те же тротуары, деревья и дворы,
    но речи несердечны и холодны пиры.
    Там так же полыхают густые краски зим,
    но ходят оккупанты в мой зоомагазин.
    Хозяйская походка, надменные уста...
    Ах, флора там все та же, да фауна не та...
    Я эмигрант с Арбата. Живу, свой крест неся...
    Заледенела роза и облетела вся.
     1982
    Всему времечко свое: лить дождю,
    Всему времечко свое: лить дождю,
     Земле вращаться,
    знать, где первое прозренье,
     где последняя черта...
    Началася вдруг война - не успели попрощаться,
    адресами обменяться не успели ни черта.
    Где встречались мы потом?
     Где нам выпала прописка?
    Где сходились наши души, воротясь с передовой?
    На поверхности ль земли?
     Под пятой ли обелиска?
    В гастрономе ли арбатском?
    В черной туче ль грозовой?
    Всяк неправедный урок впрок затвержен и
     заучен,
    ибо прaведных уроков не бывает. Прах и тлен.
    Руку на сердце кладя, разве был я невезучим?
    А вот надо ж, сердце стынет в ожиданье
     перемен.
    Гордых гимнов, видит бог, я не пел окопной каше.
    От разлук не зарекаюсь и фортуну не кляну...
    Но на мягкое плечо, на вечернее, на ваше,
    если вы не возражаете, я голову склоню.
     1982
    НАДПИСЬ НА КАМНЕ
     Посвящается учащимся 33-й
     московской школы, придумавшим
     слово "арбатство"
    Пускай моя любовь как мир стара, -
    лишь ей одной служил и доверялся
    я - дворянин с арбатского двора,
    своим двором введенный во дворянство.
    За праведность и преданность двору
    пожалован я кровью голубою.
    Когда его не станет - я умру,
    пока он есть - я властен над судьбою.
    Молва за гробом чище серебра
    и вслед звучит музыкою прекрасной...
    Но не спеши, фортуна, будь добра,
    не выпускай моей руки несчастной.
    Не плачь, Мария, радуйся, живи,
    по-прежнему встречай гостей у входа...
    Арбатство, растворенное в крови,
    неистребимо, как сама природа.
    Когда кирка, бульдозер и топор
    сподобятся к Арбату подобраться
    и правнуки забудут слово "двор" -
    согрей нас всех и собери, арбатство.
     1982
    МУЗЫКАНТ
     И. Шварцу
    Музыкант играл на скрипке - я в глаза ему
     глядел.
    Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
    Я не то чтобы от скуки - я надеялся понять,
    как способны эти руки эти звуки извлекать
    из какой-то деревяшки, из каких-то бледных
     жил,
    из какой-то там фантазии, которой он служил?
    Да еще ведь надо пальцы знать,
     к чему прижать когда,
    чтоб во тьме не затерялась гордых звуков
     череда.
    Да еще ведь надо в душу к нам проникнуть
     и поджечь...
    А чего с ней церемониться? Чего ее беречь?
    Счастлив дом,
     где голос скрипки наставляет нас на путь
    и вселяет в нас надежды...
     Остальное как-нибудь.
    Счастлив инструмент, прижатый к угловатому
     плечу,
    по чьему благословению я по небу лечу.
    Счастлив он, чей путь недолог,
     пальцы злы, смычок остер,
    музыкант, соорудивший из души моей костер.
    А душа, уж это точно, ежели обожжена,
    справедливей, милосерднее и праведней она.
     1983
     * ПРИЛОЖЕНИЕ *
    Ну чем тебе потрафить, мой кузнечик,
     Ю. Киму
    Ну чем тебе потрафить, мой кузнечик,
    едва твой гимн пространство огласит?
    Прислушаться - он от скорби излечит,
    а вслушаться - из мертвых воскресит...
    Какой струны касаешься прекрасной,
    что тотчас за тобой вступает хор,
    таинственный, возвышенный и страстный
    твоих зеленых братьев и сестер?
    Какое чудо обещает скоро
    слететь на нашу землю с высоты,
    что так легко в сопровожденьи хора
    так звонко исповедуешься ты?
    Ты тоже из когорты стихотворной,
    из нашего бессмертного полка.
    Кричи и плачь, авось твой труд упорный
    потомки не оценят свысока.
    Поэту настоящему спасибо,
    руке его, безумию его
    и голосу, когда взлетев до хрипа,
    он неба достигает своего.
     (пластинка, 1986)
    Как наш двор ни обижали,
    Как наш двор ни обижали,
    он в классической поре.
    С ним теперь уже не справиться,
    хоть он и безоружен.
    А там Володя во дворе,
    а его струны в серебре,
    а его пальцы золотые,
    голос его нужен.
    Как с гитарой ни боролись -
    распалялся струнный звон,
    как вино стихов ни портили -
    все крепче становилось.
    А кто сначала вышел вон,
    а кто потом украл вагон -
    все теперь перемешалось,
    все объединилось.
    Может, кто и нынче снова
    хрипоте его не рад.
    Может, кто намеревается
    подлить в стихи елея.
    А ведь и песни не горят,
    они в воздухе парят.
    Чем им делают больнее,
    тем они сильнее.
    Что ж печалиться напрасно:
    нынче слезы лей - не лей,
    но запомним хорошенечко
    и повод и причину.
    Ведь мы воспели королей
    от Таганки до Филей.
    Пусть они теперь поэту
    воздают по чину.
     (пластинка, 1986)
    ПРИМЕТА
    Если ворон в вышине,
    дело, стало быть, к войне.
    Если дать ему кружить,
    если дать ему кружить,
    значит, всем на фронт иттить.
    Чтобы не было войны,
    надо ворона убить.
    Чтобы ворона убить,
    чтобы ворона убить,
    надо ружья зарядить.
    Ах, как станем заряжать,
    всем захочется стрелять.
    А уж как стрельба пойдет,
    а уж как стрельба пойдет -
    пуля дырочку найдет.
    Ей не жалко никого,
    ей попасть бы хоть в кого:
    хоть в чужого, хоть в свово,
    лишь бы всех до одного.
    Во и боле ничего!
    Во и боле ничего,
    во и боле никого,
    во и боле никого,
    кроме ворона того -
    стрельнуть некому в него.
     (пластинка, 1986)
    Антон Палыч Чехов однажды заметил,
    Антон Палыч Чехов однажды заметил,
    что умный любит учиться, а дурак - учить.
    Скольких дураков в своей жизни я встретил -
    мне давно пора уже орден получить.
    Дураки обожают собираться в стаю.
    Впереди их главный во всей красе.
    В детстве я верил, что однажды встану,
    а дураков нету - улетели все.
    Ах, детские сны мои - какая ошибка,
    в каких облаках я по глупости витал.
    У природы на устах коварная улыбка...
    Видимо, чего-то я не рассчитал.
    А умный в одиночестве гуляет кругами,
    он ценит одиночество превыше всего.
    И его так просто взять голыми руками,
    скоро их повыловят всех до одного.
    Когда ж их всех повыловят - наступит эпоха,
    которую не выдумать и не описать...
    С умным - хлопотно, с дураком - плохо.
    Нужно что-то среднее. Да где ж его взять?
    Дураком быть выгодно, да очень не хочется,
    умным - очень хочется, да кончится битьем...
    У природы на устах коварные пророчества.
    Но, может быть, когда-нибудь к среднему придем.
     (пластинка, 1986)
    Песенка короткая, как жизнь сама
    Песенка короткая, как жизнь сама,
    где-то в дороге услышанная,
    у нее пронзительные слова,
    а мелодия почти что возвышенная.
    Она возникает с рассветом вдруг,
    медлить и врать не обученная.
    Она как надежда из первых рук,
    в дар от природы полученная.
    От двери к дверям, из окна в окно
    вслед за тобой она тянется.
    Все пройдет, чему суждено,
    только она останется.
    Песенка короткая, как жизнь сама,
    где-то в дороге услышанная,
    у нее пронзительные слова,
    а мелодия почти что возвышенная.
     (пластинка, 1986)
    Солнышко сияет, музыка играет.
    Солнышко сияет, музыка играет.
    Отчего ж так сердце замирает?..
    Там за поворотом, недурен собою,
    полк гусар стоит перед толпою.
    Барышни краснеют, танцы предвкушают,
    кто кому достанется, решают.
    Но полковник главный на гнедой кобыле
    говорит: "Да что ж вы все забыли:
    танцы были в среду, нынче воскресенье,
    с четверга - война. И нет спасенья.
    А на поле брани смерть гуляет всюду.
    Может, не вернемся - врать не буду".
    Барышни не верят, в кулачки смеются,
    невдомек, что вправду расстаются:
    "Вы, мол, повоюйте, если вам охота,
    да не опоздайте из похода".
    Солнышко сияет, музыка играет.
    Отчего ж так сердце замирает?..
     (пластинка, 1986)
    В день рождения подарок
    В день рождения подарок
    приподнес я сам себе.
    Сын потом возьмет - озвучит
    и сыграет на трубе.
    Сочинилось как-то так, само собою,
    что-то среднее меж песней и судьбою.
    Я сижу перед камином,
    нарисованным в углу.
    Старый пудель растянулся
    под ногами на полу.
    Пусть труба, сынок, мелодию сыграет.
    Что из сердца вышло - быстро не сгорает.
    Мы плывем ночной Москвою
    между небом и землей.
    Кто-то балуется рядом
    черным пеплом и золой.
    Лишь бы только в суете не заигрался.
    Или зря нам этот век, сынок, достался?
    Что ж, играй, мой сын кудрявый,
    ту мелодию в ночи.
    Пусть ее подхватят следом
    и другие трубачи.
    Нам не стоит этой темени бояться,
    но счастливыми не будем притворяться.
     (пластинка, 1986)
    ПЕСЕНКА О МОЛОДОМ ГУСАРЕ
    Грозной битвы пылают пожары,
    и пора уж коней под седло...
    Изготовились к схватке гусары -
    их счастливое время пришло.
    Впереди командир,
    на нем новый мундир,
    а за ним эскадрон
    после зимних квартир.
    А молодой гусар,
    в Наталию влюбленный,
    он все стоит пред ней
    коленопреклоненный.
    Все погибли в бою. Флаг приспущен.
    И земные дела не для них.
    И летят они в райские кущи
    на конях на крылатых своих:
    впереди командир,
    на нем рваный мундир,
    следом юный гусар
    покидает сей мир.
    Но чудится ему,
    что он опять влюбленный,
    опять стоит пред ней
    коленопреклоненный.
    Вот иные столетья настали,
    и несчетно воды утекло.
    И давно уже нет той Натальи,
    и в музее пылится седло.
    Позабыт командир -
    дам уездных кумир.
    Жаждет новых потех
    просвещенный наш мир.
    А юный тот гусар,
    в Наталию влюбленный,
    опять стоит пред ней
    коленопреклоненный.
     (пластинка, 1986)
    Все глуше музыка души,
    Все глуше музыка души,
    все звонче музыка атаки.
    Но ты об этом не спеши,
    не обмануться бы во мраке:
    что звонче музыка атаки,
    что глуше музыка души.
    Чем громче музыка атаки,
    тем слаще мед огней домашних.
    И это было только так
    в моих скитаниях вчерашних:
    тем слаще мед огней домашних,
    чем громче музыка атак.
    Из глубины ушедших лет
    еще вернее, чем когда-то:
    чем громче музыка побед,
    тем горше каждая утрата.
    Еще вернее, чем когда-то,
    из глубины ушедших лет.
    И это все у нас в крови,
    хоть этому не обучались:
    чем чище музыка любви,
    тем громче музыка печали.
    Чем громче музыка печали,
    тем выше музыка любви.
     (пластинка, 1986)
    x x x
    Официант Антон Андрианович
    ненавидит всякую снедь.
    Официант Антон Андрианович
    ненавидит посуды звон.
    Все равно ему - оловянная,
    серебряная, золотая...
    И несдержанность постояльцев
    оборачивается злом -
    И тускнеет шевелюра его завитая.
    Шеф-повар Антон Митрофанович
    ненавидит всякую снедь:
    ему бы селедки да хлеба кусочек.
    А супруга пророчит мужу голодную смерть
    и готовит ему повкуснее - а он не хочет.
    Она идет к нему с блюдами, как на свидание,
    но пончики портятся, прокисает рагу
    и лежат нетронутыми караси в сметане,
    как французские гренадеры в подмосковном снегу.
    Полковник Антон Севастьянович
    ненавидит шаг строевой:
    человеку нужна раскованная походка.
    Но он марширует, пока над его головой
    клубится такая рискованная погодка.
    Я, нижеподписавшийся, ненавижу слова,
    слова, которым не боязно в речах поизноситься,
    слова, от которых кружится говорящего голова,
    слова, которые любят со звоном произноситься.
    Они себя кулачками ударяют в свинцовую грудь,
    выкрикиваются, выпеваются трубно...
    Слова, которым так хочется меня обмануть,
    хотя меня давно обмануть уже трудно.
     (концерт, 1985)
    После дождичка небеса просторны,
    После дождичка небеса просторны,
    голубей вода, зеленее медь.
    В городском саду флейты да валторны.
    Капельмейстеру хочется взлететь.
    Ах, как помнятся прежние оркестры,
    не военные, а из мирных лет.
    Расплескалася в улочках окрестных
    та мелодия - а поющих нет.
    С нами женщины - все они красивы -
    и черемуха - вся она в цвету.
    Может, жребий нам выпадет счастливый:
    снова встретимся в городском саду.
    Но из прошлого, из былой печали,
    как ни сетую, как там ни молю,
    проливается черными ручьями
    эта музыка прямо в кровь мою.
     (концерт, 1985)
    x x x
    Из жизни прекрасной, но странной,
    и короткой, как росчерк пера,
    над дымящейся свежею раной
    призадуматься, право, пора...
    Призадуматься и присмотреться,
    поразмыслить, покуда живой,
    что там кроется в сумерках сердца,
    в самой черной его кладовой.
    Пусть твердят, что дела твои плохи,
    но пора научиться, пора,
    не вымаливать жалкие крохи
    милосердия, правды, добра.
    И пред ликом суровой эпохи,
    что по-своему тоже права,
    не выжуливать жалкие крохи,
    а творить, засучив рукава.
     (концерт, 1985)
    Что-то дождичек удач падает нечасто,
    Что-то дождичек удач падает нечасто,
    впрочем, жизнью и такой стоит дорожить.
    Скоро все мои друзья выбьются в начальство,
    и, наверно, мне тогда станет легче жить.
    Робость давнюю свою я тогда осилю.
    Как пойдут мои дела, можно не гадать.
    Зайду к Юре в кабинет, загляну к Фазилю,
    и на сердце у меня будет благодать.
    Зайду к Белле в кабинет, скажу:
     "Здравствуй, Белла!"
    Скажу: "Дело у меня. Помоги решить".
    Она скажет: "Ерунда. Разве это дело?"
    И, конечно, сразу мне станет легче жить.
    Часто снятся по ночам кабинеты эти,
    не сегодняшние - нет, завтрашние - да.
    Самовары на столе, дама на портрете...
    Вообщем, стыдно по пути не зайти туда.
    Города моей страны все в леса одеты.
    Звук пилы и топора трудно заглушить.
    Может, это для друзей строят кабинеты.
    Вот построят, и тогда станет легче жить.
     (концерт, 1985)ПОСВЯЩАЮ ЭТУ КНИГУ МОЕЙ МАМЕ
     НОВОЕ УТРО
    Не клонись-ка ты, головушка,
    от невзгод и от обид,
    мама, белая голубушка,
    утро новое горит.
    Все оно смывает начисто,
    все разглаживает вновь...
    Отступает одиночество,
    возвращается любовь.
    И сладки, как в полдень пасеки,
    как из детства голоса,
    твои руки, твои песенки,
    твои вечные глаза.
    1957
    x x x
    Пароход попрощается басом,
    и пойдет волной его качать...
    В жизни я наошибался.
    Не пора ли кончать?
    Вот я снова собираю пожитки
    и... опять совершаю ошибки.
    А кто-то кричит мне с порога:
    - Это ж не дорога, а морока!..
    А мне спешить далеко-далеко:
    жизнь не дается на два срока.
    1957
    ПОЛНОЧНЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС
    Когда мне невмочь пересилить беду,
    когда подступает отчаянье,
    я в синий троллейбус сажусь на ходу,
    в последний,
    в случайный.
    Полночный троллейбус, по улице мчи,
    верши по бульварам круженье,
    чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи
    крушенье,
    крушенье.
    Полночный троллейбус, мне дверь отвори!
    Я знаю, как в зябкую полночь
    твои пассажиры - матросы твои -
    приходят
    на помощь.
    Я с ними не раз уходил от беды,
    я к ним прикасался плечами...
    Как много, представьте себе, доброты
    в молчанье,
    в молчанье.
    Полночный троллейбус плывет по Москве,
    Москва, как река, затухает,
    и боль, что скворчонком стучала в виске,
    стихает,
    стихает.
    1957
    ПЕРВЫЙ ДЕНЬ НА ПЕРЕДОВОЙ
    Волнения не выдавая,
    оглядываюсь, не расспрашивая.
    Так вот она - передовая!
    В ней ничего нет страшного.
    Трава не выжжена, лесок не хмур,
    и до поры
    объявляется перекур.
    Звенят комары.
    Звенят, звенят
    возле меня.
    Летят, летят -
    крови моей хотят.
    Отбиваюсь в изнеможении
    и вдруг попадаю в сон:
    дым сражения, окружение,
    гибнет, гибнет мой батальон.
    А пули звенят
    возле меня.
    Летят, летят -
    крови моей хотят.
    Кричу, обессилев,
    через хрипоту:
    "Пропадаю!"
    И к ногам осины,
    весь в поту,
    припадаю.
    Жить хочется!
    Жить хочется!
    Когда же это кончится?..
    Мне немного лет...
    гибнуть толку нет...
    я ночных дозоров не выстоял...
    я еще ни разу не выстрелил...
    И в сопревшую листву зарываюсь
    и просыпаюсь...
    Я, к стволу осины прислонившись, сижу,
    я в глаза товарищам гляжу-гляжу:
    а что, если кто-нибудь в том сне побывал?
    А что, если видели, как я воевал?
    1957
    АНГЕЛЫ
    Выходят танки из леска,
    устало роют снег,
    а неотступная тоска
    бредет за нами вслед.
    Победа нас не обошла,
    да крепко обожгла.
    Мы на поминках водку пьем,
    да ни один не пьян.
    Мы пьем напропалую
    одну, за ней вторую,
    пятую, десятую,
    горькую, десантную.
    Она течет, и хоть бы черт,
    ну хоть бы что - ни капельки...
    Какой учет, когда течет?
    А на закуску - яблоки.
    На рынке не развешенные
    дрожащею рукой,
    подаренные женщиной,
    заплаканной такой.
    О ком ты тихо плакала?
    Все, знать, не обо мне,
    пока я топал ангелом
    в защитной простыне.
    Ждала, быть может, слова,
    а я стоял едва,
    и я не знал ни слова,
    я все забыл слова.
    Слова, слова... О чем они?
    И не припомнишь всех.
    И яблочко моченое
    упало прямо в снег.
    На белом снегу
    лежит оно.
    Я к вам забегу
    давным-давно,
    как еще до войны,
    как в той тишине,
    когда так нужны
    вы не были мне...
    1957
    СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ МАРШ
     Е.Евтушенко
    Надежда, я вернусь тогда,
     когда трубач отбой сыграет,
    когда трубу к губам приблизит
     и острый локоть отведет.
    Надежда, я останусь цел:
     не для меня земля сырая,
    а для меня - твои тревоги
     и добрый мир твоих забот.
    Но если целый век пройдет
     и ты надеяться устанешь,
    надежда, если надо мною
     смерть распахнет свои крыла,
    ты прикажи,пускай тогда
     трубач израненный привстанет,
    чтобы последняя граната
     меня прикончить не смогла.
    Но если вдруг когда-нибудь
     мне уберечься не удастся,
    какое новое сраженье
     ни покачнуло б шар земной,
    я все равно паду на той,
     на той далекой, на гражданской,
    и комиссары в пыльных шлемах
     склонятся молча надо мной.
    1957
    КОРОЛЬ
    Во дворе,где каждый вечер все играла радиола,
    где пары танцевали, пыля,
    ребята уважали очень Леньку Королева
    и присвоили ему званье короля.
    Был король, как король, всемогущ. И если другу
    станет худо и вообще не повезет,
    он протянет ему свою царственную руку,
    свою верную руку - и спасет.
    Но однажды, когда "мессершмитты", как вороны,
    разорвали на рассвете тишину,
    наш Король, как король, он кепчонку, как корону -
    набекрень, и пошел на войну.
    Вновь играет радиола, снова солнце в зените,
    да некому оплакать его жизнь,
    потому что тот король был один (уж извините),
    королевой не успел обзавестись.
    Но куда бы я ни шел, пусть какая ни забота,
    (по делам или так, погулять),
    все мне чудится что вот за ближайшим поворотом
    Короля повстречаю опять.
    Потому что на войне, хоть и правда, стреляют,
    не для Леньки сырая земля.
    Потому что (виноват), но я Москвы не представляю
    без такого, как он,короля.
    1957
    ПЕСЕНКА О СОЛДАТСКИХ САПОГАХ
    Вы слышите, грохочут сапоги,
    и птицы ошалелые летят,
    и женщины глядят из-под руки?
    Вы поняли, куда они глядят?
    Вы слышите: грохочет барабан?
    Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней...
    Уходит взвод в туман-туман-туман...
    А прошлое ясней-ясней-ясней.
    А где же наше мужество, солдат,
    когда мы возвращаемся назад?
    Его, наверно, женщины крадут
    и, как птенца, за пазуху кладут.
    А где же наши женщины, дружок,
    когда вступаем мы на свой порог?
    Они встречают нас и вводят в дом,
    но в нашем доме пахнет воровством.
    А мы рукой на прошлое: вранье!
    А мы с надеждой в будущее: свет!
    А по полям жиреет воронье,
    а по пятам война грохочет вслед.
    И снова переулком - сапоги,
    и птицы ошалелые летят,
    и женщины глядят из-под руки...
    В затылки наши круглые глядят.
    1957
    x x x
    Глаза - неведомые острова
    лугов зеленых,
    тобою населенных.
    Там не в чести слова
    и часовые стерегут кордоны.
    Там, прямо в утро
    окуная головы,
    воркуют голуби
    задумчиво и мудро.
    Там окна плещут
    на рассвете ставнями...
    А я прикинусь странником,
    мешок - за плечи.
    Мне нужно в ту страну!
    И, поздно или рано,
    я зоркую охрану
    обману.
     1957
    ПОДМОСКОВЬЕ
    1
    Март намечается.
     Слезою со щеки
    вдруг скатывается издалека...
    И вербины цветы, как серые щенки,
    ерошат шерсть и просят молока.
    И тополи попеременно
    босые ноги ставят в снег,
     скользя,
    шагают, как великие князья, -
    как будто безнадежно, но надменно.
    2
    Кричат за лесом электрички,
    от лампы - тени на стене,
    и бабочки, как еретички
    горят на медленном огне.
    Сойди к реке по тропке топкой,
    и понесет сквозь тишину
    зари вечерней голос тонкий,
    ее последнюю струну.
    Там отпечатаны коленей
    остроконечные следы,
    как будто молятся олени,
    чтоб не остаться без воды...
    По берегам, луной залитым,
    они стоят: глаза - к реке,
    твердя вечерние молитвы
    на тарабарском языке.
    Там птицы каркают и стонут.
    Синеют к ночи камыши,
    и ветры с грустною истомой
    все дуют в дудочку души...
    3
    На белый бал берез не соберу.
    Холодный хор хвои хранит молчанье.
    Кукушки крик, как камешек отчаянья,
    все катится и катится в бору.
    И все-таки я жду из тишины
    (как тот актер, который знает цену
    чужим словам, что он несет на сцену)
    каких-то слов, которым нет цены.
    Ведь у надежд всегда счастливый цвет,
    надежный и таинственный немного,
    особенно, когда глядишь с порога,
    особенно, когда надежды нет.
    4
    А знаешь ты,
    что времени у нас в обрез
    и кошельки легки без серебра,
    учитель мой, взъерошенный как бес,
    живущий в ожидании добра?
    Когда-нибудь
    окончится осенний рейс,
    и выяснится, наконец, кто прав,
    и скинет с плеч своих наш поздний лес
    табличку медную:
     "За нарушенье - штраф!"
    Когда-нибудь
    внезапно стихнет карусель
    осенних рощ и неумытых луж,
    и только изумленное:
     "Ужель
    возможно это?!" -
     вырвется из душ.
    И в небеса
    взовьется белый дым змеей,
    и, словно по законам волшебства,
    мы пролетим над теплою землей
    в обнимку,
    как кленовая листва...
    5
    Где-то там, где первый лег ручей,
    где пробился корм, парной и смачный,
    начинаются бунты грачей
    и жуков торжественные свадьбы.
    И меж ними, словно меж людьми,
    разворачиваются,
     как горы,
    долгие мистерии любви
    и решительные разговоры.
    И к коричневым глазам коров,
    и к безумным бусинкам кошачьим
    подступают из глубин дворов
    и согласие и неудачи...
    И тогда доносится с небес,
    словно мартовская канонада:
    - Вы хотите друг без друга,
     без
    маеты?..
    - Не надо! Нет, не надо!
    1956-1957
    ВОБЛА
    Холод войны немилосерд и точен.
    Ей равнодушия не занимать.
    ...Пятеро голодных сыновей и дочек
    и одна отчаянная мать.
    И каждый из нас глядел в оба,
    как по синей клеенке стола
    случайная одинокая вобла
    к земле обетованной плыла,
    как мама руками теплыми
    за голову воблу брала,
    к телу гордому ее прикасалась,
    раздевала ее догола...
    Ах, какой красавицей вобла казалась!
    Ах, какой крошечной вобла была!
    Она клала на плаху буйную голову,
    и летели из-под руки
    навстречу нашему голоду
    чешуи пахучие медяки.
    А когда-то кружек звон, как звон
     наковален,
    как колоколов перелив...
    Знатоки ее по пивным смаковали,
    королевою снеди пивной нарекли.
    ...Пятеро голодных сыновей и дочек.
    Удар ножа горяч как огонь.
    Вобла ложилась кусочек в кусочек -
    по сухому кусочку в сухую ладонь.
    Нас покачивало военным ветром,
    и, наверное, потому
    плыла по клеенке счастливая жертва
    навстречу спасению моему.
    1957
    x x x
    А.Ш.
    Нева Петровна, возле вас - все львы.
    Они вас охраняют молчаливо.
    Я с женщинами не бывал счастливым,
    вы - первая. Я чувствую, что - вы.
    Послушайте, не ускоряйте бег,
    банальным славословьем вас не трону:
    ведь я не экскурсант, Нева Петровна,
    я просто одинокий человек.
    Мы снова рядом. Как я к вам привык!
    Я всматриваюсь в ваших глаз глубины.
    Я знаю: вас великие любили,
    да вы не выбирали, кто велик.
    Бывало, вы идете на проспект,
    не вслушиваясь в титулы и званья,
    а мраморные львы - рысцой за вами
    и ваших глаз запоминают свет.
    И я, бывало, к тем глазам нагнусь
    и отражусь в их океане синем
    таким счастливым, молодым и сильным...
    Так отчего, скажите, ваша грусть?
    Пусть говорят, что прошлое не в счет.
    Но волны набегают, берег точат,
    и ваше платье цвета белой ночи
    мне третий век забыться не дает.
    1957
    x x x
    Не бродяги, не пропойцы,
    за столом семи морей
    вы пропойте, вы пропойте
    славу женщине моей!
    Вы в глаза ее взгляните,
    как в спасение свое,
    вы сравните, вы сравните
    с близким берегом ее.
    Мы земных земней.
     И вовсе
    к черту сказки о богах!
    Просто мы на крыльях носим
    то, что носят на руках.
    Просто нужно очень верить
    этим синим маякам,
    и тогда нежданный берег
    из тумана выйдет к вам.
    1957
    ВАНЬКА МОРОЗОВ
     А.Межирову
    За что ж вы Ваньку-то Морозова?
    Ведь он ни в чем не виноват.
    Она сама его морочила,
    а он ни в чем не виноват.
    Он в старый цирк ходил на площади
    и там циркачку полюбил.
    Ему чего-нибудь попроще бы,
    а он циркачку полюбил.
    Она по проволоке ходила,
    махала белою рукой,
    и страсть Морозова схватила
    своей мозолистой рукой.
    А он швырял большие сотни:
    ему-то было все равно.
    А по нему Маруся сохла,
    и было ей не все равно.
    Он на извозчиках катался,
    циркачке чтобы угодить,
    и соблазнить ее пытался,
    чтоб ей, конечно, угодить.
    Не думал, что она обманет:
    ведь от любви беды не ждешь...
    Ах Ваня, Ваня, что ж ты, Ваня?
    Ведь сам по проволке идешь!
    1957
    ГОЛУБОЙ ШАРИК
    Девочка плачет: шарик улетел.


1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]

/ Полные произведения / Окуджава Б. / Лирика


Смотрите также по произведению "Лирика":


2003-2024 Litra.ru = Сочинения + Краткие содержания + Биографии
Created by Litra.RU Team / Контакты

 Яндекс цитирования
Дизайн сайта — aminis